Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 222. Схема контроля зарядки аккумуляторных батарей при помощи амперметра:

/ — выпрямительное устройство; 2 — амперметр; 3 — выключатель зажигания; 4— регулирующее устройство.

включения генераторной установки в общую систему и электрическими характеристиками комплекта.

Принципиальная схема электрооборудования автомобиля состоит из генератора переменного тока, выпрямительного и регулирующего устройств. Регулирующее устройство поддерживает напряжение системы в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки, ограни­ чивает максимальный ток генератора, автоматически под­ ключает генератор к аккумуляторной батарее и отключает от нее и защищает от короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора.

Рис. 223. Схема контроля зарядки аккумуля­ торных батарей при помощи контрольной лампы:

/ — выпрямительное устройство; 2 — выключатель »а- жигання; 3 — регулирующее устройство; 4 —■кон­ трольная лампа; 5 — реле контроля.

13— 132

3S5

В схемах с генератором переменного тока существуют два способа контроля зарядки аккумуляторной батареи; при помощи амперметра 2 (рис. 222) и при помощи контроль­ ной лампы 4 (рис. 223).

Для предотвращения разрядки аккумуляторную бата­ рею включают через выключатель зажигания.

Если контрольная лампа при работе автомобиля на сред­ ней скорости горит полным накалом, это показывает, что аккумуляторная батарея разряжается и генератор не заря­ жает ее. При этом контакты реле контроля зарядки замы­ каются, контрольная лампа подключается к массе и начи­ нает гореть полным накалом.

При возникновении периодических неисправностей в цепи зарядного тока контрольная лампа начинает мигать.

При нормальной зарядке батареи контрольная лампа не горит.

Однако применение контрольной лампы не дает полного представления о зарядке батареи в случае нарушения ре­ гулировки реле-регулятора.

Г Л А В А IX

СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

ПРИБОРЫ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Вольтамперметр. Этим прибором проверяют непосред­ ственно на машине число оборотов якоря генератора по­ стоянного тока мощностью до 500 Вт, при котором он разви­ вает номинальное напряжение без нагрузки и с полной нагрузкой; напряжение, поддерживаемое регулятором; на­ пряжение включения реле обратного тока; работу ограни­ чителя тока и стартера мощностью до 2 л. с.; электрические цепи напряжением 12 В.

Состояние цепей низкого напряжения проверяют по па­ дению напряжения на отдельных участках.

Прибор смонтирован в металлическом ящике со съем­ ной крышкой, в которой размещены принадлежности, при­ лагаемые к прибору. На лицевой панели, выполненной из электроизоляционного материала, размещаются при­ боры, ручки управления и выводные клеммы для присо­ единения вольтамперметра к проверяемой схеме электро­ оборудования.

Вольтметр 4 (рис. 224) с двумя шкалами 0—2 и 0—20 В. Шкалу 0—2 включают кнопкой 5.

Вамперметре 6 пользуются шкалой 0—50 А при работе

свнутренним шунтом и шкалой 0—1000 А при работе с на­ ружным шунтом, прилагаемым к прибору.

Вольтамперметр снабжен электроимпульсным тахомет­ ром 7 для измерения чисел оборотов коленчатого вала кар­ бюраторного двигателя с батарейной системой зажигания. Тахометр имеет две шкалы: 0—5000 об/мин (для шестици­ линдрового двигателя) и 0—7500 об/мин (для четырехци­ линдрового двигателя).

Источником питания тахометра является сухая батарея для карманного фонаря. Питание тахометра может быть также от аккумуляторной батареи проверяемой машины.

13®

387


if

5

6

7

Рис. 224. Панель вольтамперметра:

Л 3, 8, 10 я II переключатели; 2н 5 — кнопки; 4 — вольтметр;

S — ампер­

метр; 7 — тахометр; 9 — потенциометр; 12 — нагрузочный

реостат.

Датчик 14 (рис. 225) тахометра расположен внутри при­ бора и работает от прерывателя системы батарейного за­ жигания.

