Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не следует применять при установке стартера про­ кладки, бумагу, тряпки, так как это вызовет перекос стар­ тера и как следствие этого поломку крышки со стороны привода, зубьев шестерни привода и венца маховика. Стартер, установленный на автомобиль или трактор, должен быть предохранен от попадания топлива, масла и грязи.

В зависимости от конструкции стартер крепят к картеру двигателя двумя или .тремя болтами, под головки которых подкладывают пружинные шайбы. Крепят болты так. Сначала поочередно завертывают два (или три) болта, после чего в том же порядке затягивают их до отказа, чтобы стартер плотно, без перекоса, прилегал к картеру двига­ теля.

Провод от аккумуляторной батареи к включателю или реле стартера крепят двумя ключами (для стартеров СТ8,

СТ200, СТ201 ключом 5 = 14 мм,

для стартеров СТ50

5 = 12 мм, для стартера СТ212 5 =

17 мм) в следующем

порядке.

Одним ключом, удерживают гайку крепления выводного болта включателя так, чтобы он не провертывался; надевают на выводной болт перемычку, соединяющую основные кон­ такты с дополнительными, наконечник провода, идущего от аккумуляторной батареи к включателю, и другие про­ вода, которые по схеме должны быть подключены к этому болту. Надевают пружинную шайбу и другим ключом затягивают гайку до отказа.

Чтобы избежать замыкания аккумуляторной батареи на массу, необходимо разомкнуть цепь, сняв провод с выводной клеммы батареи.

Если в схеме включения стартера есть свечи накалива­ ния, присоединяют выводы добавочного сопротивления в цепи свечей накаливания к дополнительным контактам включателя стартера.

При ножном включении стартера закрепляют тягу ножного включателя между пластинками рычага включе­ ния. В месте соединения тяги с рычагом стартера не должно быть заедания, рычаг включения должен свободно пере­ мещаться .

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ СТАРТЕРОМ

Перед пуском двигателя выполняют операции ежесмен­ ного технического ухода и устраняют обнаруженные не­ исправности.

184

При пуске двигателя нажимать на педаль включения стартера нужно плавно. Как только двигатель будет пущен, следует немедленно выключить стартер во избежание раз­ носа якоря стартера. Если попытка запустить двигатель была неудачной, вновь запускать его нужно не ранее чем через 10—15 с. При неудачной повторной попытке необхо­ димо устранить причину неисправности и начать пуск снова, не допуская разрядки аккумуляторной батареи. Время непрерывной работы стартера не должно превышать

20с.

Порядок пуска двигателя с использованием свечей

накаливания следующий.

1. П р и т е м п е р а т у р е о к р у ж а ю щ е г о в о з ­

д у х а о т

+20° д о —20° С. Включают спираль накала,

для чего,

не включая стартер, нажимают на кнопку на

рычаге включения стартера. При включении спирали зажи­ гается установленная около нее контрольная лампа. Кнопку следует держать включенной 20—30 с.

Не выключая кнопку включения спирали, нажимают на рычаг включения стартера и прокручивают коленчатый вал двигателя в течение 3—4 с. Нажимать на рычаг стар­ тера надо плавно с целью увеличения срока службы венца маховика. Не отпуская рычага и не выключая кнопку, переводят рычаг декомпрессора в сторону радиатора.

После пуска двигателя нужно немедленно отключить стартер, отпустить рычаг стартера и кнопку включения

спирали

накала.

2. П р и т е м п е р а т у р е о к р у ж а ю щ е г о в о з -

д у х а

в ы ш е +20° С. Нажимают на рычаг стартера и

прокручивают коленчатый вал двигателя в течение 3—4 с. Не отпуская рычага стартера и не включая спираль, пере­ водят рычаг декомпрессора в сторону радиатора.

УХОД ЗА СТАРТЕРОМ

В процессе эксплуатации стартера выполняют следую­ щие операции по уходу за ним. При техническом уходе № 1 проверяют прочность крепления стартера к картеру двига­ теля и в случае необходимости завертывают болты до отказа. Очищают поверхность стартера от пыли, грязи, топлива и масла. Не следует допускать попадания на стартер элек­ тролита из аккумуляторных батарей.

Проверяют затяжку стяжных шпилек стартера и, если необходимо, завертывают их до отказа.

