Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)функционального назначения вещи и способа ее потреб­

ления;

2)функционально-конструктивной структуры изделия;

3)особенности композиционной формы изделия;

4)условий той среды, в которой изделие будет использо­

ваться.

Остановим свое внимание на связи цветового решения из­ делия с его функциональным назначением.

Промышленные изделия по своему назначению можно разде­ лить на три группы: производственное оборудование разных ви­

дов, начиная с инструмента и кончая аппаратами контроля и управления технологическими процессами; средства транспорта; предметы культурно-бытового назначения.

Изделия, входящие в каждую из этих групп, имеют свои специфические черты и задачи.

Достаточно сравнить окраску металлорежущего станка и пы­ лесоса, цветовые решения пульта управления счетной машины и автомобиля, самолета и холодильника, чтобы убедиться, что цвет играет не последнюю роль в выявлении функционального назначе­ ния промышленного изделия [51].

Задача художника-конструктора, проектирующего

цветную

схему станка, складывается из:

 

1)обеспечения с помощью цвета и освещения благоприятно­ го психологического воздействия на станочника;

2)обеспечения оптимальных условий восприятия элементов рабочей зоны, создающих дополнительные удобства для работы;

3)эстетической отработки цветовой схемы в зависимости от функции и формы станка (рис.43).

Рис.

43.

Ритм и

цвет:

а)-согласный цветовой ритм;

б)-встречный цветовой ритм.

86

Каковы же метода решения этих задач?

Благоприятное воздействие на физиологию и психику рабо­ тающего достигается использованием в окраске станков "опти­ мальных" цветов, т.е. цветов середины спектра. Это учитыва­ ется при составлении новой гаммы станочных эмалей.

Особое внимание обращают на комфортность освещения: равномерность яркостей в поле зрения, концентрацию освещения

на обрабатываемой детали.

 

Оптимальные условия восприятия элементов рабочей

зоны

складываются также и из восприятия фона обрабатываемой дета­ ли, органов управления станком, рабочих органов и средств контроля за работой станка.

Фон обрабатываемой детали должен иметь совершенно опре­

деленный цвет, зависящий от цвета детали.

Цвет фона при

ра­

боте с цветными металлами имеет решающее

значение [46J.

 

Если детали и материалы разноцветны,

то для фона

лучше

всего подходит серый цвет.

 

 

 

Если материал красный, то фон лучше

окрашивать в светло-

зеленый цвет. Для синего материала лучшим фоном

является

светло-коричневый цвет, для зеленого - розово-серый.

 

 

Поверхности, обладающие высокой глянцевитостью,

приме­

нять в качестве фона не следует. Нельзя использовать в

ка­

честве фона поверхности с чередующимися линиями и гранями. Для работы за металлорежущим станком, сопровождающейся

постоянным наблюдением за деталью следует создать контраст по цвету.

Детали из стали, чугуна, аллюминия имеют голубовато-се­ рый оттенок и для их фона лучше использовать светло-бежевую окраску. Латунь, бронза, медь имеют теплый цвет и лучшим фо­

ном для этих деталей является

серо-голубой цвет.

 

Сейчас во многих странах

выпускают токарные станки

со

специальными экранами. Некоторые станки (например,английской фирмы Колчестр^ имеют комплект съемных экранов, с помощью кото­ рых цвет фона меняется в зависимости от цвета детали.

При выборе цвета для окраски промышленных изделий сле­ дует учитывать композиционные особенности формы этих изделий:

а) чем больше предмет, тем светлее должна быть

его ок­

раска;

 

87


б) чем меньше предмет, тем насыщеннее должна быть его окраска;

в) предмету с четкими и строгими формами более подходит окраска в малонасыщенные и светлые цвета, а предмету со сгла­ женными формами и нечеткими гранями подходит окраска в более насыщенные цвета;

г) несущие части предмета (основание, подставку, стани­ ну и т.д.) следует окрашивать в более темные цвета, чем ос­ новные поверхности;

д) большую высоту или длину можно зрительно уменьшить членениями;

е) правильным подбором цветовых сочетаний по яркости и насыщенности можно зрительно улучшить пропорциональный строй формы;

ж) учитывая определенные зрительные иллюзии, связанные с цветом, можно зрительно приблизить к наблюдателю одни по­

верхности и уменьшить другие, применив менее яркие, но более насыщенные оттенки.

Все эти приемы обеспечивают простоту восприятия формы, а это необходимо в художественном конструировании.

§4. Цветовое

кодирование

 

Большое значение в художественном конструировании имеет

цветовое кодирование.

 

 

В производственной среде,

в общественных зданиях,

на

транспорте применяют кодированные цвета, которые называются цветами безопасности.

Основными цветами безопасности являются такие цвета, как красный, желтый, оранжевый, зеленый и синий. Красный цвет обо­ значает непосредственную опасность и применяется со значения­ ми "стоп", "запрещение", "явная опасность" [46].

Желто-оранжевый цвет имеет значение потенциальной опас­ ности и применяется в качестве сигнала "внимание". В сочета­ нии с черным этот цвет является наиболее броским; в таких со­ четаниях окрашивается внутризаводской транспорт, внутризавод­ ские подъемно-транспортные машины.

Зеленый цвет применяется как цвет безопасности.

88

Синий цвет употребляется для окраски информационных стен­ дов т.к. он является цветом информации.

