Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
арбуз вызывает твердое убеждение, что он несладкий. Желтый цвет, как правило, кислый, поэтому конфета ярко-лимонного цвета со вкусом малины вызывает недоумение. Цвет вызывает у человека определенные эмоции. Цветовая гамма заката и восхо да вызывает лирическое настроение.
Большую роль в усвоении информации у человека играет зрение и такой тонко отшлифованный природой прибор, как глаза
(рис.40).
Зоны восприятия глазом цветов видимого спектра.
Недаром физиологи называют глаза "частью головного мозга, вынесенной на периферию" [21].
Человеческий глаз - сложнейший оптический прибор. Он воспринимает зрительную информацию 140 миллионами колбочек, преобразуя их в единое целое. Академик Лазарев П.П., анализи руя чувствительность глаза, доказал, что "запас" человеческо го зрения рассчитан на I2Q-I50 лет.
При абсолютно прозрачной атмосфере |
глаз человека |
спосо |
бен различить огонек свечи на расстоянии |
200 км. Это значит, |
|
что чувствительность глаза поразительна, |
а возможности |
его |
беспредельны. |
|
|
Все наблюдаемые в природе цвета можно разделить на две большие группы:
80
1)ахроматические - гамма черного, серого, белого;
2)хроматические - цвета, получаемые путем разложения солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, го лубой, синий, фиолетовый.
Эти цвета можно расположить в цветовой круг (рис.41).
Рис. 41.
Расположение цветов солнечного
|
спектра (хроматическая гамма). |
|
|
Интересной особенностью'цветового круга является тот |
|
факт, |
что в нем можно выделить три основных цвета, |
которые |
лежат |
в основе всех остальных цветов. Это - красный, |
желтый |
и синий. В промежутках между красным и желтым можно получить всю гамму оранжевых цветов, между зЙеятым и синим - всю гамму фиолетовых и пурпурных тонов.
При построении цветового крута следует выдерживать ин тервалы между двумя тонами, стоящими рядом. Этот промежуток должен быть постоянным.
Если мысленно разделить цветовой круг на две части так,
чтобы в одной были все красные, оранжевые желто-зеленые |
и |
|
пурпурные цвета, а в другой - голубые, синие, |
сине-зеленые, |
|
фиолетовые, то получим гаммы теплых и холодных тонов. |
|
|
Холодные и теплые тона действуют взаимно противоположно, |
||
как на психику, так и на физиологические функции |
зрения и |
ор |
ганизма в целом. |
|
|
1)Если теплые возбуждают, поднимают настроение, то хо лодные - успокаивают, даже угнетают в большом количестве.
2)При теплом цветном окружении мышечная работоспособ ность человека больше, чем при холодном.
81
3)Теплые тона понижают слуховую чувствительность, хо лодные - повышают.
4)Холодные облегчают перенесение высоких температур, теплые - затрудняет.
Установлено, что теплые хроматические цвета (красные;, оранжевые, желтые) и светлые ахроматические (белые, светло серые) является выступающими цветами - создает зрительную ил люзию, будто они лежат ближе к зрителю, а холодные (зеленые, голубые, синие, фиолетовые) и цвета ахроматические (черный и близкие к нему) являются отступающими цветами - создают зри тельную иллюзию, что лежат дальше от зрителя.
Для каждого цвета в солнечном спектре можно найти такой цвет, который при смешивании их даст ахроматический цвет. Та кие два цвета называются взаимно-дополнительными. Они распо лагаются в цветовом круге напротив друг друга (красный - го лубовато-зеленый, фиолетовый - желто-зеленый).
Под смешением цветов в данном случае понимается не меха ническое смешение (при смешивании голубого и оранжевого цве та получится грязь, а не белила), а оптическое смешение цве тов, т.е. процесс наложения длин волн одного цвета на волны другого.
Такое смешение цветов носит название аддитивного сложе ния цветов.
Законы аддитивного сложения цветов говорят о том, что смешение двух недополнительных цветов дает новый цвет, лежа щий в цветовом круге между ними.
Только из красного, синего, желтого цвета можно получить все остальные цвета, как путем аддитивного сложения, так пу тем механического смешивания.
Все цвета можно измерять по трем основным характеристи
кам [45] :по цветовому тону, по |
насыщенности, по яркости. |
||||
Цветовой тон выражается в обыденной речи наименованиями: |
|||||
"красный", "зеленый", "оранжевый" и т.д. Цветовой тон - |
ос |
||||
новная характеристика цвета. В |
научной литературе она харак |
||||
теризуется определенной длиной |
волны А |
в миллимикронах: |
|||
красный |
- 700-620 |
ммк |
желто-зеленый - 575-550 |
ммк |
|
оранжевый - 620-585 |
ммк |
зеленый |
- 550-510 |
ммк |
|
желтый |
- 585-575 |
ммк |
голубой |
- 510-480 |
ммк |
82
синий |
- 480-450 ммк, |
фиолетовый |
- 450-400 ммк |
Второй важной характеристикой цвета является насыщен- |
|||
ность Р |
или чистота тона. |
Эта характеристика |
указывает, |
насколько |
спектральный цвет |
"разбавлен" белым или другим ах |
роматическим цветом.
