Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
вают щетки 1 и проверяют их установку. На четыре полюса 8, укрепленные в корпусе, надевают катушки 7 обмотки возбуждения. Под катушками для изоляции их от корпуса укладывают картонные прокладки 10. Корпус и полюсы стальные. Катушки обмотки возбуждения изготовляют из прямоугольного медного провода, витки которого изоли рованы один от другого тонким картоном. Снаружи катушки обмотаны хлопчатобумажной лентой и пропитаны лаком № 13 для повышения электрической и механической проч ности и влагостойкости. Изоляция между катушками об мотки возбуждения и корпусом не должна пробиваться переменным током напряжением 550 В.
Полюсные винты 6 должны быть надежно затянуты и хорошо зачеканены, иначе при вибрации стартера они мо гут отвернуться, что приведет к задеванию якоря за по люсы.
В корпусе укреплен медный контактный болт 4, который изолирован втулкой 5 и шайбой 3.
Якорь стартера вращается в трех бронзографитовых под шипниках (вкладышах), закрепленных в держателе 10 (см. рис. 62), и в двух крышках 5 и 13. Применять такие вкладыши вместо шарикоподшипников можно благодаря кратковременному действию стартера. После пропитки авиационным маслом (ГОСТ 1013—49) бронзографитовые вкладыши вследствие присутствия в них графита становятся самосмазывающимися.
Рис. 63. Корпус стартера СТ8:
1— щетки, соединенные с массой; 2 — винт; 3 — изоляционная шайба; 4 — контактный болт; 5 — изоляционная втулка; 6 — полюсный винт; 7 — ка
тушка обмотки возбуждения; 8 — полюс; 9 — корпус; 10 — картонная про кладка.
141
У стартеров большинства типов нет специальных масле нок, так как смазка вклады ша достаточна до первой раз борки стартера (масленки
|
есть только у стартеров боль |
||
|
шой мощности). |
состоит |
|
|
Якорь |
стартера |
|
|
из вала с напрессованными на |
||
|
него стальными цластинами |
||
|
и двумя пластинами из элект |
||
|
рокартона по краям, которые |
||
|
образуют |
сердечник |
якоря. |
|
В пазы сердечника |
уложены |
|
|
секции обмотки якоря, изго |
||
|
товленные |
из неизолирован |
|
|
ного прямоугольного медного |
||
|
провода |
(рис. 64). |
Концы |
|
секций припаивают к коллек |
||
Рис. 64. Секция обмотки якоря |
тору, напрессованному на вал |
||
якоря. |
|
|
|
стартера СТ8. |
Вал якоря стальной. Для |
надежной запрессовки коллек тора и пластин якоря на валу сделана накатка. Со стороны привода на нем равномерно расположены по окружности шесть шлицов, по которым свободно перемещается направ ляющая втулка привода. Шейки вала шлифованные. Коли чество стальных пластин в сердечнике 54—66; толщина их 1,15—1,20 мм. С обеих сторон сердечника напрессовывают по одной картонной пластине толщиной 1,5 мм, которые предохраняют изоляцию обмотки от повреждения острыми краями сердечника.
В каждый паз сердечника якоря (всего 23 паза) уклады вают изоляционный картон: на основание паза толщиной 0,3 мм для нижнего витка и в верхнюю часть его толщиной 0,4 мм для верхнего витка. В изолированные пазы якоря укладывают секции обмотки, как показано на рисунке 65.
Первую секцию обмотки якоря укладывают правой ра бочей частью в паз 1 сердечника. Этот паз точно расположен против коллекторной пластины 4. Правый конец (началь ный) первой секции должен располагаться в прорези кол лекторной пластины. При этом смещение секции по коллек тору относительно паза 1 будет равно ширине трех коллек торных пластин. Так же укладывают в пазы сердечника
142
поочередно все правые рабочие части секций. После этого укладывают левую рабочую часть первой секции так, чтобы шаг первой секции по сердечнику был бы равен расстоянию от паза / до паза V II, а шаг по коллектору — от пластины 1 до пластины 13] шаг второй секции по сердечнику был бы ра вен расстоянию от паза I I до паза V III, а по коллектору — от пластины 2 до пластины 14 и т. д. Секции изолируют одну от другой электротехническим картоном.
