Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пользуясь

выражением

(5.13)

и таблицами

[20],

находим

Т5(7 > 1) =0,76;

Р (Т >2) =0,50

и Р (Г >3) =0,24. Для

этих же де­

талей

определяем

плотность

вероятности

отказа

на

интервале

( 1 месяц и интенсивность отказов для этого же промежутка.

Плотность

вероятности составит

 

 

 

г , ,

-I \

1

It m

Тл

( * т г ) ^

Т4 ?0 ( - 0,715) =

/( * = 1) =

— <р,

•) =

= Х4<Ро (0,715) =0,221;

интенсивность отказов X(t) деталей на интервале t—1 будет равна

А(^) = = = -L . 0,405 = 0 ,2 9 1/месяц.

Возможность применения того или иного закона в ответствен­ ных случаях надо проверять. Во многих условиях случайные ве­ личины неудовлетворительно аппроксимируются показательным или нормальным законами распределения.

Математический аппарат других законов распределения и усло­ вия их применения излагаются в специальной литературе [20].

§ 4. Технико-экономическая сущность ремонта машин

Ремонт машин является одним из эффективных методов резер­ вирования стареющих элементов. Любой метод резервирования требует дополнительных ресурсов. Эти дополнительные ресурсы могут быть использованы двояко: либо на проектирование и изго­ товление машины из более прочных деталей, либо вложены в осо­ бую производственную систему, называемую системой ремонта эксплуатируемых машин. Специфической особенностью ремонта является то, что он главным образом восстанавливает качествен­ ные свойства машины, утрачиваемые ею в процессе эксплуатации.

Резервирование как метод обеспечения требуемой надежности машины подразделяется по структурному (конструктивному) и временному признакам на несколько разновидностей.

Известно, что структура машины образуется чаще всего соче­ танием последовательного и параллельного соединения элемен­ тов, получивших название последовательных и параллельных си­ стем. Вследствие этого резервирование по структурному признаку подразделяется на два вида: создание избыточности запаса проч­ ности в каждом единичном элементе последовательной системы и создание избыточности путем включения в систему параллельных элементов или одного скользящего элемента.

По' временному признаку резервирование подразделяется на однократное (разовое), осуществляемое при изготовлении машины, и периодическое, осуществляемое долями в течение жизни машины по мере надобности.

80


Ремонт можно представить как универсальный скользящий ре­ зервный элемент, способный заменить любую отказавшую деталь (узел) в машине. Такой резервный элемент может включаться пе­

риодически либо до появления отказа, либо после появления от­ каза детали в машине.

Периодическое резервирование или ремонт заключается в предупреждении и ликвидации появляющихся отказов элементов уже изготовленной машины. Специфической особенностью резерви­ рования таким способом является то, что отказывающие в течение жизни машины детали отключаются и либо заменяются новыми

из числа хранящихся на складах, либо восстанавливаются и снова включаются в работу.

Именно в таком способе резервирования и заключается техни­ ческая сущность ремонта машин, который в литературе иногда называют по этой причине профилактикой. Действительно, с по­ мощью ремонта машина как бы превращается из системы с после­ довательным соединением элементов в систему с параллельным

соединением, но с

той существенной разницей, что избыточность

в этом случае создается не в «теле» машины, не за счет

утяже­

ления и усложнения конструкции машины и ее элементов,

к чему

ведет однократное

(разовое) резервирование, а остается

в сто­

роне от машины — на складах в виде запасных деталей, в мастер­ ских в виде оборудования и специалистов, способных в любой мо­

мент отключить неисправный элемент и включить резервный ис­ правный какой угодно машины.

Таким образом, сущность ремонта машины заключается в со­

хранении и восстановлении ее потребительной стоимости, а следо* вательно, и стоимости.

В процессе полезного применения машина переносит свою пер­ воначальную стоимость на выпускаемую продукцию.

Целью ремонта является замена дефектного элемента после того, как отказ произошел или стал неизбежным. При замене эле­ ментов сложного объекта (узла, машины), что составляет сущ­ ность ремонта, создается в известной степени как бы новый объект. Качественные свойства этого объекта обычно выше качественных свойств объекта до его ремонта, если, конечно, ремонт был выпол­ нен правильно и без внесения дополнительных слабых звеньев.

Из сказанного следует, что общая эффективность машины за­ висит при прочих равных условиях от срока, в течение которого машина будет применяться, т. е. срока ее жизни, и от частоты ре­ монтных воздействий, предусматривающих периодическое восста­ новление функционального качества машины. Очевидно, что если общий срок службы машины /сл будет выбран большим, то это может привести к тому, что расход на ремонт превысит отчисления на амортизацию, вследствие чего эффективность машины окажется низкой. Поэтому эффективность машины будет зависеть также и от гпр — промежутка времени между двумя смежными ремонтами. Вот почему проблема качества машин, обеспечиваемого ремонтом, требует прежде всего решения двух задач. Одна задача состоит в

4-836 8}


определении общего рационального срока службы машины, каче­ ственные свойства которой в течение жизни ухудшаются и могут восстанавливаться с помощью ремонта. Другая задача заклю­ чается в определении оптимальной периодичности ремонта (режи­ ма профилактики) машины в течение общего срока ее службы.