185


Проверяют состояние проводов и чистоту соединения их. При техническом уходе № 2 у стартеров с защитной лен­ той снимают ее, проверяют состояние коллектора и щеток. Грязный коллектор протирают, а если нужно зачищают

так же, как коллектор генератора постоянного тока. Если на коллекторе имеются большие забоины или износ

его свыше нормы, то стартер следует снять и отправить в ремонтную мастерскую.

При сезонном уходе снимают стартер с двигателя, очи­ щают его от грязи и пыли и отправляют в ремонтную мастер­ скую, где разбирают стартер, очищают детали и узлы от грязи и пыли.

Проверяют загрязненность и износ коллектора и щеток. При износе щеток давление пружины на щетку допу­

скается на 20% ниже величин, указанных в таблице 30. При износе щеток по высоте более чем на 20% и при

уменьшении диаметра коллектора, вследствие проточки его, на 2 мм щетки заменяют.

Загрязненный коллектор протирают чистой тряпкой, смоченной в бензине.

При незначительном подгаре и износе коллектор шли­ фуют мелкой стеклянной шкуркой № 100 и продувают сжа­ тым воздухом.

Появление цветов побежалости на коллекторе допу­ скается, при этом коллектор можно не зачищать.

При большом износе его необходимо проточить; при проточке следить, чтобы стачивался минимальный слой металла до получения гладкой поверхности. После про­ точки следует прошлифовать поверхность коллектора сте­ клянной шкуркой и продуть сжатым воздухом.

Новые щетки должны быть притерты к поверхности коллектора стеклянной шкуркой № 100. Для этого шкурку пропускают под щеткой, охватывая поверхность коллектора гладкой стороной. Перемещая шкурку между коллектором и щеткой вперед и назад, добиваются плотного прилегания щетки к коллектору.

Проверяют состояние зубьев шестерни привода и венца маховика. Забоины на зубьях зачищают напильником. При большом износе зубьев заменяют весь привод.

Для стартеров с реле необходимо снять крышку реле с контактными болтами и осмотреть рабочую поверхность контактов и подвижный контактный диск. Диск должен свободно сидеть на плунжере. При значительном подгаре рабочей поверхности ее надо зачистить, не нарушая парал­

186

лельности плоскостей контактов. Если контактные поверх­ ности сильно изношены, то следует повернуть контактный диск другой стороной; одновременно надо повернуть и контактные болты.

При снятии и установке крышки не допускать повре­ ждения провода, который идет от реле к контактному болту.

Регулировку реле стартера проверяют следующим обра­ зом.

Соединительный (толстый) провод, который идет от стартера к реле, отъединяют от реле. К медным выводным болтам реле присоединяют лампочку для контроля замы­ кания контактов. Между шестерней привода и упорным кольцом устанавливают прокладку и включают реле стар­ тера. При этом реле прижимает шестерню к прокладке.

При проверке пользуются двумя прокладками толщиной 16 и 11,7 мм. Если установлена прокладка толщиной 11,7 мм, контакты замыкаются и загорается лампочка.

При установке прокладки толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться и лампочка не должна гореть. Если регулировка реле не соответствует приведенным выше данным, то дополнительно регулируют при помощи винта, ввернутого в якорь реле. Если контакты замыкаются поздно (лампочка не горит при установке прокладки тол­ щиной 11,7 мм), следует немного вывинтить регулировоч­ ный винт из якоря реле. Если контакты замыкаются рано (лампочка горит при использовании прокладки толщиной 16 мм), надо глубже ввинтить регулировочный винт в якорь реле.

Для ввинчивания и вывинчивания винта необходимо отъединить пластины от тяги, вынув штифт.

После регулировки присоединяют к реле соединитель­ ный (толстый) провод, идущий от стартера, и выключают лампочку. После сборки устанавливают стартер на место, проверяют чистоту контактных соединений и надежность затяжки проводов, идущих к клеммам стартера, пускового переключателя и аккумуляторной батареи.

Проверяют надежность затяжки стяжных шпилек и болтов крепления стартера к картеру маховика двигателя и, если необходимо, затягивают шпильки и болты. При ослаблении креплений возникают перекосы и неправильное зацепление шестерни привода стартера с венцом маховика. Затем проверяют правильность регулировки момента вклю­ чения стартера и, если необходимо, регулируют его.

187


IS 14

I — корпус; 2, 9, 12 и 15 — винты; 3 — держатель промежуточного подшип­ ника; 4 — крышка со стороны привода; 5 — шестерни привода; 6 — упорная шайба; 7 — вилка рычага; 8 — запорное кольцо; 10 штифт; 11 — серьга; 13 — тяга; 14 — плунжер реле припода; 16 — крышка реле привода.

