Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За время полного рейса вагон совершает пробег как в груженом, так и в порожнем состоянии. Первая часть полного рейса называется груженым рейсом /гр, а вторая — порожним рейсом /цор. Чтобы найти груженый рейс вагона для отделения или дороги, нужно пробег гру­ женых вагонов разделить на работу.

Аналогично порожний рейс получается делением порожнего про­ бега на работу:

2ns

S t l S гр

|

£я$Пор

^гр + Апор*

(83)

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полный рейс может

быть

выражен

также

через груженый

рейс

и коэффициент порожнего пробега:

 

 

 

/=

= ( 1 + °°

=

+ а )

,

(84)

ии

На дорогах также определяют рейс вагонов транзитных, ввоза, вывоза и местного сообщения. Пробег транзитных вагонов находят для каждой струи вагонопотока от входного до выходного пункта до­ роги. Расстояние пробега вагонов ввоза подсчитывают приближенно. Для ввоза принимают расстояние от входного пункта дороги до услов­ ного центра выгрузки отделения; для вывоза — расстояния опреде­ ляются точно по плану перевозок.

Условным центром (выгрузки) отделения считается: географический центр — при равномерном распределении (выгрузки), если грузовая работа сконцентрирована в одном пункте; взвешенный центр отделе­ ния — если имеются два-три крупных пункта (выгрузки) в разных местах отделения, неодинаково удаленных от географического центра. Центры погрузки и выгрузки отделений могут не совпадать. Расстоя­ ние пробега вагонов местного сообщения определяют по развернутым планам внутридорожных перевозок.

На отделениях, кроме груженого рейса, определяют также средний рейс для местных вагонов назначением под выгрузку на данное отделе­ ние, следующих под выгрузку на другие отделения дороги, а также транзитных назначением на выходные пункты дороги. Различают так­ же рейс порожнего вагона, который получается в результате деления вагоно-километров порожнего пробега на работу порожних вагонов:

/ПОр = ^ ^ .

(85)

ипор

 

О б о р о т о м в а г о н а д л я о т д е л е н и я и л и д о р о г и называется среднее время от момента окончания погрузки или приема вагона в груженом состоянии до момента следующей погрузки или сдачи вагона. Чем быстрее оборачиваются вагоны, тем больше при одном и том же вагонном парке может быть погружено вагонов. В об-

286


щем виде для дороги или отделения оборот вагона (затрата вагоносуток на единицу работы) равен

(86)

где п — рабочий парк; а — работа дороги или отделения за сутки.

Оборот вагона может быть представлен в зависимости от времени, проходимого вагоном в груженом и порожнем состоянии:

л __ J L — ” гр + Ппор

а

. а

(87)

и ГР Т

I',пор*

Вагон за время оборота совершает следующие операции:

на станциях погрузки: подача под погрузку, загрузка, уборка, формирование и отправление со станции;

на технических станциях: формирование и расформирование сос­ тавов в соответствии с действующим планом формирования, смена ло­ комотива и бригад; осмотр и ремонт вагонов;

на станциях выгрузки; подача под выгрузку, разгрузка, уборка в порожнем состоянии и отправление со станции или подача под но­ вую погрузку;

на участках: движение в порожнем состоянии от станции выгрузки до станции новой погрузки;

на технических станциях: переформирование составов в соответст­ вии с действующей системой организации порожних вагонопотоков.

На каждую из этих операций затрачивается определенное количе­ ство вагоно-часов. Сумма этих затрат и составляет время оборота ваго­ на. Следовательно, чтобы рассчитать оборот вагона, необходимо опре­ делить затраты вагоно-часов нахождения вагонов:

в груженом и порожнем состоянии на участке и промежуточных станциях. Находят их делением вагоно-километров пробега всех вагонов на среднюю участковую скорость, умноженную на 24 (для перевода км/ч в км/сутки):

2ns vr 24 ’

на станциях погрузки и выгрузки. Определяется как произведение количества грузовых операций (числа загруженных и выгруженных вагонов) на среднюю затрату времени на одну грузовую операцию:

(ип tlB) ^гр»

на технических станциях. Это произведение количества транзит­ ных вагонов, отправляемых со всех технических станций, на среднее время нахождения вагона на одной станции:

Ептех /тех-

 

Общая затрата вагоно-часов на все операции составит

 

T = — + (un+ uB)trp+ ZnTeiLtTex.

(88)

®у

 

287


Если вагоно-часы превратить в вагоно-сутки, формула (98) будет показывать величину рабочего парка дороги:

 

2//s

т

24

------ Е («„ + иъ) Ср "Е ^ птех t

 

 

Преобразовав полученное выражение, получим из выражения (87)

формулу оборота

вагона

 

 

 

 

fl =

2/15

, Ыц -f- £/в

, .

S n s r p .

(90)

Cp "4

~

 

24

 

 

 

 

Эту формулу можно преобразовать. Частное от деления вагоно-

кнлометров

на работу представляет собой полный рейс вагона,

т. е.

