Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
соединяют к массе машины, а другую клемму с игольчатым щупом последовательно присоединяют к участкам прове ряемой цепи в направлении от потребителя к источнику тока. Загорание контрольной лампы указывает, что цепь на участке от точки касания до источника тока исправна, поэтому неисправность цепи нужно искать после этой точки в направлении к потребителю.
Провода сращивают, скручивая их жилы и паяя их. При пайке проводов не следует применять кислотные флюсы, например травленую соляную кислоту, так как это быстро их окисляет. Провода изолируют, надевая на них изоляционные трубки или обматывая их свежей изоля
ционной лентой.
Наконечники присоединяют к проводам, припаивая жилы к наконечнику и надежно обжимая хвостовик нако нечника вокруг изоляции провода.
Г Л А В А VIII
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ МАШИН
Приборы электрооборудования машин могут работать при напряжении 12 и 24 В. Напряжение 6 В применялось для тракторов и автомобилей старых марок с потребителями электрической энергии малой мощности. Для тракторов, комбайнов и автомобилей новых марок используют номи нальное напряжение 12 В. Если для пуска трактора тре буется стартер большой мощности, применяют номиналь ное напряжение 24 В. Монтаж электрооборудования вы полняют по однопроводной схеме, в которой общим обрат ным проводом служит масса машины. Таким образом, ко всем потребителям электрической энергии подходит только один провод. По такой же схеме соединены и источники электроэнергии. Однопроводная схема уменьшает расход проводов, упрощает конструкцию приборов, патронов, ламп и арматуры.
СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАКТОРОВ И КОМБАЙНОВ
Основными системами электрооборудования тракторов первых типов были системы зажигания и освещения. Си стема зажигания состояла из магнето и искровых зажига тельных свечей, система освещения — из двух фар с лам пами 6 В, 21 кд. На прицепных сельскохозяйственных ма шинах установок освещения не было. В дальнейшем для использования тракторов ночью было увеличено освещение трактора и введено освещение прицепных машин. Чтобы согласовать работу тракториста и рабочего прицепной ма шины, была применена звуковая сигнализация. На трак торах многих марок для удобства работы тракториста был установлен электропуск. В последнее время колесные трак торы стали широко использоваться в качестве транспортных средств и в их схемах электрооборудования появились при
10* |
355 |
боры, свойственные приборам электрооборудования авто мобиля. В схему электрооборудования тракторов и комбай нов входят:
1.Источники электроэнергии — генератор переменного или постоянного тока с реле-регулятором и аккумулятор ная батарея.
2.Приборы зажигания — магнето, искровые зажига тельные свечи.
3.Пусковое устройство — стартер с включателем и пусковыми свечами накаливания.
4.Приборы освещения и световой сигнализации — фары, задний фонарь, лампы освещения щитка приборов, плафон освещения кабины, переносная лампа, выключатели света
ипереключатели.
5.Контрольно-измерительные приборы.
6.Звуковой сигнал.
7.Приборы вентиляции и обогрева.
8.Предохранители.
Рассматривая схемы электрооборудования тракторов
икомбайнов, следует отметить, что особенность каждой схемы в основном определяется родом электрического тока
испособом пуска двигателя. Если для автомобильного кар бюраторного двигателя применяется единая система пуска при помощи стартера и системы батарейного зажигания, то способы пуска дизелей разнообразны.
На тракторах старых марок КД-35, ДТ-54 пуск дизеля осуществлялся пусковым карбюраторным двигателем. Ра бочая смесь в цилиндре пускового двигателя воспламеня лась электрической искрой, получаемой от магнето. Колен чатый вал пускового двигателя в момент пуска вращали вручную шнуром. Источником электроэнергии служили маломощные генераторы переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов. В качестве приборов освещения служили лампы напряжением 6 и 12 В. Затем генераторы переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов были заменены генераторами постоянного тока малой
мощности (150—180 Вт). На тракторах Т-28 двигатель запускали на бензине стартером, понижая степень сжатия в цилиндрах двигателя. Рабочая смесь воспламенялась электрической искрой, полученной от магнето.
