ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
При ремонте зубчатых колес с малым модулем (меньшим 8 мм) применяют сплошную круговую наплавку (рис. 7.17, а) и наплавку отдельных поврежденных мест (рис. 7.17,6 — 6); в зубчатых коле-
Иэнос |
Вид наплавленного (2-го) вали |
||
г, 7 ___ |
на после проновни-подбивни |
||
Наплавленный 1-й комбини |
|||
Направленный |
рованный слой восстановления |
||
валин металли- |
(сплав*металлический электрод) |
||
ческого электрода. |
Наплавленный слой металли |
||
•Вид наплавлен- 8 |
ческим электродом_ |
||
2-ой комбинированный слой |
|||
нога валина после |
|
6=^ -5 мм |
|
\прановни -подбивни |
|
||
1-ый комбинированный слой |
|||
Наплавленный |
ч |
S — 4--5 мм |
|
слой металли |
Слой металлического электрода |
||
ческим эл ек |
|||
|
5=б-~5мм |
||
тродам |
|
||
'Насыпанный слой шихты |
|||
%~5мм |
|||
|
сталинита |
||
Наплавленный |
|
О комбинированный слой |
|
(2ой) краевой |
|
||
|
2- й комбинированный слой |
||
валин метал - |
|
||
личесного элек |
)-й комбинированный слой |
||
^ |
Насыпанный слой шихте/ |
||
сплава 5= 1,5-2 мм |
трода. |
Металлический электрод |
|
'Наплавленный слой сталинита |
||
|
Рис. 7.17. Ремонт зубьев наплавкой:
а — сплошная круговая наплавка; |
б — д — наплавка |
отдельных |
поврежденных мест: |
е — з — наплавка каждого зуба |
в отдельности; |
и — порядок |
наплавки зубьев |
сах с модулем более 8 мм наплавляют каждый зуб в отдельности
с формообразованием |
каждого |
зуба (рис. 7.17, е — з). |
Наплавку |
ведут твердыми сплавами или |
электродами. Порядок |
наплавки |
|
зубьев показан на рис. |
7.17, и. |
|
|
Для сохранения термической обработки и предупреждения воз можного коробления шестерни наплавку зубьев производят с охла ждением, для чего шестерню погружают в ванну с водой. После
173
наплавки зубья обрабатываются на фрезерных станках или наж дачным кругом по шаблону.
Восстановление зубьев изношенных колес раздачей произво
дится в специальном штампе, на нижнюю матрицу которого укла дывается колесо, нагретое до температуры 850—900° С. После этого по направляющим штампа опускается его верхняя матрица. Уда рами молота обе половины штампа доводят до соприкосновения в плоскости разъема. При раздаче металл венца перемещается к зубьям, толщина которых при этом значительно увеличивается. После раздачи зубья подвергаются обработке.
Замена изношенного зубчатого венца колес новым чаще всего применяется при ремонте блоков шестерен и шестерен, имеющих большие размеры. Процесс ремонта колес насадкой зубчатого вен ца включает: подготовку шестерни под посадку (удаление ста рого венца, проверку ступицы колеса, обточку обода под посадку венца), изготовление венца, насаживание венца на колесо и за крепление его на колесе, например сваркой.
Ремонт зубчатых колес переворачиванием применим для одно сторонне изношенных по толщине или по торцам зубьев шестерен. Переворачивание используют при ремонте зубчатых передач ме ханизма распределения тракторных двигателей, бортовых пе редач тракторов, коробок передач, ведущих мостов автомобилей и др.
При поломке (выкрашивании) отдельных зубьев в исключи тельных случаях прибегают к постановке целого зуба взамен сло манного. Для этого в ободе колеса фрезеруют (прострагивают или пропиливают) паз, в него вставляют новый зуб и приваривают.
Зубчатые колеса, имеющие трещины в ободе, могут восстанав ливаться заваркой, постановкой накладок с обеих сторон из листо вой стали на болтах или постановкой хомутов на спицы колеса. Трещины в спицах завариваются. При этом допускается восста навливать не более 35% общего количества спиц. При ремонте обода и спиц сваркой следует принимать меры против появления внутренних напряжений и деформации шестерни.
Шпоночные и шлицевые соединения ступицы зубчатых колес ремонтируются способами, рассмотренными ранее.
