Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутри щитка расположены блоки 19 предохранителей с плавкими вставками, они защищают потребители от пере­ грузок и короткого замыкания. На щитке комбайна устано­ влены три сигнальные лампы 9, 10 и //, три реле 14 сигна­ лов и четыре включателя 13. При неисправности комбайна от соответствующих датчиков загораются сигнальные лампы и одновременно реле сигналов подают питание к звуковому сигналу.■

На щитке зимнего пуска установлены: включатель 60 обо­ грева форсунки, включатель 59 пусковых катушек зажига­ ния, переключатель 57 электродвигателя зимнего пуска, пусковое сопротивление 56, блок 58 предохранителей и штепсельная розетка 55 для переносной лампы.

На дополнительном щитке 36 размещены дублирующие приборы: манометр гидросистемы коробки передач, масля­ ный манометр двигателя, контрольная лампа, сигнализи­ рующая о перегреве воды в двигателе (свыше 100° С).

Минусовые клеммы аккумуляторных батарей подключены к включателю 41 массы. Для включения батарей необхо­ димо нажать на кнопку, расположенную на торце, для от­ ключения — на боковую кнопку.

 

СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

В

схему электрооборудования автомобиля

входят:

1. Источники

электроэнергии — генератор

с реле-ре­

гулятором и аккумуляторная батарея.

катушка за­

2.

Приборы зажигания — распределитель,

жигания и искровые зажигательные свечи.

 

3.

Пусковое

устройство — стартер с включателем.

4.

Приборы освещения и световой сигнализации — фары,

габаритные фонари, задний фонарь, указатели поворота, лампы освещения щитка приборов, сигнальные лампы включения дальнего света фар, плафон освещения кабины, лампа освещения двигателя, переносная лампа, включатели света и переключатели.

5.Контрольно-измерительные приборы.

6.Звуковой сигнал.

7.Приборы обогрева.

Автомобиль ГA3-53. На нем установлен генератор 4 (рис. 220) мощностью 350 Вт, контактно-транзисторное реле-регулятор 8 и аккумуляторная батарея емкостью 75 А-ч. Система зажигания — батарейная, контактнотранзнсторная. Она состоит из катушек 10 зажигания,

379


22


распределителя 55 зажигания, добавочного сопротивления 9

итранзисторного коммутатора 6.

Вновой системе зажигания через контакты прерыва­ теля протекает только ток управления транзистором. По­ этому нет переноса металла с одного контакта на другой и подгорания контактов.

Двигатель запускают стартером 5 с электромагнитным включателем.

Стартер включают включателем 21 зажигания, при этом через контакты включателя ток проходит в цепь обмотки дополнительного реле 13, которое включает цепь тягового реле стартера. Как только двигатель начнет работать, от­ ключают включатель зажигания, иначе может произойти разнос якоря стартера.

Фары автомобиля снабжены полуразборным герметич­ ным оптическим элементом, состоящим из отражателя, стекла-рассеивателя, двухнитевой лампочки с фланцевым цоколем и крышки с колодкой. В кабине установлен стекло­ очиститель 22 с переключателем 20.

На панели приборов размещены два тепловых биме­ таллических предохранителя 28 и 51.

Температуру воды в двигателе замеряют датчиком с ука­ зателем 16, давление масла — датчиком и указателем 18. Аварийное давление масла определяют датчиком с контроль­ ной лампой 19.

Для переключения света служит центральный переклю­

чатель 37.

Рис. 220. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-53:

I

— фара;

2

— подфарник;

3

— аккум уляторная

батарея;

4

— генератор;

5

— стартер;

6

— транзисторный

коммутатор;

7 — искровая

заж игательная

свеча;

8 — реле-регулятор;

9

— добавочное

сопротивление;

 

1 0

катуш ка

заж игания;

1 1

подкапотная

лампа;

1 2

включатель стоп-сигнала;

1 3

дополнительное реле стартера;

1 4 — соединительная панель; 1 5

амперметр;

1 6

— указатель температуры

воды в двигателе с датчиком; 1 7

— контрольная

лампа температуры

воды в

радиаторе

с

 

датчиком;

