Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При ремонте зубчатых колес с малым модулем (меньшим 8 мм) применяют сплошную круговую наплавку (рис. 7.17, а) и наплавку отдельных поврежденных мест (рис. 7.17,6 — 6); в зубчатых коле-

Иэнос

Вид наплавленного (2-го) вали­

г, 7 ___

на после проновни-подбивни

Наплавленный 1-й комбини­

Направленный

рованный слой восстановления

валин металли-

(сплав*металлический электрод)

ческого электрода.

Наплавленный слой металли­

•Вид наплавлен- 8

ческим электродом_

2-ой комбинированный слой

нога валина после

 

6=^ -5 мм

\прановни -подбивни

 

1-ый комбинированный слой

Наплавленный

ч

S — 4--5 мм

слой металли

Слой металлического электрода

ческим эл ек­

 

5=б-~5мм

тродам

 

'Насыпанный слой шихты

%~5мм

 

сталинита

Наплавленный

 

О комбинированный слой

(2ой) краевой

 

 

2- й комбинированный слой

валин метал -

 

личесного элек­

)-й комбинированный слой

^

Насыпанный слой шихте/

сплава 5= 1,5-2 мм

трода.

Металлический электрод

'Наплавленный слой сталинита

 

Рис. 7.17. Ремонт зубьев наплавкой:

а — сплошная круговая наплавка;

б д — наплавка

отдельных

поврежденных мест:

е — з — наплавка каждого зуба

в отдельности;

и — порядок

наплавки зубьев

сах с модулем более 8 мм наплавляют каждый зуб в отдельности

с формообразованием

каждого

зуба (рис. 7.17, е — з).

Наплавку

ведут твердыми сплавами или

электродами. Порядок

наплавки

зубьев показан на рис.

7.17, и.

 

 

Для сохранения термической обработки и предупреждения воз­ можного коробления шестерни наплавку зубьев производят с охла­ ждением, для чего шестерню погружают в ванну с водой. После

173


наплавки зубья обрабатываются на фрезерных станках или наж­ дачным кругом по шаблону.

Восстановление зубьев изношенных колес раздачей произво­

дится в специальном штампе, на нижнюю матрицу которого укла­ дывается колесо, нагретое до температуры 850—900° С. После этого по направляющим штампа опускается его верхняя матрица. Уда­ рами молота обе половины штампа доводят до соприкосновения в плоскости разъема. При раздаче металл венца перемещается к зубьям, толщина которых при этом значительно увеличивается. После раздачи зубья подвергаются обработке.

Замена изношенного зубчатого венца колес новым чаще всего применяется при ремонте блоков шестерен и шестерен, имеющих большие размеры. Процесс ремонта колес насадкой зубчатого вен­ ца включает: подготовку шестерни под посадку (удаление ста­ рого венца, проверку ступицы колеса, обточку обода под посадку венца), изготовление венца, насаживание венца на колесо и за­ крепление его на колесе, например сваркой.

Ремонт зубчатых колес переворачиванием применим для одно­ сторонне изношенных по толщине или по торцам зубьев шестерен. Переворачивание используют при ремонте зубчатых передач ме­ ханизма распределения тракторных двигателей, бортовых пе­ редач тракторов, коробок передач, ведущих мостов автомобилей и др.

При поломке (выкрашивании) отдельных зубьев в исключи­ тельных случаях прибегают к постановке целого зуба взамен сло­ манного. Для этого в ободе колеса фрезеруют (прострагивают или пропиливают) паз, в него вставляют новый зуб и приваривают.

Зубчатые колеса, имеющие трещины в ободе, могут восстанав­ ливаться заваркой, постановкой накладок с обеих сторон из листо­ вой стали на болтах или постановкой хомутов на спицы колеса. Трещины в спицах завариваются. При этом допускается восста­ навливать не более 35% общего количества спиц. При ремонте обода и спиц сваркой следует принимать меры против появления внутренних напряжений и деформации шестерни.

Шпоночные и шлицевые соединения ступицы зубчатых колес ремонтируются способами, рассмотренными ранее.

