Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При включении рычажного переключателя влево или вправо ток от положительной клеммы аккумуляторной ба­ тареи будет проходить через сигнальные лампы 13, обмотку электромагнита, дополнительное сопротивление 14 и струну 3, попадая на отрицательную клемму аккумуляторной ба­ тареи.

Сразу после включения накал нитей ламп будет неболь­ шой, так как часть подводимого к ним тока от аккумуля­ торной батареи будет теряться в добавочном сопротивле­ нии. Однако через некоторое время (1—1,5 с) проходящий по струне 3 ток нагреет ее и струна удлинится, в резуль­ тате чего ее натяжение уменьшится и стальная пластина 4 притянется к сердечнику электромагнита и замкнет кон­ такты 5 прерывателя. При замыкании контактов ток в цепи сигнальных ламп увеличивается, так как он минует допол­ нительное сопротивление и струну, следовательно, сиг­ нальные лампы будут гореть полным накалом.

После остывания струны длина ее уменьшается, струна натягивается и размыкает контакты 5, после чего процесс замыкания и размыкания контактов повторяется и сигналь­ ные лампы «мигают». Частота колебаний контактов равна

60—120 в минуту.

При закорачивании добавочного сопротивления ток в об­ мотке электромагнита увеличивается, сердечник электро­ магнита намагничивается сильнее и притягивает стальную пластину 10, замыкая тем самым контакты 6 и включая контрольную лампу 12. После размыкания контактов 5 из-за уменьшения тока в обмотке электромагнита умень­ шается намагничивание его сердечника и в это время под действием пластины 8 контакты 6 разомкнутся и контроль­ ная лампа гореть не будет.

В случае перегорания одной из сигнальных ламп 13 ток в обмотке уменьшается, намагничивание сердечника ослабевает и пластины 4 и 10 не будут притягиваться к сер­ дечнику, поэтому контакты 5 и 6 прерывателя будут все время разомкнутыми.

Питание током контрольной лампы 12 в реле РС57-В осуществляется через две негорящие сигнальные лампы. Так как сопротивление контрольной лампы значительно больше сопротивления двух параллельно включенных сиг­ нальных ламп, то ток, проходящий через каждую сигналь­ ную лампу, будет настолько мал, что накал их нитей не будет заметен, в то время как контрольная лампа, имеющая меньшую мощность, будет гореть почти полным накалом.

347


Электромагнитное реле сигнализаторов поворота регу­ лируют винтом 1. При ввертывании винта натяжение струны 3 увеличивается, в результате чего увеличивается частота размыкания контактов 5 и частота «мигания» ламп. Для уменьшения частоты «мигания» ламп винт 1 выверты­ вают.

Подгибая латунную планку 7, регулируют натяжение пластины 8 и тем самым работу контактов 6 контрольной лампы.

Состояние электрической цепи реле следует проверять через лампу или вольтметр, иначе в реле сгорит струна.

ПРЕДОХРАНИТЕЛИ

Для защиты проводов и потребителей от чрезмерно боль­ ших токов, возникающих при коротких замыканиях, а также для предотвращения разрядки аккумуляторных батарей используют предохранители. В качестве предохранителей применяют плавкие вставки и термобиметаллические авто­ маты.

Плавкие вставки изготовляют из легкоплавкого металла или из луженой медной проволоки небольшого сечения, ко­ торое рассчитано на определенный ток. При увеличении тока на 50% плавкая вставка расплавляется в течение 1 мин. Плавкую вставку 3 (рис. 202) крепят на фарфоровом или текстолитовом держателе 2, в верхней части которого намо­ тана запасная проволока 1. В некоторых типах предохра­ нителей вместо плоского держателя имеется стеклянная трубка, внутри которой укреплена плавкая вставка (про­ волока). Для удобства эксплуатации плавкие предохрани­ тели объединяют в блоки, состоящие из трех и более пре­ дохранителей. Блок предохранителей состоит из изоляцион­ ного основания 3 (рис. 203), на котором укреплены держа­ тели 2 вставок и клеммы для присоединения проводов. Сверху блок закрывается крышкой 4.

К термобиметаллическим автоматам относятся: 1) виб­ рационные автоматы и 2) автоматы одноразового действия с повторным принудительным замыканием.

Вибрационные термобиметаллические автоматы в слу­ чаях короткого замыкания или перегрузки цепи размыкают ее на некоторое время (несколько секунд), а затем вновь замыкают, пока не будет устранена причина аварийного ре­ жима работы или не будет отключен источник электроэнер­ гии.

