ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
За время полного рейса вагон совершает пробег как в груженом, так и в порожнем состоянии. Первая часть полного рейса называется груженым рейсом /гр, а вторая — порожним рейсом /цор. Чтобы найти груженый рейс вагона для отделения или дороги, нужно пробег гру женых вагонов разделить на работу.
Аналогично порожний рейс получается делением порожнего про бега на работу:
2ns |
S t l S гр |
| |
£я$Пор |
^гр + Апор* |
(83) |
|
и |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Полный рейс может |
быть |
выражен |
также |
через груженый |
рейс |
|
и коэффициент порожнего пробега: |
|
|
|
|||
/= — |
= ( 1 + °° |
= |
+ а ) |
, |
(84) |
ии
На дорогах также определяют рейс вагонов транзитных, ввоза, вывоза и местного сообщения. Пробег транзитных вагонов находят для каждой струи вагонопотока от входного до выходного пункта до роги. Расстояние пробега вагонов ввоза подсчитывают приближенно. Для ввоза принимают расстояние от входного пункта дороги до услов ного центра выгрузки отделения; для вывоза — расстояния опреде ляются точно по плану перевозок.
Условным центром (выгрузки) отделения считается: географический центр — при равномерном распределении (выгрузки), если грузовая работа сконцентрирована в одном пункте; взвешенный центр отделе ния — если имеются два-три крупных пункта (выгрузки) в разных местах отделения, неодинаково удаленных от географического центра. Центры погрузки и выгрузки отделений могут не совпадать. Расстоя ние пробега вагонов местного сообщения определяют по развернутым планам внутридорожных перевозок.
На отделениях, кроме груженого рейса, определяют также средний рейс для местных вагонов назначением под выгрузку на данное отделе ние, следующих под выгрузку на другие отделения дороги, а также транзитных назначением на выходные пункты дороги. Различают так же рейс порожнего вагона, который получается в результате деления вагоно-километров порожнего пробега на работу порожних вагонов:
/ПОр = ^ ^ . |
(85) |
ипор |
|
О б о р о т о м в а г о н а д л я о т д е л е н и я и л и д о р о г и называется среднее время от момента окончания погрузки или приема вагона в груженом состоянии до момента следующей погрузки или сдачи вагона. Чем быстрее оборачиваются вагоны, тем больше при одном и том же вагонном парке может быть погружено вагонов. В об-
286
щем виде для дороги или отделения оборот вагона (затрата вагоносуток на единицу работы) равен
(86)
где п — рабочий парк; а — работа дороги или отделения за сутки.
Оборот вагона может быть представлен в зависимости от времени, проходимого вагоном в груженом и порожнем состоянии:
л __ J L — ” гр + Ппор
а |
. а |
(87) |
и ГР Т |
I',пор* |
Вагон за время оборота совершает следующие операции:
на станциях погрузки: подача под погрузку, загрузка, уборка, формирование и отправление со станции;
на технических станциях: формирование и расформирование сос тавов в соответствии с действующим планом формирования, смена ло комотива и бригад; осмотр и ремонт вагонов;
на станциях выгрузки; подача под выгрузку, разгрузка, уборка в порожнем состоянии и отправление со станции или подача под но вую погрузку;
на участках: движение в порожнем состоянии от станции выгрузки до станции новой погрузки;
на технических станциях: переформирование составов в соответст вии с действующей системой организации порожних вагонопотоков.
На каждую из этих операций затрачивается определенное количе ство вагоно-часов. Сумма этих затрат и составляет время оборота ваго на. Следовательно, чтобы рассчитать оборот вагона, необходимо опре делить затраты вагоно-часов нахождения вагонов:
в груженом и порожнем состоянии на участке и промежуточных станциях. Находят их делением вагоно-километров пробега всех вагонов на среднюю участковую скорость, умноженную на 24 (для перевода км/ч в км/сутки):
2ns vr 24 ’
на станциях погрузки и выгрузки. Определяется как произведение количества грузовых операций (числа загруженных и выгруженных вагонов) на среднюю затрату времени на одну грузовую операцию:
(ип -ф tlB) ^гр»
на технических станциях. Это произведение количества транзит ных вагонов, отправляемых со всех технических станций, на среднее время нахождения вагона на одной станции:
Ептех /тех- |
|
Общая затрата вагоно-часов на все операции составит |
|
T = — + (un+ uB)trp+ ZnTeiLtTex. |
(88) |
®у |
|
287
Если вагоно-часы превратить в вагоно-сутки, формула (98) будет показывать величину рабочего парка дороги:
|
2//s |
т |
24 |
------ Е («„ + иъ) Ср "Е ^ птех t |
|
|
|
Преобразовав полученное выражение, получим из выражения (87)
формулу оборота |
вагона |
|
|
|
|
fl = |
2/15 |
, Ыц -f- £/в |
, . |
S n s r p . |
(90) |
— |
1л |
Cp "4 |
~ |
||
|
24 |
|
|
|
|
Эту формулу можно преобразовать. Частное от деления вагоно-
кнлометров |
на работу представляет собой полный рейс вагона, |
т. е. |
^ |
2 ns _ 2nsrp + 2 ns |
(91) |
|
Ш - = 1Гр + U p ==d+«) ^гр- |
Частное от деления суммы погрузки и выгрузки на работу, т. е. количество грузовых операций, приходящееся на единицу работы, представляет собой коэффициент местной работы:
k^ u n ± u b # |
(92) |
и
Частное от деления количества отправленных транзитных вагонов со всех технических станций на работу дороги показывает среднее число технических станций, проходимых вагоном за время оборота вагона:
2п тех
k тех (93)
и
Умножив знаменатель и числитель этого выражения на полный рейс вагона, получим
2//тех I |
2»тех ^ |
(94) |
|
ul |
2/15 |
||
|
так как произведение работы на полный рейс вагона — это вагоно-
километры 2ns. Однако |
— Lrn — транзитное или вагонное пле- |
чо, т. е. средний пробег транзитного вагона (в км) между техническими станциями. Следовательно,
(95)
-тр
Величина транзитного плеча изменяется незначительно, поэтому ее рассчитывают лишь периодически при составлении плана формиро вания поездов.
