Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а— разрез;

б вид сверху (без крышки);

 

 

д

 

 

 

 

 

1

— пластмассовая

 

крышка;

2 — ротор;

 

 

|

 

 

 

 

 

2

н

17 — фитили;

4 — штифт;

5 — подвиж-

 

 

 

 

 

 

пая

пластина;

6

— неподвижная пласти-

 

'

 

 

 

 

 

на;

7, 15

и

36 — винты;

8

— хвостовик

 

 

 

 

 

 

 

 

корпуса; 9 — бронзографнтовый подшип­

 

 

 

 

 

 

 

ник

(вкладыш);

10

— регулировочные шайбы; 11 — вакуумный регулятор;

12 пружина

вакуумного

регулятора;

13 диафрагма;

14 тяга;

16

кулачковая

шайба;

 

18

— гибкий

канатик;

19 — конденсатор;

 

20 — регу­

лировочные

гайки;

21 — верхняя

пластина

октан-корректора;

 

22 — клемма

низкого напряжения;

23

— нижняя

 

пластина октан-корректора;

24 регу­

лировочный эксцентрик;

25

— ось рычажка;

26 — рычажок;

27

— подушечка

рычажка;

28

— пружина

рычажка;

29

— стойка

неподвижного

контакта;

30 промежуточный

валик;

31

— валик

распределителя;

32

— корпус;

33 — шарикоподшипник;

34 — кулачковая втулка;

35 — защелка;

37

— уго­

 

 

 

 

 

 

 

лек;

 

38 — пружина

уголька.

 

 

 

 

 


ке 4 через грузики 12 центробежного регулятора. Валик 31 распределителя (см. рис. 114) шарнирно соединен с проме­ жуточным валиком 30, который приводится во вращение от распределительного вала двигателя.

При работе двигателя на малых оборотах центробежная сила грузиков незначительна и они от расхождения удер­ живаются пружинами, кулачковая втулка вращается заодно с валиком 31, опережения зажигания нет. При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя грузики под действием центробежной силы, преодолевая усилие пру-

Рис. 114. Распределитель Р20 (продолжение).

213

жин, расходятся в стороны, увлекая за собой ведомую пластину кулачковой втулки и поворачивая ее в сторону вращения валика на некоторый угол. В результате этого выступы кулачковой шайбы будут раньше на­ бегать на подушечку ры­ чага, размыкая контак­ ты, — угол опережения зажигания увеличивает­ ся. Угол поворота ку­ лачковой втулки огра­ ничивается размерами прорезей в ведомой пла­ стине. При уменьшении числа оборотов колен­ чатого вала двигателя грузики возвращаются пружинами в первона­ чальное положение. Оси и пальцы грузиков, а также верхний валик смазывают консистент­ ной смазкой УТМ. Для предупреждения разбра­ сывания смазки над вин­ том крепления кулачко­ вой втулки под ротором 2 установлен фетровый фитиль 3. Кулачковая шайба 16 смазывается с помощью фитиля 17, ко­ торый закреплен в дер­ жателе на подвижной

пластине.

Вакуумный регуля- 8_ тор 11 закреплен на кор-

Рис. 115. Центробежный ре­ гулятор:

I

— винт;

2 — верхний

валик;

3

— кулачковая шайба;

4 — ку­

лачковая

втулка; 5 — ведущая

пластина;

6— валик; 7— штифт;

$ — ось грузика; 9 — пружина; 10 — держатель пружины; 11

ведомая пластида; 12— грузики.

214


пусе распределителя двумя винтами 15 и выполнен в виде камеры, которая диафрагмой 13 из прорезиненного полотна разделена на две части. Одна часть трубопроводом соединена со смесительной камерой карбюратора, а другая — с окру­ жающей атмосферой. В той части камеры, которая соеди­ нена с карбюратором, установлена спиральная пружина 12, давление сжатия которой регулируют шайбами 10. Диаф­ рагма соединена тягой 14 с подвижной пластиной 5 преры­ вателя. При большом открытии дроссельной заслонки вакуумный регулятор не работает, так как разрежение в смесительной камере незначительное и пружина отжи­ мает диафрагму, а следовательно, и подвижную пластину в крайнее положение, соответствующее позднему зажига­ нию. С уменьшением открытия дроссельной заслонки раз­ режение в смесительной камере карбюратора увеличи­ вается, и от давления наружного воздуха диафрагма про­ гибается, заставляя перемещаться тягу 14. Эта тяга пово­ рачивает подвижную пластину в сторону, противополож­ ную направлению вращения валика, т. е. в сторону более раннего зажигания. При уменьшении разрежения пружина возвращает диафрагму в первоначальное положение.

Для уточнения угла опережения зажигания в зависи­ мости от качества применяемого топлива (октанового числа) служит октан-корректор, расположенный на кор­ пусе распределителя. Он состоит из двух пластин: верхней 21 и нижней 23. Верхняя пластина закреплена на корпусе распределителя, а нижняя — на блоке двигателя. Закреп­ ленный на блоке двигателя распределитель можно повер­ нуть относительно валика с помощью регулировочных гаек 20. На нижней пластине имеется деление, а конец верхней пластины выполнен в виде стрелки. Каждое деление шкалы октан-корректора равно 2° поворота коленчатого вала. Все три регулятора работают независимо один от другого. Изменение угла опережения зажигания, осуществ­ ляемое каждым регулятором, суммируется.

