Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

попадании в них пыли и грязи возникает короткое замы* кание.

Крышка 1 (рис. 67) со стороны привода отлита из чугуна или из алюминия. В нее впрессован бронзографитовый под­ шипник 2 (вкладыш). В крышке имеется посадочный бур­ тик и фланец с двумя отверстиями для болтов крепления стартера к двигателю. Установочный штифт 3 фиксирует крышку в корпусе стартера. В стартере крышки стянуты двумя стяжными шпильками. К крышке привернут держа­ тель 2 (рис. 68) промежуточного подшипника 1 вала якоря. Держатель стальной или из цинкового сплава, а промежу­ точный подшипник изготовлен из бронзографитовой смеси.

На крышке со стороны привода имеется рычаг включе­ ния с возвратной пружиной. Рычаг с одной стороны закан­ чивается вилкой, на концах которой расположены круглые стальные пальцы. Пальцы в вилке раскернены крестнакрест.

На шлицевой части вала 14 (см. рис. 62) якоря располо­ жен привод стартера, с помощью которого шестерня стар­ тера сцепляется с венцом маховика и передает вращающий момент от стартера к двигателю, а также предупреждает разнос якоря стартера после пуска двигателя, когда ше­ стерня стартера еще находится в зацеплении с венцом ма­ ховика.

Привод стартера состоит из направляющей втулки 4 (рис. 69) с обоймой, шестерни 7, втулки 2 рычага включе­ ния, буферной пружины 3, роликов 6, пружины 8, плунже­ ров 9, запорного кольца 1 и крышки 5 муфты.

 

 

Рис. 68. Держатель промежуточ­

/ — крышка; 2 — бронзографито­

ного подшипника стартера СТ8:

I — промежуточный бронзографитовый

вый подшипник (вкладыш);

3 —

подшипник (вкладыш); 2 — держатель

установочный штифт.

 

подшипника.

т

Рис. 69. Привод стартера СТ8:

1 — запорное кольцо; 2 втулка рычага включения; 3 — буферная пружина! 4 — направляющая втулка с обоЛмоЛ; 5 — крышка муфты; 6 — ролик; 7— шестерня; 8 — пружина плунжера; 9 — плунжер.

На одном конце направляющей втулки (на внутренней поверхности) профрезерованы продольные шлицы, а на дру­ гом конце размещена обойма с фигурными рабочими по­ верхностями для роликов. На направляющей втулке рас­ положены буферная пружина и втулка рычага включения, с помощью которой рычаг перемещает привод по валу якоря. Буферная пружина одним концом упирается во втулку ры­ чага включения, а вторым — в обойму направляющей втулки. Для удержания втулки 2 в кольцевой паз направ­ ляющей втулки вставлено запорное кольцо 1. Количество зубьев шестерни 7 — девять; модуль зуба 2,5; угол зацеп­ ления 15°. Шестерня термически обработана для повыше­ ния прочности и износостойкости. От попадания грязи муфта свободного хода защищена крышкой 5. Ролики 6 и рабочие поверхности муфты смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 в смеси с 3% графита.

Между рабочей поверхностью обоймы и цилиндрической поверхностью хвостовика шестерни у приводов большин­ ства типов расположены четыре ролика. Ролики отжимаются пружинами 8 плунжеров 9 в узкую часть фигурного выреза обоймы, слегка заклинивая тем самым обойму и хвостовик шестерни. Перед включением стартера рычаг включения перемещает привод вдоль шлицов вала якоря, вводя ше­ стерню привода в зацепление с венцом маховика. В момент включения стартера, когда шестерня еще неподвижна, а якорь стартера вместе с направляющей втулкой и обой­ мой начинают вращаться против часовой стрелки, ролики закатываются в суженное пространство между обоймой и хвостовиком шестерни, заклинивая их. Направляющая

148


втулка с обоймой и шестерня начинают вращаться как одно целое и передают вращающий момент от стартера к дви­ гателю.

