Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

арбуз вызывает твердое убеждение, что он несладкий. Желтый цвет, как правило, кислый, поэтому конфета ярко-лимонного цвета со вкусом малины вызывает недоумение. Цвет вызывает у человека определенные эмоции. Цветовая гамма заката и восхо­ да вызывает лирическое настроение.

Большую роль в усвоении информации у человека играет зрение и такой тонко отшлифованный природой прибор, как глаза

(рис.40).

Зоны восприятия глазом цветов видимого спектра.

Недаром физиологи называют глаза "частью головного мозга, вынесенной на периферию" [21].

Человеческий глаз - сложнейший оптический прибор. Он воспринимает зрительную информацию 140 миллионами колбочек, преобразуя их в единое целое. Академик Лазарев П.П., анализи­ руя чувствительность глаза, доказал, что "запас" человеческо­ го зрения рассчитан на I2Q-I50 лет.

При абсолютно прозрачной атмосфере

глаз человека

спосо­

бен различить огонек свечи на расстоянии

200 км. Это значит,

что чувствительность глаза поразительна,

а возможности

его

беспредельны.

 

 

Все наблюдаемые в природе цвета можно разделить на две большие группы:

80

1)ахроматические - гамма черного, серого, белого;

2)хроматические - цвета, получаемые путем разложения солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, го­ лубой, синий, фиолетовый.

Эти цвета можно расположить в цветовой круг (рис.41).

Рис. 41.

Расположение цветов солнечного

 

спектра (хроматическая гамма).

 

 

Интересной особенностью'цветового круга является тот

факт,

что в нем можно выделить три основных цвета,

которые

лежат

в основе всех остальных цветов. Это - красный,

желтый

и синий. В промежутках между красным и желтым можно получить всю гамму оранжевых цветов, между зЙеятым и синим - всю гамму фиолетовых и пурпурных тонов.

При построении цветового крута следует выдерживать ин­ тервалы между двумя тонами, стоящими рядом. Этот промежуток должен быть постоянным.

Если мысленно разделить цветовой круг на две части так,

чтобы в одной были все красные, оранжевые желто-зеленые

и

пурпурные цвета, а в другой - голубые, синие,

сине-зеленые,

фиолетовые, то получим гаммы теплых и холодных тонов.

 

Холодные и теплые тона действуют взаимно противоположно,

как на психику, так и на физиологические функции

зрения и

ор­

ганизма в целом.

 

 

1)Если теплые возбуждают, поднимают настроение, то хо­ лодные - успокаивают, даже угнетают в большом количестве.

2)При теплом цветном окружении мышечная работоспособ­ ность человека больше, чем при холодном.

81


3)Теплые тона понижают слуховую чувствительность, хо­ лодные - повышают.

4)Холодные облегчают перенесение высоких температур, теплые - затрудняет.

Установлено, что теплые хроматические цвета (красные;, оранжевые, желтые) и светлые ахроматические (белые, светло­ серые) является выступающими цветами - создает зрительную ил­ люзию, будто они лежат ближе к зрителю, а холодные (зеленые, голубые, синие, фиолетовые) и цвета ахроматические (черный и близкие к нему) являются отступающими цветами - создают зри­ тельную иллюзию, что лежат дальше от зрителя.

Для каждого цвета в солнечном спектре можно найти такой цвет, который при смешивании их даст ахроматический цвет. Та­ кие два цвета называются взаимно-дополнительными. Они распо­ лагаются в цветовом круге напротив друг друга (красный - го­ лубовато-зеленый, фиолетовый - желто-зеленый).

Под смешением цветов в данном случае понимается не меха­ ническое смешение (при смешивании голубого и оранжевого цве­ та получится грязь, а не белила), а оптическое смешение цве­ тов, т.е. процесс наложения длин волн одного цвета на волны другого.

Такое смешение цветов носит название аддитивного сложе­ ния цветов.

Законы аддитивного сложения цветов говорят о том, что смешение двух недополнительных цветов дает новый цвет, лежа­ щий в цветовом круге между ними.

Только из красного, синего, желтого цвета можно получить все остальные цвета, как путем аддитивного сложения, так пу­ тем механического смешивания.

Все цвета можно измерять по трем основным характеристи­

кам [45] :по цветовому тону, по

насыщенности, по яркости.

Цветовой тон выражается в обыденной речи наименованиями:

"красный", "зеленый", "оранжевый" и т.д. Цветовой тон -

ос­

новная характеристика цвета. В

научной литературе она харак­

теризуется определенной длиной

волны А

в миллимикронах:

красный

- 700-620

ммк

желто-зеленый - 575-550

ммк

оранжевый - 620-585

ммк

зеленый

- 550-510

ммк

желтый

- 585-575

ммк

голубой

- 510-480

ммк

82


синий

- 480-450 ммк,

фиолетовый

- 450-400 ммк

Второй важной характеристикой цвета является насыщен-

ность Р

или чистота тона.

