Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
Рис. 93. Схема включения стартера СТ113:
7 — генератор; 2 — реле-регулятор; 3 — замок зажигания; 4 — амлер-
мстр; 5 — вспомогательное (дополнительное) реле стартера; 6 — ак кумуляторная батарея; 7 — стартер; 8 — реле стартера.
ВидА
Рис. 94. Стартер СТ113:
/ и 2 —контакты; 3 — сердечник тягового реле; 4 — регулировочная шпилька; 5 — кожух тягового реле; 6 — рычаг; 7 — клемма выключения добавочного сопротивления катушки зажигания; 8 — клемма реле; 9 — регулировочный винт рычага; 10 — шестерня; 11 — клемма для подключения аккумуляторной
батареи; 12 — упорная гайка; 13 — муфта свободного хода; 14 — ролик; 15 — корпус муфты; 16 —пружина; П — внутренняя обойма муфты свободного хода; 18 — крышка со стороны привода; 19 — якорь; 20 —полюс обмотки возбуждения; 21 — щетка; 22 —коллектор; 23 — крышка со стороны кол лектора; 24 — крышка тягового реле.
правое положение. Продольный разрез стартера показан на рисунке 94.
Стартер работает по однопроводной схеме электрообо рудования, вторым проводом служит масса автомобиля.
Стартер крепят на двигателе фланцем при помощи двух болтов.
Стартер СТ113-Б предназначен для запуска двигателя автомобиля «Москвич-412». К стартеру ток поступает от аккумуляторной батареи емкостью 45 А-ч.
Характеристика стартера СТ113-Б отличается от харак теристики стартера СТ113 (табл. 27).
По конструкции и системе включения он подобен стар теру СТ113.
172
Стартер СТ222 питается от аккумуляторной батареи емкостью 150 А-ч, мощность его 2,7 л. с. при частоте вращения 1100 об/мин. Он предназначен для запуска дви гателя Д21 трактора Т-25 и самоходного шасси Т-16М.
Стартер имеет дистанционное управление, осуществляе мое при помощи электромагнитного реле СТ222-700, кото рое установлено на крышке стартера со стороны привода.
Для облегчения запуска стартера при низкой темпера туре во впускном патрубке двигателя Д21 установлен электромагнитный элемент свечи подогрева СН150.
Схема включения стартера СТ222 показана на рисунке 95. Конструкция стартера усовершенствована по сравнению с конструкцией стартера типа СТ212. Вместо применяемой
защитной ленты на корпусе стартера со стороны коллектора надевают и крепят тремя болтами защитный кожух, что надежнее защищает стартер от попадания влаги, грязи и пыли. Вместо фрикционного привода применен роликовый привод с пятью роликами (рис. 96 и 97) вместо четырех.
По сравнению с четырехроликовым приводом в пятиро ликовом более равномерно нагружен каждый ролик, что повышает его долговечность. Для более надежной работы
щеточной |
системы в |
стартере |
|
|
|
|||||
применена коробчатая конструк |
|
|
|
|||||||
ция щеткодержателя. |
|
|
|
|
|
|
||||
В |
стартере |
использовано |
|
|
|
|||||
фланцевое |
крепление |
реле и |
|
|
|
|||||
улучшена |
его |
герметичность. |
|
|
|
|||||
Коллектор |
уплотнен |
прессмате- |
|
|
|
|||||
риалом АГ4-С вместо миканито- |
|
|
|
|||||||
вых колец, применяемых в кол |
|
|
|
|||||||
лекторах |
большинства |
типов |
|
|
|
|||||
стартеров. Это повышает меха |
|
|
|
|||||||
ническую |
прочность |
стартера. |
|
|
|
|||||
Благодаря |
улучшенной кон |
|
|
|
||||||
струкции стартера СТ222 гаран |
|
|
|
|||||||
тийный срок его службы до |
|
|
|
|||||||
первого |
ремонта |
установлен |
|
|
|
|||||
5000 мото-ч. Послегарантийного |
Рис. 95. Схема включения |
|||||||||
срока службы, если необходимо, |
стартера СТ222: |
|||||||||
протачивают |
коллектор, |
заме |
/ — стартер СТ222; 2 — тяговое |
|||||||
няют |
вкладыши, |
щетки |
и кон |
реле стартера; 3 |
— провод к |
|||||
включателю ВК316-Б; 4 -у про |
||||||||||
такты реле. Устройство стар |
вод к реле РС502; |
5 — аккуму |
||||||||
ляторная батарея; |
6 — включа |
|||||||||
тера СТ222 показано |
|
на |
рисун |
тель массы; |
7 — втягивающая |
|||||
ке 98. |
|
|
|
|
|
|
|
обмотка реле; |
8 — удерживаю |
|
|
|
|
|
|
|
|
щая обмотка реле. |
173
Рис. 96. Привод стартера СТ222:
I — запорное кольцо; 2 — втулка отводки; 3 — буферная пружина; 4 — муфта привода.
