Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 0
Катушка зажигания Б1 является базовой моделью для катушек других типов. Она состоит из корпуса 2 (рис. 112), первичной 7 и вторичной 1 обмоток, сердечника 8, кольце вого магнитопровода 3, крышки 5 с выводом 6 высокого напряжения, скобы 9 и добавочного сопротивления 4 в виде спирали, заключенной в керамический изолятор.
На изолированный электрокартоном сердечник намотана вторичная обмотка, которая изолирована от первичной электрокартоном. Начало вторичной обмотки присоединено к концу первичной обмотки внутри катушки. Для усиления электрической прочности обмотки пропитывают трансфор маторным маслом. На пластмассовой крышке имеются три клеммы низкого напряжения: 1) ВК-Б для соединения с проводом от замка зажигания, который соединен с поло жительной клеммой аккумуляторной батареи; 2) Р для соединения с прерывателем и 3) ВК, которая соединена проводом с дополнительным контактом включателя или реле стартера. Вывод высокого напряжения соединяется с центральным выводом крышки распределителя. В цепь первичной обмотки последовательно включено добавочное сопротивление, которое при пуске двигателя закорачи вается, что улучшает условия пуска. При работающем двигателе оно способствует уменьшению тока, потребляе мого катушкой зажигания от аккумуляторной батареи. При включении стартера, особенно при минусовой темпера туре, напряжение аккумуляторной батареи падает и в ка тушке зажигания ток уменьшается. Для пробоя же искро вого промежутка в свечах требуется более высокое напря жение. Поэтому при пуске двигателя одновременно с вклю чением стартера замыкают накоротко добавочное сопротив ление при помощи дополнительного контакта на включателе стартера или реле привода. Благодаря этому во время пуска напряжение аккумуляторной батареи через контакты вклю чателя подводится непосредственно к первичной обмотке катушки зажигания, минуя добавочное сопротивление, и в катушке зажигания напряжение повышается, хотя на пряжение аккумуляторной батареи и снижено.
М а л о г а б а р и т н а я к а т у ш к а з а ж и г а н и я Б1 работает в 12-вольтовой схеме зажигания с рас пределителями Р20, Р21, Р23, Р32 и Р35; по характеристи кам и посадочным размерам она одинакова с катушкой Б1. Габариты катушки уменьшены вследствие меньшего числа витков первичной и вторичной обмоток, укорочения сердеч ника.
207
Рис. 112. Катушка зажигания Б1:
/ — вторичная обмотка; 2 — корпус; 3 — кольцевой магннтопровод; 4— добавочное сопротивление; 5 — крышка; 6 —вывод ^высокого напряжения; 7 — первичная обмотка; 8 — сердечник; 9 —скоба крепления.
У катушки зажигания Б 13 также есть дополнительное сопротивление, соединенное последовательно с ее первич ной обмоткой.
Катушку зажигания Б 13-А устанавливают на автомо биль ЗИЛ-130 под капотом на переднем щитке кабины. У нее есть добавочное сопротивление, включенное после довательно с ее первичной обмоткой.
При установке катушки зажигания подводящие провода следует плотно присоединять к клеммам. К клемме ВК-Б должен быть присоединен провод от комбинированного выключателя ВК21-Е зажигания и стартера, к клемме ВК — провод от одноименного зажима реле стартера, к клемме без маркировки — провод от прерывателя.
Катушка зажигания Б7-А предназначена для работы в 12-вольтовой системе батарейного зажигания. Она пред ставляет собой модернизированную катушку Б1. У нее большее количество витков и меньшая величина добавоч ного сопротивления. На малых и средних оборотах двига теля более высокое вторичное напряжение, чем у катуш ки Б1.
Катушка зажигания Б 115 маслонаполненная, 12-воль- товая. Она представляет собой измененную конструкцию катушки Б7-А и отличается от нее тем, что имеет пласт массовую крышку с повышенной электрической проч ностью, пространство в корпусе залито трансформаторным маслом.
По посадочным размерам и электрическим характери стикам она взаимозаменяема с катушкой Б7-А.
Пусковая катушка зажигания. Пусковую катушку при меняют при пуске дизелей некоторых автомобилей, напри мер марки МАЗ. Источником электроэнергии для этих катушек служит аккумуляторная батарея. Такая пусковая катушка зажигания работает с электромагнитным вибра тором, который позволяет получать несколько сот искр в секунду, независимо от положения коленчатого вала и поршня двигателя. Пусковая катушка работает только в период пуска дизеля.
Пусковая катушка зажигания Б 17 с встроенным элек тромагнитным вибратором (прерывателем и конденсатором) работает в 12-вольтовой схеме электрооборудования при пуске дизеля. Ее применяют для преобразования тока низкого напряжения, который поступает от аккумулятор ной батареи, в ток высокого напряжения, необходимый для пробоя искрового промежутка в свече пускового устройства.