В червячных передачах, так же, как и в зубчатых, наиболее

быстро изнашиваются элементы зацепления. По мере износа зубьев червячного колеса и витков червяка в реверсивных пере­ дачах появляется мертвый ход и понижается прочность элементов передачи, входящих в зацепление. Иногда износ сопровождается выкрашиванием зубьев червячного колеса.

Восстановление нормальной работы червячной передачи про­ изводится обычно.заменой венца червячного колеса.

Ремонт цепных передач. Основными дефектами изношенных цепных передач являются: износ зубьев ведущих и ведомых колес (звездочек) по толщине, ширине и высоте, износ посадочного от­ верстия ступицы звездочек, трещины в ободе и спицах колес, вы­ тягивание и износ цепи (пальцев, роликов, втулок, щек).

174


Износ зубьев ведущей звездочки — основной дефект цепных передач. Мелкие дефекты зубьев (задиры, забоины, заусенцы и из­ нос в допустимых пределах) устраняют зачисткой по шаблону. При одностороннем износе по толщине практикуют перестановку звез-' дочек таким образом, чтобы в работу включались неизношенные стороны зубьев.

Цепи в процессе эксплуатации вытягиваются вследствие износа пальцев, роликов, втулок и щек, в результате чего шаг цепи увели­ чивается и нарушается правильное зацепление со звездочкой.

Предельно допустимое удлинение втулочно-роликовых

цепей

при числе зубцов большой звездочки до 25 составляет 6,4%

и до

140

зубцов— 1,1%. При

большем удлинении цепи нуждаются

в

ремонте или замене.

(износа) цепи определяется по формуле

 

Величина удлинения

 

 

At =

bjZiL°. 100%,

(7.3)

 

 

 

 

*0

 

 

где

—- фактическая длина

изношенной цепи, измеренная

на

 

50 звеньях при шаге менее 50 мм или на 35 звеньях при

 

шаге

более 50

мм, мм;

 

 

 

/0 — первоначальная

расчетная длина цепи с таким же чис­

 

лом

звеньев, мм.

 

 

 

Ремонт неравномерно изношенной цепи заключается в ее пере­ борке и замене изношенных звеньев новыми. При равномерном износе всех звеньев (сверх допустимого техническими условиями) цепь выбраковывается.

Укорачивание цепей ^производится за счет удаления одного или нескольких звеньев.

Ремонт фрикционных передач. К фрикционным передачам от­ носятся ременные передачи, фрикционные муфты и тормоза.

Долговечность ременной передачи зависит от. правильной сбор­ ки ее и ухода за ней во время эксплуатации. Основными дефекта­ ми деталей ременной передачи являются: износ рабочих поверх­ ностей и отверстий ступиц ведущего и ведомого шкивов, трещины в ободе и ступицах шкивов, износ приводных ремней.

Ремонт шкивов аналогичен ремонту зубчатых колес и звездо­ чек цепных передач. При ремонте плоских и клиновидных шкив.ов особое внимание необходимо обращать на тщательную обработку рабочей поверхности шкива, а также на его балансировку после монтажа.

Фрикционные муфты и тормоза работают по принципу трения,

поэтому наиболее распространенным дефектом их является износ поверхностей трения. Ремонт фрикционных муфт и тормозных устройств заключается в устранении замасливания или износа на­ кладок (колодок, дисков, лент), износа рабочих поверхностей ба­ рабанов, шкивов, дисков, износа пальцев, втулок и других деталей приводных устройств.

175


Замасливание накладок устраняют промывкой бензином и за­ чисткой поверхностей трения наждачной бумагой. Износ накладок в допустимых пределах компенсируется регулировкой фрикцион­ ного механизма. При отсутствии регулировочного приспособления или износе накладок свыше 40% первоначальной толщины наклад­ ки заменяются новыми. Для замены накладок высверливают ста­ рые заклепки, снимают изношенные накладки с колодок или лент, на которые после очистки их ог грязи и ржавчины приклепывают новые. Головки заклепок должны быть заглублены в тело накла­ док на половину ее толщины. Необходимо особое внимание уде­ лить точности прилегания накладок к поверхности шкива, так как от этого зависит надежная работа тормозов и фрикционов и равно­ мерный износ накладок и шкивов.