Концы секций укладывают в шлицы коллектора и про паивают припоем ПОС-40. Для повышения электрической и механической прочности обмотку якоря пропитывают изо ляционным лаком и сушат.
Биение коллектора относительно шеек вала якоря долж но быть не более 0,05 мм, а зазор между секциями якоря в лобовой части со стороны привода должен быть не менее 0,5 мм; при меньшем зазоре вследствие вибрации может быть короткое замыкание. Изоляция обмотки якоря должна вы держивать на пробой напряжение 550 В. Коллектор стар тера отличается от коллектора генераторов тем, что у него медные коллекторные пластины большего сечения. Крышка 1 (рис. 66) со стороны коллектора отштампована из стали. К ней приклепаны четыре щеткодержателя 3, изготовлен ные из стальной ленты, с четырьмя стальными пружинами 2. Пружины вороненые, термически обработанные. Два щет кодержателя минусовых щеток соединены с массой (кор пусом) и два плюсовых щеткодержателя изолированы от крышки текстолитовыми прокладками, шайбами и втул-
Мевая рабочая Правая рабочая
Рис. 65. Схема укладки секций обмотки якоря стартера СТ8.
148
а
Рис. 66. Крышка со стороны коллектора стартера СТ8:
/ — крышка; 2 — пружина щеткодержателя; 3 — щеткодержатель; 4— бронзографитовый подшипник (вкладыш).
нами. Плюсовые щетки соединены гибкими медными кана тиками с катушками обмотки возбуждения.
Щетки прижимаются к коллектору при помощи лен точных пружин. Вследствие большой величины тока щетки применяют меднографитовые, свинцовистые. Свинец умень шает падение напряжения под щетками и износ коллектора. Плотность тока на щетках доходит во время включения стартера до 60—100 А/см2. Хороший контакт щеток с кол лектором обеспечивается давлением пружин на щетки. Если давление будет слишком большим, то щетки и коллектор быстро износятся. При недостаточном давлении будут обго рать как коллектор, так и щетки, что также приведет к их быстрому износу. Марки щеток, величина давления пру жин на щетки и параметры обмоток приводятся в таб лице 30.
Электрическая прочность изолированных щеткодержа телей должна быть 550 В. Щеткодержатели не должны иметь качки, так как это ухудшает прилегание щеток к коллек тору, вызывает искрение и преждевременный износ щеток и коллектора. Изоляционные прокладки, шайбы и втулки щеткодержателей должны быть без трещин, так как при
144
Диаметрсердечника якоря, мм |
Расстояниемежду полюсамипо диа метру, мм |
Диаметрколлекто мм,ра |
Числопазов в якоре |
Числоколлектор- пластинных |
Шагнамотки по па якорязам |
намоткиШаг по коллектору |
Тип стартера |
|
|
|
|
|
|
!| |
