Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ввспомогательных приборах прямого действия (включае­ мых в работу водителем) механизмы управления контакт­ ными устройствами по конструкции можно разделить на ры­ чажные, перекидные, вытяжные, ползунковые, нажимные, кнопочные, поворотные и кругового вращения.

Вытяжной центральный переключатель света исполь­ зуют для управления основным освещением.

Вэтом переключателе семь клемм 10 (рис. 188) с винтами М4 для крепления плоских наконечников проводов укреп­

лены на текстолитовой панели 2. В кожухе 4 расположена каретка 8 со штоком 9. На внутренней поверхности тексто­ литовой панели имеются контакты, которые замыкаются между собой пластиной 3. Необходимое давление контактов

Рис. 188. Центральный вытяжной переключатель света:

/

_ термобиметаллипеский предохранитель: 2 — текстолитовая панель;

3

— контактная пластина;

4 — кожух; 5

— карболнтовая колодка;

6

— шарик; 7 — пружины;

8 — каретка;

9 — шток; 10 — выводные

клеммы.

832

Рис. 189. Устройство ножного переключателя:

1— контакты; 2 изоляционный

диск; 3 контактор; 4 — карболнтопое

основание; 5 — ведущая звездочка;

6 — корпус; 7 и 10

— пружины; 8 — плун­

жер; 9 — колпачок; II — ось; 12 — боковые клеммы;

13 — клемма источника

тока.

создается спиральными пружинами 7, одна из которых рас­ положена в карболитовой колодке 5. Шток центрального переключателя может находиться в трех положениях, фиксируемых шариком 6. На корпусе переключателя смон­ тирован термобиметаллический предохранитель 1.

Ножной переключатель света с механизмом управления предназначен для переключения дальнего света фар на ближ­ ний и, наоборот, ближнего света на дальний. Ножной пере­ ключатель света устанавливают под полом кабины води­ теля, левее педали сцепления. Переключатель крепят двумя винтами М4.

Ножной переключатель состоит из корпуса 6 (рис. 189), плунжера 8 с колпачком 9, который испытывает давление пружины 7; карболитового основания 4, имеющего с наруж­ ной стороны три клеммы 12 и 13, а с внутренней стороны

три

неподвижных полусферических контакта 1; оси

11,

на

которой поворачиваются звездочка 5 и контактор

3

с изоляционным диском 2. Для обеспечения надежного кон­ такта изоляционный диск с контактором прижимается к сфе­ рическим контактам пружиной 10,

ззз


Ножной переключатель включают в электрическую схему

машины следующим

образом. Клемму 13 присоединяют

к источнику тока, а

клеммы 12 соединяют соответственно

с нитью ближнего или нитью дальнего света.

Свет фар переключают, нажимая на колпачок корпуса ногой. При этом плунжер поворачивает на оси ведущую звездочку, которая перемещает контактор, замыкающий клемму источника тока с одной из боковых клемм. Возвра­ щается колпачок в исходное положение при снятии с него усилия. При повторном нажатии на колпачок контактор замкнет между собой клемму источника тока с другой боко­ вой клеммой. Контакты ножного переключателя рассчитаны на ток не более 10 А.

Перекидной переключатель предназначен для управле­ ния потребителями электроэнергии в системе электрообору­ дования. Он может быть в трех положениях: два крайних положения «Включено» п одно (среднее) «Выключено».

Переключатель состоит из корпуса 4 (рис. 190), в котором закреплены центральный контакт 6, соединенный с выводной клеммой, и два боковых пружинных контакта 8, соединенных также с выводными клеммами.

На корпусе укреплена крышка 3 с гайкой 1 и рычагом 10, качающимся на оси 2. На верхний конец рычага посажена латунная втулка 7, представляющая собой подвижный кон­ такт. Она при боковом положении рычага соединяет цент­ ральный контакт с одним из боковых. Во втулке размещены

пружина 9

и фиксирующий шарик 5.

5

6

7

8

Рис. 190. Перекидной пе­ реключатель П20:

I — гайка; 2 ось рычага;

3 крышка;

4 — корпус;

5 — фиксирующий

шарик;

6

— центральный

контакт;

7

— латунная

втулка; 8 —

боковой

контакт;

9 — пру­

жина;,

10 перекидной ры­

чаг.

33 1


/2

Рис. 191. Устройство кнопочного включателя звукового сигнала:

/ — латуипыЛ диск; 2 — пружина; 3 — кнопка; 4 — чашка; 5 — корпус.

Кнопочный включатель предназначен для включения звукового сигнала. Корпус 5 (рис. 191) и кнопка 3 включа­ теля изготовлены из пластмассы. При нажатии на кнопку латунный диск 1 соединяется с чашкой 4, замыкая цепь сиг­ нала. Размыкание цепи происходит под действием пружины 2, установленной в чашке корпуса.

