Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
§5. Связь цветового решения с условиями, в которых будет работать изделие
При проектировании производственного оборудования учи тываются такие данные, как климат местности, микроклимат про изводства [10,11,51,13].
В районах с холодным климатом или в неотапливаемых по мещениях лучше использовать гамму теплых цветов, а в районах жарких и в горячих производствах - гамиу холодных цветов.
Цветовое решение внутриэдодсмого оборудования не должно быть контрастным. Поэтому, например, цвет тумбочки, находя щейся в зоне рабочего места, следует подбирать близким к цвету станка, а дополнительные элементы окрашивать цветами, отличающимися от основного, главным образом, по светлоте, а не по цветовому тону.
Дверцу тумбочки и ее цоколь целесообразно окрашивать тем же цветом, что и станок, но более темного оттенка, поскольку эти элементы подвержены загрязнению.
Возможны следующие варианты цветовых сочетаний: светло-
бежевый, бежевый, коричневый; светло-серый, серый и |
темно |
серый; светло-голубой, голубой и темно-синий. Во всех |
этих |
случаях наиболее темным цветом окрашивается цоколь тумбочки. На окраску предметов в значительной мере влияют условия освещения. Низкая освещенность делает холодные цвета более светлыми, чем теплые. Красные цвета при умеренной освещешос-
ти буреют, а иногда становятся черными.
Эти факты надо учитывать, т.к. они в значительной сте пени влияют на замысел автора.
Вхудожественном конструировании большое значение при обретают меры в борьбе с запыленностьюи загрязнением. Худож ник-конструктор должен найти такую окраску для производствен ного оборудования, которая придавала бы ему чистый и опрят ный вид. Фактура поверхности должна облегчить процесс очист ки ее от пыли и масла.
Художнику-конструктору необходимы знания отдельных ма териалов и покрытий для того, чтобы найти реальное цветовое решение с учетом возможностей производства.
Враспоряжении художников-конструкторов имеется специ альная литература по цветовому оформлению промышленного обо
92
рудования. Следует учитывать, что цветом можно подчекнуть
пропорциональные соотношения, масштаб, ритм элементов |
про |
мышленного изделия; границы цвета должны совпадать с |
члене |
ниями формы, цельная поверхность должна окрашиваться |
только |
однимцветом. |
|
В зависимости от условий эксплуатации инвентарь |
может |
окрашиваться в единую цветовую г а ш у с основным технологи ческим оборудованием, что объединит элементы рабочего места или создаст с ним гармонический контраст по цвету.
Во всех случаях цветовое решение должно обеспечить:
а) благоприятные условия зрительной работы (различимость инструмента и деталей на фоне рабочей поверхности);
б) оптимальный цветовой контраст в рабочей зоне.
§6. Основные принципы применения цвета в промышленном интерьере
Существуют три теории использования цвета [42]. 1. Теория динамического цвета.
Сущность этой теории в подборе такой калористики цветов интерьера, которая лоджна держать рабочего в постоянном нап ряжении, благодаря применению раздражающих и бодрящих цветов: пурпурного, красного, оранжевого. Опыт использования показал, что производительность труда растет в начале работы, затем она снижается, а к концу рабочего дня резко падает.
2. Теория оптимальных цветов рекомендует использовать зелено-желтую часть спектра. Эти цвета наиболее благоприятны с физиологической точки зрения. Однако применение монохромных цветов обедняет палитру интерьера и утомляет рабочего.
3.Теория согласованных цветов обосновывает выбор покраски заводских интерьеров, согласуя их с калористикой природы.
Цвет в промышленном интерьере используется как самостоя тельное средство эмоционально-художественного воздействия и как вспомогательный элемент архитектурной композиции.
Главную роль в применении цвета в производственном поме щении играют функциональные требования к цвету. Цвета стен должны находиться в гармоническом соотношении с цветами обо рудования.
93
Исходя из задач повышения освещенности и равномерного, освещения при окраске строительных конструкций слезет выби рать цвета по возможности наиболее светлых тонов. В то же время ярко освещенная светлая поверхность может вызвать слепимость, если она попадает в поле зрения работающего. В этих случаях ее следует окрашивать в более темные тона.
Условиями эффективного психофизиологического воздейст вия цвета в окраске строительных конструкций являются:
1)связь цветового решения среды с видом, способом, про должительностью и ритмичностью работы;
2)отсутствие монотонности в цветовом решении;
3)повышение гигиенического уровня помещений;
4)снижение зрительно-нервного утомления;
5)отсутствие подавляющих психику больших поверхностей,
окрашенных слишком ярким, слишком насыщенным или |
слишком тем |
ным цветом; |
|
6) использование свойств цвета, способных |
в некоторой |
степени компенсировать недостатки среды физического порядка (температурный режим, повышение уровня шума и т.д.).
При окраске интерьеров необходимо учитывать зрительные условия работы и уделять внимание психофизиологическому фак тору.
Для этого ЕНИИТЭ рекомендует использовать холодную гам му цветов, как для интерьера горячих цехов, так и для ин терьера человека, занимающегося умственным трудом.
Теплую г а ш у цветов лучше использовать при работе, тре бующей периодической затраты умственной энергии, и в том слу чае, если темпы работы зависят не от рабочего, а от машины. Интересные указания, касающиеся использования цвета в рабочих и вспомогательных помещениях административных зданий, можно найти в книге "Комплексное оборудование помещений государст венных учреждений" (издание ЕНИИТЭ, Москва, 1970 г. [45]), где помещен гармонизатор цвета. Он состоит из таблицы коле ров для интерьеров административных зданий и 12 перфокарт.