Стартер СТ130-Б с реле РС130 (рис. 99) предназначен для запуска двигателей автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-53 и их модификаций. Его крепят на двигателе двумя болтами, которые ввертывают в отверстия крышки со стороны при вода.
Стартер выполнен для работы в однопроводной системе, вторым проводом служит масса автомобиля.
Для повышения прочности крышку стартера со стороны привода изготовляют из ковкого чугуна.
Рис. 97. Муфта привода стартера СТ222:
/ — плунжер; 2 — пружина; 3 — упор; 4 — ролик; 5 — втулка; б —- крышка; 7 и 8 —шайбы; 9 — шестерня.
174
5
В
Рис. 98. Стартер СТ222:
1— корпус стартера; 2 — защитный кожух; 3 — соединительная шина; 4 — выводной болт; 5 — реле; 6 — якорь реле; 7— защитный фланец реле; 8 — рычаг привода; 9 — крышка; 10 — привод; 11 — шестерня привода; 12 — упор ная гайка.
Чтобы предотвратить самоотвертывание винтов, крепя щих промежуточный подшипник, их изготовляют с шести гранной головкой и под них подкладывают специальные замковые шайбы.
Дополнительный контакт реле стартера замыкает на коротко добавочное сопротивление катушки зажигания на время работы стартера.
Тяговое реле включается дополнительным реле, которое вводится в действие включателем зажигания или кнопкой, установленной на щитке приборов автомобиля.
Конструкция привода стартера СТ130 принципиально не отличается от конструкции привода стартера СТ8.
Стартер СТ130-А1 мощностью 1,5 л. с. относится к семейству стартеров СТ130, его устанавливают на дви гатели автомобилей ЗИЛ-130. К стартеру ток поступает от 12-вольтовой аккумуляторной батареи емкостью 90 А-ч. Электромагнитное тяговое реле принудительно вводит ше стерню привода в зацепление с зубчатым венцом маховика и замыкает контакты цепи питания стартера. Включают стартер ключом замка зажигания батареи. Для того чтобы
176
Рис. 99. Стартер СТ130-Б:
/ — тяговое |
реле стартера; 2 — уплотнительная прокладка; |
3 — резиновый |
||||
сельфон; 4 — кожух роликового |
привода; 5 — регулировочный винт |
реле; |
||||
6 |
— регулировочный винт рычага; |
7 — рычаг привода; 8 — упорное кольцо; |
||||
9 |
— привод; |
10 — крышка со стороны привода; 11 — промежуточный |
под |
|||
шипник; 12 |
— корпус; 13 — якорь; 14 |
— защитная лента; 15 |
— щетка; |
16 — |
||
крышка со стороны коллектора; 17 — |
катушка возбуждения; |
18 — защитные |
||||
|
|
|
колпачки. |
|
|
якорь стартера не вращался, главные контакты реле должны быть обесточены. При включении тяговое реле срабатывает и якорь 4 (рис. 100) реле занимает крайнее положение. При этом зазор между торцом шестерни 11 и упорным кольцом 10 на валу якоря должен быть в пределах, ука занных в таблице 32.
Величину зазора регулируют поворотом винта (экс центриковой оси рычага) 8. После регулировки ось рычага следует законтрить гайкой.
