Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
Внутри щитка расположены блоки 19 предохранителей с плавкими вставками, они защищают потребители от пере грузок и короткого замыкания. На щитке комбайна устано влены три сигнальные лампы 9, 10 и //, три реле 14 сигна лов и четыре включателя 13. При неисправности комбайна от соответствующих датчиков загораются сигнальные лампы и одновременно реле сигналов подают питание к звуковому сигналу.■
На щитке зимнего пуска установлены: включатель 60 обо грева форсунки, включатель 59 пусковых катушек зажига ния, переключатель 57 электродвигателя зимнего пуска, пусковое сопротивление 56, блок 58 предохранителей и штепсельная розетка 55 для переносной лампы.
На дополнительном щитке 36 размещены дублирующие приборы: манометр гидросистемы коробки передач, масля ный манометр двигателя, контрольная лампа, сигнализи рующая о перегреве воды в двигателе (свыше 100° С).
Минусовые клеммы аккумуляторных батарей подключены к включателю 41 массы. Для включения батарей необхо димо нажать на кнопку, расположенную на торце, для от ключения — на боковую кнопку.
|
СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ |
||
В |
схему электрооборудования автомобиля |
входят: |
|
1. Источники |
электроэнергии — генератор |
с реле-ре |
|
гулятором и аккумуляторная батарея. |
катушка за |
||
2. |
Приборы зажигания — распределитель, |
||
жигания и искровые зажигательные свечи. |
|
||
3. |
Пусковое |
устройство — стартер с включателем. |
|
4. |
Приборы освещения и световой сигнализации — фары, |
габаритные фонари, задний фонарь, указатели поворота, лампы освещения щитка приборов, сигнальные лампы включения дальнего света фар, плафон освещения кабины, лампа освещения двигателя, переносная лампа, включатели света и переключатели.
5.Контрольно-измерительные приборы.
6.Звуковой сигнал.
7.Приборы обогрева.
Автомобиль ГA3-53. На нем установлен генератор 4 (рис. 220) мощностью 350 Вт, контактно-транзисторное реле-регулятор 8 и аккумуляторная батарея емкостью 75 А-ч. Система зажигания — батарейная, контактнотранзнсторная. Она состоит из катушек 10 зажигания,
379
22
распределителя 55 зажигания, добавочного сопротивления 9
итранзисторного коммутатора 6.
Вновой системе зажигания через контакты прерыва теля протекает только ток управления транзистором. По этому нет переноса металла с одного контакта на другой и подгорания контактов.
Двигатель запускают стартером 5 с электромагнитным включателем.
Стартер включают включателем 21 зажигания, при этом через контакты включателя ток проходит в цепь обмотки дополнительного реле 13, которое включает цепь тягового реле стартера. Как только двигатель начнет работать, от ключают включатель зажигания, иначе может произойти разнос якоря стартера.
Фары автомобиля снабжены полуразборным герметич ным оптическим элементом, состоящим из отражателя, стекла-рассеивателя, двухнитевой лампочки с фланцевым цоколем и крышки с колодкой. В кабине установлен стекло очиститель 22 с переключателем 20.
На панели приборов размещены два тепловых биме таллических предохранителя 28 и 51.
Температуру воды в двигателе замеряют датчиком с ука зателем 16, давление масла — датчиком и указателем 18. Аварийное давление масла определяют датчиком с контроль ной лампой 19.
Для переключения света служит центральный переклю
чатель 37.
