Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Катушка зажигания Б1 является базовой моделью для катушек других типов. Она состоит из корпуса 2 (рис. 112), первичной 7 и вторичной 1 обмоток, сердечника 8, кольце­ вого магнитопровода 3, крышки 5 с выводом 6 высокого напряжения, скобы 9 и добавочного сопротивления 4 в виде спирали, заключенной в керамический изолятор.

На изолированный электрокартоном сердечник намотана вторичная обмотка, которая изолирована от первичной электрокартоном. Начало вторичной обмотки присоединено к концу первичной обмотки внутри катушки. Для усиления электрической прочности обмотки пропитывают трансфор­ маторным маслом. На пластмассовой крышке имеются три клеммы низкого напряжения: 1) ВК-Б для соединения с проводом от замка зажигания, который соединен с поло­ жительной клеммой аккумуляторной батареи; 2) Р для соединения с прерывателем и 3) ВК, которая соединена проводом с дополнительным контактом включателя или реле стартера. Вывод высокого напряжения соединяется с центральным выводом крышки распределителя. В цепь первичной обмотки последовательно включено добавочное сопротивление, которое при пуске двигателя закорачи­ вается, что улучшает условия пуска. При работающем двигателе оно способствует уменьшению тока, потребляе­ мого катушкой зажигания от аккумуляторной батареи. При включении стартера, особенно при минусовой темпера­ туре, напряжение аккумуляторной батареи падает и в ка­ тушке зажигания ток уменьшается. Для пробоя же искро­ вого промежутка в свечах требуется более высокое напря­ жение. Поэтому при пуске двигателя одновременно с вклю­ чением стартера замыкают накоротко добавочное сопротив­ ление при помощи дополнительного контакта на включателе стартера или реле привода. Благодаря этому во время пуска напряжение аккумуляторной батареи через контакты вклю­ чателя подводится непосредственно к первичной обмотке катушки зажигания, минуя добавочное сопротивление, и в катушке зажигания напряжение повышается, хотя на­ пряжение аккумуляторной батареи и снижено.

М а л о г а б а р и т н а я к а т у ш к а з а ж и г а ­ н и я Б1 работает в 12-вольтовой схеме зажигания с рас­ пределителями Р20, Р21, Р23, Р32 и Р35; по характеристи­ кам и посадочным размерам она одинакова с катушкой Б1. Габариты катушки уменьшены вследствие меньшего числа витков первичной и вторичной обмоток, укорочения сердеч­ ника.

207


Рис. 112. Катушка зажигания Б1:

/ — вторичная обмотка; 2 — корпус; 3 — кольцевой магннтопровод; 4— добавочное сопротивление; 5 — крышка; 6 вывод ^высокого напряжения; 7 — первичная обмотка; 8 — сердечник; 9 скоба крепления.

У катушки зажигания Б 13 также есть дополнительное сопротивление, соединенное последовательно с ее первич­ ной обмоткой.

Катушку зажигания Б 13-А устанавливают на автомо­ биль ЗИЛ-130 под капотом на переднем щитке кабины. У нее есть добавочное сопротивление, включенное после­ довательно с ее первичной обмоткой.

При установке катушки зажигания подводящие провода следует плотно присоединять к клеммам. К клемме ВК-Б должен быть присоединен провод от комбинированного выключателя ВК21-Е зажигания и стартера, к клемме ВК — провод от одноименного зажима реле стартера, к клемме без маркировки — провод от прерывателя.

Катушка зажигания Б7-А предназначена для работы в 12-вольтовой системе батарейного зажигания. Она пред­ ставляет собой модернизированную катушку Б1. У нее большее количество витков и меньшая величина добавоч­ ного сопротивления. На малых и средних оборотах двига­ теля более высокое вторичное напряжение, чем у катуш­ ки Б1.

Катушка зажигания Б 115 маслонаполненная, 12-воль- товая. Она представляет собой измененную конструкцию катушки Б7-А и отличается от нее тем, что имеет пласт­ массовую крышку с повышенной электрической проч­ ностью, пространство в корпусе залито трансформаторным маслом.

По посадочным размерам и электрическим характери­ стикам она взаимозаменяема с катушкой Б7-А.

Пусковая катушка зажигания. Пусковую катушку при­ меняют при пуске дизелей некоторых автомобилей, напри­ мер марки МАЗ. Источником электроэнергии для этих катушек служит аккумуляторная батарея. Такая пусковая катушка зажигания работает с электромагнитным вибра­ тором, который позволяет получать несколько сот искр в секунду, независимо от положения коленчатого вала и поршня двигателя. Пусковая катушка работает только в период пуска дизеля.

Пусковая катушка зажигания Б 17 с встроенным элек­ тромагнитным вибратором (прерывателем и конденсатором) работает в 12-вольтовой схеме электрооборудования при пуске дизеля. Ее применяют для преобразования тока низкого напряжения, который поступает от аккумулятор­ ной батареи, в ток высокого напряжения, необходимый для пробоя искрового промежутка в свече пускового устройства.

