Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§5. Связь цветового решения с условиями, в которых будет работать изделие

При проектировании производственного оборудования учи­ тываются такие данные, как климат местности, микроклимат про­ изводства [10,11,51,13].

В районах с холодным климатом или в неотапливаемых по­ мещениях лучше использовать гамму теплых цветов, а в районах жарких и в горячих производствах - гамиу холодных цветов.

Цветовое решение внутриэдодсмого оборудования не должно быть контрастным. Поэтому, например, цвет тумбочки, находя­ щейся в зоне рабочего места, следует подбирать близким к цвету станка, а дополнительные элементы окрашивать цветами, отличающимися от основного, главным образом, по светлоте, а не по цветовому тону.

Дверцу тумбочки и ее цоколь целесообразно окрашивать тем же цветом, что и станок, но более темного оттенка, поскольку эти элементы подвержены загрязнению.

Возможны следующие варианты цветовых сочетаний: светло-

бежевый, бежевый, коричневый; светло-серый, серый и

темно­

серый; светло-голубой, голубой и темно-синий. Во всех

этих

случаях наиболее темным цветом окрашивается цоколь тумбочки. На окраску предметов в значительной мере влияют условия освещения. Низкая освещенность делает холодные цвета более светлыми, чем теплые. Красные цвета при умеренной освещешос-

ти буреют, а иногда становятся черными.

Эти факты надо учитывать, т.к. они в значительной сте­ пени влияют на замысел автора.

Вхудожественном конструировании большое значение при­ обретают меры в борьбе с запыленностьюи загрязнением. Худож­ ник-конструктор должен найти такую окраску для производствен­ ного оборудования, которая придавала бы ему чистый и опрят­ ный вид. Фактура поверхности должна облегчить процесс очист­ ки ее от пыли и масла.

Художнику-конструктору необходимы знания отдельных ма­ териалов и покрытий для того, чтобы найти реальное цветовое решение с учетом возможностей производства.

Враспоряжении художников-конструкторов имеется специ­ альная литература по цветовому оформлению промышленного обо­

92

рудования. Следует учитывать, что цветом можно подчекнуть

пропорциональные соотношения, масштаб, ритм элементов

про­

мышленного изделия; границы цвета должны совпадать с

члене­

ниями формы, цельная поверхность должна окрашиваться

только

однимцветом.

 

В зависимости от условий эксплуатации инвентарь

может

окрашиваться в единую цветовую г а ш у с основным технологи­ ческим оборудованием, что объединит элементы рабочего места или создаст с ним гармонический контраст по цвету.

Во всех случаях цветовое решение должно обеспечить:

а) благоприятные условия зрительной работы (различимость инструмента и деталей на фоне рабочей поверхности);

б) оптимальный цветовой контраст в рабочей зоне.

§6. Основные принципы применения цвета в промышленном интерьере

Существуют три теории использования цвета [42]. 1. Теория динамического цвета.

Сущность этой теории в подборе такой калористики цветов интерьера, которая лоджна держать рабочего в постоянном нап­ ряжении, благодаря применению раздражающих и бодрящих цветов: пурпурного, красного, оранжевого. Опыт использования показал, что производительность труда растет в начале работы, затем она снижается, а к концу рабочего дня резко падает.

2. Теория оптимальных цветов рекомендует использовать зелено-желтую часть спектра. Эти цвета наиболее благоприятны с физиологической точки зрения. Однако применение монохромных цветов обедняет палитру интерьера и утомляет рабочего.

3.Теория согласованных цветов обосновывает выбор покраски заводских интерьеров, согласуя их с калористикой природы.

Цвет в промышленном интерьере используется как самостоя­ тельное средство эмоционально-художественного воздействия и как вспомогательный элемент архитектурной композиции.

Главную роль в применении цвета в производственном поме­ щении играют функциональные требования к цвету. Цвета стен должны находиться в гармоническом соотношении с цветами обо­ рудования.

93


Исходя из задач повышения освещенности и равномерного, освещения при окраске строительных конструкций слезет выби­ рать цвета по возможности наиболее светлых тонов. В то же время ярко освещенная светлая поверхность может вызвать слепимость, если она попадает в поле зрения работающего. В этих случаях ее следует окрашивать в более темные тона.

Условиями эффективного психофизиологического воздейст­ вия цвета в окраске строительных конструкций являются:

1)связь цветового решения среды с видом, способом, про­ должительностью и ритмичностью работы;

2)отсутствие монотонности в цветовом решении;

3)повышение гигиенического уровня помещений;

4)снижение зрительно-нервного утомления;

5)отсутствие подавляющих психику больших поверхностей,

окрашенных слишком ярким, слишком насыщенным или

слишком тем­

ным цветом;

 

6) использование свойств цвета, способных

в некоторой

степени компенсировать недостатки среды физического порядка (температурный режим, повышение уровня шума и т.д.).

При окраске интерьеров необходимо учитывать зрительные условия работы и уделять внимание психофизиологическому фак­ тору.

Для этого ЕНИИТЭ рекомендует использовать холодную гам­ му цветов, как для интерьера горячих цехов, так и для ин­ терьера человека, занимающегося умственным трудом.

Теплую г а ш у цветов лучше использовать при работе, тре­ бующей периодической затраты умственной энергии, и в том слу­ чае, если темпы работы зависят не от рабочего, а от машины. Интересные указания, касающиеся использования цвета в рабочих и вспомогательных помещениях административных зданий, можно найти в книге "Комплексное оборудование помещений государст­ венных учреждений" (издание ЕНИИТЭ, Москва, 1970 г. [45]), где помещен гармонизатор цвета. Он состоит из таблицы коле­ ров для интерьеров административных зданий и 12 перфокарт.

