ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
так как обработка под ремонтный размер производится с теми же допусками, что и у новых деталей. Изменение размеров сопряжен ных деталей производится по заранее установленным интервалам в виде ряда, размещающегося между начальным и конечным раз мерами одного звена (детали).
Ремонтные размеры для каждого сопряжения определяются расчетом и затем вносятся в технические условия на ремонт.
Для сопряжения деталей с подвижной посадкой, схематично показанной на рис. 6 .1 , величина очередного ремонтного размера определяется следующим образом. Обозначим через da номиналь-
Р и с . 6.1. С х е м а о п р е д е л е н и я р е м о н т н ы х р а з м е р о в при п о д в и ж н о й п о с а д к е :
о, — для вала; б —для отверстия
ный размер вала в мм; DK— номинальный размер отверстия в мм; Во, 8 2 — величины линейного износа с каждой стороны вала по диа метру в мм с .условием, что 80 = 82 = 8 ; х — припуск на одну сторону, необходимый для обработки ремонтируемой детали, в мм; j — ре монтный интервал, т. е. разность между соседними ремонтными размерами в мм; п —порядковый номер ремонтного размера.
Очередной n-й ремонтный размер вала определяется |
по фор |
||
муле |
|
|
|
dVn= dn— 2п (8 + х) мм. |
(6 . 1 ) |
||
Если принять, что 2(8 + х)=у, |
то |
формула примет вид |
|
dpn = |
(Ун “ |
п'д мм. |
(6.2) |
Для ремонтируемой охватывающей детали очередной ремонт ный размер отверстия определяется по формуле
£>р* = ( А , + Щ ) . |
( 6 . 3 ) |
Количество ремонтных размеров пр.в для ремонтируемого вала устанавливается по формуле
_ |
а н ~ ~ rfmln |
(6Д) |
В |
Г |
|
|
|
9Q
Для ремонтируемой охватываемой детали количество ремонт
ных размеров будет |
|
|
|
^max |
Da |
|
(6.5) |
"р. о |
|
|
|
Величины dmin—’ Минимальный |
диаметр |
для вала в |
мм и |
Dmax — максимальный диаметр для |
отверстия |
в мм определяются |
|
по расчету на прочность и по конструктивным соображениям. |
разме |
||
Между номинальным (первоначальным) и |
предельным |
рами устанавливаются промежуточные ремонтные размеры:
Для вала Для отверстия
Первый ремонтный................ |
dpl = dn— у |
Второй ремонтный................ |
dp2 — da —2f |
Третий ремонтный................ |
dpS = dH— Зу |
Предельный ремонтный . . |
. dpn— dn— щ |
£*pi — + Т
—Ai Н~ Ме
—Dn+ Зу
Dpn Du -\- ti [
В тех случаях, когда износ детали 80 с одной стороны отличает ся от величины износа Зг с другой стороны, при расчете учитывают эту разность путем умножения максимально возможного износа 52 на коэффициент К, величину которого принимают в пределах
0,5—1,0.
При определении величины предельных размеров Dmax или dm\n необходимо учитывать возможность срезания упрочненного слоя металла и значительное увеличение напряжений в материале де тали. В этом нетрудно убедиться, если обратиться к формуле мак
симальных напряжений при |
изгибе для цилиндрического стержня |
|
|
_ |
Wn _ |
где Ор — расчетное |
напряжение; |
|
од•— предел прочности материала; |
||
d„— расчетный |
диаметр; |
d min-— минимально допустимый диаметр;
WH и Wmia— расчетный и минимальный моменты сопротивле ния.
Предельное уменьшение диаметра вала У= ну можно найти ис ходя из принятого запаса прочности:
<Тр |
1,35. |
Для большинства валов рекомендуется принимать — ~ |
|
Уменьшение величины dH в % подсчитывается по формуле |
|
8' = — ^---У-— —^ • 100. |
(6.6) |
“ н |
|
91
Подстановка в формулу (6.6) соответствующих значений ар и ав для вала показывает, что для принятых значений уменьшение диаметра должно быть 8'<8% . Поэтому при ремонте не умень шают диаметр вала более чем на 5—8%.
Пример. Установить число ремонтных размеров для шейки вала, если дано: dH= 51,487 мм; dmta=49,487 лш; максимально до пустимый износ шейки вала, при котором дальнейшее использова ние вала недопустимо, 8=0,10 мм; припуск на обработку х = = 0,10 мм на сторону. Предполагается, что износ распределен равно
мерно, т. е. /(=1,0. |
у составит |
|
||
Ремонтный |
интервал |
|
||
|
у = 2 (3 + |
х) == 2 (0,10 + 0,10) = 0,40. |
||
Возможное |
число ремонтных |
размеров вала |
определяется по |
|
формуле (6.4) |
|
|
|
|
|
а н — а т \ п |
51,487 — 49,487 |
к |
|
|
лр.в = ---- -— = |
------бПо------= |
5‘ |
При заданных параметрах вал может быть использован в течение пяти ремонтных циклов.
Применение способа ремонтных размеров обеспечивает много кратное восстановление одной наиболее дорогой изношенной де тали; полную взаимозаменяемость деталей одного ремонтного раз мера, что исключает необходимость в пригонке деталей по месту; возможность серийного изготовления деталей ремонтного раз мера.
К недостаткам этого способа относится невозможность взаи мозаменяемости восстанавливаемых и новых деталей, что значи тельно усложняет производство запасных частей и ремонт машин. Кроме того, большое число ремонтных размеров требует значитель ного запаса сменных деталей, что повышает стоимость ремонта.
