Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
Ввспомогательных приборах прямого действия (включае мых в работу водителем) механизмы управления контакт ными устройствами по конструкции можно разделить на ры чажные, перекидные, вытяжные, ползунковые, нажимные, кнопочные, поворотные и кругового вращения.
Вытяжной центральный переключатель света исполь зуют для управления основным освещением.
Вэтом переключателе семь клемм 10 (рис. 188) с винтами М4 для крепления плоских наконечников проводов укреп
лены на текстолитовой панели 2. В кожухе 4 расположена каретка 8 со штоком 9. На внутренней поверхности тексто литовой панели имеются контакты, которые замыкаются между собой пластиной 3. Необходимое давление контактов
Рис. 188. Центральный вытяжной переключатель света:
/ |
_ термобиметаллипеский предохранитель: 2 — текстолитовая панель; |
||
3 |
— контактная пластина; |
4 — кожух; 5 |
— карболнтовая колодка; |
6 |
— шарик; 7 — пружины; |
8 — каретка; |
9 — шток; 10 — выводные |
клеммы.
832
Рис. 189. Устройство ножного переключателя:
1— контакты; 2 —изоляционный |
диск; 3 — контактор; 4 — карболнтопое |
|
основание; 5 — ведущая звездочка; |
6 — корпус; 7 и 10 |
— пружины; 8 — плун |
жер; 9 — колпачок; II — ось; 12 — боковые клеммы; |
13 — клемма источника |
тока.
создается спиральными пружинами 7, одна из которых рас положена в карболитовой колодке 5. Шток центрального переключателя может находиться в трех положениях, фиксируемых шариком 6. На корпусе переключателя смон тирован термобиметаллический предохранитель 1.
Ножной переключатель света с механизмом управления предназначен для переключения дальнего света фар на ближ ний и, наоборот, ближнего света на дальний. Ножной пере ключатель света устанавливают под полом кабины води теля, левее педали сцепления. Переключатель крепят двумя винтами М4.
Ножной переключатель состоит из корпуса 6 (рис. 189), плунжера 8 с колпачком 9, который испытывает давление пружины 7; карболитового основания 4, имеющего с наруж ной стороны три клеммы 12 и 13, а с внутренней стороны
три |
неподвижных полусферических контакта 1; оси |
11, |
на |
которой поворачиваются звездочка 5 и контактор |
3 |
с изоляционным диском 2. Для обеспечения надежного кон такта изоляционный диск с контактором прижимается к сфе рическим контактам пружиной 10,
ззз
Ножной переключатель включают в электрическую схему
машины следующим |
образом. Клемму 13 присоединяют |
к источнику тока, а |
клеммы 12 соединяют соответственно |
с нитью ближнего или нитью дальнего света.
Свет фар переключают, нажимая на колпачок корпуса ногой. При этом плунжер поворачивает на оси ведущую звездочку, которая перемещает контактор, замыкающий клемму источника тока с одной из боковых клемм. Возвра щается колпачок в исходное положение при снятии с него усилия. При повторном нажатии на колпачок контактор замкнет между собой клемму источника тока с другой боко вой клеммой. Контакты ножного переключателя рассчитаны на ток не более 10 А.
Перекидной переключатель предназначен для управле ния потребителями электроэнергии в системе электрообору дования. Он может быть в трех положениях: два крайних положения «Включено» п одно (среднее) «Выключено».
Переключатель состоит из корпуса 4 (рис. 190), в котором закреплены центральный контакт 6, соединенный с выводной клеммой, и два боковых пружинных контакта 8, соединенных также с выводными клеммами.
На корпусе укреплена крышка 3 с гайкой 1 и рычагом 10, качающимся на оси 2. На верхний конец рычага посажена латунная втулка 7, представляющая собой подвижный кон такт. Она при боковом положении рычага соединяет цент ральный контакт с одним из боковых. Во втулке размещены
пружина 9 |
и фиксирующий шарик 5. |
||
5 |
6 |
7 |
8 |
Рис. 190. Перекидной пе реключатель П20:
I — гайка; 2 —ось рычага; |
||||
3 —крышка; |
4 — корпус; |
|||
5 — фиксирующий |
шарик; |
|||
6 |
— центральный |
контакт; |
||
7 |
— латунная |
втулка; 8 — |
||
боковой |
контакт; |
9 — пру |
||
жина;, |
10 —перекидной ры |
чаг.
33 1
/2
Рис. 191. Устройство кнопочного включателя звукового сигнала:
/ — латуипыЛ диск; 2 — пружина; 3 — кнопка; 4 — чашка; 5 — корпус.
Кнопочный включатель предназначен для включения звукового сигнала. Корпус 5 (рис. 191) и кнопка 3 включа теля изготовлены из пластмассы. При нажатии на кнопку латунный диск 1 соединяется с чашкой 4, замыкая цепь сиг нала. Размыкание цепи происходит под действием пружины 2, установленной в чашке корпуса.
