Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
1)функционального назначения вещи и способа ее потреб
ления;
2)функционально-конструктивной структуры изделия;
3)особенности композиционной формы изделия;
4)условий той среды, в которой изделие будет использо
ваться.
Остановим свое внимание на связи цветового решения из делия с его функциональным назначением.
Промышленные изделия по своему назначению можно разде лить на три группы: производственное оборудование разных ви
дов, начиная с инструмента и кончая аппаратами контроля и управления технологическими процессами; средства транспорта; предметы культурно-бытового назначения.
Изделия, входящие в каждую из этих групп, имеют свои специфические черты и задачи.
Достаточно сравнить окраску металлорежущего станка и пы лесоса, цветовые решения пульта управления счетной машины и автомобиля, самолета и холодильника, чтобы убедиться, что цвет играет не последнюю роль в выявлении функционального назначе ния промышленного изделия [51].
Задача художника-конструктора, проектирующего |
цветную |
схему станка, складывается из: |
|
1)обеспечения с помощью цвета и освещения благоприятно го психологического воздействия на станочника;
2)обеспечения оптимальных условий восприятия элементов рабочей зоны, создающих дополнительные удобства для работы;
3)эстетической отработки цветовой схемы в зависимости от функции и формы станка (рис.43).
Рис. |
43. |
Ритм и |
цвет: |
а)-согласный цветовой ритм; |
б)-встречный цветовой ритм. |
86
Каковы же метода решения этих задач?
Благоприятное воздействие на физиологию и психику рабо тающего достигается использованием в окраске станков "опти мальных" цветов, т.е. цветов середины спектра. Это учитыва ется при составлении новой гаммы станочных эмалей.
Особое внимание обращают на комфортность освещения: равномерность яркостей в поле зрения, концентрацию освещения
на обрабатываемой детали. |
|
Оптимальные условия восприятия элементов рабочей |
зоны |
складываются также и из восприятия фона обрабатываемой дета ли, органов управления станком, рабочих органов и средств контроля за работой станка.
Фон обрабатываемой детали должен иметь совершенно опре
деленный цвет, зависящий от цвета детали. |
Цвет фона при |
ра |
|
боте с цветными металлами имеет решающее |
значение [46J. |
|
|
Если детали и материалы разноцветны, |
то для фона |
лучше |
|
всего подходит серый цвет. |
|
|
|
Если материал красный, то фон лучше |
окрашивать в светло- |
||
зеленый цвет. Для синего материала лучшим фоном |
является |
||
светло-коричневый цвет, для зеленого - розово-серый. |
|
|
|
Поверхности, обладающие высокой глянцевитостью, |
приме |
||
нять в качестве фона не следует. Нельзя использовать в |
ка |
честве фона поверхности с чередующимися линиями и гранями. Для работы за металлорежущим станком, сопровождающейся
постоянным наблюдением за деталью следует создать контраст по цвету.
Детали из стали, чугуна, аллюминия имеют голубовато-се рый оттенок и для их фона лучше использовать светло-бежевую окраску. Латунь, бронза, медь имеют теплый цвет и лучшим фо
ном для этих деталей является |
серо-голубой цвет. |
|
Сейчас во многих странах |
выпускают токарные станки |
со |
специальными экранами. Некоторые станки (например,английской фирмы Колчестр^ имеют комплект съемных экранов, с помощью кото рых цвет фона меняется в зависимости от цвета детали.
При выборе цвета для окраски промышленных изделий сле дует учитывать композиционные особенности формы этих изделий:
а) чем больше предмет, тем светлее должна быть |
его ок |
раска; |
|
87
б) чем меньше предмет, тем насыщеннее должна быть его окраска;
в) предмету с четкими и строгими формами более подходит окраска в малонасыщенные и светлые цвета, а предмету со сгла женными формами и нечеткими гранями подходит окраска в более насыщенные цвета;
г) несущие части предмета (основание, подставку, стани ну и т.д.) следует окрашивать в более темные цвета, чем ос новные поверхности;
д) большую высоту или длину можно зрительно уменьшить членениями;
е) правильным подбором цветовых сочетаний по яркости и насыщенности можно зрительно улучшить пропорциональный строй формы;
ж) учитывая определенные зрительные иллюзии, связанные с цветом, можно зрительно приблизить к наблюдателю одни по
верхности и уменьшить другие, применив менее яркие, но более насыщенные оттенки.
Все эти приемы обеспечивают простоту восприятия формы, а это необходимо в художественном конструировании.
§4. Цветовое |
кодирование |
|
Большое значение в художественном конструировании имеет |
||
цветовое кодирование. |
|
|
В производственной среде, |
в общественных зданиях, |
на |
транспорте применяют кодированные цвета, которые называются цветами безопасности.
Основными цветами безопасности являются такие цвета, как красный, желтый, оранжевый, зеленый и синий. Красный цвет обо значает непосредственную опасность и применяется со значения ми "стоп", "запрещение", "явная опасность" [46].
Желто-оранжевый цвет имеет значение потенциальной опас ности и применяется в качестве сигнала "внимание". В сочета нии с черным этот цвет является наиболее броским; в таких со четаниях окрашивается внутризаводской транспорт, внутризавод ские подъемно-транспортные машины.
Зеленый цвет применяется как цвет безопасности.
88
Синий цвет употребляется для окраски информационных стен дов т.к. он является цветом информации.
Цвета безопасности применяются для кодированной окраски открытых трубопроводов [46]. Если трубопровод с питьевой во дой, то его окрашивают в зеленый цвет. Трубопроводы с паром окрашиваются желто-оранжевым цветом в сочетании с серым. Тру бопроводы, предназначенные для газов, окрашиваются синим цве том в сочетании с красным (если взрывоопасно), синим в соче тании с желтым (если ядовитые, токсичные вещества) или синим в сочетании с зеленым (если газы нейтральные безопасные).