В червячных передачах, так же, как и в зубчатых, наиболее
быстро изнашиваются элементы зацепления. По мере износа зубьев червячного колеса и витков червяка в реверсивных пере дачах появляется мертвый ход и понижается прочность элементов передачи, входящих в зацепление. Иногда износ сопровождается выкрашиванием зубьев червячного колеса.
Восстановление нормальной работы червячной передачи про изводится обычно.заменой венца червячного колеса.
Ремонт цепных передач. Основными дефектами изношенных цепных передач являются: износ зубьев ведущих и ведомых колес (звездочек) по толщине, ширине и высоте, износ посадочного от верстия ступицы звездочек, трещины в ободе и спицах колес, вы тягивание и износ цепи (пальцев, роликов, втулок, щек).
174
Износ зубьев ведущей звездочки — основной дефект цепных передач. Мелкие дефекты зубьев (задиры, забоины, заусенцы и из нос в допустимых пределах) устраняют зачисткой по шаблону. При одностороннем износе по толщине практикуют перестановку звез-' дочек таким образом, чтобы в работу включались неизношенные стороны зубьев.
Цепи в процессе эксплуатации вытягиваются вследствие износа пальцев, роликов, втулок и щек, в результате чего шаг цепи увели чивается и нарушается правильное зацепление со звездочкой.
Предельно допустимое удлинение втулочно-роликовых |
цепей |
|||||
при числе зубцов большой звездочки до 25 составляет 6,4% |
и до |
|||||
140 |
зубцов— 1,1%. При |
большем удлинении цепи нуждаются |
в |
|||
ремонте или замене. |
(износа) цепи определяется по формуле |
|||||
|
Величина удлинения |
|||||
|
|
At = |
bjZiL°. 100%, |
(7.3) |
||
|
|
|
|
*0 |
|
|
где |
1Х—- фактическая длина |
изношенной цепи, измеренная |
на |
|||
|
50 звеньях при шаге менее 50 мм или на 35 звеньях при |
|||||
|
шаге |
более 50 |
мм, мм; |
|
|
|
|
/0 — первоначальная |
расчетная длина цепи с таким же чис |
||||
|
лом |
звеньев, мм. |
|
|
|
Ремонт неравномерно изношенной цепи заключается в ее пере борке и замене изношенных звеньев новыми. При равномерном износе всех звеньев (сверх допустимого техническими условиями) цепь выбраковывается.
Укорачивание цепей ^производится за счет удаления одного или нескольких звеньев.
Ремонт фрикционных передач. К фрикционным передачам от носятся ременные передачи, фрикционные муфты и тормоза.
Долговечность ременной передачи зависит от. правильной сбор ки ее и ухода за ней во время эксплуатации. Основными дефекта ми деталей ременной передачи являются: износ рабочих поверх ностей и отверстий ступиц ведущего и ведомого шкивов, трещины в ободе и ступицах шкивов, износ приводных ремней.
Ремонт шкивов аналогичен ремонту зубчатых колес и звездо чек цепных передач. При ремонте плоских и клиновидных шкив.ов особое внимание необходимо обращать на тщательную обработку рабочей поверхности шкива, а также на его балансировку после монтажа.
Фрикционные муфты и тормоза работают по принципу трения,
поэтому наиболее распространенным дефектом их является износ поверхностей трения. Ремонт фрикционных муфт и тормозных устройств заключается в устранении замасливания или износа на кладок (колодок, дисков, лент), износа рабочих поверхностей ба рабанов, шкивов, дисков, износа пальцев, втулок и других деталей приводных устройств.
175
Замасливание накладок устраняют промывкой бензином и за чисткой поверхностей трения наждачной бумагой. Износ накладок в допустимых пределах компенсируется регулировкой фрикцион ного механизма. При отсутствии регулировочного приспособления или износе накладок свыше 40% первоначальной толщины наклад ки заменяются новыми. Для замены накладок высверливают ста рые заклепки, снимают изношенные накладки с колодок или лент, на которые после очистки их ог грязи и ржавчины приклепывают новые. Головки заклепок должны быть заглублены в тело накла док на половину ее толщины. Необходимо особое внимание уде лить точности прилегания накладок к поверхности шкива, так как от этого зависит надежная работа тормозов и фрикционов и равно мерный износ накладок и шкивов.