Ток высокого напряжения распределяется по цилиндрам двигателя ротором 2 и крышкой 1, изготовленными из пластмассы. Положение ротора на кулачковой шайбе фик­ сируется лыской. Для плотной посадки и устранения качания (поворота) ротора в его посадочном месте установ­ лена плоская пружина. Крышка фиксируется штифтом 4, который входит в ее паз. Крышка крепится к корпусу распределителя пружинными защелками 35. Центральный вывод крышки соединен с электродом ротора угольком 37,

215


Рис.

116. Конденсатор:

1 — корпус; 2 — катушка; 3

— электрокартон; 4 — шайба; 5 — провод;

в — наконечник провода.

Рис. 117. Малогабаритный конденсатор:

1, 3 п 6 — проводники; 2 — текстолитовая шайба; 4 — пластмассовая шайба;

5 — катушка конденсатора; 7 бумажный цилиндр; 8 — корпус; 9 — кон­ денсаторная лакированная бумага; 10 — обкладка.

который установлен в углубление центрального вывода. Для создания надежного контакта между угольком и элек­ тродом ротора под уголек установлена спиральная пру­ жина 38.

Конденсатор 19 состоит из двух свернутых в катушку алюминиевых лент, изолированных одна от другой конден­ саторной бумагой. Ленты по ширине смещены относительно листа бумаги в противоположные стороны. Торцы катушки являются выводами конденсатора. Свернутую катушку 2 (рис. 116) конденсатора для повышения электрической проч­ ности и емкости пропитывают трансформаторным маслом. Для изоляции между корпусом и катушкой помещают полоску электрокартона 3. При сборке конденсатора торец одной алюминиевой ленты соединяется с массой, а торец другой через шайбу 4 соединяется с проводом 5. На конце провода имеется наконечник 6. Торец корпуса 1 конденса­ тора завальцован и покрыт лаком для создания герметич­ ности.

В малогабаритных конденсаторах на конденсаторную бумагу 9 (рис. 117) нанесен тонкий слой цинка и сверх него тонкий слой олова. После сворачивания бумаги в ка­

216

тушку 5 на ее концы наносят тонкий слой припоя ПОС-40 и к нему припаивают гибкие проводники 3 и 6. Один из проводников припаивают к корпусу 8 конденсатора, а дру­ гой — к проводнику 1, как в обычном конденсаторе. Пре­ имуществом малогабаритных конденсаторов является спо­ собность самовосстанавливаться при пробое. Электрическая искра разрушает тонкий слой металла, нанесенный на бумагу, вблизи места пробоя. Образовавшееся отверстие заполняется маслом, которое изолирует слои металла один от другого, предотвращая короткое замыкание.

В восьмикулачковом распределителе Р13-В (рис. 118)

есть центробежный и вакуумный автоматические регуля­ торы опережения зажигания. Валик распределителя вра­ щается по направлению часовой стрелки. При помощи октан-корректора можно вручную регулировать момент зажигания на 12° в обе стороны от среднего положения.

Распределитель зажигания Р13-В устанавливают в сле­ дующем порядке.

Поворачивают коленчатый вал до тех пор, пока поршень первого цилиндра не будет находиться в в. м. т. в конце хода сжатия. Проверяют зазор между контактами преры-

Рис. 118. Распределитель зажигания:

/ — гайки октан*корректора; 2 — винт крепления распределителя к корпусу привода; 3 — колпачковая масленка; 4 — конденсатор; 5 — регулировочный эксцентриковый винт; б стопорный винт.

217


Рис. 119. Схема присоединения проводов от распределителя Р13-В к свечам.

вателя. Если необходимо, регулируют зазор. Для этого ганками 1 повертывают корпус распределителя так, чтобы стрелка октан-корректора была на нуле. Поворачивают ротор так, чтобы он был обращен в сторону клеммы «1» на крышке распределителя. При этом положении валика распределитель вставляют в отверстие привода и закреп­ ляют винтом 2. После этого провода от распределителя зажигания присоединяют к свечам в порядке, показанном на рисунке 119.

Распределитель Р4-В (рис. 120) или Р4-В2 восьмику­ лачковый работает с катушкой зажигания Б13-А.

В катушке зажигания Б13-А проходит повышенный первичный ток, необходимый для бесперебойного искрообразования по сравнению с катушками зажигания, установ­ ленными на двигателях с меньшим числом цилиндров и более низкой степенью сжатия, поэтому металл переносится с одного контакта прерывателя на другой более интенсивно (образование выступа на одном контакте и углубления на другом).

Выступ нужно зачищать на контактах так, чтобы можно было регулировать зазор между ними, а углубление на дру­ гом контакте можно не устранять.

Распределитель Р4-Д отличается от распределителей Р4-В и Р4-В2 тем, что в нем нет конденсатора, так как этот распределитель применяют при транзисторной системе Зажигания. Вместо распределителя Р4-Д можно устанав­ ливать распределитель Р4-В или Р4-В2, сняв с них кон­ денсатор.

218

Рис. 120. Распредели­ тель Р4-В:

I — валнк;

2 — пласти­

на; 3

— фильц;

4 —ро­

тор;

5

— крышка;

6

клемма

высокого напря­

жения;

 

7 — пружина

контактного

уголька;

8

— контактный

уголек;

9

— защелка

крышки;

10— центробежный регу­

лятор;

11

— вакуумный

регулятор;

12 — конден­

сатор;

13— регулировоч­

ные гайки октан-коррек­

тора;

14 — регулировоч­

ный винт; 15

— рычажок;

16— винт крепления пре­

рывателя;

17 — фильц

для

смазки

кулачка;

18 — клемма

низкого на­

пряжения.