ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ниях, обычно снабженных кондукторными втулками для направ ления инструмента.
В крупносерийном и массовом производстве для обработки систем отверстий в корпусных деталях находят широкое примене ние многошпиндельные агрегатные станки.
Рис. 3.19. Схема настройки горизонтально-расточного станка для обра ботки детали координатным методом:
А — оправка, установленная в |
шпинделе |
станка; В — набор плиток; |
В — контроль |
ный вал; Г — обрабатываемая |
деталь; |
х и у — вертикальная н |
горизонтальная |
|
координаты |
|
При контроле корпусных деталей кроме мерительных инстру ментов используются контрольные валы и оправки, а также спе циальные приспособления.
Г Л А В А 4
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СБОРКИ МАШИН
§ 1. Общие понятия о сборке
Сборка является заключительной, важнейшей и наиболее трудоемкой стадией процесса изготовления машины. От качества сбор ки в значительной степени зависят фактические значения техни ческих характеристик, надежность и долговечность машины. Тру доемкость сборочных процессов на машиностроительных заводах достигает 40—50% общей трудоемкости изготовления машины в единичном производстве и 15—20% — в массовом:
Сборка машин подразделяется на два вида: окончательную и предварительную. В первом случае изготовленные машины после сборки, наладки и испытания не разбираются и в собранном виде отправляются потребителю (иногда производится их частичный де монтаж для возможности перевозки по железной дороге). При предварительной сборке машина на. заводе-изготовителе после ее наладки и испытания разбирается на сборочные блоки и в таком виде доставляется к месту использования, где и производится окон чательная сборка. По такому принципу собираются, например, сборно-разборные краны для установки пролетных строений и пу теукладчики, козловые и кабельные краны, экскаваторы большой мощности и другие крупногабаритные машины.
Последовательность сборки машин и состав операций зависят в первую очередь от конструкции машины и требуемого разделе ния сборочных работ. В общем случае машина может подразде ляться на связанные различным образом сборочные элементы: де тали, подгруппы, группы (узлы, агрегаты). Технологический про цесс разрабатывают отдельно для сборки узлов и для общей сбор ки машины.
Последовательность сборки каждого узла (группы или под группы соответствующего порядка) принято изображать в виде развернутых схем. Детали и подгруппы на них размещаются в той последовательности, в которой они устанавливаются при сборке.
Сборка узлов в той или иной степени сопровождается такими работами, как очистка, обдувка, промывка и наполнение смазкой
65
деталей, а также балансировка, испытания, обкатка и т. д. Кроме того, при некоторых методах сборки в это время производятся при гоночные работы. Необходимость выполнения перечисленных ра бот оговаривается в технических условиях на сборку.
Возможность сборки машины из предварительно собранных узлов является одним из важных показателей технологичности ма шины. В этом случае сборка узлов может вестись параллельно, па специализированных постах с большей механизацией, что облег чает и ускоряет весь процесс сборки машины. Степень расчленен ности сборки можно оценить коэффициентом расчлененности
\^расчл — ^т Гуз |
> |
|
|
1манг |
|
где 2 7 ’уз — суммарная |
трудоемкость |
сборки подгрупп и групп |
на стадии |
узловой сборки, чел.-час; |
|
Т’ыаш — общая трудоемкость сборки машины, чел.-час. |
Чем выше значение &расчл, тем совершеннее в технологическом отношении конструкция машины, а также организация и технология ее сборки. В настоящее время в серийном производстве машин
средних размеров |
этот коэффициент составляет 0,5—0,7. . |
§ 2. |
Технологические методы сборки |
Сборка деталей в узлы и машин из деталей и узлов должна производиться наиболее рациональными для данных производст венных условий методами. Отличительным признаком методов яв ляется то, каким образом обеспечивается требуемая посадка. По этому признаку возможны и находят применение следующие ме тоды: сборка с применением полной, неполной или групповой взаимозаменяемости, сборка с применением регулировочных де талей-компенсаторов и сборка с индивидуальной пригонкой.
