Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размыкание и замыкание контактов включателя 20 зависит от положения тяги, связанной с дроссельной заслонкой. Контакты замкнуты, когда дроссельная заслонка находится в среднем положении, что соответствует 600—1000 об/мин коленчатого вала двигателя. Контакты размыкаются, как только число оборотов превысит 1000 в минуту, т. е. при полностью открытой дроссельной заслонке. Таким образом, контакты включателя 20 блокируют контакты кнопки 17

иякорь стартера предохраняется от разноса.

Вкачестве источника электрической энергии исполь­ зуются генератор 1 переменного тока с возбуждением по­ стоянными оксиднобариевыми магнитами и аккумуляторная батарея 14. Мощность генератора 350 Вт, напряжение 12 В. Преобразование переменного тока в постоянный осущест­ вляется селеновым выпрямителем 22, собранным по мосто­ вой двухполупериодной схеме. Напряжение генератора регулируется механическим регулятором, действующим на один из магнитов генератора. Постоянный ток используют

Рис. 215. Схема электрооборудования трактора ДТ-20В:

1 — передняя фара

ФГ7-Д;

2 — реле-регулятор

РР315-Д; «3 — амперметр

АП6-Е; 4 — аккумуляторная

батарея 6-СТ-75; 5

— лампа щитка приборов;

6 — блок предохранителей ПР100; 7 — розетка ШР51; 8 — переходная панель

ПС1-А2; 9 — выключатель

ВК57 передних фар;

10 — выключатель

ВК57

задней фары; 11 — замок

зажигания ВК21-Е; 12 кнопка сигнала

ВК34;

13 — электромагнитная муфта ЭМ62; 14 — кнопка

ВК411 правой муфты; 15

задняя фара ФГ7-Д;

16 — добавочное сопротивление; 17 — искрогаснтельное

сопротивление ПЭ;

18 — кнопка

ВК411 левой муфты; 19 — кнопка BK4I1;

20 — звуковой сигнал С56-Г;

21

— спираль накаливания СН1-М;

22— стар­

тер СТ201; 23 включатель стартера ВК14; 24 — кнопка ВК411

включения

свечи накаливания; 25 — генератор Г214-В.

 

 

372


Рис. 216. Схема электрооборудования трактора Т-130:

I генератор ГТ1-А; 2 — стеклоочиститель СЛ26; 3 — блок предохранителей

ПР10; 4 — переключатель ППН-45;

5 — выключатель ВК45; 6 — переключа­

тель П21; 7 — звуковой сигнал С56-Г;

8

— кнопка 5К; 9 — электродвигатель

вентилятора МЭ8;

10 — плафон ПК1;

11

— светильник КСЛТ39; 12 — задние

фары ФГ300; 13 — выключатель массы ВК404; 14 аккумуляторная батарея

6-СТ-75; 15 — переносная лампа ПЛТ36;

16

— розетка IHP5I; 17 — кнопка

включения стартера; 18 — стартер СТ218;

19

— включатель ВК218 стартера;

20 — включатель;

21 — амперметр

А116-Е;

22 — селеновый выпрямитель

ОВ402-А; 23 обогреватель кабины;

24

— передние фары ФГЗОО.

для зарядки аккумуляторной батареи 14, питания перенос­ ной лампы 15 и обогревателя 23 кабины. Часть приборов электрооборудования, например передние фары 24, при помощи переключателя 4 можно подключать в электриче­ скую цепь постоянного или переменного тока.

Трактор Т-100М. Комплект питания электрической энер­ гией состоит из генератора 2 (рис. 217) переменного тока мощностью 500 Вт, со встроенным выпрямителем контактно­ транзисторного реле-регулятора 3 и аккумуляторной бата­ реи 15.

373


1 2

Рис. 237. Схема электрооборудования трактора Т-ЮОМ:

1 передняя фара ФГ304; 2 генератор Г305; 3 — реле-регулятор РР362-Б;

4 — включатели ВК57; 5 — блок предохранителей ПР12-Е; б — контрольная

лампа ПП113-Б; 7 — переключатель П57; 8 плафон ПК201;

9 фонарь

контрольной лампы; 10 — задняя

фара ФГ304-Е; 11 — штепсельная

розетка

ПСЗОО-А; 12 — амперметр АП200;

13 — звуковой сигнал С56-Г;

14

вклю­

чатель массы ВК318-Б; 15 — аккумуляторная батарея 6-СТ-75;

16 — стартер

СТ204; 17— кнопка сигнала; 18—штепсельная розетка ШР51.

