Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
При включении рычажного переключателя влево или вправо ток от положительной клеммы аккумуляторной ба тареи будет проходить через сигнальные лампы 13, обмотку электромагнита, дополнительное сопротивление 14 и струну 3, попадая на отрицательную клемму аккумуляторной ба тареи.
Сразу после включения накал нитей ламп будет неболь шой, так как часть подводимого к ним тока от аккумуля торной батареи будет теряться в добавочном сопротивле нии. Однако через некоторое время (1—1,5 с) проходящий по струне 3 ток нагреет ее и струна удлинится, в резуль тате чего ее натяжение уменьшится и стальная пластина 4 притянется к сердечнику электромагнита и замкнет кон такты 5 прерывателя. При замыкании контактов ток в цепи сигнальных ламп увеличивается, так как он минует допол нительное сопротивление и струну, следовательно, сиг нальные лампы будут гореть полным накалом.
После остывания струны длина ее уменьшается, струна натягивается и размыкает контакты 5, после чего процесс замыкания и размыкания контактов повторяется и сигналь ные лампы «мигают». Частота колебаний контактов равна
60—120 в минуту.
При закорачивании добавочного сопротивления ток в об мотке электромагнита увеличивается, сердечник электро магнита намагничивается сильнее и притягивает стальную пластину 10, замыкая тем самым контакты 6 и включая контрольную лампу 12. После размыкания контактов 5 из-за уменьшения тока в обмотке электромагнита умень шается намагничивание его сердечника и в это время под действием пластины 8 контакты 6 разомкнутся и контроль ная лампа гореть не будет.
В случае перегорания одной из сигнальных ламп 13 ток в обмотке уменьшается, намагничивание сердечника ослабевает и пластины 4 и 10 не будут притягиваться к сер дечнику, поэтому контакты 5 и 6 прерывателя будут все время разомкнутыми.
Питание током контрольной лампы 12 в реле РС57-В осуществляется через две негорящие сигнальные лампы. Так как сопротивление контрольной лампы значительно больше сопротивления двух параллельно включенных сиг нальных ламп, то ток, проходящий через каждую сигналь ную лампу, будет настолько мал, что накал их нитей не будет заметен, в то время как контрольная лампа, имеющая меньшую мощность, будет гореть почти полным накалом.
347
Электромагнитное реле сигнализаторов поворота регу лируют винтом 1. При ввертывании винта натяжение струны 3 увеличивается, в результате чего увеличивается частота размыкания контактов 5 и частота «мигания» ламп. Для уменьшения частоты «мигания» ламп винт 1 выверты вают.
Подгибая латунную планку 7, регулируют натяжение пластины 8 и тем самым работу контактов 6 контрольной лампы.
Состояние электрической цепи реле следует проверять через лампу или вольтметр, иначе в реле сгорит струна.
ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
Для защиты проводов и потребителей от чрезмерно боль ших токов, возникающих при коротких замыканиях, а также для предотвращения разрядки аккумуляторных батарей используют предохранители. В качестве предохранителей применяют плавкие вставки и термобиметаллические авто маты.
Плавкие вставки изготовляют из легкоплавкого металла или из луженой медной проволоки небольшого сечения, ко торое рассчитано на определенный ток. При увеличении тока на 50% плавкая вставка расплавляется в течение 1 мин. Плавкую вставку 3 (рис. 202) крепят на фарфоровом или текстолитовом держателе 2, в верхней части которого намо тана запасная проволока 1. В некоторых типах предохра нителей вместо плоского держателя имеется стеклянная трубка, внутри которой укреплена плавкая вставка (про волока). Для удобства эксплуатации плавкие предохрани тели объединяют в блоки, состоящие из трех и более пре дохранителей. Блок предохранителей состоит из изоляцион ного основания 3 (рис. 203), на котором укреплены держа тели 2 вставок и клеммы для присоединения проводов. Сверху блок закрывается крышкой 4.
К термобиметаллическим автоматам относятся: 1) виб рационные автоматы и 2) автоматы одноразового действия с повторным принудительным замыканием.
Вибрационные термобиметаллические автоматы в слу чаях короткого замыкания или перегрузки цепи размыкают ее на некоторое время (несколько секунд), а затем вновь замыкают, пока не будет устранена причина аварийного ре жима работы или не будет отключен источник электроэнер гии.