Эта характеристика

указывает,

насколько

спектральный цвет

"разбавлен" белым или другим ах­

роматическим цветом.

Так, если мы говорим, что насыщенность спектрального

цвета 0,6,-это значит,

что он состоит из 60$

насыщенного

цвета и из 40$ белого или другого цвета.

 

За 100$ принимают насыщенность, соответствующую спект­

ральному цвету, за 0$

берется белый или другой

ахроматичес­

кий цвет.

 

 

Насыщенность цвета уменьшается с добавлением к нему се­

рого цвета. Некоторые

из цветов при этом настолько меняются,

что получают собственное название. Например, большая группа цветов, полученная смешением серых цветов с оранжевым, полу­ чила название коричневых.

Третьей характеристикой цвета является яркость Г - сте­ пень освещения цветового пятна.

Для того, чтобы понять что такое яркость, следует вспом­ нить, что на практике в качестве основной светотехнической единицы принята единица силы света. По международному согла­ шению за единицу силы света принята свеча (св) .

Свеча - определенная часть силы света, даваемой эталон­ ной лампой особого устройства в строго определенном направ­ лении.

Если источник излучает силу света, равную I свече с пло­ щади светящейся поверхности в I м^, то это будет один НИТ-

- единица яркости.

Между двумя цветовыми пятнами существует яркостный конт­ раст. Яркостный контраст определяет собой различимость двух яркостных пятен по светлоте.

Для художественного конструирования большое значение име­ ет яркостный контраст. Различают малозаметный, заметный, хоро­ шо заметный и резко заметный контраст.

Для подбора коллеров окраски оборудования удобно исполь­ зовать график (рис.42).

На оси абцисс этого графика нанесены величины коэффициен­ тов яркости светлых пятен или предметов [43,48]; на оси ординат

83


Рис. 42.

График яркостных контрастов.

- более темных пятен или предметов. На графике выделены зоны: заметного контраста, хорошо заметного контраста, резко замет­

ного контраста.

 

Между значениями К р = 0 и К =

0,2 лежит зона малой за­

метности. Эти контрасты используются

в тех случаях, когда не

требуется выделение какой-либо детали, например, сигнальной

стрелки в приборах.

 

Между значениями К р= 0,25 и К р= 0,45 находится

зона

нормальных контрастов, которые используются при многоцветной окраске производственных интерьеров и машин. Это спокойные

четко видимые

контрасты.

 

Между

К

= 0,50и

К = 0,70 расположена зона повышенных

контрастов,

которые используются для окраски

органов управле­

ния.

 

 

 

 

 

За

значением К р=

0,75 - зона резко заметных контрастов,

которые

используются в приборах информации и

аварийных орга­

нах управления.

Два или несколько цветовых пятен могут сочетаться в кон­ трастном и нюансном отношениях.

Цветовой контраст - такое сочетание двух или нескольких цветовых пятен, при котором цвета резко различаются между со­ бой по цветовцму тону, насыщенности, яркости.

84

Цветовой нюанс - незначительное различие в однородных цветовых пятнах.

§2. Цвет и освещение

Свет способствует восприятию цвета. Если бы не было све­

та, человек не смог воспринять ни одного цвета.

 

 

 

Выясняя основные характеристики цвета,

мы

брали цвета

разложенного идеального потока солнечных лучей,

на

которые

не действуют естественные внешние факторы, такие как

состоя­

ние атмосферы, наличие водяных паров, пыли, углекислоты.

 

Между тем, эти факторы накладывают определенный

отпеча­

ток на качество солнечного луча. Так утром и вечером

он

ка­

жется более красным, днем - голубым. Зимой -

более

красным,

чем летом.

 

 

 

 

Пядящий пучок света может возникать не

только

от

ес­

тественных источников света, но и от источников искусственно­ го освещения, которые разлагают свет.

Существуют, в основном, два вида искусственного освеще­ ния: лампы накаливания и лампы холодного свечения.

При освещении лампами накаливания цвет разлагается, наб­

людается отсутствие синего и фиолетового излучения.

Красные

цвета становятся более чистыми: оранжевые краснеют,

голубые

зеленеют, синие и фиолетовые краснеют, превращаясь в пурпурный Освещение ртутными лампами приводит к тому, что кремовые цвета становятся зеленоватыми, желтый цвет становится яркозеленым, желто-красный становится желто-зеленым, бледно-голу­

бой становится серо-голубым.

§3. Основные принципы применения цвета в художественном конструировании

В художественном конструировании цвет призван одновремен­ но подчеркнуть две качественные стороны изделия: [44.5IJ функциональное назначение и выполнять декоративно-художест­ венную роль, которая способствует повышению эстетического ка­ чества изделия.

Вопрос о применении цвета в художественном конструирова­ нии должен решаться исходя из:

85