Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
попадании в них пыли и грязи возникает короткое замы* кание.
Крышка 1 (рис. 67) со стороны привода отлита из чугуна или из алюминия. В нее впрессован бронзографитовый под шипник 2 (вкладыш). В крышке имеется посадочный бур тик и фланец с двумя отверстиями для болтов крепления стартера к двигателю. Установочный штифт 3 фиксирует крышку в корпусе стартера. В стартере крышки стянуты двумя стяжными шпильками. К крышке привернут держа тель 2 (рис. 68) промежуточного подшипника 1 вала якоря. Держатель стальной или из цинкового сплава, а промежу точный подшипник изготовлен из бронзографитовой смеси.
На крышке со стороны привода имеется рычаг включе ния с возвратной пружиной. Рычаг с одной стороны закан чивается вилкой, на концах которой расположены круглые стальные пальцы. Пальцы в вилке раскернены крестнакрест.
На шлицевой части вала 14 (см. рис. 62) якоря располо жен привод стартера, с помощью которого шестерня стар тера сцепляется с венцом маховика и передает вращающий момент от стартера к двигателю, а также предупреждает разнос якоря стартера после пуска двигателя, когда ше стерня стартера еще находится в зацеплении с венцом ма ховика.
Привод стартера состоит из направляющей втулки 4 (рис. 69) с обоймой, шестерни 7, втулки 2 рычага включе ния, буферной пружины 3, роликов 6, пружины 8, плунже ров 9, запорного кольца 1 и крышки 5 муфты.
|
|
Рис. 68. Держатель промежуточ |
/ — крышка; 2 — бронзографито |
ного подшипника стартера СТ8: |
|
I — промежуточный бронзографитовый |
||
вый подшипник (вкладыш); |
3 — |
подшипник (вкладыш); 2 — держатель |
установочный штифт. |
|
подшипника. |
т
Рис. 69. Привод стартера СТ8:
1 — запорное кольцо; 2 —втулка рычага включения; 3 — буферная пружина! 4 — направляющая втулка с обоЛмоЛ; 5 — крышка муфты; 6 — ролик; 7— шестерня; 8 — пружина плунжера; 9 — плунжер.
На одном конце направляющей втулки (на внутренней поверхности) профрезерованы продольные шлицы, а на дру гом конце размещена обойма с фигурными рабочими по верхностями для роликов. На направляющей втулке рас положены буферная пружина и втулка рычага включения, с помощью которой рычаг перемещает привод по валу якоря. Буферная пружина одним концом упирается во втулку ры чага включения, а вторым — в обойму направляющей втулки. Для удержания втулки 2 в кольцевой паз направ ляющей втулки вставлено запорное кольцо 1. Количество зубьев шестерни 7 — девять; модуль зуба 2,5; угол зацеп ления 15°. Шестерня термически обработана для повыше ния прочности и износостойкости. От попадания грязи муфта свободного хода защищена крышкой 5. Ролики 6 и рабочие поверхности муфты смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 в смеси с 3% графита.
Между рабочей поверхностью обоймы и цилиндрической поверхностью хвостовика шестерни у приводов большин ства типов расположены четыре ролика. Ролики отжимаются пружинами 8 плунжеров 9 в узкую часть фигурного выреза обоймы, слегка заклинивая тем самым обойму и хвостовик шестерни. Перед включением стартера рычаг включения перемещает привод вдоль шлицов вала якоря, вводя ше стерню привода в зацепление с венцом маховика. В момент включения стартера, когда шестерня еще неподвижна, а якорь стартера вместе с направляющей втулкой и обой мой начинают вращаться против часовой стрелки, ролики закатываются в суженное пространство между обоймой и хвостовиком шестерни, заклинивая их. Направляющая
148
втулка с обоймой и шестерня начинают вращаться как одно целое и передают вращающий момент от стартера к дви гателю.
После пуска двигателя шестерня, находясь в зацеплении
сзубчатым венцом маховика, вращается с частотой, боль шей, чем частота вращения якоря при холостом ходе. При этом хвостовик шестерни смещает ролики в сторону плун жеров, то есть в расширенное пространство между хвосто виком шестерни и обоймой. Ролики освобождаются, и ше стерня начинает вращаться независимо от обоймы направ ляющей втулки с частотой, равной частоте вращения колен чатого вала двигателя (с учетом передаточного отношения между венцом маховика и шестерней привода), а направ ляющая втулка с якорем стартера в это время вращается
счастотой, соответствующей частоте холостого хода стар тера. Этим самым якорь стартера предохраняется от раз носа (выпадение секций обмотки из пазов якоря под дей ствием центробежной силы) после пуска двигателя.
При включении стартера зуб шестерни может упереться в зуб венца маховика. В этом случае дальнейшее движение
Рис. 70. Включатель ВК14 стартера СТ8 (без крышки):
/ — выводные болты; 2 — корпус; 3 — контактный диск глав ных контактов; 4 — выводная клемма дополнительного кон такта; 5 — дополнительный контакт; 6 — контактная чашка дополнительных контактов; 7 — плунжер.
149
Рнс. 72. Габаритные размеры стартера СТ15-Б:
I — рычаг включения; 2 — шестерня привода.
Рис. 73. Стартер СТ20-Б:
/ — корпус; |
2 — полюс; |
3 — катушка |
обмотки возбуждения; |
4 — крышка |
|
со стороны |
коллектора; |
5 — реле привода; 6 — рычаг включения; |
7 — дер |
||
жатель промежуточного подшипника; 8 |
— привод; 9 — крышка |
со |
стороны |
привода.