 

На тракторе применен пусковой двигатель П-23М, за­ пускаемый стартером 16. Аккумуляторная батарея с кор­ пусом трактора соединена при помощи включателя массы 14.

Трактор оборудован передними 1 и задними 10 фарами, контрольной лампой 6, сигналом 13, амперметром 12, бло­ ком 5 предохранителей и включателями 4.

Для освещения прицепных сельскохозяйственных ору­ дий используют штепсельную розетку 11.

Комбайн СК-4. Выпускается двух модификаций: с элек­ трическим пуском пускового карбюраторного двигателя и электрическим пуском основного двигателя. Схема электро­ оборудования с электрическим пуском пускового двигателя принципиально не отличается от схемы электрооборудова­ ния трактора Т-74.

Основной двигатель запускают, переключая аккумуля­ торные батареи 1 (рис. 218) с параллельного соединения на последовательное. Электрические приборы комбайна рабо­ тают при напряжении 12 В, кроме стартера 3, который в пе­ риод пуска переключают на напряжение 24 В включателем 2. При последовательном соединении аккумуляторных бата­ рей стартер развивает мощность 8 л. с. Генератор 4 рабо­ тает совместно с реле-регулятором 5.

374


5

] — аккумуляторная батарея 6-СТ-128 (2 шт.); 2 — включатель

ВКЗО-Б; 3 — стартер СТ100; 4 генераторГ2М-А1; 5 реле-

регулятор РР315-Д; 6

— указатель температуры масла

УК26-Б;

7 — амперметр АГ16-Е; 8 — розетка 47К;

9 — кнопка ВК50

включателя стартера;

10— переключатель освещения П2;

11— включатель спирали накаливания; 12— указатель давления масла

УК28; 13 ~ указатель температуры воды УК26; 14 — лампа щитка приборов; 15 — фары; 16 — сигнализатор бункера; 17 реле

сигнала РС8;

18 — включатель

ВК26 сигнализаторов; 19 — сигнализатор ВК2-А копнителя; 20 — датчик давления масла ММ9;

21 — спираль

накаливания; 22

— сигнализатор шнеков;

23 — сигнализатор

ВК2-А соломотряса; 24 — звуковой сигнал С56-Г;

 

25 — кнопка сигнала; 26 — датчик температуры воды;

27 — датчик температуры масла.

'

Для облегчения пуска двигателя используют спираль накаливания 21.

Трактор К-700. Напряжение сети электрооборудования трактора 12 В, а в цепи стартера 24 В.

Источником тока служит генератор 2 (рис. 219). На трак­ торах первых выпусков устанавливали реле-регулятор КТР-1 ,в настоящее время применяют реле-регулятор РР-385.

На тракторе используют четыре аккумуляторные бата­ реи 40 типа 6-СТМ-128, установленные в утепленные с внутренней стороны теплоизоляционным материалом кон­ тейнеры. Батареи соединены параллельно. Двигатель за­ пускают стартером 7, который включают следующим обра­ зом. При нажатии на кнопку 26, находящуюся на щитке приборов, срабатывает переключатель 48 типа ВКЗО-Б, который переключает аккумуляторные батареи на парал­ лельно-последовательное соединение и включает питание обмотки реле привода стартера напряжением 24 В. Реле привода замыкает контакты цепи питания обмотки стартера от аккумуляторных батарей напряжением 24 В и вводит в за­ цепление шестерню стартера с маховиком двигателя. Якорь стартера начинает вращаться и проворачивает коленчатый вал двигателя.

Безрупорный, вибрационного типа сигнал 8 включают нажатием кнопки 17, расположенной на щитке приборов.