Разборка, сборка, регулировка и проверка стартера. Стартер разбирают в следующем порядке.

Ослабляют винт, крепящий защитную ленту, снимают защитную ленту и прокладку, закрывающие щеточные люки. Отвинчивают винты, крепящие канатики щеток к щетко­ держателям, и вынимают щетки из щеткодержателей. Щетки и щеткодержатели метят условными метками, чтобы при сборке установить щетки на свои места. Отвертывают стяжные шпильки и вынимают их. Снимают крышку со стороны коллектора, корпус вместе с включателем или с реле привода и крышку со стороны привода. Отвертывают винты промежуточного подшипника и, если необходимо, вынимают привод из крышки. Отвертывают ключом гайку, крепящую ось рычага включения, снимают пружину рычага, рычаг включения и привод.

При разборке стартера СТ50 отвинчивают четыре винта М4, крепящих крышку, снимают запорное кольцо с вилки рычага и снимают привод.

При чистке стартера не допускается промывать якорь, крышку со стороны коллектора и корпус в воде, так как это может нарушить изоляцию токоведущих деталей.

Разбирать стартер без надобности не следует, так как может нарушиться регулировка момента включения.

188

При сборке стартера, проводимой в обратном порядке, надо обращать внимание на прочность затяжки креплений и проверять, установлена ли упорная шайба на вал в крышке со стороны привода.

Разборка стартера СТ212. После снятия защитной ленты и щеток расшплинтовывают и вынимают штифт 10 (рис. 106). Отворачивают стяжные шпильки, снимают корпус 1 вместе с реле, упорную шайбу 6 с вала со стороны привода и крышку 4. Если необходимо вынуть привод из крышки 4, отвинчивают четыре винта 9, снимают запорное кольцо 8 с вилки 7 рычага, отвинчивают три винта 2, которые крепят держатель >3 промежуточного подшипника, и вынимают рычаг включения. Затем отвинчивают четыре винта 15, снимают крышку 16 реле вместе с контактными болтами.

Вынимают плунжер 14 с контактным диском. Проверяют состояние контактов реле и, если есть подгар,

Рис. 107. Регулировка включения стартера СТ200:

/ — нажимной диск; 2 — рычаг включения; 3 — контргайки; 4 — винт упора; 5 — шестерня привода; 6 — упорная шайба.

189


зачищают их шкуркой. Если контактные болты в местах касания с контактным диском сильно изношены, то их следует повернуть на 180°.

Регулировка момента включения стартера с включателем.

После сборки обычно регулируют момент включения стар­ тера. Винтом 4 упора (рис. 107) регулируют положение шестерни 5 так, чтобы при нажатии на рычаг 2 включения до отказа шестерня не доходила до торца упорной шайбы 6

на 1,25 мм.

Главные контакты включателя стартера должны замы­ каться тогда, когда шестерня будет находиться от упорной шайбы на расстоянии не более 2,5 мм. Момент замыкания

контактов регулируют, перемещая

нажимной диск

1.

 

Т а б л и ц а 32

Тип стартера

Вылет шестерни,

мм

СТ8, СТ15-Б, СТ20, СТ20-Б, СТ201

1—2,5 (не более 4)

СТ50

1—2,5 (не более 5,5)

СТ 114-Т

1-1,5

 

СТ130-А1, СТ130-Б

2 - 3

 

СТ222

1 -4

 

СТ212, СТ212-Б, СТ212-Р

2 - 4

 

СТ113, СТ113-Б, СТ230-Б

3 - 5

 

П р и м е ч а н и е . Для стартеров с дистанционным управлением вылет шестерни указан при полностью втянутом якоре реле и выбран­ ном в сторону коллектора люфте якоря.

Расстояния между торцами шестерни привода и упор­ ным кольцом (вылет шестерни) приведены в таблицах

31 и 32.

Регулировка момента включения стартера с реле при­ вода. Контакты реле привода стартера должны замыкаться тогда, когда шестерня 5 (см. рис. 106) привода будет нахо­ диться от торца упорной шайбы 6 на расстоянии 4 мм. После замыкания контактов плунжер 14 реле должен иметь дополнительный ход не менее 1 мм. Момент замыкания контактов регулируют, перемещая серьгу 11 относительно тяги 13, предварительно ослабив винт 12.

В момент замыкания контактов загорается лампочка, включенная последовательно в цепь, состоящую из акку­ муляторной батареи и контактов реле.

190