1 8

— указатель

давления

масла с датчиком;

1 9

— контрольная лампа аварийного давления масла с дат­

чиком;

2 0 — переключатель

стеклоочистителя;

2 1

— включатель

заж игания

и стартера;

2 2

 

стеклоочиститель;

2 3

лампа

освещения

часов;

2 4

пере­

ключатель;

2 5

— электродвигатель

отопления;

2 6

— задний

фонарь;

2 7

лампа освещения

приборов;

2 8 ,

3 2

 

и 5 1

— кнопочные

предохранители;

2 9

плафон;

3 0

включатель

плафона;

3 1

—- датчик указателя

уровня

топлива

в

основном

баке;

3 3

— штепсельная

розетка

переносной

лампы;

3 4

— пере­

ключатель датчиков указателя уровня топлива в баках; 3 5

— часы; 3 6 — у к а ­

затель уровня

 

топлива; 3 7

— центральный переключатель

света;

3 8

— конт­

рольная

лампа; 3 9 — датчик указателя

 

уровня

топлива;

4 0

— штепсельная

розетка

прицепа;

4 1 — колодка;

4 2 — ножной

переключатель

света;

4 3

переключатель

указателей

 

поворота;

4 4

— контрольная

лампа

указателей

поворота; 4 5

— прерыватель:

4 6

кнопка сигнала;

4 7

— сигнал;

4 8

элект­

родвигатель

подогревателя;

4 9

— электромагнитный

клапан;

5 0

— переклю­

чатель

электродвигателя

подогревателя;

5 2

контрольное

сопротивление;

53 — включатель

свечи накаливания:

5 4

 

— свеча накаливания;

55 — распре­

делитель.

381


Уровень топлива в'баках проверяют датчиками 31 и 39. На автомобиле применяют подогреватель с электродви­ гателем 48, свечи накаливания 54 с контрольным сопроти­ влением 52, включатель 53 свечи накаливания и переклю­

чатель электродвигателя подогревателя.

Автомобиль МАЗ-500. Автомобили семейства МАЗ снаб­ жены 24-вольтовой системой электрооборудования, которая по сравнению с 12-вольтовой проще в обслуживании и эк­ сплуатации, так как у нее нет сложного переключения с 12 на 24 В в процессе пуска.

Включатель массы 40 (рис. 221) используют для отклю­ чения аккумуляторных батарей от системы на стоянках

ипри коротком замыкании. .

Вкачестве источника электроэнергии служит генера­ тор 38 переменного тока мощностью 500 Вт со встроенным вы­ прямительным блоком, работающий в комплекте с релерегулятором 39.

Аккумуляторные батареи соединены последовательно и установлены с левой стороны автомобиля за кабиной в ящике.

Двигатель пускают стартером 36 мощностью 9,5 л. с., который установлен на расточке блока двигателя и закреп­ лен двумя стяжными хомутами.

Рис. 221. Схема электрооборудования автомобиля МАЗ-500:

1 — подфарник ПФ101-В;

2 — фара

ФГ122-В;

3

противотуманная

фара

ФГИ9-В;

4 — соединительные панели ПС5;

5

н 3 3 — стеклоочистители

СЛ108; 6

— соединительная

панель;

7 — фонарь

контрольной лампы

указа ­

телей поворота ПД20-Д; 8 прерыватель указателей поворота РС401; 9 вклю чатель правого стеклоочистителя ВК26-А2; 1 0 — включатель левого стек­ лоочистителя ВК26-А2; 1 1 — включатель плафона освещения двигателя ВК26-А2; 1 2 — включатель противотуманных фар ВК26-А2; 1 3 включауедь вентилятора обдува; 1 4 включатель плафона освещения кабины ВК24-А|/5— лампа; 1 6 — плафон освещения кабины ПК201-А; 1 7 — боковые повторители указателей по­

ворота;

1 8

— плафон освещения двигателя ПК201-А;

1 9

— электродвигатель

вентилятора

обдува

МЭ205;

2 0

— радиоприемник

А324;

2 1 — громкоговори­

тель 4ГД-8; 2 2 антенна; 2 3

датчик указателя

уровня топлива

J3M127-A;

