Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(промежуточный подшипник) не требуется. При наличии в стартере параллельной обмотки возбуждения один конец ее присоединяют к неизолированному щеткодержателю, другой к контактному болту 8 тягового реле. Перемещают привод на резьбе вала якоря и вводят шестерню в зацеп­ ление с венцом маховика рычагом включения 17, который соединен с якорем тягового реле при помощи серьги 16. Реле имеет две обмотки: втягивающую и удерживающую. При нажатии на кнопку «Пуск» ток поступает в обмотку вспомогательного реле стартера, которое, включаясь, под­ водит ток от аккумуляторной батареи к обмотке тягового реле.

Якорь 14 реле под воздействием электромагнитного поля обеих обмоток втягивается и при помощи рычага включения вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика пускового двигателя. В конце хода якорь тягового реле досылает шток с подвижным контактом реле до замыкания главных контактов реле, подключая стартер к аккумуля­ торной батарее. В момент замыкания главных контактов втягивающая обмотка шунтируется и якорь тягового реле удерживается во втянутом положении только удерживаю-

1

— корпус; 2 — защитный кожух; 3 — наконечник соединительной шины;

4

— выводной болт; 5 — тяговое реле; 6 — якорь тягового реле; 7 — фланец

тягового реле; 8 — рычаг; 9 — ось рычага; 10

— крышка со стороны привода;

 

11 — привод; 12 — шестерня привода;

13 — упорное кольцо.

179

двигателей:

а — схема стартера с последовательным возбуждением; б схема стартера со смешанным возбуждением; / — реле стартера; 2 — кнопка пуска; 3 тяговое реле; 4 — втягивающая обмотка реле; 5 — удерживающая обмотка реле.

щей обмоткой. Если шестерня упирается в торцы зубьев маховика, она перемещаться не будет, но рычаг включения будет двигаться благодаря сжатию пружины привода, что позволит замкнуться контактам реле. После этого шестерня стартера начнет вращаться и сжатая пружина введет ее в зацепление с венцом маховика. Муфта привода не рассчи­ тана на длительную работу, поэтому, как только пусковой двигатель запустился, надо немедленно отключить стартер, обесточив тяговое реле. При этом под действием возвратной пружины 15 якорь тягового реле возвратится в исходное положение, а пружина 10, разомкнув главные контакты, отключит стартер от батареи и выведет шестерню привода из зацепления.

Запрещается включать стартер при работающем пуско­ вом двигателе, при слабо заряженной аккумуляторной батареи, без предварительного отключения основного дви­ гателя от пускового. При температуре до —10° С перед запуском необходимо прогревать систему охлаждения основ­ ного двигателя.

180



Продолжительность непрерывной работы стартеров при запуске пускового двигателя не должна превышать 15 с, так как при более длительном включении стартер перегре­ вается и может выйти из строя. Если пусковой двигатель не запустился после первой попытки, следующую попытку запустить его стартером надо повторять не ранее чем через минуту. В случае 3—4 неудачных попыток запуска двига­ теля следует проверить системы питания и зажигания и устранить неисправности.

Немедленно после запуска пускового двигателя стартер необходимо отключить, обесточив тяговое реле, так как муфта свободного хода привода не рассчитана на длитель­ ную работу.

Стартеры СТ351, СТ354 предназначены для запуска мало- и микролитражных двигателей. Это электродвигатели постоянного тока последовательного или смешанного воз­ буждения. К стартерам ток поступает от аккумуляторной батареи. Включение стартеров дистанционное при помощи замка зажигания. Схема включения стартеров предусмат­ ривает его автоматическую блокировку благодаря тому,

что обмотка

вспомогательного

реле

находится под раз-

9

10

11 12 13 Г4 15

16

17

Рис. 104. Устройство стартера СТ352-Д:

1— корпус; 2 — якорь; 3 — коллектор; 4 — защитная лента с прокладкой;

5 — крышка со стороны коллектора; 6 — вкладыш; 7 — щетка; 8 — контакт­

ный болт; 9 — крышка реле; 10 — пружина возврата штока;

11 — подвижной

контакт реле; 12 — ярмо; 13 — катушка реле;

14 — якорь

реле; 15 — пру­

жина; 16 — серьга; 17 — рычаг включения;

18

— уплотнительная прокладка;

19 — катушка возбуждения; 20 полюс; 21

— привод; 22 — упорное кольцо;

23 — крышка со стороны привода.