В дальнейшем на тракторах новых типов появляется си стема пуска стартером основного двигателя, увеличилось количество приборов освещения, пуска, сигнализации и управления.
338
2 |
3 |
Л 5 6 |
7 |
8 |
9 10 11 |
1
|
Рнс. |
206. |
Схема |
электрооборудования самоходного шасси Т-16; |
||||||
1 |
— передняя |
фара |
ФГ300; 2 — генератор Г80; 3 — реле-регулятор |
РР81{ |
||||||
4 |
— предохранитель |
БЗ-ЗО; 5 — лампа щитка приборов ПК73-А; 6 — ампер |
||||||||
метр АП6-Е; |
7 — аккумуляторная батарея 6-GT-75; |
8 — включатель |
ВК45; |
|||||||
9 |
— кнопка сигнала |
КГ4537; 10 |
— сигнал С56-Г; 11 |
— задняя |
фара |
ФГЗОО; |
||||
12 — спираль |
накаливания GH1; |
13 |
— кнопка спнралн |
ВКБО; |
14 — стартер |
|||||
GT204; |
16 — задний |
фонарь ФП13; |
1 6 — включатель |
стоп-сигнала |
ВКЗО; |
|||||
|
|
|
|
17 — стоп-сигнал. |
|
|
|
|
Самоходные шасси Т-16. Двигатель запускают старте ром 14 (рис. 206) мощностью 2 л. с. Зимой для облегчения пуска применяют спираль накаливания 12. Источником электроэнергии служит генератор 2 постоянного тока на пряжением 12 В и мощностью 120 Вт, работающий сов местно с реле-регулятором 3. Пуск стартера — при помощи аккумуляторной батареи 7. Для освещения используют фары 1. На самоходном шасси имеется задний фонарь 15
ивключатель 16 стоп-сигнала. При включении стоп-сигна ла 17 в заднем фонаре зажигается дополнительная лампа и яркость свечения заднего фонаря повышается. Две передние 1
изадняя 11 фары включают отдельными включателями.
Самоходное шасси Т-16М. В схеме электрооборудова ния применяют генератор переменного тока 2 (рис. 207) мощностью 180 Вт, напряжением 12 В, работающего в ком плекте с контактно-транзисторным реле-регулятором 3, две аккумуляторные батареи 29, два селеновых выпрями теля 31 и включатель массы 30.
357
Двигатель запускают стартером 23 мощностью 2,8 л. с., напряжением 12 В. Для облегчения пуска в зимнее время используют свечу накаливания 27. Свечу и стартер вклю чают включателем 24. При пуске пользуются дополнитель ным сопротивлением 26 и контрольным элементом 25.
Блокировочное устройство предохраняет якорь стартера от разноса в тот момент, когда двигатель начнет работать
ивенец маховика станет вращать шестерню стартера. Его назначение: отключить стартер, как только двигатель будет запущен. Для этого служит реле 5 блокировки.
При установке включателя 24 в положение «пуск» на пряжение от аккумуляторной батареи поступает к клемме «К.» реле 6 через нормально замкнутые контакты реле бло кировки. Контакты реле замыкаются и напряжение по дается к обмоткам включателя стартера. Стартер вращается
идвигатель начинает работать. Генератор переменного тока также будет вращаться, и напряжение в обмотке реле бло кировки возрастет. При достижении напряжения опре деленной величины контакты реле блокировки под дей
ствием электромагнитного усилия обмотки размыкаются и напряжение в обмотке реле исчезает и стартер отклю чается. Обмотка реле блокировки питается постоянным током через диоды Д7-Б.
Освещение и сигнализация обеспечивают работу само ходного шасси ночью и при движении по дороге. Для этого служат фары 1 с электролампами А40 12 В, 50 + 21 кд, переключатель 20 света фар, габаритные фонари (указа тели поворота) 14 с электролампами А12 12 В, 32 + 4 кд.