Рис. 219. Схема электрооборудования трактора К'700:

1— передняя фара; 2 — генератор; 3 — свечи системы обогрева; 4 — фонарь

подкапотной лампы; 5 — датчик указателя температуры воды; 6

— датчик ава­

рийной температуры воды; 7 — стартер;

8

— звуковой сигнал;

9

— контроль­

ная лампа датчика барабана комбайна; 10

— контрольная лампа датчиков соло­

мотряса и шнеков комбайна;

11 —

контрольная лампа датчиков бункера ком­

байна;

12

— включателя звукового сигнала; 13 — включатель

питания ком­

байна; 14 — реле сигналов;

15 — переключатель сигналов поворота; 16 — пере­

ключатель передних фар;

17 — кнопка звукового сигнала; 18 — контрольная

лампа свода двигателя

100° С»;

19

— блок

предохранителей;

20

— контроль­

ная лампа смасса включена»;

21

— указатель температуры масла;

22 — лампа

освещения

 

приборов;

23 — указатель температуры

воды;

24

— амперметр;

25 — контрольная лампа сзимний запуск включен»;

26

— кнопка включения

стартера;

27 — включатель

задних

фар;

28 — сигнализатор

поворота; 29

пусковое сопротивление; 30

— переключатель отопителя кабины;

31 — вклю­

чатель электровентнлятора; 32 — включатель освещения щитка приборов и га­

баритных

огней; 33 — сигнализатор поворота

и габаритные огни; 34 — зад­

няя фара;

 

35 — соединительная

панель;

35 — дополнительный

щиток; 37

электровентилятор;

38

— электродвигатель

отопителя кабины;

39 — включа­

тель стоп-сигнала;

40

— аккумуляторные

батареи;

41 включатель массы;

42 — включатель плафона

кабины;

43 — плафон кабины; 44 — розетка при­

цепов;

45

— розетка; 46 — розетка

переносной

лампы;

47 — соединительная

панель;

48

— переключатель аккумуляторных

батарей;

49 — селеновый вы­

прямитель;

50 — реле-регулятор; 51 — реле защиты; 52 — катушка зажига­

ния; 53 — датчик указателя температуры масла; 54

— спираль обогрева фор­

сунки;

55

— розетка переносной лампы;

56 — пусковое сопротивление; 57 -+

переключатель электродвигателя зимнего пуска; 58 — блок предохранителей;

59

— включатель катушек зажигания; 60 — включатель обогрева форсунки;

 

61 — соединительная панель.

377


Сигнал включается также при срабатывании любого из трех реле 14 типа РС504, находящихся на щитке для ком­ байна (при неисправности комбайна). К приборам освеще­ ния и световой сигнализации трактора относятся фары 1 34, два фонаря, плафон кабины, лампы освещения щитка приборов, фонарь освещения подкапотного пространства, фонари контрольных ламп. На тракторе установлены две передние фары 1 с лампами дальнего и ближнего света и две задние поворотные фары. Направление света регулируют поворотом фар. На правом и левом кронштейнах задних фар установлены фонари с двухнитевыми лампами. Одна нить 32 кд включена в схему сигналов поворота и сигнала тор­ можения, другая 4 к д — в схему сигнала габаритного фо­ наря. При торможении трактора замыкаются контакты включателя 39 стоп-сигнала, находящиеся в тормозном

кране

пневмосистемы, и загораются нити (32 кд) ламп.

На

корзинке топливного бака установлена панель, на

которой находится розетка 44 прицепов и прицепных ору­ дий ПС300-Р. Она служит для передачи электроэнергии и сигнализации к прицепным орудиям, комбайнам и при­ цепам.

Клеммы розетки 44 прицепов подключены параллельно лампам фонарей сигналов поворота и торможения, поэтому при загорании этих ламп на тракторе загораются такие же лампы на прицепе.

На тракторе имеются четыре щитка: щиток приборов, щиток для комбайна, дополнительный щиток, установлен­ ные в кабине, и щиток зимнего пуска, расположенный на облицовке радиатора.

Включатель 59 для включения вибрационных катушек зажигания, питающих током высокого напряжения свечи 3 системы предпускового обогрева, размещен на щитке зим­ него пуска.

На щитке приборов расположены: кнопка 26 включения стартера, манометр пневмосистемы, амперметр 24, мано­ метр гидросистемы коробки передач, тахоспидометр, мано­ метр масла турбокомпрессора, указатель 23 температуры воды, манометр масла двигателя, панель, кнопка 17 сигнала, пусковое сопротивление 29, переключатель 30, переключа­ тель 15 сигналов поворота, контрольная лампа 20 включе­ ния массы, блок 19 предохранителей, контрольная лампа 25 «зимний запуск включен», лампа 22 освещения приборов, указатель 21 температуры масла, контрольная лампа 18 «вода двигателя 100° С», рукоятка остановки двигателя.

378