Нагрузочный реостат 12 с двумя ступенями регулировки. Переход на ту или иную ступень осуществляется переклю­ чателем 11. Первая ступень позволяет плавно изменять ток нагрузки в пределах 5—20 А, вторая — в пределах 20—40 А.

Реостат включен последовательно с амперметром, вы­ ключают его кнопкой 2, которая закорачивает выводы рео­ стата.

Реостат рассчитан на кратковременную работу, поэтому пользоваться им следует не более 3 мин.

Прежде чем начать проверку электрооборудования, пе­ реключатель 10 полярности устанавливают в положение, соответствующее полярности электрооборудования прове­ ряемой машины. Затем переключатель 8 ставят в положе­ ние «Уст. 0» и с помощью рукоятки потенциометра 9 совме­ щают стрелку прибора с красной риской на шкале тахо­ метра 7. После этого ставят переключатель 8 в положение

«Изм.».

Для проверки генераторов и реле-регуляторов необхо­ димо отъединить провод от клеммы Б реле-регулятора про-

388

веряемой машины и затем соединить проводами вольт­ амперметр с реле-регулятором, как показано на рисун­ ке 226.

Если источником питания тахометра служит аккумуля­ торная батарея проверяемой машины, то используют для соединения провод ПТ.

Для проверки генератора без реле-регулятора переклю­ чатель 1 (см. рис. 224) ставят в положение «Без реле», а пе­ реключатель 11 реостата — в нулевое (среднее) положе­ ние. После этого запускают двигатель машины и, плавно увеличивая число оборотов, наблюдают за показателями вольтметра 4. При напряжении 12,5 В отмечают показания тахометра 7. Частота вращения якоря генератора при этом не должна превышать величин, приведенных в таблице 20. Затем переключателем 11 включают реостат и, повышая число оборотов двигателя, устанавливают реостатом 12 нагрузку, соответствующую номинальной для проверяе­ мого генератора. При напряжении 12,5 В отмечают пока­ зания тахометра и сравнивают их с данными таблицы 20. Если полученное число оборотов якоря генератора выше

Рис. 225. Электрическая схема вольтамперметра:

наименование позиций 1—12 то же,

что

на рисунке 224; 13 — шунт:

14 — датчик тахометра;

15

— конденсатор.


/ — реле-регулятор; 2 — вольтамперметр; 3 — распределитель.

нормы, то генератор следует отправить в ремонтную ма­ стерскую.

Реле-регулятор проверяют так же, как и генератор, только переключатель 1 устанавливают в положение «С реле».

При проверке реле-регулятора сначала проверяют на­ пряжение включения реле обратного тока, затем работу регулятора напряжения и ограничителя тока.

При проверке напряжения включения реле обратного тока переключатель 3 ставят в положение «РОТ», рукояткой реостата 12 создают ток нагрузки 5—6 А. Затем, предвари­ тельно уменьшив число оборотов двигателя, начинают плавно повышать их, наблюдая за показаниями вольт­ метра 4, которые сначала будут возрастать, но в момент включения реле обратного тока резко снизятся (стрелка отклонится в обратную сторону). Максимальное показа­ ние вольтметра перед отклонением стрелки соответствует напряжению включения реле обратного тока, которое не должно отличаться от данных таблицы 23.

Величину напряжения реле регулируют изменением натяжения пружины. Для уменьшения напряжения вклю­ чения реле обратного тока необходимо ослабить, а для повышения напряжения — увеличить натяжение пружины.

При проверке регулятора напряжения переключатель3 устанавливают в положение «PH».

Затем увеличивают частоту вращения якоря автомобиль­ ных генераторов до 3000 об/мин, а тракторных генерато­ ров — до 3300 об/мин и рукояткой реостата 12 нагружают генератор током, равным по величине половине номиналь­ ного.

300


При таком режиме работы вольтметр 4 покажет величину регулируемого напряжения, которая должна соответство­ вать данным таблицы 23.