209
|
Вибратор смонтирован под съемной |
||
|
металлической крышкой катушки |
||
|
зажигания. |
Катушка |
зажигания |
|
имеет скобу с двумя отверстиями |
||
|
под болты крепления. На карболи- |
||
|
товой крышке имеются две клем |
||
|
мы низкого напряжения и одна |
||
|
высокого, отделенная от клемм |
||
|
низкого напряжения |
специальным |
|
|
выступом. |
|
|
|
Основные |
характеристики пус |
|
|
ковых катушек зажигания приво |
||
Рис. ИЗ. Электрическая |
дятся в таблице 38. Электриче |
||
схема пусковых катушек |
ская схема катушки приведена на |
||
зажигания Б 17 и Б200: |
рисунке 113. |
|
|
1 — с е р д е ч н и к ; 2 — в т о р и ч |
|
Пусковая |
катушка |
зажигания |
|||||||
н а я |
О б м о т к а ; 3 — к л е м м а |
|
|||||||||
к л е м м а в ы с о к о г о |
н а п р я ж е |
Б200 также |
имеет |
встроенный |
|||||||
н и з к о г о |
н а п р я ж е н и я ; |
4 — |
|
|
|
|
|
|
|
||
н и я ; |
5 — п е р в и ч н а я о б м о т к а ; |
электромагнитный |
вибратор, при |
||||||||
6 — к о н т а к т ы |
в и б р а т о р а ; |
меняется в 24-вольтовой системе |
|||||||||
|
7 — |
к о н д е н с а т о р . |
|
||||||||
|
|
|
|
|
электрооборудования. |
На |
кожухе |
||||
катушка имеет скобу для |
крепления. |
Электрическая схема |
|||||||||
катушки Б200 такая же, |
как катушки Б 17. |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3S |
|
Тнп |
Номн- |
Потреб- |
|
Число |
Зазор |
Зазор |
Емкость |
||||
пусковой |
нальное |
ляемыб |
|
между |
между |
конден* |
|||||
катушки |
напряже- |
ток, А |
|
искр |
контакта- |
якорем и |
сатора, |
||||
зажига |
мне, |
В |
(не более) |
в секунду |
мп вибра |
сердечни |
мкФ' |
||||
ния |
|
|
|
|
|
тора, мм |
ком, |
мм |
|
||
Б-17 |
|
12 |
|
3 |
|
400 |
0,4-0,5 |
0,3—0,5 |
0,25 |
||
Б -200 |
24 |
|
2 |
|
400 |
0,4—0,5 |
0,3—0,5 |
0,25 |
Распределитель. Большинство типов распределителей по конструкции основных узлов и деталей почти одинаковы. Отличаются лишь числом размыканий контактов за один оборот валика, направлением вращения, характеристи ками регуляторов, габаритными и установочными разме рами и отдельными конструктивными особенностями. По этому рассмотрим в качестве примера устройство распре делителя типа Р20, являющегося базовой моделью для распределителей других типов.
Распределитель Р20 состоит из корпуса 32 (рис. 114), прерывателя, центробежного регулятора, вакуумного регу
210
лятора, октан-корректора (установочного регулятора) к конденсатора.
Корпус 32 распределителя отлит из чугуна. Хвостови ком 8 его устанавливают в отверстие блока цилиндров двигателя. Внутрь хвостовика запрессованы два бронзо графитовых подшипника 9 (вкладыша), в которых вра щается валик 31 распределителя. Смазывается валик кон систентной смазкой УТМ через винтовую масленку с крыш кой.
Прерыватель состоит из двух пластин: неподвижной 6, закрепленной в корпусе двумя винтами 7, и подвижной 5 и кулачковой шайбы 16, установленной на кулачковой втулке 34. Между подвижной и неподвижной пластинами установлен шарикоподшипник 33, поэтому подвижная пластина 5 может легко поворачиваться на определенный угол. Угол поворота ограничивается ограничителем (штиф том), установленным на подвижной пластине и входящим в прорезь нейодвижной пластины. Шарикоподшипник сма зывают консистентной смазкой ЦИАТИМ-201. На подвиж ной пластине 5 закреплена стойка 29 неподвижного кон такта. Эту стойку можно поворачивать вокруг оси 25 рычажка 26 регулировочным эксцентриком 24. Рычажок 26 с подвижным контактом закреплен на оси 25. Контакты прерывателя прижаты один к другому пластинчатой пру жиной 28. При набегании выступов кулачковой шайбы на подушечку 27 рычажок с подвижным контактом поворачи вается на некоторый угол вокруг оси и контакты размы каются.
Клемма 22 низкого напряжения соединена с рычажком прерывателя гибким изолированным канатиком 18, а под вижная пластина с неподвижной (массой) — гибким неизо лированным канатиком.
На верхнем конце валика 6 (рис. 115) прочно закреплена ведущая пластина 5 с двумя осями 8, на которых могут поворачиваться два грузика 12 центробежного регулятора. На каждом грузике закреплен штифт 7, входящий в про резь ведомой пластины 11. Эта пластина жестко закреп лена на кулачковой втулке 4. Грузики стягиваются пру жинами 9, один конец которых закреплен на оси 8 грузика, другой — на держателе 10, расположенном на грузике. Кулачковая втулка 4 свободно сидит на верхнем валике 2. От осевого перемещения кулачковая втулка удерживается винтом 1, ввернутым в торец валика, и шайбой. Таким образом, вращение валика 6 передается кулачковой втул-
211