Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
сохранить интенсивность нагрева свечей накаливания, до полнительными контактами включателя стартера замы кается добавочное сопротивление. Ток проходит через контрольный элемент и свечи накаливания, минуя доба вочное сопротивление, и величина тока сохраняется в за данных пределах. Звуковой сигнал 7 включают кнопкой 8.
Трактор МТЗ-50. Схема электрооборудования трак тора МТЗ-50 отличается от схемы трактора МТЗ-5МС. В ка честве источника электрической энергии применены гене ратор 4 (рис. 209) переменного тока со встроенными выпря мителями и с контактно-транзисторным реле-регулятором 3
иаккумуляторные батареи.
Встартере 37 используют электромагнитный включа тель и реле блокировки 5, работающее вместе с реле 36 стар тера и предохраняющее якорь стартера от разноса.
При замыкании двухпозиционного включателя 32 по цепи, состоящей из последовательно соединенных конт рольного элемента 33, дополнительного сопротивления 34
идвухпроводных свечей накаливания 35, протекает ток. Когда спираль контрольного элемента нагреется до яркокрасного цвета, двухпозиционный переключатель переводят во второе положение. В этом случае к свечам накаливания ток поступает, минуя дополнительное сопротивление. Реле 36 замыкает контакты, и ток проходит по обмоткам включателя
стартера.
После пуска двигателя стартер выключается автомати чески дополнительным реле вследствие того, что напряже ние работающего генератора достигает определенной ве личины и контакты реле блокировки размыкаются и на пряжение в обмотку реле 36 не поступает. Температуру охлаждающей воды измеряют датчиком 7 и указателем 9.
В кабине водителя смонтированы вентилятор 10 и пла фон освещения 27.
Трактор Т-25. В схему электрооборудования входит генератор 2 (рис. 210) переменного тока со встроенными вы прямителями, контактно-транзисторный реле-регулятор 6 и аккумуляторная батарея 36.
Двигатель запускают стартером 37 с электромагнитным включателем. В электрическую схему пуска входят допол нительное реле 9, реле 7 блокировки стартера и свеча на каливания 14.
Поворотом двухпозиционного включателя 10 включается сначала свеча накаливания, а затем дополнительное реле. Последнее срабатывает и включает тяговое реле стартера,
361
от которого через тягу и рычаг шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика двигателя. В конце хода сердечник реле нажимает на плунжер и контактный диск замыкает контакты реле, включая стартер в цепь питания от аккумуляторной батареи. Якорь стартера начинает вра щаться и прокручивает коленчатый вал двигателя. Реле 7 блокировки автоматически отключает стартер, как только начал работать двигатель. В холодное время года для облег чения пуска двигателя подогревают воздух свечой накали вания 14. Ее включают на 30—40 с. Степень нагрева свечи определяют по цвету контрольного элемента 12. Его спи раль при нагреве должна быть ярко-красного цвета. Горя чий двигатель запускают, не включая декомпрессионный ме ханизм и свечу накаливания.
Трактор оборудован передними фарами 1 с ближним и дальним светом, задними фарами 28 для освещения прицеп ных сельскохозяйственных орудий, светосигнальными лам пами 30 и 31 указателей поворота, лампами 19 стоп-сигнала, передними габаритными 24 и задними габаритными 26 лам пами, фонарем 25 освещения номерного знака, лампой 23 освещения контрольных приборов и звуковым сигналом 20. Для подключения потребителей электроэнергии прицеп ных сельскохозяйственных орудий на тракторе установлена штепсельная розетка 29. Для переносной лампы установлена штепсельная розетка 34.
Трактор Т-25А. Источником электрической энергии на тракторе служит генератор 2 (рис. 211) мощностью 250 Вт со встроенным выпрямителем и аккумуляторная батарея 39.