Рис. 220. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-53:
I |
— фара; |
2 |
— подфарник; |
3 |
— аккум уляторная |
батарея; |
4 |
— генератор; |
||||||||||||||||||
5 |
— стартер; |
6 |
— транзисторный |
коммутатор; |
7 — искровая |
заж игательная |
||||||||||||||||||||
свеча; |
8 — реле-регулятор; |
9 |
— добавочное |
сопротивление; |
|
1 0 |
— |
катуш ка |
||||||||||||||||||
заж игания; |
1 1 |
— подкапотная |
лампа; |
1 2 |
— |
включатель стоп-сигнала; |
1 3 |
— |
||||||||||||||||||
дополнительное реле стартера; |
1 4 — соединительная панель; 1 5 |
— |
амперметр; |
|||||||||||||||||||||||
1 6 |
— указатель температуры |
воды в двигателе с датчиком; 1 7 |
— контрольная |
|||||||||||||||||||||||
лампа температуры |
воды в |
радиаторе |
с |
|
датчиком; |
1 8 |
— указатель |
давления |
||||||||||||||||||
масла с датчиком; |
1 9 |
— контрольная лампа аварийного давления масла с дат |
||||||||||||||||||||||||
чиком; |
2 0 — переключатель |
стеклоочистителя; |
2 1 |
— включатель |
заж игания |
|||||||||||||||||||||
и стартера; |
2 2 |
|
— стеклоочиститель; |
2 3 |
— лампа |
освещения |
часов; |
2 4 |
— |
пере |
||||||||||||||||
ключатель; |
2 5 |
— электродвигатель |
отопления; |
2 6 |
— задний |
фонарь; |
2 7 |
— |
||||||||||||||||||
лампа освещения |
приборов; |
2 8 , |
3 2 |
|
и 5 1 |
— кнопочные |
предохранители; |
2 9 |
— |
|||||||||||||||||
плафон; |
3 0 |
— |
включатель |
плафона; |
3 1 |
—- датчик указателя |
уровня |
топлива |
||||||||||||||||||
в |
основном |
баке; |
3 3 |
— штепсельная |
розетка |
переносной |
лампы; |
3 4 |
— пере |
|||||||||||||||||
ключатель датчиков указателя уровня топлива в баках; 3 5 |
— часы; 3 6 — у к а |
|||||||||||||||||||||||||
затель уровня |
|
топлива; 3 7 |
— центральный переключатель |
света; |
3 8 |
— конт |
||||||||||||||||||||
рольная |
лампа; 3 9 — датчик указателя |
|
уровня |
топлива; |
4 0 |
— штепсельная |
||||||||||||||||||||
розетка |
прицепа; |
4 1 — колодка; |
4 2 — ножной |
переключатель |
света; |
4 3 |
— |
|||||||||||||||||||
переключатель |
указателей |
|
поворота; |
4 4 |
— контрольная |
лампа |
указателей |
|||||||||||||||||||
поворота; 4 5 |
— прерыватель: |
4 6 |
— |
кнопка сигнала; |
4 7 |
— сигнал; |
4 8 |
— элект |
||||||||||||||||||
родвигатель |
подогревателя; |
4 9 |
— электромагнитный |
клапан; |
5 0 |
— переклю |
||||||||||||||||||||
чатель |
электродвигателя |
подогревателя; |
5 2 |
— |
контрольное |
сопротивление; |
||||||||||||||||||||
53 — включатель |
свечи накаливания: |
5 4 |
|
— свеча накаливания; |
55 — распре |
делитель.
381
Уровень топлива в'баках проверяют датчиками 31 и 39. На автомобиле применяют подогреватель с электродви гателем 48, свечи накаливания 54 с контрольным сопроти влением 52, включатель 53 свечи накаливания и переклю
чатель электродвигателя подогревателя.
Автомобиль МАЗ-500. Автомобили семейства МАЗ снаб жены 24-вольтовой системой электрооборудования, которая по сравнению с 12-вольтовой проще в обслуживании и эк сплуатации, так как у нее нет сложного переключения с 12 на 24 В в процессе пуска.
Включатель массы 40 (рис. 221) используют для отклю чения аккумуляторных батарей от системы на стоянках
ипри коротком замыкании. .
Вкачестве источника электроэнергии служит генера тор 38 переменного тока мощностью 500 Вт со встроенным вы прямительным блоком, работающий в комплекте с релерегулятором 39.
Аккумуляторные батареи соединены последовательно и установлены с левой стороны автомобиля за кабиной в ящике.
Двигатель пускают стартером 36 мощностью 9,5 л. с., который установлен на расточке блока двигателя и закреп лен двумя стяжными хомутами.