348

В вибрационном автомате используют

 

свойство биметаллической пластины, со­

 

стоящей из двух пластин разных спла­

 

вов, изгибаться при нагреве. Один конец

 

пластины 1 (рис. 204) неподвижно ук­

 

реплен на корпусе автомата, на другом

 

свободном ее конце имеется подвижный

 

контакт 3, прижимающийся к неподвиж­

 

ному контакту с усилием, регулируе­

 

мым винтом 4.

Рис. 202. Плавкий

Поверхность пластины, обращенная

предохранитель:

к неподвижному контакту, изготовлена

/ — запасная прово­

лока; 2—держатель;

из металла с большим коэффициентом

3 — плавкая вставка;

теплового расширения, в результате чего

4 — зажим.

при перегрузке или коротком замыка­

 

нии в цепи ток, проходящий по пластине, нагреет ее, она разогнется и контакты разомкнутся. Так как при разомк­ нутой цепи ток по пластине не проходит, она остывает и изгибается, вследствие чего контакты вновь замыкаются. Процесс замыкания и размыкания контактов повторяется до тех пор, пока не будет устранена неисправность. Номи­ нальная величина тока, на которую рассчитан предохра­ нитель, 20 А. При нагрузке, превышающей номинальную на 50%, и температуре окружающего воздуха 20 ± 5 ° С автомат срабатывает за время, не превышающее 30 мин.

Рис. 203. Блок предохранителей ПР10:

1— корпус; 2 — держатели вставок; 3 основание; 4 — крышка.

349


Рис. 204. Термобиметаллический вибрационный предохранитель:

1— биметаллическая пластина; 2 неподвижный контакт; 3 — подвижной контакт; 4 — регулировочный винт.

Во втором типе автоматических предохранителей биме­ таллическая пластина 1 (рис. 205) выпуклой сферической формы, на пластине укреплены контакты. Принцип работы автомата такой же, как и рассмотренного ранее. Однако при прохождении тока короткого замыкания через предохра­ нитель пластина нагревается и изгибается, удерживаясь в таком положении до тех пор, пока не нажмут на кнопку.

Предохранитель регулируют винтом 2, который из­ меняет натяжение биметаллической пластины.

Если во время короткого замыкания принудительно кнопкой задержать срабатывание предохранителя, не да­ вая остыть биметаллической пластине, то автомат выйдет из строя вследствие перегрева и потери пружинящих свойств пластины. Поэтому запрещается удерживать предохрани­

тель во включенном по­ ложении при коротком замыкании в цепи.

Основные техниче­ ские данные плавких и термобиметаллических предохранителей одно­ разового действия при­ ведены в таблице 54.

Рис. 205. Термобиметалличе­ ский предохранитель с кно­ почным включением:

1 — биметаллическая пластина;

2 — регулировочный винт.

3 5 0


Марка пре­ дохранителя

ПРЮ-А ПР10-Б ПР11-В

ПР12-В2

ПР12-Д2

ПР12-Е

ПР13-А

ПР44

ПР100

ПР2-Б

ПРЗ ПР315

Количество

плавких вста­ вок в шт. на номинальный ток, А

зх ю

зх ю

4X15

2X10

1X20

3X20

1X10

2x20

1X10

1X20

1X40

3x10

2X10

1X20

1X30

1X15

Т а б л п и а И

Установлен па машине

ГАЗ-51, ГАЗ-63, Т-28, Т-30

ГАЗ (УАЗ)-69 «Москвич-400», «Москвич-401» М-20 «Победа»

МТЗ-5МС, МТЗ-50, Т-40, ТДТ-40, ТДТ-60, ДТ-54А, ДТ-75, Т-74, СШ-75

М-20 «Победа» М-21 «Волга»

МАЗ-210, МАЗ-200, МАЗ-205 Т-100

«Москвич-402», «Москвич-407»

УАЗ-450, ДТ-20В ЗИЛ-130, ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, М-20

«Победа», М-21 «Волга», ГАЗ-51, ГАЗ-69,

МАЗ-200, Т-30, Т-75 МТЗ-50, ДТ-24М Т-75

ПРОВОДА

Для передачи электрического тока от источника к потре­ бителям используют провода, которые по прочности изоля­ ции разделяются на провода высокого и низкого напряже­ ния.

Вследствие постоянной тряски, испытываемой прово­ дами, а также действия бензина, масла, дизельного топлива и высокой температуры к проводам предъявляются очень высокие требования. В связи с тем, что провода должны быть гибкими, их жилу делают не из одной, а из нескольких тонких проволок, свитых в один пучок. Изоляцию жилы изготовляют многослойной. В первом слое содержится хлопчатобумажная пряжа, второй слой состоит из вулка­ низированной резины, а третий слой представляет собой лакированную хлопчатобумажную оплетку для защиты резины от действия нефтепродуктов. Для механической защиты изоляции некоторые провода обвивают плоским проводом. Такие провода называются бронированными, а оплетка — броней. В некоторых типах проводов специаль­ ного назначения лакированная оплетка покрывается метал­

351

лической оплеткой из тонкой медной проволоки. Такие провода называются экранированными.

