Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 78. Устройство стартера СТ50:

37а^ ™ лента с пр°кладкой; з - щеткодержатель; 4 корпус; 5 - катушка обмотки возбуждения- 6 - вклю-

коллектора,

няется достаточный их накал при работе стартера. Шестер­ ня выходит из зацепления под действием возвратной пру­ жины рычага включения. В связи с тем, что мощность стартера СТ50 значительно больше мощности стартеров типа СТ8, применить для него привод с роликовой муфтой свободного хода оказалось невозможным, так как вследст­ вие ударной нагрузки ролики привода, испытывая пере­ грузку, деформируются и привод выходит из строя. По­ этому в стартере СТ50 применяли фрикционную муфту свободного хода. Как только двигатель начал работать, шестерня привода должна отсоединиться от вала якоря, так как при вращении коленчатого вала двигателя с часто­ той 1200—1250 об/мин частота вращения шестерни стартера будет более 20 000 об/мин, что может вызвать разнос якоря.

В чугунную крышку 11 (рис. 78) со стороны привода запрессован бронзографитовый подшипник 12 (вкладыш) и помещена ось 9 с рычагом включения. На ось надеты шайбы и пружина. Хвостовик вилки 8 вставлен в отверстие оси рычага включения, а вилка охватывает втулку 16 рычага. Вилка в крышке расположена так, что упорный выступ ее направлен в сторону регулировочного винта 10. Пружина рычага включения изготовлена из стальной терми­ чески обработанной проволоки. Число витков пружины 4. Ее изгибающий момент в рабочем положении 55 ± 5 кгс • м.

Конструкция корпуса стартера СТ50 в основном анало­ гична конструкции корпуса стартера СТ8. Полюсы изготов­ лены из специальной профильной стали. Каждый полюс крепится двумя винтами. Катушки 5 обмотки возбуждения, надетые на полюса, соединены одна с другой последова­ тельно. Каждая пара катушек соединена между собой параллельно клеммовой скобой. Место соединений катушек паяют припоем ПОС-40. Катушки пропитывают электро­ изоляционным лаком № 13 или 458.

К крышке 19 со стороны коллектора, изготовленной из цинкового сплава, приклепаны четыре коробчатых щетко­ держателя 3 с перегородками. В щеткодержателях установ­ лено по две щетки 1. Устройство щеткодержателей стартера СТ50 надежнее, чем в стартере СТ8.

Для предохранения от выпадения секций обмотки из пазов якоря накладывают бандаж 11 (рис. 79) на обмотку якоря в средней части сердечника и в лобовой части со стороны привода и коллектора. В стартерах СТ50, выпу­ скаемых с 1961 г., коллектор также стягивают бандажом 12 для предохранения от выпадения миканита. Бандаж изго-

156


Рис. 79. Якорь стартера СТ50:

/ — коллектор; 2 — защитная лента; 3 и 5 — прокладки бандажа; 4 и б — изоляция лобовой части; 7 — секция обмотки; 8 — вал; 9 — изоляция паза; /О—изоляция секций в пазу; // — бандаж обмотки якоря; 12 бандаж коллектора

товляют из специальной высокопрочной стальной проволоки диаметром 0,5 мм. Для большей прочности бандаж паяют припоем ГЮС-40. В месте наложения бандажа на сердечник якоря поставлены восемь пластин меньшего диаметра. Всего в сердечнике имеется не более 52 стальных пластин толщиной 1,2 мм. Крайние пластины картонные.

Коллектор изготовляют разборным для того, чтобы можно было заменить отдельную неисправную деталь в ре­ монтной мастерской. Пластины 6 (рис. 80) коллектора должны быть параллельны оси. Непараллельность не должна превышать толщины изоляционной пластины. В ка­ ждый паз якоря между секциями вкладывают хлопчатобу-

Рис. 80. Коллектор якоря стартера СТ50:

1— нажимное кольцо; 2 — изоляционное кольцо; 3 — изоляцион­ ная втулка; 4 — втулка коллектора; 5 — гайка; 6 пластины кол­

лектора.

157

мажную изоляцию толщиной 0,4 мм, полностью устраняю­ щую короткое замыкание секций между собой. Диаметр лобовой части обмотки якоря должен быть не более 80,5 мм, а длина — не более 23 мм.

Расстояние между проводами секций в лобовой части якоря со стороны привода должно быть не менее 0,8 мм во избежание замыкания между ними.

Сопротивление изоляции якоря должно быть не ниже 5 мОм при температуре 80—90° С. Диаметр коллектора должен быть не менее 55 мм. В эксплуатации коллектор можно протачивать до диаметра 53 мм при незначительном износе щеток. Если щетки изношены более чем на 20% по высоте и коллектор проточен до диаметра 53 мм, щетки необходимо заменить (протачивать коллектор, не заменяя щетки, можно до диаметра 54 мм).

Защитная лента 2 (см. рис. 78) стартера СТ50 отли­ чается от ленты стартера СТ8 размерами и тем, что крепится двумя винтами. Для предохранения от попадания внутрь стартера влаги и грязи под защитную ленту до 1963 г. ставили специальную прокладку толщиной 1,5 мм из гру­ босуконной ткани. Однако такая прокладка впитывала в себя влагу, масло, топливо, которые попадали внутрь стартера, ухудшая его работу. Поэтому в настоящее время прокладку изготовляют из паронита. Не допускается устанавливать защитную ленту без прокладки, так как это снижает срок службы стартера.

Включатель ВК.250 устанавливают на корпус стартера. Он отличается от включателя ВК14 только размерами и некоторыми конструктивными особенностями. Включатель имеет две клеммы с резьбой М12 для соединения с обмот­ ками стартера и аккумуляторной батареей и две с резь­ бой М5, которые предназначены для соединения с добавоч­ ным сопротивлением свечей накаливания.