Контакты включателя рассчитаны на ток не более 10 А. Включатель стоп-сигнала. Для подачи световых сигна лов торможения применяют включатели с рычажным, гид
равлическим и пневматическим приводами.
На большинстве тракторов, имеющих повышенные ско рости движения, которые могут быть использованы для транспортных работ, применяют включатели стоп-сигнала с механическим приводом. Корпус 10 (рис. 192) включателя крепят к раме трактора с помощью кронштейна 11 и винтов 2. При нажатии на педаль тормоза перемещается рычаг 1 привода, который поворачивает держатель 9 изолятора 8 с подвижным контактом 7. Последний замыкает контакты выводных клемм 5 и 6, установленные на карболитовой крышке 4. Для герметизации внутренней полости включа теля между его корпусом и крышкой устанавливают резино вую уплотнительную прокладку 3. Выключается включатель пружиной педали тормоза.
На машинах, оборудованных гидравлической системой тормозов, устанавливают включатель с гидравлическим приводом подвижного контакта. Он состоит из стального корпуса 3 (рис. 193) со штуцером 1, который ввертывается в корпус центрального тормозного цилиндра; карболитового
3 3 5
основания 8 с армированными выводными клеммами 6 и 7; резиновой диафрагмы 2, на которой расположен подвижный контакт 4, выполненный в виде латунной пластины. Резино вая диафрагма плотно зажата между корпусом и основанием включателя, чем обеспечивается хорошая герметизация кон тактной полости. Пружина 5 возвращает подвижный кон такт в исходное положение после снятия усилия с педали тормоза. Выводные клеммы замыкаются подвижным кон тактом включателя при выгибании диафрагмы под действием давления тормозной жидкости, проникающей через канал штуцера под диафрагму из главного тормозного цилиндра во время торможения машины.
На машинах с пневматической системой тормозов приме няют включатель с пневматиче ским приводом подвижного кон такта.
Включатель крепится непос редственно на тормозном кране, соединяясь с воздушной поло-
Рмс. 192. Устройство вклю |
Рис. 193. Устройство включате |
|||
чателя стоп-сигнала с меха |
ля стоп-сигнала с гидравличе |
|||
|
ническим приводом: |
|
ским |
приводом: |
1— рычаг привода; 2 — винты; |
1— штуцер; |
2 — диафрагма; 3 — |
||
3 |
— уплотнительная прокладка; |
корпус; |
4 — подвижной контакт; |
|
4 |
— карболитовая крышка; 5 и |
5 — пружина; |
6 и 7 — выводные |
|
б — выводные клеммы; 7 — под- |
клеммы; |S — карболнтовое основа |
|||
вижноЛ контакт; 8 — изолятор; |
|
|
ние. |
|
5 — держатель изолятора; 10— |
|
|
|
|
корпус включателя; 11 — крон |
|
|
|
штейн.
336
стью |
через |
отверстие |
в |
|
|
|||
корпусе / (рис. 194). При |
|
|
||||||
торможении |
машины |
под |
|
|
||||
давлением воздуха в тор |
|
|
||||||
мозной |
системе |
прогибает |
|
|
||||
ся диафрагма 2, которая, |
|
|
||||||
преодолевая |
усилие |
пру |
|
|
||||
жины |
7, перемещает |
под |
|
|
||||
вижный |
контакт 6. |
При |
|
|
||||
этом |
выводная |
клемма |
4 |
|
|
|||
через пружину и подвиж |
|
|
||||||
ный контакт соединяется с |
Рис. 194. Устройство включателя |
|||||||
выводной клеммой 5, |
элек |
стоп-сигнала с пневматическим при |
||||||
трическая цепь стоп-сигна |
водом: |
|||||||
/ — корпус; 2— диафрагма; 3— крышка; |
||||||||
ла будет замкнута. Вывод |
4 и 5 — выводные |
клеммы; 6 — под |
||||||
ные клеммы 4 и 5 укреп |
вижной контакт; |
7 — пружина. |
||||||
лены |
|
на |
пластмассовой |
|
|
крышке 3, которая плотно ввертывается в корпус и надежно прижимает к нему диафрагму, обеспечивая тем самым хо рошую герметичность поддиафрагменной полости включа теля.
Ремонт переключателей и выключателей чаще всего за ключается в устранении механических повреждений кор пуса; замене деталей, на которых имеются термические или механические повреждения; окраске, сборке и испытании.
Токоведущие клеммы и рабочие поверхности контактов тщательно зачищают от следов окисления, нагара и эрозии мелкой стеклянной шкуркой или надфилем. После зачистки контакты продувают сжатым воздухом и протирают смочен ной в чистом бензине тряпкой, не оставляющей волокон.
Электрическую прочность клемм и контактов относи тельно корпуса прибора проверяют напряжением не менее 220 В переменного тока с помощью контрольной лампы.