Регулятор напряжения регулируют изменением натяже­ ния пружины регулятора. Для уменьшения напряжения не­ обходимо ослабить, а для повышения напряжения увели­ чить натяжение пружины.

При проверке ограничителя тока переключатель 3 устанавливают в положение «PH».

Скоростной

режим работы генератора такой же, как

при проверке

регулятора напряжения.

Увеличивая нагрузку реостатом 12 и поддерживая по­ стоянное число оборотов двигателя, наблюдают за показа­ ниями амперметра 6 и вольтметра 4. С момента начала ра­ боты ограничителя тока ток нагрузки реостата перестает возрастать, а напряжение снижается до 10—12 В.

Максимальное показание амперметра будет соответст­ вовать величине регулируемого тока, которая должна быть равна номинальному току генератора.

Ограничитель тока регулируют изменением натяжения его пружины. Для уменьшения регулируемого тока необходимо ослабить, а для повышения увеличить натяжение пружины.

При проверке аккумуляторной батареи переключатель 3 ставят в положение «PH», а переключатель 1 — в положе­ ние «Без реле». Затем присоединяют вывод М прибора

Б

к массе машины, а вывод рг — к выводной клемме аккуму­

ляторной батареи. В это время вольтметр 4 покажет напря­ жение аккумуляторной батареи без нагрузки.

Если включить стартер при выключенном зажигании прогретого двигателя или без подачи топлива, то вольт­ метр покажет напряжение батареи при стартерной нагрузке. При показании вольтметра менее 10,2 В аккумуляторную батарею необходимо зарядить или отремонтировать.

Для проверки стартера при полном торможении отъ­ единяют провод от вывода стартера и на его место включают шунт 1000 А. Потенциальные выводы шунта включают

в гнезда «+» и «—» на панели. Переключатель 10 устана-

£

вливают в нулевое (среднее) положение, вывод у- прибора

соединяют с выводом стартера, а вывод М присоединяют к массе машины.

После этого полностью тормозят машину и, не выжимая сцепления, включают стартер; затем быстро отсчитывают

391


показания амперметра 6 и вольтметра 4. Если величина тока повышена, а величина напряжения понижена по срав­ нению с нормой, то это означает, что стартер неисправен и его необходимо отремонтировать.

Стартер следует проверять при полностью заряженной аккумуляторной батарее.

Вольтамперметром можно также проверять сопротивле­ ние контактов распределителя и цепей низкого напряжения электрооборудования.

Для проверки сопротивления контактов присоединяют

вывод М прибора к массе машины, а вывод у к выводу рас­

пределителя. При включенном зажигании и замкнутых контактах распределителя показания вольтметра 4 при на­ жатой кнопке5 не должны превышать 0,2 В по шкале 0—2 В.

Цепи низкого напряжения проверяют с помощью вольт­

метра 4 или амперметра 6 через выводы у и М или ~ и

М соответственно.

Проверяя цепи амперметром, закорачивают кнопкой 2 нагрузочный реостат 12.

Прибор для проверки системы зажигания КИ-1178. Предназначен для общей и поэлементной проверки и регу­ лировки батарейной системы зажигания напряжением 6

и12 В непосредственно на машине.

Спомощью прибора можно осуществить:

1)общую проверку системы зажигания (интенсивность

ибесперебойность искрообразования);

2) проверку распределителя (сопротивления контактов

иугол замкнутого состояния контактов);

3)проверку конденсатора (интенсивность и бесперебой­ ность искрообразования);

4)проверку катушки зажигания (интенсивность и бес­ перебойность искрообразования);

5)проверку изоляции проводов высокого напряжения;

6)проверку свечей (сопротивление на пробой и утечку

тока).

В середине панели прибора расположена коробка 6 (рис. 227) искрового разрядника с ручками 1 и 9; при пе­ реводе ручки 1 вправо от вертикали включается эталонная катушка зажигания, влево — испытуемая.

Ручкой 9 регулируют воздушный промежуток искро­ вого разрядника, на коробке которого имеется градуировка в миллиметрах.

39 2