Файл: Совершенствование теплового процесса листовой прокатки..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
При прокатке по второй схеме температура рулона на моталке оказалась на 60 — 8 0 град выше, чем при прокатке по первой схеме, а расход охлаждающей воды составлял 100—103% расхода воды при первой схеме.
Таким образом, перераспределением обжатий между клетями можно добиваться изменения температуры полосы, необходимого по технологическим соображениям.
Г Л А В А V I I
Т Е П Л О В О Й П Р О Ф И Л Ь В А Л К О В
ЛИ С Т О В Ы Х С Т А Н О В
1.ВЛИЯНИЕ ТЕПЛОВОГО ПРОФИЛЯ ВАЛКОВ
НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОКАТКИ И ДРЕССИРОВКИ
Под тепловым профилем подразумевают тепловую выпуклость или вогнутость валка — разность увеличений диаметра в середине бочки и в одном из сечений у края бочки:
А Т (о_ь) = A£>TO — ДДгь; AT (o-z.) = А£>то— A D T L , |
(181) |
где |
А Т (о-б) |
А Т ( 0 - D
A D T 0 , Д £ > Т 6 , A D t L
—тепловая выпуклость на ширине полосы, или разность тепловых увеличений диа метра в середине бочки и у боковой кромки
прокатываемой полосы; |
|
|
— тепловая выпуклость |
на |
длине бочки, |
или разность тепловых увеличений диа |
||
метра в середине и у |
края |
бочки; |
—тепловые увеличения диаметра D в сере дине бочки, в сечении у боковой кромки полосы и у края бочки (отрицательный знак
выпуклостей Д Т (о-Ь) и А Т <o_L) В выра жениях (181) соответствуют тепловым во гнутостям).
Тепловой профиль является важной составной частью суммар ного профиля валков и оказывает существенное влияние на точность размеров и геометрию прокатываемых или дрессируемых полос, а также на стойкость и износ рабочих и опорных валков.
За счет правильного управления профилем (профилирования) бочки валков можно добиться равномерной деформации по ширине полосы и получить планшетный лист с минимальными отклонениями от допусков по коробоватости, волнистости и поперечной разнотол щинности.
Профилирование валков начинают вне стана, когда на шлифоваль ных станках получают другую важную составляющую суммарного профиля валков — шлифовочную. Ее назначают, как правило, для определенного сортамента, и во время эксплуатации валков на стане она практически остается постоянной, изменяясь лишь за счет износа.
176
Суммарный же профиль валков, под которым подразумевают форму и размеры активной образующей рабочего валка на границе с прокатываемым металлом, в процессе работы стана непрерывно изменяется. Эти изменения, вызванные колебаниями скорости, натя жения, усилия прокатки (дрессировки), перепада температуры по длине бочки, профиля подката и других параметров, приводят к на рушениям планшетности полосы и требуют оперативного управле ния профилем валков.
Рис. 54. Схема взаимодействия валков и полосы в рабочей клети кварто, условно расчлененная на элементы
Как отмечалось ранее, такое управление на современных станах осуществляют с помощью быстродействующих систем гидравличе ского изгиба валков. Эффективность таких систем во многом зависит от поддержания стабильности теплового профиля валков с помощью автономной системы регулирования. Кроме того, диапазон регули рования активной образующей с помощью гидроизгиба ограничен, поэтому важно уметь правильно выбрать исходную (шлифовочную) выпуклость валков. До сих пор такой выбор, как правило, произво дили эмпирически, так как имевшиеся расчетные формулы не обес печивали необходимую для практики точность.
Это приводило к увеличению числа перевалок и снижению про изводительности станов, особенно при освоении проката новых раз меров и марок.
Чтобы получить зависимость шлифовочной выпуклости валков от остальных составляющих суммарного профиля, рассмотрим взаи модействие валковой системы с полосой для наиболее распростра ненного случая: верхний рабочий валок имеет шлифовочную выпук-
12 А. В. Третьяков |
177 |
лость (вогнутость), нижний рабочий валок цилиндрический, оба опорных валка также отшлифованы цилиндрическими, но со ско
сами у краев бочки. |
|
|
|
Условно |
расчлененная на элементы схема такого взаимодействия |
||
показана на |
рис. 54, |
где |
L a i i T — активная длина бочки опорных вал |
ков (полная |
длина L |
за |
вычетом скосов). |
При правильной настройке валковой системы форма активных образующих верхнего и нижнего рабочих валков (межвалковая щель) должна полностью соответствовать профилю прокатываемой
полосы, |
имеющей |
поперечную разнотолщинность |
бп = hc — |
hK |
|
(hc |
и hK |
•—толщина |
полосы в середине и у боковой |
кромки).'На |
|
рис. |
54 такая настройка показана в положении 4. Расчленим переход |
||||
валковой |
системы |
из ненагруженного состояния в |
положение |
4 |
на три промежуточных условных положения, показанных на рис. 54. С некоторым приближением можно считать, что вся деформация валковой системы происходит относительно фиксированных точек а и б, положение которых определяется нажимными винтами и подуш ками опорных валков.
