Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и *

Рис. 197. Устройство электромагнитного переключателя ВКЗО-Б:

/ — серебряные контакты;

2 — корпус; 3 — текстолитовый диск; 4— контактная коробка; 5 и 11— контактные диски;

6— кожух; 7 — шток; 8

— обмотка электромагнита; 9 — якорь; 10 — выводные болты; 12 — текстолитовая шайба.


муляторных батарей с параллельного соединения на после­ довательное и одновременного включения 24-вольтового стартера при пуске дизеля комбайнов СК-4, СК-5 и др.

Переключатель состоит из контактной коробки 4 (рис. 197) с выводными болтами 10, которые закреплены на текстоли­ товом диске 3 и изолированы от металлического корпуса 2 изоляционными втулками и шайбами, и электромагнита, обмотка 8 которого рассчитана на напряжение 12 В. Она из­ готовлена из провода ПЭЛ диаметром 1,3 мм и защищена металлическим кожухом с лапами для крепления переклю­ чателя. Число витков обмотки 502.

На якоре 9 электромагнита расположен шток 7 с двумя медными контактными дисками 5 и 11 и текстолитовой шай­ бой 12, служащей для размыкания четырех пар серебряных контактов 1. Эти контакты при выключенном электромаг­ ните замкнуты, при этом две аккумуляторные батареи будут соединены параллельно одна с другой.

В переключателе имеются шесть выводных болтов, пять из которых расположены на торце контактной коробки и один на верхней части ее.

Схема включения переключателя показана на ри­ сунке 198.

При пуске двигателя стартером 13 замыкаются контакты кнопки 16, расположенной на щитке приборов, тем самым включается обмотка 1 электромагнита в цепь 12-вольтовой аккумуляторной батареи 14. По обмотке 1 пойдет ток, со­ здавая магнитное поле, под действием которого якорь 2 электромагнита начнет втягиваться, перемещая шток 3. Текстолитовая шайба 7, закрепленная на штоке, разъеди­ няет четыре пары контактов 6, вследствие чего параллель­ ное соединение аккумуляторных батарей прерывается. После этого медная контактная шайба 8 (подвижный кон­ такт цепи стартера) замкнет контакты 9 включения реле стартера, а главный подвижный контакт 4 замкнет главные неподвижные контакты 5 последовательного включения ак­ кумуляторных батарей, в результате чего обмотки 10 и 12 реле стартера включаются, а аккумуляторные батареи соединяются последовательно.

Последовательность работы контактов переключателя ВК30-Б: первыми размыкаются четыре пары серебряных контактов 6, затем замыкаются контакты 9 в цепи реле стар­ тера и, наконец, замыкаются главные неподвижные контакты 5. После замыкания контактов 5 включается обмотка 12 реле стартера, под действием электромагнитного поля которой

341


Рис. 198. Схема включения переключателя ВКЗО-Б:

,обмотка электромагнита; 2 — якорь электромагнита; 3 шток; 4 — главный подвижной контакт; 5 — слав-

нъй;

неподвиж^Гй контакг 6

_ серебряные контакты; 7 -

текстолитовая шайба; S -

медная контактная шайба.

9 контакт включения реле стартера; 10 — удерживающая обмотка реле стартера;

П якорь реле стартера.

13 -

втягивающая 'Обмотка

реле стартера; 1 3 -

стартер;

14 и 1 5 - аккумуляторные батареи; 1 6 - кнопка

включателя.

якорь 11 реле втягивается и замыкает контакты стартера. При этом образуется цепь стартерного тока: положительная клемма аккумуляторной батареи 14 — клемма -\-Б1 — главные неподвижные контакты 5 — отрицательная клемма аккумуляторной батареи 15 — положительная клемма ба­ тареи 15 — замкнутые контакты реле стартера — обмотка возбуждения стартера — якорь стартера — масса машины — отрицательная клемма аккумуляторной батареи 14.

После пуска двигателя генератор отдает ток во внешнюю цепь. Ток генератора, проходящий через обмотку 1 электро­ магнита, имеет обратное направление по сравнению с на­ правлением тока аккумуляторных батарей, вследствие чего электромагнитное поле ослабевает и якорь 2 под действием пружин возвращается в первоначальное положение. При этом цепь стартерного тока разрывается, контакты 6 замы­ каются, переключая аккумуляторные батареи с последова­ тельного соединения на параллельное, в результате чего образуется цепь зарядного тока: положительная щетка генератора — реле-регулятор — клемма -\-Б1 (соединена с положительной клеммой аккумуляторной батареи 14) — аккумуляторная батарея 14 — масса машины — отрица­ тельная щетка генератора. Часть тока от клеммы + Б1, пройдя через две (нижние на схеме) пары контактов 6, по­ падает на положительную клемму аккумуляторной бата­ реи- 15, после которой проходит через другие пары контак­ тов 6 (верхние на схеме) и попадает через предохранитель на массу машины, возвращаясь к отрицательной щетке ге­ нератора.

Реле переключения световой сигнализации поворота (сигнализаторы поворота) служит для получения преры­ вистого (мигающего) светового сигнала в правых или левых габаритных фонарях и в задних фонарях при поворотах автомобиля.

По принципу действия сигнализаторы поворота подраз­ деляются на термобиметаллические и электромагнитные реле.

К термобиметаллическому реле относится сигнализа­ тор поворота типа РС55 (рис. 199). Его принципиальная электрическая схема приведена на рисунке 200.