Контакты включателя рассчитаны на ток не более 10 А. Включатель стоп-сигнала. Для подачи световых сигна­ лов торможения применяют включатели с рычажным, гид­

равлическим и пневматическим приводами.

На большинстве тракторов, имеющих повышенные ско­ рости движения, которые могут быть использованы для транспортных работ, применяют включатели стоп-сигнала с механическим приводом. Корпус 10 (рис. 192) включателя крепят к раме трактора с помощью кронштейна 11 и винтов 2. При нажатии на педаль тормоза перемещается рычаг 1 привода, который поворачивает держатель 9 изолятора 8 с подвижным контактом 7. Последний замыкает контакты выводных клемм 5 и 6, установленные на карболитовой крышке 4. Для герметизации внутренней полости включа­ теля между его корпусом и крышкой устанавливают резино­ вую уплотнительную прокладку 3. Выключается включатель пружиной педали тормоза.

На машинах, оборудованных гидравлической системой тормозов, устанавливают включатель с гидравлическим приводом подвижного контакта. Он состоит из стального корпуса 3 (рис. 193) со штуцером 1, который ввертывается в корпус центрального тормозного цилиндра; карболитового

3 3 5

основания 8 с армированными выводными клеммами 6 и 7; резиновой диафрагмы 2, на которой расположен подвижный контакт 4, выполненный в виде латунной пластины. Резино­ вая диафрагма плотно зажата между корпусом и основанием включателя, чем обеспечивается хорошая герметизация кон­ тактной полости. Пружина 5 возвращает подвижный кон­ такт в исходное положение после снятия усилия с педали тормоза. Выводные клеммы замыкаются подвижным кон­ тактом включателя при выгибании диафрагмы под действием давления тормозной жидкости, проникающей через канал штуцера под диафрагму из главного тормозного цилиндра во время торможения машины.

На машинах с пневматической системой тормозов приме­ няют включатель с пневматиче­ ским приводом подвижного кон­ такта.

Включатель крепится непос­ редственно на тормозном кране, соединяясь с воздушной поло-

Рмс. 192. Устройство вклю­

Рис. 193. Устройство включате­

чателя стоп-сигнала с меха­

ля стоп-сигнала с гидравличе­

 

ническим приводом:

 

ским

приводом:

1— рычаг привода; 2 — винты;

1— штуцер;

2 — диафрагма; 3

3

— уплотнительная прокладка;

корпус;

4 — подвижной контакт;

4

— карболитовая крышка; 5 и

5 — пружина;

6 и 7 — выводные

б — выводные клеммы; 7 — под-

клеммы; |S — карболнтовое основа­

вижноЛ контакт; 8 — изолятор;

 

 

ние.

5 — держатель изолятора; 10

 

 

 

корпус включателя; 11 — крон­

 

 

 

штейн.

336


стью

через

отверстие

в

 

 

корпусе / (рис. 194). При

 

 

торможении

машины

под

 

 

давлением воздуха в тор­

 

 

мозной

системе

прогибает­

 

 

ся диафрагма 2, которая,

 

 

преодолевая

усилие

пру­

 

 

жины

7, перемещает

под­

 

 

вижный

контакт 6.

При

 

 

этом

выводная

клемма

4

 

 

через пружину и подвиж­

 

 

ный контакт соединяется с

Рис. 194. Устройство включателя

выводной клеммой 5,

элек­

стоп-сигнала с пневматическим при­

трическая цепь стоп-сигна­

водом:

/ — корпус; 2— диафрагма; 3— крышка;

ла будет замкнута. Вывод­

4 и 5 — выводные

клеммы; 6 — под­

ные клеммы 4 и 5 укреп­

вижной контакт;

7 — пружина.

лены

 

на

пластмассовой

 

 

крышке 3, которая плотно ввертывается в корпус и надежно прижимает к нему диафрагму, обеспечивая тем самым хо­ рошую герметичность поддиафрагменной полости включа­ теля.

Ремонт переключателей и выключателей чаще всего за­ ключается в устранении механических повреждений кор­ пуса; замене деталей, на которых имеются термические или механические повреждения; окраске, сборке и испытании.

Токоведущие клеммы и рабочие поверхности контактов тщательно зачищают от следов окисления, нагара и эрозии мелкой стеклянной шкуркой или надфилем. После зачистки контакты продувают сжатым воздухом и протирают смочен­ ной в чистом бензине тряпкой, не оставляющей волокон.