Электрическая схема включения стартера СТ50 приво­ дится на рисунке 81. На стартеры СТ50 с 1961 г. устанав­ ливают привод типа СТ50-А с фрикционной муфтой 15 (см. рис. 78) свободного хода, состоящей из шлицевой втулки 9 (рис. 82), резьбовой втулки 7, ведущих 14 и ведо­ мых 5 фрикционных шайб, регулировочных шайб 4, упор­ ного кольца 15, двух шайб 3, буферной пружины 8, гайки 16 и обоймы с шестерней 2. Шлицевая втулка 9, располо­ женная на валу якоря, служит для перемещения привода вдоль вала. На внутренней поверхности втулки имеются шесть шлицов, равномерно расположенных по окружности.

158


и

Рис. 81. Электрическая схема включения стартера СТ50:

I — свечи накаливания; 2 — контрольный эле­ мент; 3 — добавочное сопротивление; 4 вклю­ чатель свечей накалййанпя; 5 — включатель стар­ тера; 6 — обмотка возбуждении; 7 — якорь; 3 — аккумуляторная батарея.

На наружной поверхности втулки нарезана трехзаходная ленточная резьба, по которой перемещается резьбовая втулка 7 с четырьмя симметрично расположенными пазами, служащими для захода в них четырех ведущих фрикцион­ ных шайб 1 (рис. 83). Между ведущими фрикционными шайбами установлены четыре ведомые фрикционные шай­ бы 2, у которых выступы расположены по наружному диаметру. Ведомые шайбы выступами входят в пазы сталь­ ной обоймы. Толщина фрикционных шайб 0,9 мм, неплоскостность должна быть не более 0,1 мм. Фрикционные шайбы 14 (см. рис. 82) смазывают графитовой смазкой. Буферная пружина 8 расположена на шлицевой втулке 9 и упирается одним концом во втулку 11, адругимвшайбу 12. Благодаря усилию пружины зубья шестерни привода входят в зацепление с зубьями венца маховика в момент пуска двигателя.

Буферную пружину изготовляют из стальной проволоки. Она имеет пять рабочих витков. На резьбовой втулке 7 установлено упорное кольцо, которое в начале работы привода давит на шайбы 3. Одна шайба упирается в бурт

упорного кольца

15 по наружному диаметру, а другая —

в бурт гайки 16

по внутреннему диаметру.

159

4 5 6

Рис. 82. Привод стартера СТ50:

1— бронзографитовые подшипники (вкладыши); 2 — шестерня; 3 и 6 — шайбы; 4 — регулировочные шайбы; 5 — ведомая фрикционная шайба; 7 — резьбо­ вая втулка; 8 — буферная пружина; 9 — шлицевая втулка; 10 и 13 — запор­ ные кольца; 11 втулка рычага включения; 12 — упорная шайба; 14 — ве­ дущая фрикционная шайба; 15 — упорное кольцо; 16 — гайка.

Рис. 83. Шайбы привода стартера СТ50:

1—ведущая фрикционная шайба; 2 — ведомая фрикционная шайба; 3 регулировочная шайба.



Величину момента пробуксовки муфты свободного хода привода регулируют шайбами 4. Момент должен быть равен 12—18 кгс-м. Муфту свободного хода прочно затя­ гивают гайкой 16, которую для предохранения от самоотвертывания кернятвтрехточках. Регулировочные шайбы 4 (в количестве 4—5 шт.) толщиной 0,1 и 0,16 мм изготовляют из стальной пружинной ленты. Их устанавливают' при необходимости на одной оси с фрикционными шайбами для регулировки величины момента, передаваемого от стартера к двигателю при пуске.

Конец шестерни 2, входящий в обойму, расчеканивают. Число зубьев шестерни 10, модуль зуба 3. Для повышения прочности шестерню термически обрабатывают. В шестерню запрессованы два вкладыша 1с углублениями для заполнения их графитовой смазкой. Этой же смазкой заполняют канавку между вкладышами. Обойму статически балансируют с точно­ стью 2 г-см, высверливая в ней отверстия диаметром 6,5 мм.

Работает привод следующим образом. При нажатии на рычаг включения 7 (см. рис. 78) вилка 8, охватывающая втулку 16, перемещает привод по шлицам вала 13 якоря. Муфта через шлицевую втулку 9 (см. рис. 82) привода передает усилие обойме, которая вводит шестерню 2 в за­ цепление с зубчатым венцом маховика.

Вконце хода рычага, который нажимает на плунжер включателя, контактный диск замыкает контакты включа­ теля и якорь стартера начинает вращаться.

Вмомент сцепления шестерни 2 привода с зубьями венца маховика при неподвижном двигателе обойма с фрикцион­ ными ведомыми шайбами 5 будет неподвижна, а резьбовая втулка 7 будет перемещаться по резьбе шлицевой втулки 9 вдоль оси по направлению к шестерне, прижимая ведомые фрикционные шайбы 5 к ведущим 14. От ведущих шайб усилие передается через ведомые шайбы обойме, а от нее шестерне 2 — шестерня начнет вращаться с частотой якоря. После запуска двигателя маховик будет вращаться с боль­ шим числом оборотов. Вследствие большого передаточного отношения венца маховика к шестерне привода шестерня 2

собоймой будет вращаться с большой частотой, превышаю­ щей частоту вращения якоря стартера. Усилие обоймы будет передаваться на выступы ведомых шайб 5 и через них на ведущие шайбы 14, сидящие на резьбовой втулке 7.

Врезультате этого втулка переместится по резьбе и рас­ цепит шайбы. Муфта будет вращаться свободно, предохра­ няя якорь от разноса.

6— 132

161