Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
в этом случае устанав- |
|
|
||
ливается на нулевой от |
|
|
||
метке шкалы. При про |
|
|
||
хождении тока |
через |
|
|
|
амперметр создается дру |
|
|
||
гое магнитное поле, ко |
|
|
||
торое расположено |
пер |
|
|
|
пендикулярно |
к |
полю |
|
|
постоянного |
магнита. |
|
|
|
Под действием этих двух |
Рис. 185. Схема проверки амперметра: |
|||
полей якорь |
вместе со |
/ — проверяемый амперметр; 2 — кон |
||
стрелкой устанавливает |
трольный амперметр; |
3 — аккумуляторная |
||
батарея; 4 |
— реостат. |
ся в положении, которое определяется величиной и направлением результирующего
поля. При изменении величины измеряемого тока будет изменяться величина и направление результирующего маг нитного поля, вследствие чего изменится положение якоря и стрелки прибора.
Измеряемый амперметром ток подводится к выводным болтам 8 (рис. 184), проходит через латунное основание 2, к которому лапками прикреплен постоянный магнит 9. Ось 6, на которой жестко укреплен якорь 4 из мягкой стали и алю миниевая стрелка 1, свободно вращается в основании.
Механизм амперметра находится в кожухе 5, от которого он изолируется гетинаксовыми шайбами 7. Снаружи кожух и механизм закрываются стеклом 10, которое завальцовывается рантом 3. Амперметры безотказно работают при тем пературе от —50 до +60° С. Основная погрешность показа ний прибора при температурах +20 ± 5° С не превышает
± |
15% от верхнего предела измерений, при этом дополни |
|
тельная погрешность показаний |
при температурах —50 |
|
и |
+60° С не превышает ±10% |
от предельного значения |
шкалы. Амперметры хорошо переносят тряску и выдержи вают перегрузки, равные трехкратному номинальному току шкалы.
В процессе эксплуатации машин амперметр периоди чески проверяют, сравнивая его показания с показаниями контрольного амперметра. Для этого проверяемый ампер метр 1 (рис. 185) последовательно соединяют с контрольным амперметром 2, реостатом 4 и аккумуляторной батареей 3. Проверяемый амперметр тарируют по двум точкам шкалы — 10 и 20 А при прямом и обратном направлениях тока. Если
показания |
амперметра выходят за |
пределы, указанные |
в таблице |
53, необходимо изменить |
намагниченность по- |
327
|
Т а б л и ц а 63 |
Показания контрольного амперметра, |
Показания проверяемого амперметра. |
А |
А |
+20 |
(+ 1 7 )-(+ 2 3 ) |
+ 10 |
(+ 8 )-(+ 1 2 ) |
0 |
0 |
—10 |
( - 8 ) - ( - 1 2 ) |
—20 |
( - 1 7 ) - ( - 2 3 ) |
стоянного магнита амперметра. Для этого намагничивают магнит до насыщения, а затем немного размагничивают электромагнитом, питаемым переменным током, до получе ния правильных показаний.
Изоляция токоведущих деталей амперметра относительно корпуса должна выдерживать на пробой напряжение 220 В в течение одной минуты.
Указатель уровня топлива позволяет контролировать количество топлива в баке, а следовательно, определять примерный объем работы машины. Этот прибор непригоден для учета расхода топлива, так как точность его низка: цена деления шкалы равна 1li емкости топливного бака.
Указатели уровня топлива можно разделить на две группы: 1) указатели с непосредственным отсчетом пока заний, если топливный бак находится сразу же за щитком приборов, и 2) дистанционные, если топливный бак нахо дится на значительном расстоянии от щитка приборов.
Часто применяют дистанционные указатели уровня топ лива с электромагнитным указателем и датчиком реостатного типа. Между собой датчик и указатель соединены одним проводом, вторым проводом служит масса машины.
Если на машинах имеется два топливных бака, то на них устанавливают два датчика, которые присоединяют к одному указателю через переключатель.
Указатель состоит из двух катушек: левой 2 (рис. 186) и правой 4 с сердечниками из мягкой стали. Они укреплены на основании 6 под углом 90° одна к другой. В точке пересе чения осей катушек расположен стальной якорь 9 со стрел кой 1, противовесом 8 и гасителем 5, служащим для умень шения колебаний стрелки при вибрации машины. Все эти детали закреплены на вращающейся оси.
При прохождении тока по обмоткам катушек создаются магнитные поля, которые, складываясь, действуют на якорь
328
Рис. 186. Устройство указателя:
1— стрелка; 2— левая катушка; 3 н 7 — полюс ные наконечники; 4 — правая катушка; 5 — га
ситель колебаний; 6— основание; 8— противовес; 9 — якорь.