Для удобства отыскания на машине нужного провода в общем пучке проводов наружная оплетка делается цветной.

В последнее время провода некоторых марок изолируют цветным полихлорвинилом.

Выбор сечения жилы провода определяется величиной тока нагрузки, поэтому каждая марка провода имеет не­

сколько

сечений.

 

 

В зависимости от конструкции и назначения провода

разделяются на следующие марки (табл. 55).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 65

Марка

Наименование

Назначение

Сечение, мм1

 

П р о в о д а в ы с о к о г о н а п р я ж е н и я

 

ПВЛ-1

Провод в оплетке из

Форсированные авто­

19 проволок

 

хлопчатобумажной

мобильные и трак­

диамет­

 

пряжи, лакирован­

торные двигатели

ром 0,28

 

ный, повышенной

 

или 0,30

ПВЛ-2

теплостойкости

Двигатели автомоби­

То же

То же

 

 

лей в тяжелых

 

 

 

условиях эксплуа­

 

 

 

тации

 

пвл-з

 

 

»

х>

 

То же, при нормаль­

»

»

 

 

 

 

 

 

ных условиях экс­

 

 

ПВЛЭ-1

\ Провода

высокого

плуатации

 

» »

Специальные машины

ПВЛЭ-2

>напряжения в экра-

 

 

 

 

 

ПВЛЭ-3

J

низирующей оплетке

 

 

 

 

 

 

 

П р о в о д а н и з к о г о н а п р я ж е н и я

 

 

АМГ

| Автомобильный,

го­

Для присоединения

16,0; 25,0

 

 

лый,

плетеный

 

аккумуляторных ба­

 

 

АДОЛ

Автомобильный,

двух-

тарей

к массе

2X1,5

 

Для присоединения

 

 

 

жильиый, с резино­

переносных ламп

 

 

 

 

вой

изоляцией, с

 

 

 

 

 

 

 

параллельно

уло­

 

 

 

 

 

 

 

женными

жилами,

 

 

 

 

 

 

'

в общей лакирован-

 

 

 

 

 

ПГВА

ной

оплетке

 

Для

присоединения

0,5; 0,75; 1,0;

Автомобильный, с по-

 

 

лихлорвиниловой

приборов

зажига­

1,5;

2,5;

 

 

изоляцией, без хлоп­

ния, освещения, сиг­

4,0;

6,0;

 

 

чатобумажной

оп­

нализации

и пуска

10,0;

16,0;

 

 

летки

 

 

 

 

 

25,0;

35,0}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43,0

 

3 5 2


В процессе эксплуатации машин периодически следует проверять надежность крепления пучков проводов скобами, а также состояние изоляции проводов в местах крепления и пересечения металлических деталей машины. Не следует допускать, чтобы топливо и масло попадали на провода, так как это сокращает срок службы проводов; при попада­ нии нефтепродуктов немедленно вытирать провода сухой тряпкой.

Частой неисправностью в электропроводке является увеличение переходных сопротивлений в местах присое­ динения проводов к источникам и потребителям тока. Вследствие этого на переходных сопротивлениях при вклю­ ченных потребителях, т. е. при прохождении через сопро­ тивления тока, часть напряжения, подводимого к потре­ бителю, теряется, в результате чего потребитель работает ненормально (плохое прокручивание двигателя старте­ ром, тусклый свет фар и т. п.). Падение напряжения воз­ растает при загрязнении, обгорании или коррозии контак­ тов включателей, переключателей, а также в случае ненадежного присоединения наконечников проводов к клем­ мам, соединительным панелям или к массе машины.

Проверяют падение напряжения вольтметром, замеряя величину напряжения в начале и конце линии, питающей потребитель. Разность напряжений явится величиной па­ дения напряжения в проверяемой цепи.

Ее можно получить также непосредственным измере­ нием, для чего клеммы вольтметра со шкалой 0—3 В при­ соединяют к началу и к концу проверяемой цепи.

Максимально допустимые величины падений напряжения в некоторых цепях приведены в таблице 56.

Обрывы проводов легче всего обнаружить с помощью контрольной лампы, одну из клемм которой проводом при-

 

Т а б л и ц а

56

Проверяемая цепь

Наибольшее допустимое

 

падение напряжения,

В

Дальнего света фар

и

 

Ближнего 'света фар

0,6

 

Заднего света

0,6

 

Подфарников

0,5

 

Стоп-сигнала

ОД

 

Контакта включателя стартера

0,5

 

12— 132

353