Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
Необходимо отметить, что в случае перегрузки стартера резьбовая втулка 7 будет давить на шайбы 3 и они изог нутся. Муфта начнет пробуксовывать, что предохранит стартер от поломки.
После устранения перегрузки шайбы выпрямятся и привод начнет работать нормально.
Первоначально на стартер устанавливали привод СТ50. В этом приводе иногда не срабатывала муфта свободного хода и якорь вращался с недопустимо большой частотой (18 000—20 000 об/мин). Это вызывало разнос обмотки и коллектора якоря даже при использовании бандажа.
Основной причиной несрабатывания муфты был перекос обоймы с шестерней, возникавший при больших оборотах привода.
В приводе стартера СТ50-А вкладыши, запрессованные в шестерню, были удлинены, вследствие чего удельное давление на них при работе привода было снижено и тем самым устра нен перекос обоймы и шестерни.
Благодаря применению двух вкладышей с канавкой между ними улучшилась смазка. Кроме того, в новом приводе уменьшены длина обоймы и число фрикционных шайб. Обойму привода балансируют статически, вследствие чего снизилась нагрузка на вал якоря при больших обо ротах муфты, был устранен перекос обоймы с шестерней на валу якоря и предотвращен разнос якоря.
Стартер СТ50-Б по конструкции, электрическим харак теристикам, схеме включения аналогичен стартеру СТ50; отличается от него только конструкцией крышки со сто роны привода.
Стартер СТ212 с реле РС212 выпускается с 1963 г.
Предназначен для пуска двигателя мощностью 50 л. с., установленного на тракторе МТЗ-50. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока, катушки обмотки воз буждения которого соединены по последовательно-парал лельной схеме. Электрическая схема включения стартера СТ212 показана на рисунке 84. Стартер с дистанционным управлением включается посредством реле привода. При вод с фрикционной муфтой свободного хода.
Контакты реле при упоре шестерни привода в прокладку толщиной 20 мм, вставленную между шестерней и упорной гайкой, должны замыкаться при напряжении не выше 9 В. Напряжение включения реле стартера при температуре 20° С при начальном положении шестерни привода (не рабочем) не должно быть выше 7,5 В.
162
Рис. 84. Электрическая схема включения стартера СТ212:
/ — стартер; 2 — втягивающая |
обыотка реле привода; 3 — аккумуляторная |
||
батарея; |
4 — трехпозиднонный |
переключатель; |
5 — промежуточное реле; |
6 — реле-регулятор; 7 — генератор; 8 — свечи |
накаливания; 9 — контроль |
||
ный элемент; 10 —добавочное |
сопротивление; U — удерживающая обмотка |
реле привода.
Схемой включения стартера предусматривается, что после пуска двигателя даже при включенной кнопке «Пуск» промежуточное реле выключит стартер.
Гарантийный срок работы стартера СТ212—3000 мото-ч. Рассмотрим особенности устройства стартера СТ212 по
сравнению со стартером СТ50.
В сердечнике 3 (рис. 85) якоря имеются полузакрытые пазы, устройство которых обеспечивает надежную посадку секций и предотвращает выпадение их из пазов. На валу якоря нарезана четырехзаходная резьба с большим шагом, по которой перемещается по косым пазам фрикционная муфта свободного хода. Благодаря применению такой
б* |
163 |
7
Рис. 86. Реле привода РС212: |
||
/ — удерживающая обмотка; 2 — втягивающая обмотка; 3 — ярмо: |
||
4 — якорь: 5 — плунжер: 6 — |
пружина; |
7 — крышка. |
резьбы исключается попадание |
зубьев |
шестерни привода |
на зубья венца маховика в момент пуска двигателя, обес печивается надежное сцепление шестерни привода с зубьями венца маховика и уменьшаются усилия, необходимые для включения и выключения шестерни привода. В результате можно уменьшить усилие возвратной пружины и размеры реле. Вал и привод такой же конструкции применяют в автомобильных стартерах СТ21, СТ4 и др.