Целесообразность использования того или иного метода сборки зависит от требований к узлу и точности соединения сопрягаемых деталей. Поэтому выбор метода сборки приходится осуществлять на основе анализа размерных цепей и затрат ресурсов на удовле творение требований размерной цепи с помощью того или иного метода.
Р а з м е р н о й цепью называют замкнутую по контуру цепь размеров, определяющих взаимное положение поверхностей и осей де’тали или деталей узла.
Размеры деталей, включаемых в размерную цепь, называют звеньями. При этом зазоры и натяги также рассматриваются как самостоятельные звенья размерной цепи, хотя номинальная вели чина этих звеньев может быть равна нулю. Звено, которое обра зуется последним при сборке узла и представляет собой зазор или натяг, называют замыкающим звеном.
В качестве примера на рис. 4.1 показана элементарная раз мерная цепь, составленная применительно к сопряжению вал —
66
подшипник, в которой диаметры подшипника Ах и вала Л2 явля ются составляющими звеньями, а величина зазора Лд — замыкаю
щим звеном, обеспечивающим подвижное сопряжение этих двух деталей. При этом имеет место соотношение
Д = Л2 + Ла . |
(4.1) |
Величина зазора Ал определяется размерами подшипника и вала (Лд ~А\ —- Л2) , которые выдерживаются при обработке этих де
талей с определенными допусками. В связи с этим действитель ная величина замыкающего звена в каждом случае сборки будет различной. Предельные значения величины этого звена могут быть рассчитаны на основе допусков на размеры Лх и Л2.
Рис. 4.1. Элементарная |
Рис. 4.2. Схема к |
размерная цепь |
определению возмож |
|
ного отклонения за |
|
мыкающего звена |
Из рис. 4.2 следует, что максимальный размер замыкающего звена
A max = 8А, + A min + 8 Д2 > |
( 4 -2 ) |
где 8Д и оДа — допуски на размер подшипника и вала. Диапазон возможных отклонений величины звена ЛЛ от но
минального значения составит
А шах |
A min ’ А, + 5, |
(4.3) |
Если эту величину рассматривать как установленный допуск на диаметральный размер зазора в сопряжении (8Дд), то
г^ = 8л, + 8л.- |
(4.4) |
Аналогично для более сложной размерной цепи, показанной на рис. 4.3, имеем:
А — Л2 + Л3 + Л4 + Л5 + Лд; А = А Л2 — Л3 — Ai — Л5;
8. |
= 8 . |
+ |
8, |
2 |
+ |
8, |
+ |
3, |
+ |
8, . |
Лд |
Л, |
1 |
А |
‘ |
А„ |
' |
Л4 |
‘ |
А, • |
67
В общем случае при числе составляющих звеньев цепи п (об щее число звеньев п +1) размер замыкающего звена равен алге браической сумме составляющих звеньев:
П
= |
( « ) |
/=1
Монтажный допуск на размер замыкающего звена
П
( « )
Средняя величина допуска на составляющие звенья при задан ном значении 8.
^ср А |
АЛ |
(4.7) |
|
п |
|||
|
Сборка с применением полной взаимозаменяемости сводится к соединению сопрягаемых деталей без какого-либо подбора их, под гонки или регулировки, а требуемая точность 8Лл сборки дости
гается автоматически, что обеспечи вает минимальную трудоемкость сбо рочных работ и допускает использова ние на сборке относительно малоква лифицированной рабочей силы. Кроме того, при полной взаимозаменяемости деталей упрощается кооперация заво дов по изготовлению деталей и узлов, их хранение и снабжение запасными частями для ремонта машин, находя щихся в эксплуатации.
Однако для применения этого ме тода необходимо, как это следует из
Рис. 4.3. Схема сложной раз анализа формулы (4.7), изготовлять мерной цепи детали с весьма жесткими допусками.