Стартер СТ230 и его модификации предназначены для замены стартеров СТ130.
Стартер СТ230-Б устанавливают на двигателе ЗМЗ-24 автомобиля ГАЗ-24 «Волга». К стартеру ток подводят от ак кумуляторной батареи емкостью 75—90 А-ч.
Стартер СТ230 усовершенствован по сравнению со стар тером СТ130.
Для лучшей герметичности вместо защитной ленты на крышку со стороны коллектора надевают защитный колпак, который крепят тремя болтами.
176
4 5 6
Рис. 100. Стартер СТ130-А1:
1— неподвижный контакт тягового реле; |
2 — подвижной контакт тягового реле; 3 —катушка тягового реле; |
4 |
—якорь реле |
||||||
стартера; 5 |
— регулировочный |
винт-тяга; |
6 —защитный |
кожух рычага; 7 — рычаг; 8— винт регулировки хода шестерни: 9 — |
|||||
крышка со |
стороны привода; |
10 — упорное кольцо; |
11 — шестерня привода; |
12 — муфта |
свободного хода; |
13 |
—вал якоря- |
||
14 — втулкарычага привода; 15 |
—корпус; 16 — якорь; |
17 |
— защитная лента; 18 |
— коллектор; 19 — крышка со стороны коллектора- |
|||||
20 — обмотка возбуждения; 21 — полюс; |
22 — стяжная |
шпилька; 23 — щеткодержатель; |
24 —пружина щеткодержателя; 25 — |
канатик щетки; 2 6 — стяжной винт защитной ленты; 27 — щетка.
|
Привод стартера на |
|||||
|
дежнее |
герметизирован; |
||||
|
благодаря |
установки |
||||
|
фетровой шайбы (саль |
|||||
|
ника), лучшей гермети |
|||||
|
зацией |
обладает и реле. |
||||
|
Ход привода в стартере |
|||||
|
ограничен |
специальной |
||||
|
втулкой, что предотвра |
|||||
|
щает |
|
обратный |
ход |
||
|
шестерни. |
Для |
более |
|||
|
надежного |
крепления |
||||
|
промежуточного |
под |
||||
|
шипника его крепят стя |
|||||
|
жными шпильками вме |
|||||
|
сто двух винтов в старте |
|||||
|
рах |
СТ130. |
Управление |
|||
|
стартером |
дистанцион |
||||
Рис. 101. Схема включения стартера |
ное |
при помощи |
реле |
|||
СТ230-800, |
установлен |
|||||
СТ230: |
||||||
/ — стартер; 2 — аккумуляторная бата |
ного |
на крышке старте |
||||
рея; 3 — включатель стартера; 4 — допол |
ра со стороны привода. |
|||||
нительное реле РС507-Б; 5 — тяговое реле |
||||||
стартера; 5 — удерживающая обмотка ре |
Схема |
включения |
стар |
|||
ле; 7 — втягивающая обмотка реле. |
тера показана на рисун |
|||||
Стартер включают поворотом |
ке 101. |
зажигания. |
При |
|||
ключа |
этом срабатывает дополнительное реле РС507-Б и включается тяговое реле стартера. Электромагнит втягивает якорь реле, от которого движение через тягу и рычаг передается приводу стартера, который при помощи шестерни входит в зацепление с венцом маховика.
Устройство стартера СТ230 показано на рисунке 102.
Стартеры СТ351-Б, СТ352, СТ352-А, СТ352-Д и СТ353 (табл. 31) предназначены для запуска пусковых тракторных двигателей. Они представляют собой электро двигатели постоянного тока последовательного (рис. 103, а) или смешанного возбуждения (рис. 103, б). Включение стар теров дистанционное при помощи электромагнитного тяго вого реле. Стартер крепят к двигателю при помощи фланца двумя болтами. Устройство стартера СТ352-Д показано на рисунке 104.
По конструкции стартеры подобны описанным выше, но не имеют промежуточной опоры, так как в связи с неболь шой длиной вала якоря эта дополнительная, третья опора
178