Однако, учитывая условность положений /—3, для анализа дефор мации системы пространственное положение точек а и б мысленно
будем изменять. |
|
|
|
|
||
Положение |
1. Прогибы и сплющивания равны нулю. Валки имеют |
|||||
тепловые |
выпуклости |
ДТ (0-г>)Р , |
ДТ (о-ь)оп, |
A T ( o - L ) P , AT(o-L)on |
||
(последние |
д в е — н а |
длине L a K T ) ; |
верхний |
рабочий валок |
имеет |
|
шлифовочную |
выпуклость Д ш . Точки а и б удалены от своего |
дей |
||||
ствительного |
рабочего |
положения. |
|
|
|
|
Положение |
2. Опорные валки начинают постепенно прогибаться, |
|||||
а точки а |
и |
б — сближаться. Начинается первый (условный) |
этап |
формирования межвалковой щели. Опорные валки прогнулись для
компенсации половины собственной тепловой выпуклости |
и поло |
||
вины тепловой выпуклости рабочего |
валка, т. е. |
выпуклостей, |
|
приходящихся на радиусы бочек. Эта |
компенсация |
необходима на |
|
длине L a i i T , поэтому прогиб опорных валков на этой длине |
(разность |
прогибов в середине бочки и у скоса) составит (без учета сплющи вания):
Уол. в = Уоп. н = - j j r (Дт ( 0 - L ) р + Дт (0—1.) оп). |
(182) |
(индексы «в» и «н» обозначают верхний и нижний).
Положение 3. Опорные валки, продолжая прогибаться, вовле кают в прогиб рабочие валки. Рабочие валки прогнулись для ком пенсации оставшихся половин собственных тепловых выпуклостей со стороны полосы, на ширине ее; прогиб опорных валков соответ ственно увеличился на ту же величину. Кроме того, верхний опор ный валок дополнительно прогнулся для компенсации верхней половины шлифовочной выпуклости связанного с ним рабочего валка.
178
Ё результате |
получим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
_ |
|
1 |
|
Л |
|
( |
^кт |
\ 2 |
|
|
|
|
|
|
|
Ур. в — Ур. н —- |
|
А т (о_Ь) р I |
— |
I |
, |
|
|
|
||||
Уоп. |
|
|
Ат (0—L) оп |
+ Ат |
(0—L) |
р + |
Ат (0—6) |
р |
|
|
|
||||
|
|
|
|
+ |
д ш |
( |
% ) |
' ] |
; |
|
|
|
|
|
|
Уоп. |
_ |
1 |
Ат (0—L) оп + Ах |
(0—L) р + |
Ах (0—6) |
р |
|
|
|
||||||
н — |
2 |
|
|
|
|||||||||||
Коэффициент |
L 3 K T / L |
введен |
в формулу |
(184) |
в связи |
с тем, |
что |
||||||||
валки шлифуют по параболе и шлифовочная выпуклость |
А ш |
может |
|||||||||||||
быть задана только на полной длине бочки рабочего валка L . Про |
|||||||||||||||
изведение |
-g- А ш (L a K T /L) 2 |
учитывает часть |
этой |
выпуклости, |
прихо |
||||||||||
дящуюся |
на длину L a K X . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Коэффициент |
(La K T /6)2 |
введен |
для |
аналогичного пересчета |
соот |
||||||||||
ветствующей части прогиба с ширины полосы на длину |
L a K T |
(так |
|||||||||||||
как прогиб описывается уравнением параболы). |
|
|
|
|
|
||||||||||
Положение |
4. |
Окончательное; |
|
происходят следующие |
изменения |
||||||||||
по сравнению с положением 3: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
а) в связи |
с |
тем что |
жесткость |
верхнего |
и |
нижнего |
опорных |
валков одинаковая, нижний опорный валок (вместе с нижним рабо чим) прогибается для компенсации нижней половины шлифовочной выпуклости верхнего рабочего валка. Полоса при этом корытообразно изгибается, как показано на рис. 54;
б) рабочие, а вслед за ними и опорные валки дополнительно прогибаются для компенсации поперечной разнотолщинности по
лосы— сверху и снизу на |
-у- бп (La K T /6)2 , |
после |
чего межвалковая |
щель приходит в соответствие с профилем полосы; |
|||
в) появляется упругое |
сплющивание |
между |
полосой, рабочими |
и опорными валками, которое компенсирует часть прогиба валков: расстояние по высоте между точками 0 и а; 0' и а за счет сплющивания может быть уменьшено. Следовательно, прогиб рабочих валков
уменьшается |
на |
А с п л . р |
+ Ас п л . п , |
а опорных — на Ас п л . о п + |
+ АСпл.Р . оп + |
Ас п л . р + Аспл. п. где Ас п л . р — неравномерность сплю |
|||
щивания рабочего |
валка |
со стороны |
полосы; Ас п л . „ — неравномер |
ность сплющивания полосы; Ас п л . о п —неравномерность сплющивания опорного валка; Ас п л . р . о п — неравномерность сплющивания рабочего валка в контакте с опорным.