После пуска двигателя шестерня, находясь в зацеплении

сзубчатым венцом маховика, вращается с частотой, боль­ шей, чем частота вращения якоря при холостом ходе. При этом хвостовик шестерни смещает ролики в сторону плун­ жеров, то есть в расширенное пространство между хвосто­ виком шестерни и обоймой. Ролики освобождаются, и ше­ стерня начинает вращаться независимо от обоймы направ­ ляющей втулки с частотой, равной частоте вращения колен­ чатого вала двигателя (с учетом передаточного отношения между венцом маховика и шестерней привода), а направ­ ляющая втулка с якорем стартера в это время вращается

счастотой, соответствующей частоте холостого хода стар­ тера. Этим самым якорь стартера предохраняется от раз­ носа (выпадение секций обмотки из пазов якоря под дей­ ствием центробежной силы) после пуска двигателя.

При включении стартера зуб шестерни может упереться в зуб венца маховика. В этом случае дальнейшее движение

Рис. 70. Включатель ВК14 стартера СТ8 (без крышки):

/ — выводные болты; 2 — корпус; 3 — контактный диск глав­ ных контактов; 4 — выводная клемма дополнительного кон­ такта; 5 — дополнительный контакт; 6 — контактная чашка дополнительных контактов; 7 — плунжер.

149

160
якорь.
дополнительные контак­ ты включателя; 4
1 — обмотка возбужде­ ния; 2 — главные кон­ такты включателя; 3
Рис. 71. Электриче­ ская схема стартера СТ8:
направляющей втулки прекращается и рычаг включения через втулку рычага включения сжимает буферную пру­ жину. В тот момент, когда якорь стартера начнет вращаться и зуб шестерни окажется против впадины на венце маховика, буферная пружина, разжимаясь, введет шестерню стартера в зацепление с венцом маховика. Для более легкого зацеп­ ления торцы зубьев шестерни стартера н венца маховика скошены.
Включатель стартера, укрепленный на корпусе стартера, предназначен для подключения стартера к аккумуляторной батарее. Включатель имеет два главных неподвижных кон­ такта, выполненных за одно целое с выводными болтами 1 (рис. 70), и два дополнительных контакта 5, соединенных с выводными клеммами 4. К одному главному контакту присоединен провод от аккумуляторной батареи, другой контакт шиной соединен с выводным болтом стартера. К клеммам дополнительных контактов присоединены про­ вода от добавочного сопротивления катушки зажигания.
В корпусе 2 включателя расположен плунжер 7, на ко­ тором закреплены контактный диск 3 главных контактов и контактная чашка 6 дополнительных контактов. Диск и чашка изолированы один от другого и от массы и являются подвижными контактами. Плунжер может перемещаться
в горизонтальном направлении, в ре­ зультате чего диск и чашка замыкают соответственно главные и дополни­ тельные контакты, включая стартер на аккумуляторную батарею и замы­ кая накоротко на время пуска доба­ вочное сопротивление катушки зажи­ гания. Дополнительные контакты, как правило, должны замыкаться первыми. В свободном состоянии плунжер с диском и чашкой отжи­ маются от контактов спиральными пружинами.
Электрическая схема стартера СТ8 показана на рисунке 71.
Выше было рассмотрено устройство стартера СТ8, который является ба­ зовой моделью для многих других типов стартеров. В дальнейшем ука­ жем только особенности устройства некоторых типов стартеров.


Рнс. 72. Габаритные размеры стартера СТ15-Б:

I — рычаг включения; 2 — шестерня привода.

Рис. 73. Стартер СТ20-Б:

/ — корпус;

2 — полюс;

3 — катушка

обмотки возбуждения;

4 — крышка

со стороны

коллектора;

5 — реле привода; 6 — рычаг включения;

7 — дер­

жатель промежуточного подшипника; 8

— привод; 9 — крышка

со

стороны

привода.

Стартер СТ20 с включателем ВК14-Б. По характери­ стикам, установочным размерам, устройству и электриче­ ской схеме стартер СТ20 подобен стартеру СТ8. Различие между ними заключается только в конструкции рычага отводки.

Стартеры СТ15-Б, СТ15-Д с включателем ВК14. Уст­ ройство, принцип работы и электрическая схема стартеров этих типов такие же, как стартера СТ8, различны только конструкция крышки со стороны привода, рычага 1 (рис. 72) включения и шестерни 2 привода, имеющей модуль 3.

Стартер СТ20-Б с реле РС9. Стартер этого типа отли­ чается от стартеров СТ20 и СТ8 главным образом тем, что привод 8 (рис. 73) перемещается по шлицам вала якоря при помощи реле 5 привода.

