Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
и *
Рис. 197. Устройство электромагнитного переключателя ВКЗО-Б:
/ — серебряные контакты; |
2 — корпус; 3 — текстолитовый диск; 4— контактная коробка; 5 и 11— контактные диски; |
6— кожух; 7 — шток; 8 |
— обмотка электромагнита; 9 — якорь; 10 — выводные болты; 12 — текстолитовая шайба. |
муляторных батарей с параллельного соединения на после довательное и одновременного включения 24-вольтового стартера при пуске дизеля комбайнов СК-4, СК-5 и др.
Переключатель состоит из контактной коробки 4 (рис. 197) с выводными болтами 10, которые закреплены на текстоли товом диске 3 и изолированы от металлического корпуса 2 изоляционными втулками и шайбами, и электромагнита, обмотка 8 которого рассчитана на напряжение 12 В. Она из готовлена из провода ПЭЛ диаметром 1,3 мм и защищена металлическим кожухом с лапами для крепления переклю чателя. Число витков обмотки 502.
На якоре 9 электромагнита расположен шток 7 с двумя медными контактными дисками 5 и 11 и текстолитовой шай бой 12, служащей для размыкания четырех пар серебряных контактов 1. Эти контакты при выключенном электромаг ните замкнуты, при этом две аккумуляторные батареи будут соединены параллельно одна с другой.
В переключателе имеются шесть выводных болтов, пять из которых расположены на торце контактной коробки и один на верхней части ее.
Схема включения переключателя показана на ри сунке 198.
При пуске двигателя стартером 13 замыкаются контакты кнопки 16, расположенной на щитке приборов, тем самым включается обмотка 1 электромагнита в цепь 12-вольтовой аккумуляторной батареи 14. По обмотке 1 пойдет ток, со здавая магнитное поле, под действием которого якорь 2 электромагнита начнет втягиваться, перемещая шток 3. Текстолитовая шайба 7, закрепленная на штоке, разъеди няет четыре пары контактов 6, вследствие чего параллель ное соединение аккумуляторных батарей прерывается. После этого медная контактная шайба 8 (подвижный кон такт цепи стартера) замкнет контакты 9 включения реле стартера, а главный подвижный контакт 4 замкнет главные неподвижные контакты 5 последовательного включения ак кумуляторных батарей, в результате чего обмотки 10 и 12 реле стартера включаются, а аккумуляторные батареи соединяются последовательно.
Последовательность работы контактов переключателя ВК30-Б: первыми размыкаются четыре пары серебряных контактов 6, затем замыкаются контакты 9 в цепи реле стар тера и, наконец, замыкаются главные неподвижные контакты 5. После замыкания контактов 5 включается обмотка 12 реле стартера, под действием электромагнитного поля которой
341
Рис. 198. Схема включения переключателя ВКЗО-Б:
,обмотка электромагнита; 2 — якорь электромагнита; 3 —шток; 4 — главный подвижной контакт; 5 — слав-
нъй; |
неподвиж^Гй контакг 6 |
_ серебряные контакты; 7 - |
текстолитовая шайба; S - |
медная контактная шайба. |
|
9 —контакт включения реле стартера; 10 — удерживающая обмотка реле стартера; |
П —якорь реле стартера. |
||||
13 - |
втягивающая 'Обмотка |
реле стартера; 1 3 - |
стартер; |
14 и 1 5 - аккумуляторные батареи; 1 6 - кнопка |
включателя.
якорь 11 реле втягивается и замыкает контакты стартера. При этом образуется цепь стартерного тока: положительная клемма аккумуляторной батареи 14 — клемма -\-Б1 — главные неподвижные контакты 5 — отрицательная клемма аккумуляторной батареи 15 — положительная клемма ба тареи 15 — замкнутые контакты реле стартера — обмотка возбуждения стартера — якорь стартера — масса машины — отрицательная клемма аккумуляторной батареи 14.
После пуска двигателя генератор отдает ток во внешнюю цепь. Ток генератора, проходящий через обмотку 1 электро магнита, имеет обратное направление по сравнению с на правлением тока аккумуляторных батарей, вследствие чего электромагнитное поле ослабевает и якорь 2 под действием пружин возвращается в первоначальное положение. При этом цепь стартерного тока разрывается, контакты 6 замы каются, переключая аккумуляторные батареи с последова тельного соединения на параллельное, в результате чего образуется цепь зарядного тока: положительная щетка генератора — реле-регулятор — клемма -\-Б1 (соединена с положительной клеммой аккумуляторной батареи 14) — аккумуляторная батарея 14 — масса машины — отрица тельная щетка генератора. Часть тока от клеммы + Б1, пройдя через две (нижние на схеме) пары контактов 6, по падает на положительную клемму аккумуляторной бата реи- 15, после которой проходит через другие пары контак тов 6 (верхние на схеме) и попадает через предохранитель на массу машины, возвращаясь к отрицательной щетке ге нератора.
Реле переключения световой сигнализации поворота (сигнализаторы поворота) служит для получения преры вистого (мигающего) светового сигнала в правых или левых габаритных фонарях и в задних фонарях при поворотах автомобиля.
По принципу действия сигнализаторы поворота подраз деляются на термобиметаллические и электромагнитные реле.
К термобиметаллическому реле относится сигнализа тор поворота типа РС55 (рис. 199). Его принципиальная электрическая схема приведена на рисунке 200.