Рис. 221. Схема электрооборудования автомобиля МАЗ-500:
1 — подфарник ПФ101-В; |
2 — фара |
ФГ122-В; |
3 |
— противотуманная |
фара |
|
ФГИ9-В; |
4 — соединительные панели ПС5; |
5 |
н 3 3 — стеклоочистители |
|||
СЛ108; 6 |
— соединительная |
панель; |
7 — фонарь |
контрольной лампы |
указа |
телей поворота ПД20-Д; 8 — прерыватель указателей поворота РС401; 9 — вклю чатель правого стеклоочистителя ВК26-А2; 1 0 — включатель левого стек лоочистителя ВК26-А2; 1 1 — включатель плафона освещения двигателя ВК26-А2; 1 2 — включатель противотуманных фар ВК26-А2; 1 3 — включауедь вентилятора обдува; 1 4 — включатель плафона освещения кабины ВК24-А|/5— лампа; 1 6 — плафон освещения кабины ПК201-А; 1 7 — боковые повторители указателей по
ворота; |
1 8 |
— плафон освещения двигателя ПК201-А; |
1 9 |
— электродвигатель |
||||||||||||
вентилятора |
обдува |
МЭ205; |
2 0 |
— радиоприемник |
А324; |
2 1 — громкоговори |
||||||||||
тель 4ГД-8; 2 2 — антенна; 2 3 |
— датчик указателя |
уровня топлива |
J3M127-A; |
|||||||||||||
2 4 |
— соединительная панель |
ПСЫ; 2 5 — датчик указателя давления воздуха |
||||||||||||||
ММ350-В; |
2 6 — подкузовной |
фонарь; |
27 — электродвигатель |
отопителя |
||||||||||||
МЭ233; |
2 8 |
— включатель отопителя |
кабины ВК26-А2; |
2 9 |
— кнопка сигнала; |
|||||||||||
3 0 |
— соединительная панель; 3 1 |
— датчик указателя температуры воды TM10Q; |
||||||||||||||
3 2 |
— датчик указателя давления масла ММ.350-Б; |
3 4 |
— редуктор спидометра; |
|||||||||||||
3 5 |
— реле сигналов; |
3 6 |
— стартер СТ103; |
3 7 — звуковой |
сигнал g lO l; |
3 8 — |
||||||||||
генератор |
Г270-А; |
3 9 |
— реле-регулятор |
РР127; |
|
4 0 |
— |
вкдюзртедь |
массы |
|||||||
ВК318-Б; |
4 1 |
— аккум уляторная |
батарея |
6-ТСТ-182; |
4 2 |
- г - щт^ррелёная ро |
||||||||||
зетка 47К; 4 3 |
— задний правый фонарь ФП101-Г; 4 4 |
— сбедднйуёдьная панель |
||||||||||||||
Г1С2-А2; |
4 5 |
— штепсельная розетка; |
4 6 |
— задний |
левый фонарь |
ФР101-В; |
||||||||||
4 7 |
— щ иток |
управления подогревателем двигателя; |
4 8 |
— включатель |
прибо |
ров ВК26-А2; 4 9 — включатель стартера ВК317; 50 и 5 1 — блоки предохрани
телей; 5 2 |
— центральный переключатель света П38; 5 3 — соединительная муфта |
|||||||
проводов; |
в |
5 4 — электрический спидометр |
СП134; 5 5 — указатель |
давления |
||||
воздуха |
тормозных камерах |
УК144; |
5 6 |
— |
указатель |
давления |
воздуха |
|
в пневмосистеме УК144; 57 — указатель |
температуры воды |
У К Н З ; 5 8 i r у к а |
||||||
затель уровня топлива УБ125; 6 9 — указатель давления |
марда УК144; 6 0 — |
|||||||
амперметр |
АП109; 61 — ножйой |
переключатель света П39; 62 — переключа |
||||||
|
|
тель указателей поворота |
П109-Б2. |
|
|
883
Вблок запрессован штифт, входящий в отверстие кор пуса стартера и предохраняющий стартер от поворота. На автомобиле применяют два стеклоочистителя 5 и 55 со встро енными автоматическими термобиметаллическими предохра нителями.
Всистеме освещения и световой сигнализации исполь зуют центральный переключатель 52 света и переключатель 62 указателей поворота. Центральный переключатель света
можно устанавливать в три положения: В — все включено; / — при этом положении, пользуясь ножным переключа телем 61 света, можно переключать освещение с ближнего света на подфарник; I I — при этом положении, пользуясь ножным переключателем света, можно переключать осве щение с ближнего света на дальний. Встроенный в переклю чатель света реостат позволяет регулировать интенсивность света ламп освещения шкалы приборов путем поворота рукоятки переключателя: при повороте рукоятки по часо вой стрелке яркость света увеличивается, против часовой стрелки — уменьшается.
Лампы освещения шкалы приборов включаются только при включении внешнего освещения.
Переключатель 62 указателей поворота позволяет ис пользовать лампы «стоп» в задних фонарях 43 и 46 одновременно в качестве ламп задних указателей пово ротов.
На автомобиле установлены контрольно-измерительные логометрические приборы магнитоэлектрического типа: ука затель 57 температуры воды, указатель 58 уровня топлива, указатели давления воздуха 56 и давления масла 59.
Для подогрева двигателя перед пуском при температуре окружающего воздуха —5° С и ниже служит пусковой по догреватель.
При работе подогревателя его топливный насос подает топливо к электромагнитному клапану. При открытом кла пане топливо через форсунку под давлением поступает в горелку, где смешивается с воздухом, нагнетаемым вен тилятором, и в момент пуска воспламеняется от свечи. Затем свечувыключают и горение поддерживается автома тически.
Особенности схемы электрооборудования автомобилей с генераторами переменного тока. Системы электрооборудо вания автомобилей с генераторами переменного тока отли чаются от систем с генераторами постоянного тока не только конструкцией генераторов и реле-регуляторов, но и схемами
384