Поэтому изменены (по сравнению со стартерами СТ20 и СТ8) крышка 9 со стороны привода, корпус ), соедини­ тельная шина и рычаг включения 6. Электрическая схема стартера СТ20-Б приведена на рисунке 74.

Стартер СТ201 с включателем ВК.201 сконструирован на базе автомобильного стартера СТ8 и тракторного СТ80-Б.

152

Он отличается от стартера СТ8 схе­

 

 

 

 

мой

соединения

катушек обмотки

 

 

 

 

возбуждения, конструкцией кры­

 

 

 

 

шки

со

стороны

привода, рычага

 

 

 

 

и привода. В нем изменено также

 

 

 

 

направление вращения якоря. Для

 

 

 

 

повышения мощности

стартера до

 

 

 

 

2,1 л. с. при емкости

аккумулятор­

 

 

 

 

ной батареи 75 А-ч катушки об­

 

 

 

 

мотки возбуждения

соединены

по

 

 

 

 

две параллельно, а группы кату­

 

 

 

 

шек одна с другой последователь­

 

 

 

 

но. Благодаря этому частота вра­

 

 

 

 

щения якоря на холостом ходу уве­

 

 

 

 

личилась до 10 000—11 000 об/мин

 

 

 

 

вместо 5000—7000 об/мин у стартера

 

 

 

 

СТ8. Вес и габариты стартера СТ201

Рис.

74.

Электрическая

такие же, как и у стартера СТ80-Б.

схема стартера СТ20-Б:

Для

предотвращения

выпадения

/ — якорь; 2 — обмотка воз­

буждения;

3

— контакты

обмотки

якоря на нее

со стороны

включателя;

4

— дополни­

привода

накладывают

бандаж

1

тельное (промежуточное) ре­

ле включения;

5 — контак­

(рис. 75). Якорь,

изготовленный

ты

дополнительного реле;

 

6 — реле привода.

с бандажом,

выдерживает

без

 

 

 

 

разрушения 12 500

об/мин.

 

 

 

 

 

Для повышения прочности крышки со стороны при­

вода примерно на 30% увеличены

ее

твердость и тол­

щина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для предотвращения перекоса крышки при установке стартера на двигатель ее изготовляют с тремя приливами под болты крепления вместо двух (рис. 76). В конструкции включателя убраны дополнительные контакты, которые не использовались в электрической схеме стартера.

Электрическая схема стартера СТ201 показана на ри­ сунке 77.

Рис. 75. Якорь стартера СТ201:

1— бандаж.

153


Стартер СТ200 с включателем ВК200 обладает мощ­ ностью 1,3 л. с. при работе от аккумуляторной батареи ем­ костью 75 А-ч. Этот стартер также сконструирован на базе автомобильного стартера СТ8 и тракторного СТ81.

В стартере СТ200 увеличена прочность крышки со сто­ роны привода, но по сравнению со стартером СТ201 стар­ тер СТ200 крепят двумя болтами. Обмотка якоря стянута бандажом той же конструкции, что и в стартере СТ201. Включатель ВК200 без дополнительных контактов, так же как и включатель ВК201.

Стартеры СТ50 и СТ50-Б с включателем ВК250. Стар­ тер СТ50 устанавливают на двигатель трактора МТЗ-5М.

 

Он является основной частью пускового

 

устройства, в которое входят также свечи

 

накаливания с дополнительным сопротив­

 

лением и контрольный элемент свечей на­

 

каливания.

Стартер крепят тремя болтами

 

к картеру маховика с правой стороны дви­

 

гателя.

 

 

Включается стартер принудительно.

 

При нажатии водителем на педаль шестер­

 

ня привода вводится в зацепление с венцом

 

маховика, одновременно с этим замыкают­

 

ся главные

контакты включателя, уста­

 

новленного на корпусе стартера, и колен-

Рис. 77. Элек-

чатый вал проворачивается с частотой

трическая схема

80—150 об/мин. Во включателе, кроме глав­

стартера СТ201:

ных контактов, имеются дополнительные,

обмотк'Г^'возбуж-

которые при пуске двигателя закорачивают

деиия; з - кон-

дополнительное сопротивление в цепи све-

такты включате-

-

i

ля.

чей накаливания, благодаря чему сохра-

154