Основной деталью этого реле является биметаллическая пластина 4 (см. рис. 199) с повышенным сопротивлением (2,5 Ом). Одной стороной она зажата в неподвижной обойме на стойке 2. Биметаллическая пластина изолирована от стойки прокладками. Другой стороной пластина закреплена

343


3 4 S &

5

Рис. 199. Сигнализатор поворота РС55:

а — общий вид (без крышки); б — устройство; / — основание; 2 и 13 — стойки; 3 — соединительная шина; 4 биметаллическая пластина; 5 — обойма; 6 — рессора; 7 — рамка; 3, 9 и 12 — упоры; 10 и 11 выводные винты; 14 — не­ подвижный контакт; 15 подвижный контакт.

в обойме 5, которая с помощью рессоры 6 соединена с рам­ кой 7, также закрепленной на стойке 2. На рамке укреплен подвижный серебряный контакт 15. Неподвижный контакт 14 на стойке 13 соединен шиной 3 с одним кондом биметал­ лической пластины, другой конец которой соединен со стой­ кой 2.

Когда сигнализатор выключен (рис. 200, а), рессора 6 отжимает обойму 5 к упору 12, а конец рамки 7 с подвижным контактом — к упору 9. Оба упора укреплены на карболитовом основании 1.

При включении сигнализатора (рис. 200, б) электриче­ ский ток замыкается через пластину 4 и сигнальные лам­ почки 16, которые горят при этом в полнакала, так как по­ следовательно с ними в цепь включена биметаллическая пластина сопротивлением 2,5 Ом. Пластина 4 нагревается, и ее конец с рессорой 6 отходит от упора 12. Когда точка крепления рессоры с пластиной пройдет плоскость рамки 7, рессора резко отбросит обойму 5 к упору 8, а конец рамки 7— к стойке 13. Подвижный контакт 15 замкнется с неподвиж­ ным контактом 14. При этом ток проходит через рамку 7, помимо биметаллической пластины 4, и сигнальные лампы будут гореть полным накалом — сигнализатор будет вклю­ чен (рис. 200, в). Пластина 4, не нагреваемая током, быстро остывает, и обойма 5 отходит от упора 8, рессора 6 возвра-

344

тит обойму и рамку в исходное положение таким же резким толчком. При этом контакты разомкнутся и биметалличе­ ская пластина вновь окажется под током.

Таким образом в процессе работы реле при номинальном напряжении тока замыкание и размыкание контактов, а следовательно, и «мигание» сигнальных ламп происходят 70—90 раз в минуту. Термобиметаллический сигнализа­ тор поворота РС55 предназначен для работы с двумя лам­ пами 21 кд (каждая) при номинальном напряжении 12 В.

При увеличении напряжения и температуры окружаю­ щего воздуха частота замыкания и размыкания контак­ тов реле повышается.

При перегорании ни­ ти накаливания в одной

из

ламп

уменьшается

ток,

протекающий через

биметаллическую

пла­

стину, поэтому

нагрев

и деформация ее

будут

недостаточными для

за­

мыкания

контактов

и

лампы «мигать» не бу­ дут.

Не разрешается вклю­ чать сигнализатор в электрическую цепь без ламп, так как при этом реле выйдет из строя из-за сгорания подвиж­ ной рамки, перегретой током.

Кроме термобиметал­ лического реле, часто применяется электро­ магнитное реле (рис.

201).

Механизм реле рас­ положен на круглой пластинке, снаружи ко­ торой укреплены вывод­ ные клеммы СЛ, Б и КЛ для включения про­ водов. Обмотка электро­ магнита, состоящая из

Рис. 200. Электрическая схема сигна­ лизатора поворота РС55:

а — сигнализатор выключен; б— сигнали­ затор в момент включения; в— сигнализа­

тор включен (наименование позиций 115 то же, что на рис. 199); 16 — сигнальные

лампы.

345


4 5

Рис. 201. Схема сигнализатора поворота с электромагнитным реле:

а — РС57; б — РС57-В; / — регулировочный винт: 2 — бусинка; 3 — струна;

4, 8и 10 — стальные пластины; 5

и 5 — контакты; 7 — регулировочная планка;

9 сердечник

электромагнита;

//

— кронштейн;

12 — контрольная

лампа;

13

— сигнальные лампы;

14 — дополнительное

сопротивление;

15

— трех-

 

 

познциониый переключатель.

 

 

50

витков

провода

ПЭЛ

диаметром

0,75 мм,

помещена

на стальном сердечнике 9, который жестко укреплен на кронштейне 11. Сердечник изготовлен из мягкой стали.

Клемма Б соединена при помощи кронштейна 11, пла­ стины 4, нихромовой струны 3, изолированной от крон­ штейна стеклянной бусинкой 2, и дополнительного сопро­ тивления 14 (18 Ом) с одним из кондов обмотки электромаг­ нита. Другой конец этой обмотки присоединяется к вывод­ ной клемме СЛ, к которой присоединяют через рычажный трехпозиционный переключатель 15 сигнальные лампы 13.

Когда сигнализатор поворота выключен, контакты 5 разомкнуты усилием струны 3, а контакты 6 — натяжением пластины 8. В цепь контрольной лампы 12 на щитке прибо­ ров ток поступает через клемму КЛ.

Реле РС57 рассчитано на совместную работу с двумя сигнальными лампами 12 В, 21 кд, а реле РС57-В работает с двумя сигнальными лампами 12 В, 32 кд и одной контроль­ ной лампой 1 кд.

34S