|
|
|
| |
|
|
СТ8, СТ20, СТ20-Б, 72,7 |
74 |
40 |
23 |
23 |
1—7 |
1—13 |
СТ201, СТ200, |
|
|
|
|
|
|
СТ204, СТ15-Б,
СТ15-Д
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 30 |
|
Обмотка якоря |
|
Обмотка возбужде |
|
|
|||
|
|
|
ния |
а |
|
|
|
маркапрово сечение,да провода, мм, диаметрили провода, мм |
а |
|
я«а |
|
|
||
~ я |
о |
|
Давление пру |
||||
|
о |
|
о4, |
2 |
Марка |
||
|
X |
|
я Z, |
5 |
н |
жины на щет |
|
|
н |
|
О 5 * |
щеток |
|||
|
ш |
с* я * |
а |
|
ку, ГС |
||
|
Л>> |
СS' cf |
о |
|
|
||
|
9 |
п |
Я£ о |
|
|
||
|
Ч со |
s* |
а |
е? |
|
|
|
|
9 |
с |
о. * о |
и |
|
|
|
мгм, |
2 |
|
мгм, |
5,5 |
м гсо |
850—1400 |
|
2,5X4,2 |
|
|
1,81X6,9 |
|
|
|
СТ4, СТ4-А |
59 |
60,2 |
36 |
23 |
23 |
1—7 |
1—12 |
ПЭВ2, |
4 |
МГМ, |
5,5 |
м гсо |
675—1100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,81 |
|
1,56X4,7 |
|
|
|
СТ50, СТ50-Б |
82,3 |
83,8 |
55 |
25 |
25 |
1—7 |
1—13 |
МГМ, |
2 |
МГМ, |
6,5 |
м гсо |
1000—1300 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2,63x6,5 |
|
2,26x8 |
|
|
|
СТ212, СТ212-Б, |
84,5 |
85,6 |
55 |
27 |
27 |
1—8 |
1—14 |
МГМ, |
2 |
МГМ, |
5,5 |
м гсо |
1000—1300 |
CT2J2-P |
|
|
|
|
|
|
|
2,63x6,5 |
|
3,05X7,4 |
|
|
|
СТ130-А1, СТ130-Б 77,3 |
78,8 |
40 |
31 |
31 |
1—7 |
1—13 |
МГМ, |
2 |
МГМ, |
10 |
м гсо |
850—1400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,95x3,8 |
|
1,25X5,5 |
|
|
|
Тип стартера
СТ222
СТ26
СТ100
СТ103
СТ113, СТ113-Б
СТ230, СТ230-Б
Диаметр сердечника якоря, мм |
Расстояние между полюсами по диа метру, мм |
Диаметр коллекто ра, мм |
Число пазов в якоре |
Число коллектор ных пластин |
Шаг намотки по па зам якоря |
Шаг намотки по коллектору |
77,5 |
78,8 |
48 |
25 |
25 |
1—7 |
1—13 |
93 |
93,6 |
55 |
27 |
27 |
1—8 |
1—14 |
82 |
83,6 |
55 |
27 |
27 |
1—8 |
1—14 |
94,4 |
94,7 |
59 |
27 |
27 |
1—8 1—14 |
|
64,8 |
66,3 |
36 |
31 |
31 |
1—9 |
1—17 |
77,8 |
77,8 |
44 |
29 |
29 |
1—8 |
1—15 |
Продолжение
Обмотка якоря
марка прово да, сечение провода, мм, или диаметр провода, мм |
число витков в пазу |
1 |
1 |
м гм , |
2 |
2,5 X 4,2 |
|
МГМ, |
2 |
2,6 X8,5 |
|
МГМ, |
2 |
2,63X8,5 |
|
МГМ, |
2 |
2,1X12,5 |
|
МГМ, |
2 |
1,45X4,4 |
|
МГМ, |
2 |
2,26x3,53 |
|
Обмотка возбуж дения
марка прово да, сечение провода, мм |
число витков |
м гм , |
6,5 |
1,95X5,5 |
|
МГМ, |
8 |
2,1x12,5 |
|
МГМ, |
10 |
1,68x9,3 |
|
МГМ, |
8 |
3,53X12,5 |
|
МГМ, |
4 |
2,44X5,5 |
|
МГМ, |
10,5 |
1,16X5,5 |
|
Марка Давление пру щеток жины на щет
ку, гс
мг с о 1700—2100
мг с о 1200— 1800
мг с о 875—1450
мг с о 1250—1750
мг с о 1000—1400
мг с о 1000—1400