Электрическую прочность клемм и контактов относи­ тельно корпуса прибора проверяют напряжением не менее 220 В переменного тока с помощью контрольной лампы.

Перед сборкой трущиеся поверхности деталей выклю­ чателей и переключателей смазывают тонким слоем смазки УН (техническим вазелином). После сборки проверяют ра­ боту и четкость фиксации каждого положения рычажка или штока. Надежность электрического контакта между клеммами и контактами проверяют замером падения напря­ жения на проверяемых контактах, которое не должно пре­ вышать 0,1 В при прохождении через них номинального ра­ бочего тока.

Вспомогательную аппаратуру дистанционного действия по принципу работы подразделяют на электромагнитную

337


и тепловую, а по назначению — на реле включения, реле переключения и реле выключения.

Так, для разгрузки контактов кнопки от тока большой ве­ личины, потребляемого сигналами, а в некоторых случаях для автоматизации включения сигнала применяют электро­ магнитные реле включения сигнала.

Реле включения сигнала. Звуковые сигналы включаются с помощью реле следующим образом. При замыкании кон­ тактов кнопки 9 (рис. 195) включателя электрический ток от положительной клеммы аккумуляторной батареи 8 идет через клемму Б к сердечнику 4, от него — в обмотку 7 электромагнита, пройдя которую он возвращается через

клемму К, замкнутые

контакты кнопки и массу машины

к отрицательной клемме батареи.

Электрический ток,

проходя по обмотке электромагнита,

намагничивает сердечник, который притягивает якорь 3, замыкая контакты в цепи сигналов.

При замкнутых контактах ток идет от положительной клеммы аккумуляторной батареи, попадает через клемму Б реле на ярмо 5, которое электрически соединено с якорем.

Затем ток проходит через замкнутые контакты, стойку

1

и выводную клемму С, к которой присоединены сигналы,

и,

пройдя через их обмотки, по массе машины возвращается к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

При выключении кнопки ток в цепи электромагнита исчезает и якорь под действием пружины 6 отходит от сердеч-

2 3 4

Рис. 195. Устройство и схема включения реле сигналов:

/ — стоика с неподвижным контактом; 2 — ограничитель; 3 — якорь о подвижным контактом; 4 сердечник; 5 — ярмо; 6 — пружина; 7— обмотка; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — кнопка включателя.

338

ника и контакты размыкаются,

 

 

вследствие

чего электрическая

 

 

цепь сигналов разрывается и они

 

 

перестают звучать.

 

 

 

 

Основные неисправности ре­

 

 

ле сигналов: окисление контак­

 

 

тов, увеличивающее общее элек­

 

 

трическое сопротивление в цепи

 

 

сигналов; сваривание контактов,

 

 

вызываемое

нарушением

регу­

 

 

лировки зазора между контакта­

 

 

ми, вследствие чего беспрерывно

 

 

звучат сигналы; обрыв в обмотке

 

 

реле.

 

и регулируют ре­

 

 

Проверяют

 

 

ле

включения

сигналов в таком

 

 

порядке.

 

 

 

 

 

 

Отверткой

разгибают

лапки

 

 

крепления

крышки и

снимают

Рис. 196. Электрическая схе­

крышку.

 

 

 

 

 

 

 

 

ма проверки

реле сигналов:

Зачищают контакты реле над­

/ — реостат;

2 — вольтметр;

филем или

 

мелкой

стеклян­

3— обмотка; 4

— контакты; 5 —

ной

шкуркой.

После

зачистки

пружина.

 

 

толщина контактов не должна быть меньше 0,6 мм. Плоским щупом проверяют и в случае необходимости регулируют зазор между контактами, который должен быть в пределах 0,4—0,7 мм. Зазор между контактами ре­ гулируют, подгибая стойку 1 неподвижного контакта. Тем же щупом проверяют зазор между якорем и сердеч­ ником электромагнита при замкнутых контактах. Этот за­ зор должен быть в пределах 1,0—1,2 мм. Его регулируют подгибанием ограничителя 2. После этого проверяют на­ пряжение включения и выключения реле по электрической схеме, приведенной на рисунке 196. Изменяя реостатом / напряжение на обмотке 3 реле, наблюдают за показаниями вольтметра 2. В момент замыкания контактов определяют напряжение, которое должно находиться в пределах 6— 8 В. Затем, понижая напряжение в обмотке, наблюдают, при каком напряжении контакты разомкнутся. Напряже­ ние размыкания контактов реле должно быть не более 5,0 В. Напряжение замыкания контактов регулируют, изменяя на­ тяжение пружины, подгибанием кронштейна ее крепления. Дистанционный электромагнитный переключатель ВКЗО-Б применяют для переключения 12-вольтовых акку-

339