^

2 ns _ 2nsrp + 2 ns

(91)

 

Ш - = 1Гр + U p ==d+«) ^гр-

Частное от деления суммы погрузки и выгрузки на работу, т. е. количество грузовых операций, приходящееся на единицу работы, представляет собой коэффициент местной работы:

k^ u n ± u b #

(92)

и

Частное от деления количества отправленных транзитных вагонов со всех технических станций на работу дороги показывает среднее число технических станций, проходимых вагоном за время оборота вагона:

2п тех

k тех (93)

и

Умножив знаменатель и числитель этого выражения на полный рейс вагона, получим

2//тех I

2»тех ^

(94)

ul

2/15

 

так как произведение работы на полный рейс вагона — это вагоно-

километры 2ns. Однако

Lrn — транзитное или вагонное пле-

чо, т. е. средний пробег транзитного вагона (в км) между техническими станциями. Следовательно,

(95)

-тр

Величина транзитного плеча изменяется незначительно, поэтому ее рассчитывают лишь периодически при составлении плана формиро­ вания поездов.

Таким образом, расчлененная формула оборота вагона примет сле­ дующий вид:

а _

(1 + а) /гр

| 0 + а) hp


П о д о б о р о т о м м е с т н о г о в а г о н а понимается сред­ нее время нахождения на дороге (отделении) вагонов, прибывающих с других дорог (отделений) под выгрузку, с момента поступления до окончания выгрузки, а вагонов местного сообщения — от окончания погрузки до момента выгрузки на станциях своей дороги (отделения). Время оборота местного вагона рассчитывают по трехчленной формуле

■O'м

1

— + *м*рр (1—Y)

г

*

(97)

24

‘тех

 

vy

Ь Т р

 

 

где(1—у) — доля

простоя под одной грузовой

операцией,

приходя­

щаяся на груженое состояние;

— рейс местного вагона, который определяется как средне­ взвешенный из рейса вагонов по ввозу и местному со­ общению:

1 _

-f- 2rtSjvi0

‘м ^

----------------- »

 

ив

2 nsBB— вагоно-километры

пробега вагонов ввоза;

2nsM^ — вагоно-километры пробега вагонов местного сообщения;

коэффициент местной работы:

иТ — погрузка в местном сообщении; ыв — выгрузка в местном сообщении.

Величину (1 — у) определяют на основании технологических про­ цессов обработки местных вагонов на станциях погрузки и выгрузки с учетом сдвоенных операций; составляет она примерно 0,5—0,7. Ос­ тальные элементы оборота местного вагона — участковую скорость, простои вагонов на технических и грузовых станциях, транзитное плечо — принимают такими же, как для общего оборота, хотя при детальных расчетах участковая скорость может-быть уменьшена в за­ висимости от следования местных вагонов в сборных поездах.

Под коэффициентом потребности парка порожних вагонов,.услов­ но называемым оборотом порожнего вагона, понимается среднее время нахождения на дороге (отделении) вагонов в порожнем состоянии;

 

+

*ПОР f

(99)

7пор

/'пор *тех

где у — доля простоя вагонов в порожнем состоянии.

Остальные значения элементов, входящих в эту формулу, приведены выше, однако порожний рейс в этом случае характеризует пробег собственно порожнего вагона, а не порожний пробег, приходящийся на единицу общей работы, т, е.

/пор' .

“п "Ь wnop

289


Другой важный показатель использования вагонного парка, ха­ рактеризующий степень подвижности вагона, — среднесуточный про­ бег вагона, т. е. расстояние, проходимое им в среднем за сутки:

s = v

= —

■■

<|00>

О

п

 

 

где 2ns — пробег всех грузовых

вагонов;

 

п — рабочий парк вагонов.

 

 

 

Складывается он из пробега груженых и порожних вагонов:

S = S r,) + S„OB_ S ! i + 521.

(101)

 

Ягр

ЛПОр

 

Использование вагона во времени и по грузоподъемности оценивают комплексным показателем — производительностью вагона, показы­ вающим количество тонно-километров (нетто), приходящихся на один вагон рабочего парка за сутки:

Ер/

Еге/

E(IS

п С f

или

Рп SR

( 102)

W =

= ------

---- =

рр SI

£

п Т

Z n s

п Т

 

 

/ + а

 

где Т — число дней в году.

Для выполнения заданной работы дорога должна иметь опреде­ ленный парк грузовых вагонов. Наличный парк, находящийся в пре­ делах дороги, по назначению и использованию подразделяется на вагоны, находящиеся в распоряжении дороги в аренде предприятий и других ведомств, новостроек. Вагонный парк, находящийся в данный момент в распоряжении дороги, делится на рабочий и нерабочий. Схема распределения наличного парка грузовых вагонов приведена на рис. 50. В рабочий парк входят те вагоны, которые выделены для гру-

Рис. 50. Схема распределения грузового вагонного парка

290