Так, если мы говорим, что насыщенность спектрального
цвета 0,6,-это значит, |
что он состоит из 60$ |
насыщенного |
цвета и из 40$ белого или другого цвета. |
|
|
За 100$ принимают насыщенность, соответствующую спект |
||
ральному цвету, за 0$ |
берется белый или другой |
ахроматичес |
кий цвет. |
|
|
Насыщенность цвета уменьшается с добавлением к нему се |
||
рого цвета. Некоторые |
из цветов при этом настолько меняются, |
что получают собственное название. Например, большая группа цветов, полученная смешением серых цветов с оранжевым, полу чила название коричневых.
Третьей характеристикой цвета является яркость Г - сте пень освещения цветового пятна.
Для того, чтобы понять что такое яркость, следует вспом нить, что на практике в качестве основной светотехнической единицы принята единица силы света. По международному согла шению за единицу силы света принята свеча (св) .
Свеча - определенная часть силы света, даваемой эталон ной лампой особого устройства в строго определенном направ лении.
Если источник излучает силу света, равную I свече с пло щади светящейся поверхности в I м^, то это будет один НИТ-
- единица яркости.
Между двумя цветовыми пятнами существует яркостный конт раст. Яркостный контраст определяет собой различимость двух яркостных пятен по светлоте.
Для художественного конструирования большое значение име ет яркостный контраст. Различают малозаметный, заметный, хоро шо заметный и резко заметный контраст.
Для подбора коллеров окраски оборудования удобно исполь зовать график (рис.42).
На оси абцисс этого графика нанесены величины коэффициен тов яркости светлых пятен или предметов [43,48]; на оси ординат
83
Рис. 42.
График яркостных контрастов.
- более темных пятен или предметов. На графике выделены зоны: заметного контраста, хорошо заметного контраста, резко замет
ного контраста. |
|
Между значениями К р = 0 и К = |
0,2 лежит зона малой за |
метности. Эти контрасты используются |
в тех случаях, когда не |
требуется выделение какой-либо детали, например, сигнальной
стрелки в приборах. |
|
Между значениями К р= 0,25 и К р= 0,45 находится |
зона |
нормальных контрастов, которые используются при многоцветной окраске производственных интерьеров и машин. Это спокойные
четко видимые |
контрасты. |
|
|||
Между |
К |
= 0,50и |
К = 0,70 расположена зона повышенных |
||
контрастов, |
которые используются для окраски |
органов управле |
|||
ния. |
|
|
|
|
|
За |
значением К р= |
0,75 - зона резко заметных контрастов, |
|||
которые |
используются в приборах информации и |
аварийных орга |
нах управления.
Два или несколько цветовых пятен могут сочетаться в кон трастном и нюансном отношениях.
Цветовой контраст - такое сочетание двух или нескольких цветовых пятен, при котором цвета резко различаются между со бой по цветовцму тону, насыщенности, яркости.
84
Цветовой нюанс - незначительное различие в однородных цветовых пятнах.
§2. Цвет и освещение
Свет способствует восприятию цвета. Если бы не было све
та, человек не смог воспринять ни одного цвета. |
|
|
|
|
Выясняя основные характеристики цвета, |
мы |
брали цвета |
||
разложенного идеального потока солнечных лучей, |
на |
которые |
||
не действуют естественные внешние факторы, такие как |
состоя |
|||
ние атмосферы, наличие водяных паров, пыли, углекислоты. |
|
|||
Между тем, эти факторы накладывают определенный |
отпеча |
|||
ток на качество солнечного луча. Так утром и вечером |
он |
ка |
||
жется более красным, днем - голубым. Зимой - |
более |
красным, |
||
чем летом. |
|
|
|
|
Пядящий пучок света может возникать не |
только |
от |
ес |
тественных источников света, но и от источников искусственно го освещения, которые разлагают свет.
Существуют, в основном, два вида искусственного освеще ния: лампы накаливания и лампы холодного свечения.
При освещении лампами накаливания цвет разлагается, наб
людается отсутствие синего и фиолетового излучения. |
Красные |
цвета становятся более чистыми: оранжевые краснеют, |
голубые |
зеленеют, синие и фиолетовые краснеют, превращаясь в пурпурный Освещение ртутными лампами приводит к тому, что кремовые цвета становятся зеленоватыми, желтый цвет становится яркозеленым, желто-красный становится желто-зеленым, бледно-голу
бой становится серо-голубым.
§3. Основные принципы применения цвета в художественном конструировании
В художественном конструировании цвет призван одновремен но подчеркнуть две качественные стороны изделия: [44.5IJ функциональное назначение и выполнять декоративно-художест венную роль, которая способствует повышению эстетического ка чества изделия.
Вопрос о применении цвета в художественном конструирова нии должен решаться исходя из:
85