Основной деталью этого реле является биметаллическая пластина 4 (см. рис. 199) с повышенным сопротивлением (2,5 Ом). Одной стороной она зажата в неподвижной обойме на стойке 2. Биметаллическая пластина изолирована от стойки прокладками. Другой стороной пластина закреплена
343
3 4 S &
5
Рис. 199. Сигнализатор поворота РС55:
а — общий вид (без крышки); б — устройство; / — основание; 2 и 13 — стойки; 3 — соединительная шина; 4 —биметаллическая пластина; 5 — обойма; 6 — рессора; 7 — рамка; 3, 9 и 12 — упоры; 10 и 11 —выводные винты; 14 — не подвижный контакт; 15 —подвижный контакт.
в обойме 5, которая с помощью рессоры 6 соединена с рам кой 7, также закрепленной на стойке 2. На рамке укреплен подвижный серебряный контакт 15. Неподвижный контакт 14 на стойке 13 соединен шиной 3 с одним кондом биметал лической пластины, другой конец которой соединен со стой кой 2.
Когда сигнализатор выключен (рис. 200, а), рессора 6 отжимает обойму 5 к упору 12, а конец рамки 7 с подвижным контактом — к упору 9. Оба упора укреплены на карболитовом основании 1.
При включении сигнализатора (рис. 200, б) электриче ский ток замыкается через пластину 4 и сигнальные лам почки 16, которые горят при этом в полнакала, так как по следовательно с ними в цепь включена биметаллическая пластина сопротивлением 2,5 Ом. Пластина 4 нагревается, и ее конец с рессорой 6 отходит от упора 12. Когда точка крепления рессоры с пластиной пройдет плоскость рамки 7, рессора резко отбросит обойму 5 к упору 8, а конец рамки 7— к стойке 13. Подвижный контакт 15 замкнется с неподвиж ным контактом 14. При этом ток проходит через рамку 7, помимо биметаллической пластины 4, и сигнальные лампы будут гореть полным накалом — сигнализатор будет вклю чен (рис. 200, в). Пластина 4, не нагреваемая током, быстро остывает, и обойма 5 отходит от упора 8, рессора 6 возвра-
344
тит обойму и рамку в исходное положение таким же резким толчком. При этом контакты разомкнутся и биметалличе ская пластина вновь окажется под током.
Таким образом в процессе работы реле при номинальном напряжении тока замыкание и размыкание контактов, а следовательно, и «мигание» сигнальных ламп происходят 70—90 раз в минуту. Термобиметаллический сигнализа тор поворота РС55 предназначен для работы с двумя лам пами 21 кд (каждая) при номинальном напряжении 12 В.
При увеличении напряжения и температуры окружаю щего воздуха частота замыкания и размыкания контак тов реле повышается.
При перегорании ни ти накаливания в одной
из |
ламп |
уменьшается |
||
ток, |
протекающий через |
|||
биметаллическую |
пла |
|||
стину, поэтому |
нагрев |
|||
и деформация ее |
будут |
|||
недостаточными для |
за |
|||
мыкания |
контактов |
и |
лампы «мигать» не бу дут.
Не разрешается вклю чать сигнализатор в электрическую цепь без ламп, так как при этом реле выйдет из строя из-за сгорания подвиж ной рамки, перегретой током.
Кроме термобиметал лического реле, часто применяется электро магнитное реле (рис.
201).
Механизм реле рас положен на круглой пластинке, снаружи ко торой укреплены вывод ные клеммы СЛ, Б и КЛ для включения про водов. Обмотка электро магнита, состоящая из
Рис. 200. Электрическая схема сигна лизатора поворота РС55:
а — сигнализатор выключен; б— сигнали затор в момент включения; в— сигнализа
тор включен (наименование позиций 1— 15 то же, что на рис. 199); 16 — сигнальные
лампы.
345
4 5
Рис. 201. Схема сигнализатора поворота с электромагнитным реле:
а — РС57; б — РС57-В; / — регулировочный винт: 2 — бусинка; 3 — струна; |
||||||||
4, 8и 10 — стальные пластины; 5 |
и 5 — контакты; 7 — регулировочная планка; |
|||||||
9 —сердечник |
электромагнита; |
// |
— кронштейн; |
12 — контрольная |
лампа; |
|||
13 |
— сигнальные лампы; |
14 — дополнительное |
сопротивление; |
15 |
— трех- |
|||
|
|
познциониый переключатель. |
|
|
||||
50 |
витков |
провода |
ПЭЛ |
диаметром |
0,75 мм, |
помещена |
на стальном сердечнике 9, который жестко укреплен на кронштейне 11. Сердечник изготовлен из мягкой стали.
Клемма Б соединена при помощи кронштейна 11, пла стины 4, нихромовой струны 3, изолированной от крон штейна стеклянной бусинкой 2, и дополнительного сопро тивления 14 (18 Ом) с одним из кондов обмотки электромаг нита. Другой конец этой обмотки присоединяется к вывод ной клемме СЛ, к которой присоединяют через рычажный трехпозиционный переключатель 15 сигнальные лампы 13.
Когда сигнализатор поворота выключен, контакты 5 разомкнуты усилием струны 3, а контакты 6 — натяжением пластины 8. В цепь контрольной лампы 12 на щитке прибо ров ток поступает через клемму КЛ.
Реле РС57 рассчитано на совместную работу с двумя сигнальными лампами 12 В, 21 кд, а реле РС57-В работает с двумя сигнальными лампами 12 В, 32 кд и одной контроль ной лампой 1 кд.
34S