Цри

пользовании

гармонизатором перфокарты накладывают­

ся на таблицу коллеров

и при перемещении их вдоль

горизон­

тальных рядов таблицы отбирается требуемый оттеночный вариант цветового решения-интерьера.

94


Каждый из оттеночных вариантов удовлетворяет эстетичес­

ким и гиеническим требованиям, предъявляемым к рабочим

и

вспомогательным помещениям

административных зданий.

Цри

ориентации светоприемов на

север и восток выбирается

более

теплый оттеночный вариант, при ориентации на юг и запад -

более холодный [73,74].

Итак, цвет играет большую роль в жизни человека и на­ ходит широкое применение в художественном конструировании.

95

Г л а в а VI

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ

§1. Понятие о композиции

Композиция (от латинского compoiiilo ) означает сложение, соединение, сочетание, составление, связь, сочинение.

В машиностроении под композицией понимается гармоничес­ кое распределение и сочетание масс, форм линий, цветов (кра­ сок) и света.

Композиция предопределяет структурное и пластическое ре­ шение формы промышленных изделий.

Большое внимание в теории композиции уделяется пропор­ циональной выразительности, системе пропорциональных отноше­ ний" [47,49 ,78,79].

§2. Пропорции

Пропорции выражают количественную взаимосвязь частей и целого, выступающую в виде различных математических отноше­ ний и проявляющуюся в закономерном геометрическом строении фора.

Пропорции, употребляемые в композиции,делятся на два вида: а р и ф м е т и ч е с к и е (модульные), где взаимо­ связь частей и целого выражена повторением единого заданного

размера: ( а - Ь ) : (b-с) : (с-с(.) и т.д.

%

Модульные пропорции особенно часто употребляются при разработке унифицированного оборудования (рис.44, 45, 46).

Рис. 44.

Модульная и геометрическая пропорции.

Соподчинение

Расчленение

3

/

& - 7

/

S

У

____

У

 

 

2,24

Рис* 46*

Свойства иррациональных прямоугольников.

97


Г е о м е т р и ч е с к и е пропорции проявляются в геометрическом подобии членов и форм и строятся на равенстве отношений а : b = b : с.

Изометрические пропорции часто применяются при пропорционировании помещений и при пропорционировании промышленных

изделий,

где нужно достичь

соразмерности длины, ширины, вы­

соты (€

,Ь ,h )

£ •'Ь

= Ь :h .

Теория пропорций зародилась в глубокой древности и была подтверждена уже в эпоху возрождения. Итальянские зодчие Ейньоло и Палладио, изучая античную архитектуру, установили определенные пропорциональные закономерности. Например, зная высоту колонны можно определить в конечном счете и высоту са­ мого здания (рис.47).

Рис. 47.

Пропорции'в архитектуре и природе.

98

Древнегреческий философ Птоломей во Q

веке до н.з. за­

метил очень интересную закономерность

в

построении пропор­

ций человеческого тела античных скульптур.

 

 

 

Птоломей делил фигуру человека,

стоящего во весь

рост,

на две неравные части горизонтальной линией, проходящей

на

уровне пупа. При этом оказывалось, что выше линии 8

равных

частей, ниже - 13. Таким образом вся фигура состояла

из

21

равной части.

 

 

 

 

В эпоху возрождения эту закономерность в пропорциональ­ ном строе античных скульптур подтвердил Леонардо да Винчи. Эта пропорциональная зависимость вызывала чувство удовлетво­ рения, и если она не соблюдалась, то терялось ощущение за­ конченности и красоты.

Леонардо да Винчи так был поражен этими закономерностя­

ми, что назвал отношение 13:8 "золотым отношением",

а сам за­

кон - законом "золотого сечения".

 

 

 

Смысл "золотого сечения" в том, что вся

длина

отрезка

делится на две неравные части, но так, чтобы вся длина

от­

резка (в нашем отрезке 21 часть) относилась

к большей

его

части (в нашем примере 13 частей), как большая часть (13)

к

меньшей части (в нашем примере 8).

 

 

 

Если обозначить верхнюю часть античной скульптур! буквой а , нижнюю часть буквой Ь , а длину всего отрезка а + Ь , то математически эту зависимость можно выразить следующим об­ разом: (а+Ь):b - Ь :а т.е. (8+13):13 * 13:8 или 21:13 = 13:8.

Возможно и а= Ь =Ь:(а + Ь)т.е. 8:13 = 13:(8+13) или 8:13 = = 13:21.

"Золотое сечение" выражается также геометрически при по­

мощи прямоугольного треугольника с

отношением катетов

1:2

(рис.48). Геометрическое построение

"золотого сечения"

воз­

можно также с помощью квадрата. Это наглядно убеждает в

воз­

можности образования данного отношения из геометрической про­ порции. Итак, "золотое сечение" является частным случаем гео­ метрической пропорции и образуется при сочетании всего лишь двух величин, причем отношение между ними выражается беско­ нечной десятичной дробью 1,618... или 0,618... .

С достаточной точностью "золотое сечение" дают отношения чисел 5:3, 8:5, 13:8, 21:13 и т.д. или числовой рад 0,382, 0,618, I, 1,618, 2,618 и т.д.

99