Для повышения надежности электрооборудования и
упрощения монтажной схемы вместо генератора Г302 и двух |
|
выпрямителей ВЗОЗ применяют генератор Г302-Б со встроен- |
|
|
Рис. 207. Схема электрооборудования самоходного шасси Т-16М: |
1 |
— тракторная фара ФГ305; 2 — генератор Г302; 3 — реле-регулятор РР362-Б; |
4 |
— контрольная лампа ПД20-Д (зеленая); 5 — реле блокировки РБ1; 6 — |
реле стартера РС502; 7 — сигнализатор перегрева головки цилиндра РС403-Е: |
|
8 |
— контрольная лампа ПД20-Е (красная); 9 — амперметр АП200; 10 — блок |
предохранителей ПР12-В2; 11 — звуковой сигнал С56-Г; 12 — указатель тем |
пературы |
масла УК133; 13 — датчик указателя температуры масла ТМ-100; |
||||
14 —габаритный фонарь ПФ201; 15 —соединительная панель ПС2-А2; |
16 — |
||||
переключатель указателей поворота ПX18; 17 — реле-прерыватель света РС410; |
|||||
15 — кнопка снгнаЛа BK314; |
19 —включатель стоп-сигнала ВК10-Б; |
20 — |
|||
переключатель света фар П57; 21 — включатель габаритных фонарей |
ВК57; |
||||
22 — реле стартера СТ222; 23 |
— стартер СТ222; 24 |
— включатель света п стар |
|||
тера ВК316-Б; 25 —контрольный элемент ПД51; 26 — дополнительное сопро |
|||||
тивление |
СЭ52; 27 —свеча накаливания СН150; |
28 -—штепсельная розетка |
|||
47К; 29 |
— аккумуляторная |
батарея З-ТСТ-150; |
30 |
— включатель |
массы |
|
ВК318-Б; 31 — селеновый выпрямитель |
ВЗОЗ. |
|
359
Рис. 208. Схема электрооборудования трактора МТЗ-5МС:
1— передняя фара ФГ300; 2 —генератор Г81-Д; 3 — реле-регулятор РР81-Б; |
|||||||||
4 — стартер |
СТ50; |
5 — амперые'пэ |
АПб-Е; |
6 |
— аккумуляторная |
батарея |
|||
З-СТ-150 (2 шт.); |
7 |
— сигнал С56-Г; |
8 —кнопка |
сигнала ВК34; 9 |
— задние |
||||
фары |
ФГЗОО; |
10 |
— свечи накаливания СНД100-Б2; |
11 — контрольный эле |
|||||
мент |
ПД51; |
12 — добавочное сопротивление |
СЭ50-Б; |
13 — включатель све |
чей накаливания ВК50.
ными кремниевыми выпрямителями. В генераторе исполь зуют специальную клемму переменного тока для индиви дуального питания реле блокировки стартера. Напряжение к клеммам реле блокировки поступает через предохрани тель. Щиток приборов освещают специальной лампой.
Трактор МТЗ-5МС. Пуск дизеля осуществляется стар тером 4 (рис. 208) мощностью 3,5 л. с. Для облегчения пуска применяют свечи накаливания 10. Источником электроэнер гии служит генератор 2 постоянного тока мощностью 156Вт и напряжением 12 В, работающий вместе с релерегулятором 3.
Для пуска стартера используют две аккумуляторные батареи 6. Приборами освещения являются фары 1 и 9.
При замыкании включателя 13 по цепи, состоящей из последовательно включенных добавочного сопротивления 12, контрольного элемента И и двухпроводных свечей на каливания 10, протекает ток.
Когда спираль контрольного элемента станет яркокрасного цвета, что свидетельствует о достаточном накале, включают стартер. Стартер потребляет большой ток, и на пряжение батареи уменьшается. Для того чтобы при этом
360