Цри |
пользовании |
гармонизатором перфокарты накладывают |
|
ся на таблицу коллеров |
и при перемещении их вдоль |
горизон |
тальных рядов таблицы отбирается требуемый оттеночный вариант цветового решения-интерьера.
94
Каждый из оттеночных вариантов удовлетворяет эстетичес
ким и гиеническим требованиям, предъявляемым к рабочим |
и |
|
вспомогательным помещениям |
административных зданий. |
Цри |
ориентации светоприемов на |
север и восток выбирается |
более |
теплый оттеночный вариант, при ориентации на юг и запад -
более холодный [73,74].
Итак, цвет играет большую роль в жизни человека и на ходит широкое применение в художественном конструировании.
95
Г л а в а VI
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ
§1. Понятие о композиции
Композиция (от латинского compoiiilo ) означает сложение, соединение, сочетание, составление, связь, сочинение.
В машиностроении под композицией понимается гармоничес кое распределение и сочетание масс, форм линий, цветов (кра сок) и света.
Композиция предопределяет структурное и пластическое ре шение формы промышленных изделий.
Большое внимание в теории композиции уделяется пропор циональной выразительности, системе пропорциональных отноше ний" [47,49 ,78,79].
§2. Пропорции
Пропорции выражают количественную взаимосвязь частей и целого, выступающую в виде различных математических отноше ний и проявляющуюся в закономерном геометрическом строении фора.
Пропорции, употребляемые в композиции,делятся на два вида: а р и ф м е т и ч е с к и е (модульные), где взаимо связь частей и целого выражена повторением единого заданного
размера: ( а - Ь ) : (b-с) : (с-с(.) и т.д.
%
Модульные пропорции особенно часто употребляются при разработке унифицированного оборудования (рис.44, 45, 46).
Рис. 44.
Модульная и геометрическая пропорции.
Соподчинение |
Расчленение |
|
3 |
/ |
& - 7 |
/ |
S |
У |
____ |
||
У |
|
|
2,24
Рис* 46*
Свойства иррациональных прямоугольников.
97
Г е о м е т р и ч е с к и е пропорции проявляются в геометрическом подобии членов и форм и строятся на равенстве отношений а : b = b : с.
Изометрические пропорции часто применяются при пропорционировании помещений и при пропорционировании промышленных
изделий, |
где нужно достичь |
соразмерности длины, ширины, вы |
|
соты (€ |
,Ь ,h ) |
£ •'Ь |
= Ь :h . |
Теория пропорций зародилась в глубокой древности и была подтверждена уже в эпоху возрождения. Итальянские зодчие Ейньоло и Палладио, изучая античную архитектуру, установили определенные пропорциональные закономерности. Например, зная высоту колонны можно определить в конечном счете и высоту са мого здания (рис.47).
Рис. 47.
Пропорции'в архитектуре и природе.
98
Древнегреческий философ Птоломей во Q |
веке до н.з. за |
|||
метил очень интересную закономерность |
в |
построении пропор |
||
ций человеческого тела античных скульптур. |
|
|
|
|
Птоломей делил фигуру человека, |
стоящего во весь |
рост, |
||
на две неравные части горизонтальной линией, проходящей |
на |
|||
уровне пупа. При этом оказывалось, что выше линии 8 |
равных |
|||
частей, ниже - 13. Таким образом вся фигура состояла |
из |
21 |
||
равной части. |
|
|
|
|
В эпоху возрождения эту закономерность в пропорциональ ном строе античных скульптур подтвердил Леонардо да Винчи. Эта пропорциональная зависимость вызывала чувство удовлетво рения, и если она не соблюдалась, то терялось ощущение за конченности и красоты.
Леонардо да Винчи так был поражен этими закономерностя
ми, что назвал отношение 13:8 "золотым отношением", |
а сам за |
||
кон - законом "золотого сечения". |
|
|
|
Смысл "золотого сечения" в том, что вся |
длина |
отрезка |
|
делится на две неравные части, но так, чтобы вся длина |
от |
||
резка (в нашем отрезке 21 часть) относилась |
к большей |
его |
|
части (в нашем примере 13 частей), как большая часть (13) |
к |
||
меньшей части (в нашем примере 8). |
|
|
|
Если обозначить верхнюю часть античной скульптур! буквой а , нижнюю часть буквой Ь , а длину всего отрезка а + Ь , то математически эту зависимость можно выразить следующим об разом: (а+Ь):b - Ь :а т.е. (8+13):13 * 13:8 или 21:13 = 13:8.
Возможно и а= Ь =Ь:(а + Ь)т.е. 8:13 = 13:(8+13) или 8:13 = = 13:21.
"Золотое сечение" выражается также геометрически при по
мощи прямоугольного треугольника с |
отношением катетов |
1:2 |
(рис.48). Геометрическое построение |
"золотого сечения" |
воз |
можно также с помощью квадрата. Это наглядно убеждает в |
воз |
можности образования данного отношения из геометрической про порции. Итак, "золотое сечение" является частным случаем гео метрической пропорции и образуется при сочетании всего лишь двух величин, причем отношение между ними выражается беско нечной десятичной дробью 1,618... или 0,618... .
С достаточной точностью "золотое сечение" дают отношения чисел 5:3, 8:5, 13:8, 21:13 и т.д. или числовой рад 0,382, 0,618, I, 1,618, 2,618 и т.д.
99