348
В вибрационном автомате используют |
|
свойство биметаллической пластины, со |
|
стоящей из двух пластин разных спла |
|
вов, изгибаться при нагреве. Один конец |
|
пластины 1 (рис. 204) неподвижно ук |
|
реплен на корпусе автомата, на другом |
|
свободном ее конце имеется подвижный |
|
контакт 3, прижимающийся к неподвиж |
|
ному контакту с усилием, регулируе |
|
мым винтом 4. |
Рис. 202. Плавкий |
Поверхность пластины, обращенная |
предохранитель: |
к неподвижному контакту, изготовлена |
/ — запасная прово |
лока; 2—держатель; |
|
из металла с большим коэффициентом |
3 — плавкая вставка; |
теплового расширения, в результате чего |
4 — зажим. |
при перегрузке или коротком замыка |
|
нии в цепи ток, проходящий по пластине, нагреет ее, она разогнется и контакты разомкнутся. Так как при разомк нутой цепи ток по пластине не проходит, она остывает и изгибается, вследствие чего контакты вновь замыкаются. Процесс замыкания и размыкания контактов повторяется до тех пор, пока не будет устранена неисправность. Номи нальная величина тока, на которую рассчитан предохра нитель, 20 А. При нагрузке, превышающей номинальную на 50%, и температуре окружающего воздуха 20 ± 5 ° С автомат срабатывает за время, не превышающее 30 мин.
Рис. 203. Блок предохранителей ПР10:
1— корпус; 2 — держатели вставок; 3 —основание; 4 — крышка.
349
Рис. 204. Термобиметаллический вибрационный предохранитель:
1— биметаллическая пластина; 2 —неподвижный контакт; 3 — подвижной контакт; 4 — регулировочный винт.
Во втором типе автоматических предохранителей биме таллическая пластина 1 (рис. 205) выпуклой сферической формы, на пластине укреплены контакты. Принцип работы автомата такой же, как и рассмотренного ранее. Однако при прохождении тока короткого замыкания через предохра нитель пластина нагревается и изгибается, удерживаясь в таком положении до тех пор, пока не нажмут на кнопку.
Предохранитель регулируют винтом 2, который из меняет натяжение биметаллической пластины.
Если во время короткого замыкания принудительно кнопкой задержать срабатывание предохранителя, не да вая остыть биметаллической пластине, то автомат выйдет из строя вследствие перегрева и потери пружинящих свойств пластины. Поэтому запрещается удерживать предохрани
тель во включенном по ложении при коротком замыкании в цепи.
Основные техниче ские данные плавких и термобиметаллических предохранителей одно разового действия при ведены в таблице 54.
Рис. 205. Термобиметалличе ский предохранитель с кно почным включением:
1 — биметаллическая пластина;
2 — регулировочный винт.
3 5 0
Марка пре дохранителя
ПРЮ-А ПР10-Б ПР11-В
ПР12-В2
ПР12-Д2
ПР12-Е
ПР13-А
ПР44
ПР100
ПР2-Б
ПРЗ ПР315
Количество
плавких вста вок в шт. на номинальный ток, А
зх ю
зх ю
4X15
2X10
1X20
3X20
1X10
2x20
1X10
1X20
1X40
3x10
2X10
1X20
1X30
1X15
Т а б л п и а И
Установлен па машине
ГАЗ-51, ГАЗ-63, Т-28, Т-30
ГАЗ (УАЗ)-69 «Москвич-400», «Москвич-401» М-20 «Победа»
МТЗ-5МС, МТЗ-50, Т-40, ТДТ-40, ТДТ-60, ДТ-54А, ДТ-75, Т-74, СШ-75
М-20 «Победа» М-21 «Волга»
МАЗ-210, МАЗ-200, МАЗ-205 Т-100
«Москвич-402», «Москвич-407»
УАЗ-450, ДТ-20В ЗИЛ-130, ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, М-20
«Победа», М-21 «Волга», ГАЗ-51, ГАЗ-69,
МАЗ-200, Т-30, Т-75 МТЗ-50, ДТ-24М Т-75
ПРОВОДА
Для передачи электрического тока от источника к потре бителям используют провода, которые по прочности изоля ции разделяются на провода высокого и низкого напряже ния.
Вследствие постоянной тряски, испытываемой прово дами, а также действия бензина, масла, дизельного топлива и высокой температуры к проводам предъявляются очень высокие требования. В связи с тем, что провода должны быть гибкими, их жилу делают не из одной, а из нескольких тонких проволок, свитых в один пучок. Изоляцию жилы изготовляют многослойной. В первом слое содержится хлопчатобумажная пряжа, второй слой состоит из вулка низированной резины, а третий слой представляет собой лакированную хлопчатобумажную оплетку для защиты резины от действия нефтепродуктов. Для механической защиты изоляции некоторые провода обвивают плоским проводом. Такие провода называются бронированными, а оплетка — броней. В некоторых типах проводов специаль ного назначения лакированная оплетка покрывается метал
351
лической оплеткой из тонкой медной проволоки. Такие провода называются экранированными.
Для удобства отыскания на машине нужного провода в общем пучке проводов наружная оплетка делается цветной.
В последнее время провода некоторых марок изолируют цветным полихлорвинилом.