и стремятся повернуть его так, чтобы большая ось симметрии якоря расположилась по направлению суммарного магнит ного потока. При выключении тока противовес 8 отводит стрелку немного левее нолевого деления шкалы.
Датчик состоит из рычага, изготовленного из стальной проволоки, на конце которого укреплен пробковый попла вок, на другом конце рычага укреплен штифт, свободно вра щающийся в отверстиях корпуса прибора. Внутри датчика на штифт надета втулка с двумя бронзовыми пружинящими ползунками, которые скользят по реостату. Его обмотка сделана из нихромовой проволоки диаметром 0,2 мм. Реостат установлен в гнездах корпуса датчика. Один из концов реостата выведен на выводную клемму, а другой соединен с основанием (массой) датчика. Датчик устанавли вают в верхней части бака и крепят к нему винтами. Попла вок датчика плавает на поверхности топлива и фиксирует изменение его уровня. При этом рычаг поворачивает штифт, заставляя ползунки занять то или иное положение на рео стате. При изменении положения ползунков изменяется величина сопротивления реостата и как следствие величина тока, протекающего по катушкам указателя. При полном баке реостат полностью введен и его сопротивление будет
329
о
топлива:
1 |
— амперметр; 2 — включатель; |
3 — левая |
катушка указателя; |
4 |
— стрелка; 5 — реостат датчика; |
6 — правая |
катушка указателя; |
|
7 — якорь; 8 —аккумуляторная |
батарея. |
наибольшим; если топлива в баке нет, реостат полностью выведен и его сопротивление будет наименьшим.
При включении зажигания ток аккумуляторной батареи 8 (рис. 187), проходя через левую катушку 3 указателя, разветвляется. Одна его часть идет через правую катушку 6 указателя, а другая — через реостат датчика. Токи кату шек создают магнитные поля, и якорь 7 займет положение вдоль результирующего магнитного поля, но так как с ним жестко соединена стрелка 4, она займет при этом определен ное положение.
При изменении уровня топлива в баке вместе с поплавком изменит свое положение ползунок на реостате, вследствие чего величина сопротивления будет другой.
Между собой катушки и реостат соединены так, что в ре зультате изменения тока магнитный поток в одной из кату шек уменьшается, а в другой увеличивается. При этом изме няется направление результирующего магнитного потока катушек, якорь со стрелкой займет новое положение.
Для обеспечения взаимозаменяемости однотипные дат чики и указатели электромагнитных указателей уровня топлива регулируют отдельно.
Датчики проверяют и регулируют вместе с эталонным указателем на приспособлении, которое представляет собой вертикальный щит, в одном из углов которого на кронштейне укрепляется датчик. На щите размечают положения по плавка: «О» — топлива в баке нет; «х/4» — топливо занимает одну четверть объема бака; «V2» — топливо заполняет поло вину бака; «П» — бак заправлен топливом полностью.
ззо
После присоединения эталонного указателя уровня топ лива к аккумуляторной батарее изменяют положение по плавка на щите, фиксируя его в проверяемых положениях, и наблюдают за показаниями указателя.
Регулировка датчика заключается в изменении положе ния его ползунков.
Указатель проверяют в комплекте с эталонным датчиком уровня топлива. Способ проверки такой же, как при про верке датчика.
Если стрелка указателя не устанавливается на нулевом делении шкалы, то ослабляют винт и смещают вдоль оси сердечник левой катушки, добиваясь установки стрелки на нолевом делении. Если же стрелка не устанавливается в по ложении «П» — смещают сердечник правой катушки.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
К вспомогательным приборам относятся переключатели, включатели и реле дистанционного управления.
Переключатели должны надежно и быстро переключать электрические цепи, так как медленный разрыв цепи приводит к обгоранию контактов.
Вспомогательные приборы рассчитывают на напряжение 6, 12 и 24 В, а контакты на ток от 1 до 50 А.
Контакты подвергаются действию искр или электриче ских дуг, возникающих между ними, поэтому при подборе материала для них уделяют особое внимание долговечности его работы.
Широко применяемыми материалами являются медь, бронза, латунь, серебро и его сплавы, а также специальные металлокерамические сплавы.
Чтобы продлить срок службы контактов, нужно умень шить искро- и дугообразования между ними. Для этого между контактами иногда включают сопротивления или конденсаторы.
Качество и долговечность работы контактов зависят также от давления между ними. Чаще всего необходимое давление создается за счет упругости держателей контактов или буферными пружинами. Срок службы контактной пары зависит от условий эксплуатации и от технического ухода, проводимого за ними. Следует иметь в виду, что окисление
и загрязнение контактов, а также попадание на |
них воды |
||
и |
смазки |
приводят к падению напряжения на |
контактах |
и |
нагреву, |
который ускоряет их износ. |
|
331