Напряжение регулируется контактно-транзисторным реле-регулятором 5. Двигатель запускают так же, как дви-
Рис. 209. Схема электрооборудования трактора МТЗ-50:
/ — передняя двухсветная фара ФГ305-Б; 2, 17, 21 и 24— соединительные пане |
|||||||||||
ли ПС2-А2; |
3 —реле-регулятор РР362-Б; 4 — генератор |
Г304-А1; 5 — реле |
|||||||||
блокировки |
РБ1; |
6 — фонарь контрольной лампы ПД20-Е; 7 — датчик ука |
|||||||||
зателя температуры воды; 8 |
— контрольная лампа |
ЛК73-Ц; |
9 — указатель |
||||||||
температуры воды |
УК133-В; |
10 — электровентнлятор МЭ219; |
11 — переклю |
||||||||
чатель П57; |
12 — соединительная панель; |
13 — включатель |
сигнала ВК34; |
||||||||
14 |
— блок предохранителей ПР12-Д; 15 |
— реле указателей поворота РС410; |
|||||||||
16 |
— предохранитель сигнала поворота |
П108-Б2; 18 — соединительная па |
|||||||||
нель ПС1-А2; 19 |
— включатель стоп-сигнала ВК10; |
20 — фонарь; 22 — зад |
|||||||||
няя фара |
ФГ304; |
23 —фонарь номерного знака ФП200-А; 25 |
— штепсельная |
||||||||
розетка |
ПСЗОО-АЮО; 26 — переключатель |
вентилятора |
и плафона П20-А2; |
||||||||
27 —плафон кабины ПК201; 28 —амперметр АП200; |
29 |
— включатель массы |
|||||||||
ВК318-Б; |
30 —аккумуляторная батарея |
З-СТ-215; |
31 — штепсельная ро |
||||||||
зетка 47К; |
32 |
— двухпозицнонный включатель свечей накаливания н стар |
|||||||||
тера ВК316-Б; |
33— контрольный элемент ПД51; 34—дополнительное сопро |
||||||||||
тивление |
СЭ50-В; |
35 —свечи |
накаливания |
СНД100-БЗ |
(4 шт.);, 36 — реле |
||||||
|
|
|
|
|
стартера РС502; 37 — стартер СТ212. |
|
363
Рис. 210. Схема электрооборудования трактора Т-25:
1— передняя фара Ф Г305; |
2 — генератор Г 302-Б ; |
3 — переключатель оспе- |
|
|
|
|
|
||||
щенля передних фар П 57; |
4 — вставка; 5 — предохранитель |
П Р 20-А ; 6 — |
|
|
|
|
|
||||
реле-регулятор Р Р 3 6 2 -Б ; 7 |
— реле блокировки Р Б 1 ; 8 — фонарь контрольной |
|
11 — амперметр |
АП20Ю; 12 — кон |
|||||||
лампы П Д 20 -Е ; 9 — реле включения |
стартера РС 502; |
10 — включатель стартера В К 316 -Б ; |
|||||||||
трольный элемент подогрева П Д 51; 13 |
— добавочное сопротивление СЭ52; 14 — свеча накаливания СН 150; |
15 |
— датчик темпера |
||||||||
туры масла |
TMIOO; 16 — предохранитель ПРЮ О; |
17 — указатель температуры масла У К 133-М ; 18 — включатель стоп-сигнала |
|||||||||
В К Ю -Б ; 19 |
— лампы стоп-сигнала; 20 |
— звуковой сигнал С44; |
21— кнопка сигнала В К 34; 22 |
— переключатель П 57; |
23— лампы |
||||||
освещения приборов; 24 —передние габаритные лампы; |
25— фонарь номерного знака; 26 |
— задние габаритные лампы; |
27— вклю |
||||||||
чатель задних фар В К 57; 28 — задние фары Ф Г304; |
29 |
— штепсельная розетка ПСЗОО-А; |
30— лампы левого поворота; |
31 — лампы |
|||||||
правого поворота; 32 — переключатель указателей |
поворота |
П57; 33 — прерыватель указателей поворота |
РС 410-В ; |
34 — штеп |
|||||||
сельная розетка 47К ; 35 — включатель массы В К 318 -Б ; 36 — аккумуляторная батарея 3-TCT -I5Q ; 37 |
— стартер С Т222. |
гатель на тракторе Т-25. Звуковой сигнал 23 включают кнопочным включателем 24, расположенным на рулевой колонке трактора. Минусовая клемма аккумуляторной ба тареи соединена с корпусом трактора при помощи включа теля массы 38. При этом на щитке приборов загорается контрольная лампа 7 с зеленым колпачком.
Кабина трактора оборудована электровентилятороэд j j и стеклоочистителем 17, которые включают переключате лем 13 через термобиметаллический предохранитель 14.
Трактор Т-28Х4. В схеме электрооборудования исполь зуют генератор 2 (рис. 212) повышенной мощности 250 Вт со встроенными кремниевыми выпрямителями и аккумуля торные батареи 30.
Напряжение генератора регулируют контактно-тран зисторным регулятором 3.
Для облегчения пуска двигателя в холодное время применяют свечу 21 подогрева воздуха. Ее включают ра 30—40 с поворотом на 45° по часовой стрелке включателя 27.
За это время спираль контрольного элемента 26 должна накалиться до ярко-красного цвета, что свидетельствует о нормальной работе свечи подогрева. После этого включают стартер 31 поворотом включателя еще на 45° в ту же сто рону.
Добавочное сопротивление 25 и контрольный элемент выключаются и тем самым поддерживается напряжение свечи подогрева в заданных пределах.
Как только двигатель начнет давать бесперебойные вспышки и увеличивать число оборотов, стартер и свечу подогрева отключают поворотом включателя на 90° против часовой стрелки.
К приборам освещения и световой сигнализации трак тора относятся фары 1 и 12, габаритные фонари 14, фонарь 16 освещения номерного знака, лампы 7 освещения щитка приборов.
В задней части трактора установлена розетка 15, бла годаря которой ток может поступать в фару прицепной машины, можно также подключить сигнал прицепной ма шины. Для присоединения электрической цепи хлопкоубо рочной машины служит штепсельный разъем 20.
При обрыве ремней привода вентилятора или неисправ ности генератора 2 и реле-регулятора загорается фонарь 17 контрольной сигнальной лампы. Этот фонарь с линзой крас ного цвета установлен на щитке приборов. Включатель 29 массы установлен в передней части трактора с левой стороны.
365