Способ восстановления посадки применением дополнительных деталей-компенсаторов износа состоит в том, что линейный износ деталей компенсируется постановкой в сопряжение дополнитель ной детали. Такие дополнительные детали носят название компенсаторы износа. Компенсаторы бывают неподвижными и подвижными. Неподвижными компенсаторами служат втулки, гильзы, диски, кольца. Они соединяются с основной деталью с по мощью запрессовки, резьбовых соединений, постановкой винтов, стопоров, заклепок, а также сваркой. Так, например, для восста новления номинального размера на шейку вала запрессовывают втулку.
Восстановление посадки в сопряжении по способу дополнитель ных деталей-компенсаторов широко применяется в ремонтной практике. Это обусловлено главным образом простотой осуще ствления и возможностью многократного использования изнаши вающихся деталей. Практика показывает, что этот способ является во многих случаях более экономичным, чем другие.
92
Однако способ дополнительных деталей-компенсаторов также не лишен серьезных недостатков. Он требует повышенной точности и исключает взаимозаменяемость деталей. Применяется этот спо соб для восстановления блоков цилиндров, картеров коробки пере дач, осей, ступиц колес, блоков шестерен и др.
Метод восстановления посадки без изменения первоначальных размеров деталей, как видно из его названия, состоит в том, что характер первоначальной посадки достигается за счет восстанов ления изношенных сопряженных деталей до номинального размера. При этом могут быть использованы различные технологические способы восстановления размеров изношенных и поврежденных деталей. Наиболее распространенными способами являются: свар ка и наплавка, электролитическое наращивание металла, пласти ческие деформации, применение синтетических материалов и т. д.
§ 2. Восстановление деталей сваркой и наплавкой
Сварка и наплавка чаще, чем другие способы, используются для восстановления деталей. С помощью сварки восстанавливают детали, имеющие повреждения в виде сплошных изломов, трещин, отколов и пробоин, наплавкой восстанавливаются изношенные по верхности деталей. По опыту работы строительных организаций, около 65—70% всех ремонтируемых деталей машин восстанавли вают сваркой и наплавкой.
В ремонтной практике находят применение электрическая и га зовая сварка, сварка ванно-шлаковая, точечная и в среде защит ных газов.
Широкое распространение сварки обусловлено ее технико-эко номическими преимуществами перед другими способами. Она обес печивает надежное соединение свариваемых частей, не уступаю щее по прочности основному металлу, высокопроизводительна, по этому' применяется как в заводских, так и в полевых условиях. Стоимость деталей, восстановленных электродуговой ручной свар кой, составляет 60—70% стоимости новых деталей, а при приме нении автоматических и полуавтоматических способов стоимость деталей снижается еще больше.
Процесс электрической дуговой сварки основан на расплавле нии металлов теплом электрической дуги. Явление электрической дуги и возможность ее использования для плавления металлов были открыты русским ученым В. В. Петровым. Начало практиче ского применения этого открытия в сварочных целях принадлежит русским ученым Н. Н. Бенардосу и Н. Г. Славянову.
Электродуговая сварка по способу Бенардоса предусматривает образование дуги посредством угольных или графитовых электро дов и применение присадочного материала в виде отдельного прут ка (рис. 6.2, я). Этот способ применяется главным образом при сварке деталей из цветных металлов и сплавов.
Способ Славянова осуществляется по схеме, приведенной на рис. 6.2, б. При этом способе сварки применяется металлический
93
электрод, который служит одновременно присадочным материа лом. Свариваемая деталь соединяется с одним, а металлический электрод через электрододержатель с другим полюсом источника тока. От тепла электрической дуги, возникающей между электро дом и деталью, металл электрода и детали плавится одновременно и сваривается. Для сварки применяется как постоянный, так и пе ременный ток.
При использовании постоянного тока образуется устойчивая дуга, обеспечивающая получение прочного, гладкого и однородного шва.
Рис. 6.2. |
С х е м а э л е к т р о д у г о в о й с в а р к и : |
||
а — по способу Н. Н. |
Бенардоса; б — по способу |
Н. Г. Славянова; |
|
1 — электрод; 2 — деталь; |
3 — электрододержатель; |
4 — сварочный про |
|
вод; |
5 — присадочный пруток |
|
В дуговом промежутке теплота распределяется так: в зоне по ложительного полюса сосредоточивается около 43% тепла; в зоне отрицательного — 36%; в зоне дуги с температурой около 6000° С выделяется 21% тепла.
Сварка с присоединением детали к положительному полюсу на зывается сваркой с прямой полярностью, ускоряющей нагрев де тали. Для сварки тонких металлических листов (до 3 мм) приме няется обратная полярность. При этом положительный полюс соединяют с металлическим электродом, что создает условия, ис ключающие перегрев основного металла и появление прогара ли ста. Обратную полярность применяют при сварке легированных сталей в целях снижения потерь легирующих составляющих от выгорания.
Выбор полярности оказывает решающее влияние на качество сварки, а в некоторых случаях вообще не удается произвести свар ку деталей, если выбрать полярность без учета характеристики де тали, ее металла и характеристики электрода.
Достоинствами сварки постоянным током являются устойчи вое горение дуги и высокое качество шва, а недостатками — боль шой расход электроэнергии на 1 кг наплавленного металла (6— 8 квт-ч), низкий коэффициент полезного действия сварочного агре гата (0,3—0,6) и большая мощность холостого хода.
При использовании переменного тока применяется более про стое сварочное оборудование, характеризующееся меньшей стоимо
94