Реле привода (рис. 86) состоит из следующих основных узлов: якоря 4, плунжера 5, удерживающей обмотки /, втягивающей обмотки 2, ярма 3, пружины 6 и крышки 7. Реле привода крепят к корпусу стартера четырьмя винтами. Оно представляет собой электромагнит с двумя обмотками: втягивающей, которая включена последовательно с обмот кой стартера, и удерживающей, включенной параллельно. Реле привода работает следующим образом. При включе нии трехпозиционного переключателя 4 (см. рис. 84) сра батывает промежуточное реле 5, втягивающая и удержи вающая обмотки реле привода оказываются включенными на аккумуляторную батарею 3. Якорь реле привода втяги вается и при помощи рычага включения вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика. В конце своего хода якорь реле нажимает на плунжер с контактным диском, который, замыкая главные контакты реле привода, соеди няет стартер с аккумуляторной батареей. При замыкании главных контактов втягивающая обмотка 2 закорачивается и якорь реле привода удерживается во включенном поло
165
женин только удерживающей обмоткой 11. После запуска двигателя на обмотку промежуточного реле будут действо вать противоположно направленные э. д. с. генератора и аккумуляторной батареи. Напряжения обмотки промежу точного реле будет недостаточно для удержания якоря промежуточного реле в замкнутом состоянии, и контакты реле разомкнутся, выключив реле привода, даже в том случае, если тракторист не выключит переключатель. Под действием возвратной пружины шестерня привода выйдет из зацепления с венцом маховика и якорь реле привода возвратится в исходное положение; при этом контактный диск разомкнет главные контакты и стартер отключится от аккумуляторной батареи.
Стартер СТ212-Б устанавливают на двигатели Д37-М, Д37-Б и Д37-В тракторов Т-40, Т-28Х2 и Т-28ХЗ. Ток к стартеру поступает от аккумуляторной батареи емкостью 215А-Ч. По устройству и электрическим параметрам он подобен стартеру СТ212 и отличается от него конструкцией крышки со стороны привода.
Стартер СТ212-Р устанавливают на двигатели Д48-М. Ток к нему подводится от аккумуляторной батареи емкостью 215 А-ч. Мощность его 4,2 л. с. Его выпускают вместо стар тера СТ50. Дистанционное управление стартером осуществ ляют при помощи электромагнитного реле вместо ручного включателя в стартере СТ50. Включают стартер включа телем, который смонтирован на приборном щите трактора.
Стартер СТ212-Р сконструирован на базе стартера СТ212 и отличается от него конструкцией крышки со стороны привода.
Стартер СТ100 с реле привода PC100 предназначен для пуска дизеля комбайна. Он представляет собой четырех полюсный двигатель постоянного тока последовательного возбуждения с номинальным напряжением 24 В. Привод стартера рычажный с жесткой передачей. Включение ди станционное. К стартеру ток подводится от двух 12-воль- товых аккумуляторных батарей, включается он в цепь по однопроводной схеме; обратным проводом служит масса комбайна. Шестерня привода стартера вводится в зацепле ние с венцом маховика двигателя при помощи реле привода РС100, которое установлено на корпусе стартера. Оно соединено при помощи рычага с механизмом привода. На валу стартера имеется четырехзаходная резьба с большим шагом. По гладкой части вала и по наружной поверхности его резьбы свободно перемещается барабан, в котором
166
имеется отверстие для пальца ры |
|
|
|||
чага. На резьбовой части вала на |
|
|
|||
ходится шестерня с пружиной и |
|
|
|||
поводком. На конце вала закреп |
|
|
|||
лено шплинтом упорное кольцо. |
|
|
|||
При |
включении стартера реле |
|
|
||
привода перемещает рычаг, соеди |
|
|
|||
ненный с барабаном, и шестерню |
|
|
|||
до зацепления ее с венцом махови |
|
|
|||
ка двигателя. Если зуб шестерни |
|
|
|||
упрется в зуб венца маховика, |
|
|
|||
усилие втулки барабана передастся |
|
|
|||
поводку, который будет поворачи |
|
|
|||
вать шестерню |
до тех пор, пока |
Рис. 87. |
Электрическая |
||
она не войдет в зацепление с вен |
|||||
схема стартера СТ100: |
|||||
цом маховика. Шестерня поворачи |
/ — якорь; 2 — обмотка воз |
||||
вается благодаря тому, что между |
буждения; |
3 — контакта |
|||
включателя стартера; 4— ре |
|||||
резьбой вала и резьбой шестерни |
ле привода. |
||||
имеется |
зазор, |
обеспечивающий |
|
|
поворот шестерни на угол, равный толщине зуба. После зацепления шестерни с венцом маховика замыкаются глав ные контакты реле привода и стартер начинает прокру чивать коленчатый вал двигателя. Отключается стартер автоматически вследствие того, что обмотка переключателя ВКЗО-Б аккумуляторных батарей включена между гене ратором и аккумуляторной батареей. Переключатель ВКЗО-Б служит для переключения двух 12-вольтовых акку муляторных батарей с параллельного соединения на после довательное. Недостатком схемы включения стартера СТ100 является то, что в случае отказа в работе генератора пере ключатель ВКЗО-Б не срабатывает, обороты якоря стартера резко повышаются и может быть выпадение секций из пазов сердечника якоря.