Таким образом, расчлененная формула оборота вагона примет сле дующий вид:
а _ |
(1 + а) /гр |
| 0 + а) hp
П о д о б о р о т о м м е с т н о г о в а г о н а понимается сред нее время нахождения на дороге (отделении) вагонов, прибывающих с других дорог (отделений) под выгрузку, с момента поступления до окончания выгрузки, а вагонов местного сообщения — от окончания погрузки до момента выгрузки на станциях своей дороги (отделения). Время оборота местного вагона рассчитывают по трехчленной формуле
■O'м |
1 |
— + *м*рр (1—Y) |
г |
* |
(97) |
24 |
‘тех |
||||
|
vy |
Ь Т р |
|
|
|
где(1—у) — доля |
простоя под одной грузовой |
операцией, |
приходя |
щаяся на груженое состояние;
— рейс местного вагона, который определяется как средне взвешенный из рейса вагонов по ввозу и местному со общению:
1 _ |
-f- 2rtSjvi0 |
‘м ^ |
----------------- » |
|
ив |
2 nsBB— вагоно-километры |
пробега вагонов ввоза; |
2nsM^ — вагоно-километры пробега вагонов местного сообщения;
—коэффициент местной работы:
иТ — погрузка в местном сообщении; ыв — выгрузка в местном сообщении.
Величину (1 — у) определяют на основании технологических про цессов обработки местных вагонов на станциях погрузки и выгрузки с учетом сдвоенных операций; составляет она примерно 0,5—0,7. Ос тальные элементы оборота местного вагона — участковую скорость, простои вагонов на технических и грузовых станциях, транзитное плечо — принимают такими же, как для общего оборота, хотя при детальных расчетах участковая скорость может-быть уменьшена в за висимости от следования местных вагонов в сборных поездах.
Под коэффициентом потребности парка порожних вагонов,.услов но называемым оборотом порожнего вагона, понимается среднее время нахождения на дороге (отделении) вагонов в порожнем состоянии;
|
+ |
*ПОР f |
(99) |
7пор |
‘/'пор *тех |
где у — доля простоя вагонов в порожнем состоянии.
Остальные значения элементов, входящих в эту формулу, приведены выше, однако порожний рейс в этом случае характеризует пробег собственно порожнего вагона, а не порожний пробег, приходящийся на единицу общей работы, т, е.
‘/пор' .
“п "Ь wnop
289
Другой важный показатель использования вагонного парка, ха рактеризующий степень подвижности вагона, — среднесуточный про бег вагона, т. е. расстояние, проходимое им в среднем за сутки:
s = v |
= — |
■■ |
<|00> |
О |
п |
|
|
где 2ns — пробег всех грузовых |
вагонов; |
|
|
п — рабочий парк вагонов. |
|
|
|
Складывается он из пробега груженых и порожних вагонов: |
|||
S = S r,) + S„OB_ S ! i + 521. |
(101) |
||
|
Ягр |
ЛПОр |
|
Использование вагона во времени и по грузоподъемности оценивают комплексным показателем — производительностью вагона, показы вающим количество тонно-километров (нетто), приходящихся на один вагон рабочего парка за сутки:
Ер/ |
Еге/ |
E(IS |
п С f |
или |
Рп SR |
( 102) |
W = |
= ------ |
---- = |
рр SI |
£ |
||
п Т |
Z n s |
п Т |
|
|
/ + а |
|
где Т — число дней в году.
Для выполнения заданной работы дорога должна иметь опреде ленный парк грузовых вагонов. Наличный парк, находящийся в пре делах дороги, по назначению и использованию подразделяется на вагоны, находящиеся в распоряжении дороги в аренде предприятий и других ведомств, новостроек. Вагонный парк, находящийся в данный момент в распоряжении дороги, делится на рабочий и нерабочий. Схема распределения наличного парка грузовых вагонов приведена на рис. 50. В рабочий парк входят те вагоны, которые выделены для гру-
Рис. 50. Схема распределения грузового вагонного парка
290