181


00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 31

to

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы стартеров

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТ352 СТ352-А

СТ353

СТ356

СТ352-Д

СТ351-Б

СТ354

 

 

 

 

 

 

Номинальное напряжение, В

 

 

 

12

12

12

12

12

12

12

Номинальная мощность, л. с.

 

 

 

0,6

0,6

0,6

1,15

0,6

0,6

0,85

Ток, потребляемый при

холостом ходе

45

45

45

70

50

45

55

при напряжении на клеммах

12

В,

 

 

 

 

 

 

 

А (не более)

 

 

 

 

8,5 В,

8,5 В,

8,5 В,

6 В,

8,5 В, 250

8,5 В, 230

7,2 В, 230

Ток, потребляемый при полном тормо-

жении при напряжении на клеммах,

230

230

230

340

 

 

 

А (не более)

 

 

 

 

5000

5000

5000

6000

5000

5000

3500

Частота вращения при холостом ходе

при напряжении на клеммах

12

В,

 

 

 

 

 

 

 

об/мин (не менее)

 

 

 

 

0,5

0,5

0,5

0,7

0,5

0,5

0,9

Тормозной момент, кгс • м

стороны

Направление вращения

со

Правое

Левое

 

Правое

 

привода

 

 

 

 

 

9+1

2+1

 

 

 

2 ± 0,5

 

Зазор между шестерней и упорным

2±L

3 + 1

Не более 2

3 ± 1

^-0.5

^-0»5

кольцом

при включенном

реле

и

 

 

 

 

 

 

 

выбранном зазоре в приводе, мм

 

Последовательное

Смешанное

Последовательное Смешанное

Возбуждение

 

 

 

 

Минимально допустимый диаметр кол-

30

30

30

34

30

30

34

лектора после проточки, мм

 

 

4,5

4,5

4,5

6,5

5,0

4,5

6,5

Масса, кг (не более)

 

 

 

 

Срок службы до капитального ремонта

4500

4500

4500

5500

5000

100 000

125 000

в мото-часах для тракторных

стар­

 

 

 

 

 

 

 

теров и в

километрах

для стартеров

 

 

 

 

 

 

 

СТ351-Б и СТ354

П р и м е ч а н и е . На стартере СТ352-Д зазор между шестерней и упорным кольцом не регулируют благодаря установке подпружиненной серьги с нерегулируемым выходом штока-


ностью напряжений акку­

 

 

 

мулятор ней

 

батареи и

 

 

 

генератора.

 

 

 

 

 

 

 

После

запуска

двига­

 

 

 

теля

при

достаточной

 

 

 

э. д. с. контакт вспомо­

 

 

 

гательного

реле

отойдет

 

 

 

и автоматически

обесто-

 

 

 

чится

цепь

удерживаю­

 

 

 

щей

обмотки

электро­

 

 

 

магнитного тягового

ре­

 

 

 

ле,

стартер

отключится

 

 

 

от

аккумуляторной

ба­

 

 

 

тареи

и

предохранит

 

 

 

якорь от разноса.

 

 

 

 

 

Герметизация

стар­

 

 

 

тера СТ354 улучшена,

 

 

 

так

как

вместо

защит­

 

 

 

ной ленты на корпус со

 

 

 

стороны

коллектора

на­

 

 

 

девают

защитный кол­

 

 

 

пак.

 

 

 

СТ351

и

 

 

 

 

Стартеры

 

 

 

СТ354

 

отличаются

от

1— катушка

зажигания;

2 — вспомога­

стартеров для

трактор­

тельное реле;

3 — замок

зажигания; 4

ных пусковых двигателей

втягивающая обмотка реле; 5 — реле стар­

тера; 6 — удерживающая

обмотка реле;

следующим.

В крышке

7 — дополнительный контакт.

реле, кроме двух основ­ ных контактов, имеется дополнительный контакт 7 (рис. 105),

который служит для шунтирования сопротивления катушки зажигания в момент запуска двигателя.

При повороте ключа замка 3 зажигания в сторону «пуск» поступает ток от аккумуляторной батареи в обмотку вспо­ могательного реле 2 стартера, в дальнейшем стартеры ра­ ботают так же, как стартеры тракторных пусковых дви­ гателей.

УСТАНОВКА СТАРТЕРА НА ДВИГАТЕЛЬ

Перед установкой стартера на двигатель необходимо осмотреть посадочные места на стартере и на двигателе и удалить с них пыль, грязь, масло и краску. Забоины нужно зачистить наждачной шкуркой так, чтобы не нару­ шить размеров посадочных мест.

183