Электрическая схема стартера СТ100 приведена на ри сунке 87.
Стартер СТ4 с реле РС32 предназначен для пуска двигателя малолитражного автомобиля «Москвич», выпу скается вместо стартера СТ28-Б, который устанавливался на автомобиль «Москвич» старой марки. Он отличается от стартера СТ28-Б тем, что у него имеется дистанционное управление с реле привода, устанавливаемое на корпусе стартера. Габаритные размеры стартера СТ4 приведены на рисунке 88, устройство якоря — на рисунке 89, а электри ческая схема — на рисунке 90.
167
Рис. 88. Габаритные размеры стартера СТ4.
3 4
Рис. 89. Якорь стартера СТ4:
/ — вал; 2 — коллектор; 3 —нижняя часть секции обмотки; 4 — верхняя часть секции обмотки.
Стартер СТ103 (рис. 91) с электромагнитным тяговым реле РС103 служит для запуска двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и их модификаций.
К стартеру ток поступает от аккумуляторной батареи 6-ТСТ-182 или 6-СТ-128. Стартер имеет последовательное возбуждение, номинальная мощность его 9,5 л. с.
Для надежного соединения с массой автомобиля на крышке стартера со стороны коллектора установлен болт для присоединения гибкой токопроводящей перемычки к раме. Стартер крепят к блоку двигателя стяжными хому тами. Для смазки подшипников на крышках и корпусе
установлены три масленки. Элек |
|
|
||
трическая схема стартера показа |
|
|
||
на на рисунке 92. |
|
|
|
|
Стартер СТ113 с электромаг |
|
|
||
нитным включателем и дистанцион |
|
|
||
ным управлением устанавливают на |
|
|
||
двигатели автомобилей УАЗ-451М, |
|
|
||
УАЗ-451ДМ и ГАЗ-21 «Волга». |
|
|
||
Стартер |
представляет |
собой |
|
|
электродвигатель постоянного тока |
|
|
||
смешанного возбуждения с пита |
|
|
||
нием от аккумуляторной |
батареи |
|
|
|
6-СТ-60. |
|
|
|
|
Схема включения стартера по |
|
|
||
казана на рисунке 93. |
|
|
|
|
Стартер имеет два реле: ВКЛЮ- |
Рис. |
90. Электрическая |
||
чения и тяговое. Его включают |
схема стартера СТ4: |
|||
при помощи ключа зажигания. При |
|
д о п ™ ^ |
||
повороте ключа зажигания В пра- |
аыП |
контакт; 4 — главные |
||
вое, крайнее |
положение контакты |
“ ера-™ - КрелГТпрнводаар |
169
Рис. 91. Стартер СТ103:
/ — якорь; 2 — корпус; 3 — барабан привода; 4 — поводок шестерни; 5 — шестерня привода; 6 — вал; 7 — упорное кольцо о сухарями; 8 — задний под шипник; 9 — масленка заднего подшипника; 10 — крышка со стороны привода; // — рычаг привода; 12 — пластины рычага привода; 13 — средний подшип ник; 14 — масленка среднего подшипника; 15 — якорь реле; 16 — шток якоря; /7 — втягивающая обмотка реле; 18 — удерживающая обмотка реле; 19 —
сердечник; 20 — корпус реле; 21 — контактный диск; 22 — контактный болт; 23 — крышка со стороны коллектора; 24 — передний подшипник; 25 — мас
ленка переднего подшипника.
включателя замыкаются и ток поступает в дополнительное реле, которое, включаясь, подводиттокотаккумуляторнойба-
|
тарен к обмотке тягового ре |
||
|
ле. Обмотка дополнительно |
||
|
го реле при включении стар |
||
|
тера оказывается под разно |
||
|
стью напряжений батареи и |
||
|
генератора. |
Как только на |
|
|
пряжение генератора будет |
||
|
достаточно |
после |
запуска |
|
двигателя, |
дополнительное |
|
|
реле автоматически выклю |
||
|
чит стартер и предохранит |
||
|
его как от разноса якоря, |
||
|
так и от случайного вклю |
||
|
чения при работающем дви |
||
Рис. 92. Электрическая схема стар |
гателе. |
|
|
Для сохранности стар |
|||
тера СТ103: |
тера сразу |
после |
запуска |
I — стартер; 2 — электромагнитное тя |
|||
говое реле; 3 — провод к кнопке вклю |
двигателя |
ключ |
необхо |
чения стартера; 4 — провод к аккуму |
димо повернуть во второе |
||
ляторной батарее. |
170