Трубопроводы с кислотами окрашивают в ярко-оранжевый
цвет.
Трубопроводы с противопожарными жидкостями окрашиваются в красный цвет.
Трубопроводы с нефтепродуктами и маслами окрашиваются в коричневый цвет с красным (если это взрывоопасно), в корич невый с желтым (если ядовито и токсично), в коричневый с зе леным (если безопасно и нейтрально).
Трубопровод канализации окрашивается в черный цвет. Окраска трубопровода может проводиться по всей длине, но
вбольшинстве случаев целесообразно окрашивать трубопроводы на отдельных участках, в местах соединений, в местах, связан ных с эксплуатацией трубопровода, в аварийно-опасных местах,
вместах, требующих осторожности в обращении с трубопровода ми и т.д. Окраска должна быть такой, чтобы ее легко можно бы ло воспринимать. Длина окрашиваемого участка, а также ширина дополнительных колец назначается в соответствии с диаметром трубопровода [92].
Наружный диаметр |
Ширина |
Ширина |
||
трубопровода |
пояса |
кольца |
||
|
|
|
(мм) |
(мм) |
до |
|
75 |
' 250 |
50 |
75 |
- |
150 |
350 |
50 |
150 |
- |
300 |
600 |
70 |
более |
300 |
800 |
100 |
При повышенной агрессивности и особой опасности транспор тируемых веществ расстояние между кольцами при сплошной окрас-
89
ке 100 см, при менее резко выраженных качествах транспорти
руемых веществ - 200 |
см. |
|
|
Нормализуются размеры надписей на трубопроводах: |
|||
Наружный диаметр |
Высота букв |
||
трубопровода (см) |
(мм) |
||
до |
|
75 |
20 |
75 |
- |
150 |
32 |
150 |
- |
300 |
63 |
более |
300 |
90 |
Маркировочные щитки и надписи, а также знаки безопаснос ти располагаются в соответствующих местах трубопровода, долж ны быть хорошо видимы. Целесообразно во всех производственных помещениях, насыщенных трубопроводами, вывешивать на видимых
местах схемы опознавательной окраски трубопроводов, |
с расшиф |
||||
ровкой |
всех сопровождаемых элементов: щитков, |
знаков, сокра |
|||
щений, |
кодов и т.д. |
|
|
|
|
Кольца на |
трубопроводах |
наносятся |
по |
определш- |
ным правилам. Красные и желтые кольца наносятся на определен ных расстояниях в зависимости от агрессивности трансиортируемого вещества; при более высокой агрессивности и опасности их наносят чаще, при невысокой агрессивности - реже. Кольца зе леного цвета наносят не всегда, а только в тех случаях, когда вещество приобрело качество безопасности. Цветовые кольца сле дует наносить с учетом местных условий в наиболее ответствен ных пунктах коммуникаций и не реже, чем через 10 метров, а именно: на ответвлениях, у мест соединений фланцев, у мест от
бора, у вентилей, задвижек, контрольных приборов, в |
местах |
||
перехода |
трубопроводов через стены, перегородки, перекрытия. |
||
При прокладке коммуникаций в непроходимых каналах |
опознава |
||
тельную окраску на трубопроводах следует наносить в |
пределах |
||
камер смотровых колодцев. |
|
|
|
Органы управления (кнопки, рычаги, тумблеры) |
целесооб |
||
разно выполнять в материалах, цвет которых символизирует |
их |
||
назначение. Для цветового обозначения органов управления |
ис |
||
пользуют |
также кодированные цвета - красный, оранжевый, |
жел |
тый, зеленый, синий, три ахроматических цвета - белый, серый, черный [92].
90
Цвета рекомендуется использовать в кнопках и сигнальных
лампах в следующих значениях. Красный цвет используется |
в |
|
кнопках со значением "стоп", "общий останов машины", |
"включе |
|
но", "вверх", "вперед","плюс"; в сигнальных лампах - |
со |
зна |
чением "мощность включена", "тревога? "неисправность", |
"вы |
сокие обороты", "конец операции", "питание включено","накал", "машина в работе".
Оранжевый цвет используется в сигнальных лампах со зна
чением "перегрузка", "конец операции". |
|
|
Желтый цвет используется в кнопках со значением |
"про |
|
должение работы" |
(после останова), "обратных ход", а в |
сиг |
нальных лампах - |
со значением "подготовка", "машина в |
рабо |
те", "автоматическое управление", " регулировка".
Зеленый цвет используется в кнопках со значением "вклю чение", "старт", "вниз", "назад", "ручное управление", "мед
ленный останов"; в лампах - со значением "старт", "закрыто", |
||
"нормальная работа". |
|
|
Синий цвет используется в кнопках со значением |
"обрат |
|
ное вращение", "первый", "второй", "третий" и т.д. |
цикл; |
в |
сигнальных лампах - со значением "нормальная работа","источ ник тока работает".
Белый цвет используется в кнопках со значением "задерж ка" (временный останов), "включение вспомогательного мотора", "подача горючего"."прямой ход"; в сигнальных лампах - со зна
чением "поступление мощности", "наличие тока", "работа |
по |
автоматической программе". |
|
Черный цвет используется в кнопках со значением |
"про |
должение операции", "вниз", "старт", "включено" и в |
перек |
лючателях со значением "вперед-назад", "автоматическое |
уп |
равление", "останов", "открыто", "закрыто". |
|
Иногда используется коричневый цвет. Он заменяет |
крас |
ный в кнопках со значением "стоп", и "останов". |
|
Второстепенные кнопки и прочие органы управления |
целе |
сообразно делать серыми. |
|
91