Для прикрепления накладок к колодкам, дискам или лентам взамен заклепок применяют разработанный НИИАТ клей ВС-ЮТ, обеспечивающий надежную работу при повышенных температу­ рах (до 300°С). Применение этого метода позволяет использовать до 90% материала фрикционных накладок, что в сочетании с уве­ личением прочности соединения повышает срок службы накладок в 2—2,5 раза. Кроме того, накладки можно приклеивать бакели­ товым лаком и клеевыми эпоксидными композициями.

Одновременно со сменой фрикционных накладок барабаны и шкивы при наличии на них рисок, царапин, задиров более 0,5 мм, овальности и других дефектов растачивают до выведения следов износа. Уменьшение толщины обода при проточке допускается не более 20% первоначального размера.

Стальные ленты при наличии трещин и коробления выбраковы­ ваются и заменяются новыми.

В конусных фрикционных муфтах строительных машин наи­ большему износу подвергаются колодки, а при неправильной экс­ плуатации (работе на изношенных колодках) и конусные поверх­ ности шкивов. Колодки при ремонте заменяются новыми. Иногда, чтобы продлить срок службы колодок, ставят прокладки из листо­ вой стали или фанеры толщиной до 4 мм с одновременной срезкой вершины конуса колодки на 4—5 мм.

Износ и риски на поверхностях конусного гнезда шкивов фрик­ ционов устраняют проточкой и шлифованием.

После ремонта поверхности фрикционных шкивов должны быть гладкими, чистыми, без рисок и задиров.

Разработанные отверстия под болты и пальцы приводных устройств растачивают или развертывают и устанавливают болты и пальцы увеличенного диаметра с соблюдением первоначаль­ ной посадки. При значительном износе отверстий их наплавляют электросваркой с последующей расточкой до номинального раз­

мера.

Изношенные рабочие поверхности рычагов включения и выклю­ чения наплавляют электродуговым способом и обрабатывают по шаблону.

176


§ 3. Ремонт металлоконструкций и базовых узлов машин

Ремонт металлоконструкций. К металлоконструкциям машин относятся их элементы и узлы, изготовленные из профильного ме­ талла (уголков, швеллеров, труб, листового металла), а также стального и чугунного литья с соединениями с помощью сварки, болтов, клепки, склейки и т. д.

К основным дефектам металлоконструкций, встречающимся при ремонте машины, относятся: коррозия металла от систематиче­ ского воздействия влаги в плохо окрашенных местах, прогибы и вмятины конструкций или их отдельных элементов от ударов и динамических перегрузок, скручивание системы и ее элементов от чрезмер­

ных крутящих

моментов,

возникающих

вследствие

неправильной

эксплуата­

ции, различного рода тре­ щины (продольные, попе­ речные, диагональные) в

целом металле, а

также

в сварных

швах,

износ

шарнирных

сочленений,

работающих

без

смазки,

разработка отверстий кре­ пежных болтов, износ вту­

лок и др.

Рис. 7.18. Способ ремонта стенки балки,

Если при осмотре ме­

получившей вмятину

таллоконструкции, произ­ веденном после тщательной очистки, обнаружатся элементы, по­

врежденные коррозией на глубину более 1/3 толщины металла, то такие элементы должны быть заменены новыми. Отдельные участ­ ки металлоконструкции, поврежденные коррозией на глубину до 1/3 толщины металла, восстанавливаются электронаплавкой.

Вмятины вертикальных листов балок диаметром более 0,25 h

(где Н— высота листа балки) подлежат выправке. Если выправка листа затруднена, то следует поставить в месте вмятины ребра же­ сткости (рис. 7.18).

Правка вмятин и погнутостей решетчатой стрелы производится ударами молотка или кувалды через металлическую пластину или винтовыми домкратами.

В зависимости от величины изгиба, вмятины и погнутости прав­ ка производится в холодном или горячем состоянии. Горячая прав­ ка применяется при значительных погнутостях элементов с боль­ шим поперечным сечением. Нагревание производится газовыми горелками до температуры 600°С.

Скрученные или изогнутые профильные детали и элементы ме­ таллоконструкций исправляются правкой в холодном или горячем состоянии с помощью струбцин, винтовых приспособлений, ры­

7 — 836

177