Выбор сечения жилы провода определяется величиной тока нагрузки, поэтому каждая марка провода имеет не
сколько |
сечений. |
|
|
В зависимости от конструкции и назначения провода |
|||
разделяются на следующие марки (табл. 55). |
|
||
|
|
|
Т а б л и ц а 65 |
Марка |
Наименование |
Назначение |
Сечение, мм1 |
|
П р о в о д а в ы с о к о г о н а п р я ж е н и я |
|
|
ПВЛ-1 |
Провод в оплетке из |
Форсированные авто |
19 проволок |
|
хлопчатобумажной |
мобильные и трак |
диамет |
|
пряжи, лакирован |
торные двигатели |
ром 0,28 |
|
ный, повышенной |
|
или 0,30 |
ПВЛ-2 |
теплостойкости |
Двигатели автомоби |
То же |
То же |
|||
|
|
лей в тяжелых |
|
|
|
условиях эксплуа |
|
|
|
тации |
|
пвл-з |
|
|
» |
х> |
|
То же, при нормаль |
» |
» |
||
|
|
|
|
|
|
ных условиях экс |
|
|
||
ПВЛЭ-1 |
\ Провода |
высокого |
плуатации |
|
» » |
|||||
Специальные машины |
||||||||||
ПВЛЭ-2 |
>напряжения в экра- |
|
|
|
|
|
||||
ПВЛЭ-3 |
J |
низирующей оплетке |
|
|
|
|
|
|||
|
|
П р о в о д а н и з к о г о н а п р я ж е н и я |
|
|
||||||
АМГ |
| Автомобильный, |
го |
Для присоединения |
16,0; 25,0 |
||||||
|
|
лый, |
плетеный |
|
аккумуляторных ба |
|
|
|||
АДОЛ |
Автомобильный, |
двух- |
тарей |
к массе |
2X1,5 |
|
||||
Для присоединения |
|
|||||||||
|
|
жильиый, с резино |
переносных ламп |
|
|
|||||
|
|
вой |
изоляцией, с |
|
|
|
|
|
||
|
|
параллельно |
уло |
|
|
|
|
|
||
|
|
женными |
жилами, |
|
|
|
|
|
||
|
' |
в общей лакирован- |
|
|
|
|
|
|||
ПГВА |
ной |
оплетке |
|
Для |
присоединения |
0,5; 0,75; 1,0; |
||||
Автомобильный, с по- |
||||||||||
|
|
лихлорвиниловой |
приборов |
зажига |
1,5; |
2,5; |
||||
|
|
изоляцией, без хлоп |
ния, освещения, сиг |
4,0; |
6,0; |
|||||
|
|
чатобумажной |
оп |
нализации |
и пуска |
10,0; |
16,0; |
|||
|
|
летки |
|
|
|
|
|
25,0; |
35,0} |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43,0 |
|
3 5 2
В процессе эксплуатации машин периодически следует проверять надежность крепления пучков проводов скобами, а также состояние изоляции проводов в местах крепления и пересечения металлических деталей машины. Не следует допускать, чтобы топливо и масло попадали на провода, так как это сокращает срок службы проводов; при попада нии нефтепродуктов немедленно вытирать провода сухой тряпкой.
Частой неисправностью в электропроводке является увеличение переходных сопротивлений в местах присое динения проводов к источникам и потребителям тока. Вследствие этого на переходных сопротивлениях при вклю ченных потребителях, т. е. при прохождении через сопро тивления тока, часть напряжения, подводимого к потре бителю, теряется, в результате чего потребитель работает ненормально (плохое прокручивание двигателя старте ром, тусклый свет фар и т. п.). Падение напряжения воз растает при загрязнении, обгорании или коррозии контак тов включателей, переключателей, а также в случае ненадежного присоединения наконечников проводов к клем мам, соединительным панелям или к массе машины.
Проверяют падение напряжения вольтметром, замеряя величину напряжения в начале и конце линии, питающей потребитель. Разность напряжений явится величиной па дения напряжения в проверяемой цепи.
Ее можно получить также непосредственным измере нием, для чего клеммы вольтметра со шкалой 0—3 В при соединяют к началу и к концу проверяемой цепи.
Максимально допустимые величины падений напряжения в некоторых цепях приведены в таблице 56.
Обрывы проводов легче всего обнаружить с помощью контрольной лампы, одну из клемм которой проводом при-
|
Т а б л и ц а |
56 |
Проверяемая цепь |
Наибольшее допустимое |
|
|
падение напряжения, |
В |
Дальнего света фар |
и |
|
Ближнего 'света фар |
0,6 |
|
Заднего света |
0,6 |
|
Подфарников |
0,5 |
|
Стоп-сигнала |
ОД |
|
Контакта включателя стартера |
0,5 |
|
12— 132 |
353 |
|