Для изготовления таких деталей не обходимо совершенное оборудование, точные приспособления и относительно дорогие контрольно-измерительные приборы. Поэтому данный метод экономически оправдывает себя преимущественно в массовом и крупносерийном производстве.
Сборка при неполной взаимозаменяемости производится из де талей, изготовленных по допускам несколько более широким, чем те, которые обеспечивают полную взаимозаменяемость. Вследст вие этого требуемая точность замыкающего звена достигается ав томатически не у всех собираемых объектов и часть деталей тре бует подгонки. В условиях большой серии вероятность того, что детали будут иметь предельные отклонения, при которых нару шаются требования к сборке, бывает небольшой (0,02—0,1), объем пригоночных и дополнительных разборочно-сборочных работ'также
6 8
сравнительно невелик и в определенных условиях может быть компенсирован экономией, которая достигается при изготовлении деталей по более широким допускам.
Сборка на основе групповой взаимозаменяемости (селективная сборка) применяется там, где по условиям работы сопряжения тре буется получить при сборке зазор или натяг (размер замыкающего звена) в весьма узких пределах, а изготовлять детали со столь жесткими допусками, как это было бы необходимо для полной взаимозаменяемости, технически затруднительно или экономически
не оправдано. В таких случаях детали из |
|
|
|||||||
готовляются |
по увеличенным |
допускам, |
а |
|
|
||||
необходимые |
зазоры |
или |
натяги |
достига |
|
И |
|||
ются подбором охватывающей и охваты |
|
|
|||||||
ваемой детали (например, к гильзе с вну |
|
|
|||||||
тренним диаметром, близким к верхнему |
|
|
|||||||
пределу, подбирается наиболее полный |
|
|
|||||||
плунжер |
и, наоборот, |
к |
гильзе |
меньшего |
|
|
|||
диаметра |
соответственно |
менее |
полный |
|
|
||||
плунжер). Подбор деталей облегчается тем, |
|
|
|||||||
что они |
предварительно |
сортируются |
на |
|
|
||||
группы по размерам. Внутри групп детали |
|
|
|||||||
взаимозаменяемы. Дополнительные затра |
|
|
|||||||
ты на сортировку, хранение и доставку де |
|
|
|||||||
талей на сборку группами окупаются за |
|
|
|||||||
счет экономии, получаемой при изготовле |
|
|
|||||||
нии деталей по широким допускам. |
|
Рис. 4.4. Схема сборки |
|||||||
Сборка с |
применением |
регулировочных |
узла с применением ком |
||||||
деталей-компенсаторов заключается в том, |
пенсатора (регулировоч |
||||||||
что необходимые посадки в сопряжении до |
ной детали): |
||||||||
стигаются |
за |
счет введения |
в него спе |
а — неподвижного |
(кольца); |
||||
б — подвижного |
(втулки) |
циальной регулировочной детали (рис. 4.4).
Детали в этом случае могут изготовляться по значительно расши ренным экономически приемлемым для данного производства до пускам. В роли компенсаторов используются шайбы, втулки, про кладки, клинья, эластичные муфты и другие элементы. Такой метод находит широкое применение в машиностроении, так как позволяет получить высокую точность сборки при изготовлении деталей по широким допускам, а также производить их регулиро вание в процессе эксплуатации.
Сборка с индивидуальной пригонкой деталей по месту заклю чается в том, что заданная величина замыкающего звена в раз мерной цепи с расширенными допусками ее звеньев достигается изменением величины одного (иногда совместно двух) из заранее намеченных звеньев путем пригонки соответствующих деталей. Пригонка выполняется механической обработкой деталей по месту, опиливанием, зачисткой, шабрением, притиркой и другими спосо бами.
Метод сборки с индивидуальной пригонкой малопроизводите лен, так как пригоночные работы увеличивают объем сборочных
69