Стартер СТ20 с включателем ВК14-Б. По характери стикам, установочным размерам, устройству и электриче ской схеме стартер СТ20 подобен стартеру СТ8. Различие между ними заключается только в конструкции рычага отводки.
Стартеры СТ15-Б, СТ15-Д с включателем ВК14. Уст ройство, принцип работы и электрическая схема стартеров этих типов такие же, как стартера СТ8, различны только конструкция крышки со стороны привода, рычага 1 (рис. 72) включения и шестерни 2 привода, имеющей модуль 3.
Стартер СТ20-Б с реле РС9. Стартер этого типа отли чается от стартеров СТ20 и СТ8 главным образом тем, что привод 8 (рис. 73) перемещается по шлицам вала якоря при помощи реле 5 привода.
Поэтому изменены (по сравнению со стартерами СТ20 и СТ8) крышка 9 со стороны привода, корпус ), соедини тельная шина и рычаг включения 6. Электрическая схема стартера СТ20-Б приведена на рисунке 74.
Стартер СТ201 с включателем ВК.201 сконструирован на базе автомобильного стартера СТ8 и тракторного СТ80-Б.
152
Он отличается от стартера СТ8 схе |
|
|
|
|
||||||
мой |
соединения |
катушек обмотки |
|
|
|
|
||||
возбуждения, конструкцией кры |
|
|
|
|
||||||
шки |
со |
стороны |
привода, рычага |
|
|
|
|
|||
и привода. В нем изменено также |
|
|
|
|
||||||
направление вращения якоря. Для |
|
|
|
|
||||||
повышения мощности |
стартера до |
|
|
|
|
|||||
2,1 л. с. при емкости |
аккумулятор |
|
|
|
|
|||||
ной батареи 75 А-ч катушки об |
|
|
|
|
||||||
мотки возбуждения |
соединены |
по |
|
|
|
|
||||
две параллельно, а группы кату |
|
|
|
|
||||||
шек одна с другой последователь |
|
|
|
|
||||||
но. Благодаря этому частота вра |
|
|
|
|
||||||
щения якоря на холостом ходу уве |
|
|
|
|
||||||
личилась до 10 000—11 000 об/мин |
|
|
|
|
||||||
вместо 5000—7000 об/мин у стартера |
|
|
|
|
||||||
СТ8. Вес и габариты стартера СТ201 |
Рис. |
74. |
Электрическая |
|||||||
такие же, как и у стартера СТ80-Б. |
схема стартера СТ20-Б: |
|||||||||
Для |
предотвращения |
выпадения |
/ — якорь; 2 — обмотка воз |
|||||||
буждения; |
3 |
— контакты |
||||||||
обмотки |
якоря на нее |
со стороны |
включателя; |
4 |
— дополни |
|||||
привода |
накладывают |
бандаж |
1 |
тельное (промежуточное) ре |
||||||
ле включения; |
5 — контак |
|||||||||
(рис. 75). Якорь, |
изготовленный |
ты |
дополнительного реле; |
|||||||
|
6 — реле привода. |
|||||||||
с бандажом, |
выдерживает |
без |
|
|
|
|
||||
разрушения 12 500 |
об/мин. |
|
|
|
|
|
||||
Для повышения прочности крышки со стороны при |
||||||||||
вода примерно на 30% увеличены |
ее |
твердость и тол |
||||||||
щина. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для предотвращения перекоса крышки при установке стартера на двигатель ее изготовляют с тремя приливами под болты крепления вместо двух (рис. 76). В конструкции включателя убраны дополнительные контакты, которые не использовались в электрической схеме стартера.
Электрическая схема стартера СТ201 показана на ри сунке 77.
Рис. 75. Якорь стартера СТ201:
1— бандаж.
153
Стартер СТ200 с включателем ВК200 обладает мощ ностью 1,3 л. с. при работе от аккумуляторной батареи ем костью 75 А-ч. Этот стартер также сконструирован на базе автомобильного стартера СТ8 и тракторного СТ81.
В стартере СТ200 увеличена прочность крышки со сто роны привода, но по сравнению со стартером СТ201 стар тер СТ200 крепят двумя болтами. Обмотка якоря стянута бандажом той же конструкции, что и в стартере СТ201. Включатель ВК200 без дополнительных контактов, так же как и включатель ВК201.
Стартеры СТ50 и СТ50-Б с включателем ВК250. Стар тер СТ50 устанавливают на двигатель трактора МТЗ-5М.
|
Он является основной частью пускового |
|
|
устройства, в которое входят также свечи |
|
|
накаливания с дополнительным сопротив |
|
|
лением и контрольный элемент свечей на |
|
|
каливания. |
Стартер крепят тремя болтами |
|
к картеру маховика с правой стороны дви |
|
|
гателя. |
|
|
Включается стартер принудительно. |
|
|
При нажатии водителем на педаль шестер |
|
|
ня привода вводится в зацепление с венцом |
|
|
маховика, одновременно с этим замыкают |
|
|
ся главные |
контакты включателя, уста |
|
новленного на корпусе стартера, и колен- |
|
Рис. 77. Элек- |
чатый вал проворачивается с частотой |
|
трическая схема |
80—150 об/мин. Во включателе, кроме глав |
|
стартера СТ201: |
ных контактов, имеются дополнительные, |
|
обмотк'Г^'возбуж- |
которые при пуске двигателя закорачивают |
|
деиия; з - кон- |
дополнительное сопротивление в цепи све- |
|
такты включате- |
- |
i |
ля. |
чей накаливания, благодаря чему сохра- |
154