Цвета безопасности применяются для кодированной окраски открытых трубопроводов [46]. Если трубопровод с питьевой во­ дой, то его окрашивают в зеленый цвет. Трубопроводы с паром окрашиваются желто-оранжевым цветом в сочетании с серым. Тру­ бопроводы, предназначенные для газов, окрашиваются синим цве­ том в сочетании с красным (если взрывоопасно), синим в соче­ тании с желтым (если ядовитые, токсичные вещества) или синим в сочетании с зеленым (если газы нейтральные безопасные).

Трубопроводы с кислотами окрашивают в ярко-оранжевый

цвет.

Трубопроводы с противопожарными жидкостями окрашиваются в красный цвет.

Трубопроводы с нефтепродуктами и маслами окрашиваются в коричневый цвет с красным (если это взрывоопасно), в корич­ невый с желтым (если ядовито и токсично), в коричневый с зе­ леным (если безопасно и нейтрально).

Трубопровод канализации окрашивается в черный цвет. Окраска трубопровода может проводиться по всей длине, но

вбольшинстве случаев целесообразно окрашивать трубопроводы на отдельных участках, в местах соединений, в местах, связан­ ных с эксплуатацией трубопровода, в аварийно-опасных местах,

вместах, требующих осторожности в обращении с трубопровода­ ми и т.д. Окраска должна быть такой, чтобы ее легко можно бы­ ло воспринимать. Длина окрашиваемого участка, а также ширина дополнительных колец назначается в соответствии с диаметром трубопровода [92].

Наружный диаметр

Ширина

Ширина

трубопровода

пояса

кольца

 

 

 

(мм)

(мм)

до

 

75

' 250

50

75

-

150

350

50

150

-

300

600

70

более

300

800

100

При повышенной агрессивности и особой опасности транспор­ тируемых веществ расстояние между кольцами при сплошной окрас-

89



ке 100 см, при менее резко выраженных качествах транспорти­

руемых веществ - 200

см.

 

Нормализуются размеры надписей на трубопроводах:

Наружный диаметр

Высота букв

трубопровода (см)

(мм)

до

 

75

20

75

-

150

32

150

-

300

63

более

300

90

Маркировочные щитки и надписи, а также знаки безопаснос­ ти располагаются в соответствующих местах трубопровода, долж­ ны быть хорошо видимы. Целесообразно во всех производственных помещениях, насыщенных трубопроводами, вывешивать на видимых

местах схемы опознавательной окраски трубопроводов,

с расшиф­

ровкой

всех сопровождаемых элементов: щитков,

знаков, сокра­

щений,

кодов и т.д.

 

 

 

 

Кольца на

трубопроводах

наносятся

по

определш-

ным правилам. Красные и желтые кольца наносятся на определен­ ных расстояниях в зависимости от агрессивности трансиортируемого вещества; при более высокой агрессивности и опасности их наносят чаще, при невысокой агрессивности - реже. Кольца зе­ леного цвета наносят не всегда, а только в тех случаях, когда вещество приобрело качество безопасности. Цветовые кольца сле­ дует наносить с учетом местных условий в наиболее ответствен­ ных пунктах коммуникаций и не реже, чем через 10 метров, а именно: на ответвлениях, у мест соединений фланцев, у мест от­

бора, у вентилей, задвижек, контрольных приборов, в

местах

перехода

трубопроводов через стены, перегородки, перекрытия.

При прокладке коммуникаций в непроходимых каналах

опознава­

тельную окраску на трубопроводах следует наносить в

пределах

камер смотровых колодцев.

 

 

Органы управления (кнопки, рычаги, тумблеры)

целесооб­

разно выполнять в материалах, цвет которых символизирует

их

назначение. Для цветового обозначения органов управления

ис­

пользуют

также кодированные цвета - красный, оранжевый,

жел­

тый, зеленый, синий, три ахроматических цвета - белый, серый, черный [92].

90


Цвета рекомендуется использовать в кнопках и сигнальных

лампах в следующих значениях. Красный цвет используется

в

кнопках со значением "стоп", "общий останов машины",

"включе­

но", "вверх", "вперед","плюс"; в сигнальных лампах -

со

зна­

чением "мощность включена", "тревога? "неисправность",

"вы­

сокие обороты", "конец операции", "питание включено","накал", "машина в работе".

Оранжевый цвет используется в сигнальных лампах со зна­

чением "перегрузка", "конец операции".

 

Желтый цвет используется в кнопках со значением

"про­

должение работы"

(после останова), "обратных ход", а в

сиг­

нальных лампах -

со значением "подготовка", "машина в

рабо­

те", "автоматическое управление", " регулировка".

Зеленый цвет используется в кнопках со значением "вклю­ чение", "старт", "вниз", "назад", "ручное управление", "мед­

ленный останов"; в лампах - со значением "старт", "закрыто",

"нормальная работа".

 

 

Синий цвет используется в кнопках со значением

"обрат­

ное вращение", "первый", "второй", "третий" и т.д.

цикл;

в

сигнальных лампах - со значением "нормальная работа","источ­ ник тока работает".

Белый цвет используется в кнопках со значением "задерж­ ка" (временный останов), "включение вспомогательного мотора", "подача горючего"."прямой ход"; в сигнальных лампах - со зна­

чением "поступление мощности", "наличие тока", "работа

по

автоматической программе".

 

Черный цвет используется в кнопках со значением

"про­

должение операции", "вниз", "старт", "включено" и в

перек­

лючателях со значением "вперед-назад", "автоматическое

уп­

равление", "останов", "открыто", "закрыто".

 

Иногда используется коричневый цвет. Он заменяет

крас­

ный в кнопках со значением "стоп", и "останов".

 

Второстепенные кнопки и прочие органы управления

целе­

сообразно делать серыми.

 

91