§ 5. Рациональный срок службы машины

Задача определения рациональной долговечности, или, как ча­ сто говорят, срока службы машины, состоит в том, чтобы сокра­ тить издержки за счет оптимального уменьшения срока исполь­ зования машины.

Для определения срока службы машины используются в каче­ стве критерия эффективности либо расход ресурсов на единицу времени работы (или единицу продукции), выраженный стоимо­ стью в рублях, либо один из множества рабочих параметров ма­ шины, например мощность, точность и т. п. Применительно к ма­ шинам, продукция которых может быть измерена в рублях, удоб­ нее всего в качестве критерия целесообразности увеличения срока эксплуатации использовать расход ресурсов на единицу времени работы (или единицу продукции). Суммарные затраты ресурсов на машину в течение времени длительностью t складываются из отчислений на восстановление первоначальной стоимости (аморти­ зация), дополнительных затрат, обусловленных старением и из­ носом машины, а также отчислений на погашение процентной став­ ки за сумму средств, необходимых на приобретение новой ма­ шины. В таком случае суммарные затраты ресурсов на машину в течение единицы времени t можно выразить зависимостью

o(/) = - ^ ( C - 5 ) + £ ( / - l ) + -i-*-(C + 8),

(5.16)

где a (t) — суммарный расход ресурсов на машину при эксплуата­

 

ции в течение одного года при общем сроке службы

 

машины, равном t, руб./год;

 

 

 

 

С — цена

новой машины с учетом ее доставки к потреби­

 

телю и монтажа

на

месте эксплуатации, руб.;

 

 

8 — ликвидационная

цена старой машины,

руб.;

 

ка­

t

— длительность эксплуатации

машины,

выраженная

 

лендарным временем (год, ч) либо количеством рабо­

 

ты (для транспортных машин-—км пробега);

 

 

g

— приращение расхода

ресурсов на ремонт и техническое

 

обслуживание и

и

на

эксплуатационные материалы

за

 

счет

старения

износа машины, руб./год2 (руб./к2,

 

руб./1

тыс. км2 и

т.

п.);

рубля на

рубль за

кредит

i — процентная ставка в долях

 

(или ссуду), 1/год.

 

что с увеличением

 

пер­

Из анализа функции (5.16) следует,

t

вое слагаемое уменьшается,

а второе растет. Поэтому машину сле­

82


дует эксплуатировать до тех пор, пока функция (5.16) не примет минимальное значение. Для определения этого срока службы про­ дифференцируем функцию (5.16) по t и приравняем результат к нулю:

da (t)

_

С — Ь = 0;

dt

'

 

тогда экономически оптимальный срок службы машины соста­

вит

 

 

^сл = У —~

ъ) год (ч, тыс. км).

(5.17)

Значения С определяются

по прейскурантам цен на

машины,

а 8 , если машина после прекращения эксплуатации сдается в ме­ таллолом,— по ценам на металлолом. Приращение расхода ресур­ сов на ремонт и эксплуатацию g устанавливается по статистиче­ ским данным на интервале жизни машины. Так, например, увели­ чение расхода ресурсов на эксплуатацию тракторов типа С-100 за каждый последуют,ий год возрастает на 50 < ^ < (6 0 руб./год2, на эксплуатацию автомобиля расходы увеличиваются после каждой последующей 1000 км: например для МАЗ-205 — 0,08 <^0,10 руб./1 тыс. км2; для ЗИЛ-585 — 0,08<^«^0,09 руб./1 тыс. км2.

Пример. Если взять бульдозер Д-271, для которого С = 4350 руб., ликвидационная стоимость 8 = 350 руб., увеличение расходов на ре­ монт, обслуживание и эксплуатационные материалы за каждый по­ следующий год взять равным g = 60 руб./год2, то, пользуясь форму­ лой (5.17), можно определить, что экономически оптимальный срок службы бульдозера составит ^сл= 8 лет. После 8 лет эксплуатации расходы ресурсов на бульдозер будут все время увеличиваться и будет расти стоимость единицы работы бульдозера. Поэтому с точки зрения экономического критерия после 8 лет эксплуатации бульдозер следует заменить новым. К сожалению, при недостатке машин не всегда удается своевременно заменять старые машины.

В условиях боевых действий решение о замене машины прихо­ дится принимать с учетом экономической меры, но с ограничения­ ми, накладываемыми на время, необходимое для замены старой машины новой. Если это время будет превышать установленное заранее значение, то машину придется оставлять в строю.

§ 6. Определение рациональной периодичности предупредительного ремонта

Общий срок службы машины может быть довольно большим. Машины многих видов находятся в эксплуатации по 10—15 лет и более. За этот срок отдельные детали и узлы приходится заменять и ремонтировать многократно. Статистические данные свидетель­ ствуют о том, что за время жизни машины на ее ремонт расхо­ дуется ресурсов в 7—10 раз больше, чем стоит новая машина.

4'

83