209


 

Вибратор смонтирован под съемной

 

металлической крышкой катушки

 

зажигания.

Катушка

зажигания

 

имеет скобу с двумя отверстиями

 

под болты крепления. На карболи-

 

товой крышке имеются две клем­

 

мы низкого напряжения и одна

 

высокого, отделенная от клемм

 

низкого напряжения

специальным

 

выступом.

 

 

 

Основные

характеристики пус­

 

ковых катушек зажигания приво­

Рис. ИЗ. Электрическая

дятся в таблице 38. Электриче­

схема пусковых катушек

ская схема катушки приведена на

зажигания Б 17 и Б200:

рисунке 113.

 

 

1 — с е р д е ч н и к ; 2 — в т о р и ч ­

 

Пусковая

катушка

зажигания

н а я

О б м о т к а ; 3 — к л е м м а

 

к л е м м а в ы с о к о г о

н а п р я ж е ­

Б200 также

имеет

встроенный

н и з к о г о

н а п р я ж е н и я ;

4

 

 

 

 

 

 

 

н и я ;

5 — п е р в и ч н а я о б м о т к а ;

электромагнитный

вибратор, при­

6 — к о н т а к т ы

в и б р а т о р а ;

меняется в 24-вольтовой системе

 

7

к о н д е н с а т о р .

 

 

 

 

 

 

электрооборудования.

На

кожухе

катушка имеет скобу для

крепления.

Электрическая схема

катушки Б200 такая же,

как катушки Б 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3S

Тнп

Номн-

Потреб-

 

Число

Зазор

Зазор

Емкость

пусковой

нальное

ляемыб

 

между

между

конден*

катушки

напряже-

ток, А

 

искр

контакта-

якорем и

сатора,

зажига­

мне,

В

(не более)

в секунду

мп вибра­

сердечни­

мкФ'

ния

 

 

 

 

 

тора, мм

ком,

мм

 

Б-17

 

12

 

3

 

400

0,4-0,5

0,3—0,5

0,25

Б -200

24

 

2

 

400

0,4—0,5

0,3—0,5

0,25

Распределитель. Большинство типов распределителей по конструкции основных узлов и деталей почти одинаковы. Отличаются лишь числом размыканий контактов за один оборот валика, направлением вращения, характеристи­ ками регуляторов, габаритными и установочными разме­ рами и отдельными конструктивными особенностями. По­ этому рассмотрим в качестве примера устройство распре­ делителя типа Р20, являющегося базовой моделью для распределителей других типов.

Распределитель Р20 состоит из корпуса 32 (рис. 114), прерывателя, центробежного регулятора, вакуумного регу­

210



лятора, октан-корректора (установочного регулятора) к конденсатора.

Корпус 32 распределителя отлит из чугуна. Хвостови­ ком 8 его устанавливают в отверстие блока цилиндров двигателя. Внутрь хвостовика запрессованы два бронзо­ графитовых подшипника 9 (вкладыша), в которых вра­ щается валик 31 распределителя. Смазывается валик кон­ систентной смазкой УТМ через винтовую масленку с крыш­ кой.

Прерыватель состоит из двух пластин: неподвижной 6, закрепленной в корпусе двумя винтами 7, и подвижной 5 и кулачковой шайбы 16, установленной на кулачковой втулке 34. Между подвижной и неподвижной пластинами установлен шарикоподшипник 33, поэтому подвижная пластина 5 может легко поворачиваться на определенный угол. Угол поворота ограничивается ограничителем (штиф­ том), установленным на подвижной пластине и входящим в прорезь нейодвижной пластины. Шарикоподшипник сма­ зывают консистентной смазкой ЦИАТИМ-201. На подвиж­ ной пластине 5 закреплена стойка 29 неподвижного кон­ такта. Эту стойку можно поворачивать вокруг оси 25 рычажка 26 регулировочным эксцентриком 24. Рычажок 26 с подвижным контактом закреплен на оси 25. Контакты прерывателя прижаты один к другому пластинчатой пру­ жиной 28. При набегании выступов кулачковой шайбы на подушечку 27 рычажок с подвижным контактом поворачи­ вается на некоторый угол вокруг оси и контакты размы­ каются.

Клемма 22 низкого напряжения соединена с рычажком прерывателя гибким изолированным канатиком 18, а под­ вижная пластина с неподвижной (массой) — гибким неизо­ лированным канатиком.

На верхнем конце валика 6 (рис. 115) прочно закреплена ведущая пластина 5 с двумя осями 8, на которых могут поворачиваться два грузика 12 центробежного регулятора. На каждом грузике закреплен штифт 7, входящий в про­ резь ведомой пластины 11. Эта пластина жестко закреп­ лена на кулачковой втулке 4. Грузики стягиваются пру­ жинами 9, один конец которых закреплен на оси 8 грузика, другой — на держателе 10, расположенном на грузике. Кулачковая втулка 4 свободно сидит на верхнем валике 2. От осевого перемещения кулачковая втулка удерживается винтом 1, ввернутым в торец валика, и шайбой. Таким образом, вращение валика 6 передается кулачковой втул-

211