2 4

— соединительная панель

ПСЫ; 2 5 — датчик указателя давления воздуха

ММ350-В;

2 6 — подкузовной

фонарь;

27 — электродвигатель

отопителя

МЭ233;

2 8

— включатель отопителя

кабины ВК26-А2;

2 9

— кнопка сигнала;

3 0

— соединительная панель; 3 1

— датчик указателя температуры воды TM10Q;

3 2

датчик указателя давления масла ММ.350-Б;

3 4

— редуктор спидометра;

3 5

реле сигналов;

3 6

— стартер СТ103;

3 7 звуковой

сигнал g lO l;

3 8

генератор

Г270-А;

3 9

— реле-регулятор

РР127;

 

4 0

вкдюзртедь

массы

ВК318-Б;

4 1

— аккум уляторная

батарея

6-ТСТ-182;

4 2

- г - щт^ррелёная ро­

зетка 47К; 4 3

задний правый фонарь ФП101-Г; 4 4

— сбедднйуёдьная панель

Г1С2-А2;

4 5

— штепсельная розетка;

4 6

— задний

левый фонарь

ФР101-В;

4 7

— щ иток

управления подогревателем двигателя;

4 8

— включатель

прибо­

ров ВК26-А2; 4 9 включатель стартера ВК317; 50 и 5 1 блоки предохрани­

телей; 5 2

— центральный переключатель света П38; 5 3 — соединительная муфта

проводов;

в

5 4 — электрический спидометр

СП134; 5 5 — указатель

давления

воздуха

тормозных камерах

УК144;

5 6

указатель

давления

воздуха

в пневмосистеме УК144; 57 — указатель

температуры воды

У К Н З ; 5 8 i r у к а ­

затель уровня топлива УБ125; 6 9 — указатель давления

марда УК144; 6 0 —

амперметр

АП109; 61 ножйой

переключатель света П39; 62 переключа­

 

 

тель указателей поворота

П109-Б2.

 

 

883


Вблок запрессован штифт, входящий в отверстие кор­ пуса стартера и предохраняющий стартер от поворота. На автомобиле применяют два стеклоочистителя 5 и 55 со встро­ енными автоматическими термобиметаллическими предохра­ нителями.

Всистеме освещения и световой сигнализации исполь­ зуют центральный переключатель 52 света и переключатель 62 указателей поворота. Центральный переключатель света

можно устанавливать в три положения: В — все включено; / — при этом положении, пользуясь ножным переключа­ телем 61 света, можно переключать освещение с ближнего света на подфарник; I I — при этом положении, пользуясь ножным переключателем света, можно переключать осве­ щение с ближнего света на дальний. Встроенный в переклю­ чатель света реостат позволяет регулировать интенсивность света ламп освещения шкалы приборов путем поворота рукоятки переключателя: при повороте рукоятки по часо­ вой стрелке яркость света увеличивается, против часовой стрелки — уменьшается.

Лампы освещения шкалы приборов включаются только при включении внешнего освещения.

Переключатель 62 указателей поворота позволяет ис­ пользовать лампы «стоп» в задних фонарях 43 и 46 одновременно в качестве ламп задних указателей пово­ ротов.

На автомобиле установлены контрольно-измерительные логометрические приборы магнитоэлектрического типа: ука­ затель 57 температуры воды, указатель 58 уровня топлива, указатели давления воздуха 56 и давления масла 59.

Для подогрева двигателя перед пуском при температуре окружающего воздуха —5° С и ниже служит пусковой по­ догреватель.

При работе подогревателя его топливный насос подает топливо к электромагнитному клапану. При открытом кла­ пане топливо через форсунку под давлением поступает в горелку, где смешивается с воздухом, нагнетаемым вен­ тилятором, и в момент пуска воспламеняется от свечи. Затем свечувыключают и горение поддерживается автома­ тически.

Особенности схемы электрооборудования автомобилей с генераторами переменного тока. Системы электрооборудо­ вания автомобилей с генераторами переменного тока отли­ чаются от систем с генераторами постоянного тока не только конструкцией генераторов и реле-регуляторов, но и схемами

384