Перед сборкой трущиеся поверхности деталей выклю чателей и переключателей смазывают тонким слоем смазки УН (техническим вазелином). После сборки проверяют ра боту и четкость фиксации каждого положения рычажка или штока. Надежность электрического контакта между клеммами и контактами проверяют замером падения напря жения на проверяемых контактах, которое не должно пре вышать 0,1 В при прохождении через них номинального ра бочего тока.
Вспомогательную аппаратуру дистанционного действия по принципу работы подразделяют на электромагнитную
337
и тепловую, а по назначению — на реле включения, реле переключения и реле выключения.
Так, для разгрузки контактов кнопки от тока большой ве личины, потребляемого сигналами, а в некоторых случаях для автоматизации включения сигнала применяют электро магнитные реле включения сигнала.
Реле включения сигнала. Звуковые сигналы включаются с помощью реле следующим образом. При замыкании кон тактов кнопки 9 (рис. 195) включателя электрический ток от положительной клеммы аккумуляторной батареи 8 идет через клемму Б к сердечнику 4, от него — в обмотку 7 электромагнита, пройдя которую он возвращается через
клемму К, замкнутые |
контакты кнопки и массу машины |
к отрицательной клемме батареи. |
|
Электрический ток, |
проходя по обмотке электромагнита, |
намагничивает сердечник, который притягивает якорь 3, замыкая контакты в цепи сигналов.
При замкнутых контактах ток идет от положительной клеммы аккумуляторной батареи, попадает через клемму Б реле на ярмо 5, которое электрически соединено с якорем.
Затем ток проходит через замкнутые контакты, стойку |
1 |
и выводную клемму С, к которой присоединены сигналы, |
и, |
пройдя через их обмотки, по массе машины возвращается к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
При выключении кнопки ток в цепи электромагнита исчезает и якорь под действием пружины 6 отходит от сердеч-
2 3 4
Рис. 195. Устройство и схема включения реле сигналов:
/ — стоика с неподвижным контактом; 2 — ограничитель; 3 — якорь о подвижным контактом; 4 —сердечник; 5 — ярмо; 6 — пружина; 7— обмотка; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — кнопка включателя.
338
ника и контакты размыкаются, |
|
|
|||||
вследствие |
чего электрическая |
|
|
||||
цепь сигналов разрывается и они |
|
|
|||||
перестают звучать. |
|
|
|
|
|||
Основные неисправности ре |
|
|
|||||
ле сигналов: окисление контак |
|
|
|||||
тов, увеличивающее общее элек |
|
|
|||||
трическое сопротивление в цепи |
|
|
|||||
сигналов; сваривание контактов, |
|
|
|||||
вызываемое |
нарушением |
регу |
|
|
|||
лировки зазора между контакта |
|
|
|||||
ми, вследствие чего беспрерывно |
|
|
|||||
звучат сигналы; обрыв в обмотке |
|
|
|||||
реле. |
|
и регулируют ре |
|
|
|||
Проверяют |
|
|
|||||
ле |
включения |
сигналов в таком |
|
|
|||
порядке. |
|
|
|
|
|
|
|
Отверткой |
разгибают |
лапки |
|
|
|||
крепления |
крышки и |
снимают |
Рис. 196. Электрическая схе |
||||
крышку. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
ма проверки |
реле сигналов: |
||
Зачищают контакты реле над |
/ — реостат; |
2 — вольтметр; |
|||||
филем или |
|
мелкой |
стеклян |
3— обмотка; 4 |
— контакты; 5 — |
||
ной |
шкуркой. |
После |
зачистки |
пружина. |
|||
|
|
толщина контактов не должна быть меньше 0,6 мм. Плоским щупом проверяют и в случае необходимости регулируют зазор между контактами, который должен быть в пределах 0,4—0,7 мм. Зазор между контактами ре гулируют, подгибая стойку 1 неподвижного контакта. Тем же щупом проверяют зазор между якорем и сердеч ником электромагнита при замкнутых контактах. Этот за зор должен быть в пределах 1,0—1,2 мм. Его регулируют подгибанием ограничителя 2. После этого проверяют на пряжение включения и выключения реле по электрической схеме, приведенной на рисунке 196. Изменяя реостатом / напряжение на обмотке 3 реле, наблюдают за показаниями вольтметра 2. В момент замыкания контактов определяют напряжение, которое должно находиться в пределах 6— 8 В. Затем, понижая напряжение в обмотке, наблюдают, при каком напряжении контакты разомкнутся. Напряже ние размыкания контактов реле должно быть не более 5,0 В. Напряжение замыкания контактов регулируют, изменяя на тяжение пружины, подгибанием кронштейна ее крепления. Дистанционный электромагнитный переключатель ВКЗО-Б применяют для переключения 12-вольтовых акку-
339