В результате точки а и б на рис. 54 занимают свое действительное рабочее положение, а прогибы валков на длине L a K X могут быть выра
жены следующими окончательными |
формулами: |
|
Уоп — ~2~ Ат ( 0 - L ) on + Ат (0_L) р + |
(Ат (0_6) р + бп) (—у5- J |
+ |
+ Д ш ( - ^ ) 2 ] - А с п л . о п 2 ; |
(186) |
12* |
179 |
Ур. в = ~y ( А т (о_б) р + 8П ) ( - ^ у 1 ^ — А с п л . р х ; |
(187) |
УР . н = 4 " ( д х <о-ь) Р + Sn) ) 2 + А ш (±f-)* - А с п л . р 2 , (188)
где
АС пл. onS = А С П л . р ~\~ АС пл. п "Г" ^спл. оп ~~\~ А с п л . p. oni |
(1^9) |
А с п л . р 2 = А с п л . р -f- А С П л . п- |
(190) |
В действительности все описанные процессы нагружения валковой системы протекают одновременно, и рассмотренных промежуточных положений не существует. Однако использованный для вывода фор мул (186)—(188) прием условного расчленения деформации на от дельные элементы основан на методе суперпозиции и потому не про тиворечит физической сущности изучаемого явления.
Из выражения (186) легко получить формулу для расчета шли фовочной выпуклости рабочего валка:
А ш = ( L a K T " ) |
^ о п ^ с |
п л - о п |
2) — 1Ат (0—L) оп + А т ( 0 - L ) р |
+ |
+ |
( Л т , о - 6 |
) р + |
6 п ) ( % ) 2 ] } . |
(191) |
Основное отличие формулы (191) от аналогичных методик |
расчета |
[27—29, 62, 63] состоит в более правильном учете тепловой состав ляющей профиля валков. С этой целью тепловая выпуклость рабочего
валка введена |
в |
формулу |
(191) в |
виде |
|
суммы - 4 - A T 0 ^ L ) + |
|||
+ - у А х (о_б) ( — |
|
|
|
|
|
|
Л |
|
р |
) |
> слагаемые |
которой |
не равнозначны, |
так |
|||||
как тепловая выпуклость на ширине |
полосы |
составляет |
не |
более |
|||||
20—30% от полной тепловой выпуклости. |
|
|
|
|
|||||
Кроме того, в формуле (191) более |
четко |
осуществлен |
пересчет |
||||||
деформаций от одних сечений |
к |
другим с |
учетом наличия скосов |
у опорных валков. Наконец, в этой формуле выделены составляющие деформации, определяющие сплющивание валков и полосы, которые ранее чаще всего учитывали совместно с прогибом, для чего вводили понятие «собственного прогиба рабочих валков».
Указанные отличия формулы (191) от упомянутых методик дают
возможность более точно рассчитывать шлифовочную |
выпуклость |
|||
валков, используя при этом для вычисления прогиба уоп |
и сплющи |
|||
ваний |
А с п л . о п 2 |
весьма простые классические |
формулы |
Целикова |
и Герца |
[16, 14]. (В связи с тем что формула |
Целикова |
не во всех |
|
случаях |
дает |
точные результаты, вместо нее величину |
уоп можно |
более точно вычислить по аналогичной формуле, предложенной в работе [61].)
Изложенная методика расчета шлифовочной выпуклости валков, публикуемая впервые, требует дальнейшего апробирования и уточ нения.
180