Для прикрепления накладок к колодкам, дискам или лентам взамен заклепок применяют разработанный НИИАТ клей ВС-ЮТ, обеспечивающий надежную работу при повышенных температу рах (до 300°С). Применение этого метода позволяет использовать до 90% материала фрикционных накладок, что в сочетании с уве личением прочности соединения повышает срок службы накладок в 2—2,5 раза. Кроме того, накладки можно приклеивать бакели товым лаком и клеевыми эпоксидными композициями.
Одновременно со сменой фрикционных накладок барабаны и шкивы при наличии на них рисок, царапин, задиров более 0,5 мм, овальности и других дефектов растачивают до выведения следов износа. Уменьшение толщины обода при проточке допускается не более 20% первоначального размера.
Стальные ленты при наличии трещин и коробления выбраковы ваются и заменяются новыми.
В конусных фрикционных муфтах строительных машин наи большему износу подвергаются колодки, а при неправильной экс плуатации (работе на изношенных колодках) и конусные поверх ности шкивов. Колодки при ремонте заменяются новыми. Иногда, чтобы продлить срок службы колодок, ставят прокладки из листо вой стали или фанеры толщиной до 4 мм с одновременной срезкой вершины конуса колодки на 4—5 мм.
Износ и риски на поверхностях конусного гнезда шкивов фрик ционов устраняют проточкой и шлифованием.
После ремонта поверхности фрикционных шкивов должны быть гладкими, чистыми, без рисок и задиров.
Разработанные отверстия под болты и пальцы приводных устройств растачивают или развертывают и устанавливают болты и пальцы увеличенного диаметра с соблюдением первоначаль ной посадки. При значительном износе отверстий их наплавляют электросваркой с последующей расточкой до номинального раз
мера.
Изношенные рабочие поверхности рычагов включения и выклю чения наплавляют электродуговым способом и обрабатывают по шаблону.
176
§ 3. Ремонт металлоконструкций и базовых узлов машин
Ремонт металлоконструкций. К металлоконструкциям машин относятся их элементы и узлы, изготовленные из профильного ме талла (уголков, швеллеров, труб, листового металла), а также стального и чугунного литья с соединениями с помощью сварки, болтов, клепки, склейки и т. д.
К основным дефектам металлоконструкций, встречающимся при ремонте машины, относятся: коррозия металла от систематиче ского воздействия влаги в плохо окрашенных местах, прогибы и вмятины конструкций или их отдельных элементов от ударов и динамических перегрузок, скручивание системы и ее элементов от чрезмер
ных крутящих |
моментов, |
возникающих |
вследствие |
неправильной |
эксплуата |
ции, различного рода тре щины (продольные, попе речные, диагональные) в
целом металле, а |
также |
|
в сварных |
швах, |
износ |
шарнирных |
сочленений, |
|
работающих |
без |
смазки, |
разработка отверстий кре пежных болтов, износ вту
лок и др. |
Рис. 7.18. Способ ремонта стенки балки, |
Если при осмотре ме |
получившей вмятину |
таллоконструкции, произ веденном после тщательной очистки, обнаружатся элементы, по
врежденные коррозией на глубину более 1/3 толщины металла, то такие элементы должны быть заменены новыми. Отдельные участ ки металлоконструкции, поврежденные коррозией на глубину до 1/3 толщины металла, восстанавливаются электронаплавкой.
Вмятины вертикальных листов балок диаметром более 0,25 h
(где Н— высота листа балки) подлежат выправке. Если выправка листа затруднена, то следует поставить в месте вмятины ребра же сткости (рис. 7.18).
Правка вмятин и погнутостей решетчатой стрелы производится ударами молотка или кувалды через металлическую пластину или винтовыми домкратами.
В зависимости от величины изгиба, вмятины и погнутости прав ка производится в холодном или горячем состоянии. Горячая прав ка применяется при значительных погнутостях элементов с боль шим поперечным сечением. Нагревание производится газовыми горелками до температуры 600°С.
Скрученные или изогнутые профильные детали и элементы ме таллоконструкций исправляются правкой в холодном или горячем состоянии с помощью струбцин, винтовых приспособлений, ры
7 — 836 |
177 |