Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чажных захватов, винтовых и гидравлических домкратов,

прессов.

При больших изгибах или скручивании, когда правка очень за­ труднена, металлоконструкцию (элементы ее) разрезают на части, правят в отдельности каждую часть, неподдающиеся правке части изготавливают из нового металла, а затем восстанавливают метал­ локонструкцию (элементы ее) сваркой выправленных и изготов­ ленных вновь частей.

Рис. 7.19. Ремонт трещин в рамах:

а — заварка трещины в полке и вертикальной стенке швеллера и усиление ее накладками (цифрами указана

последовательность

наложения

сварных швов); б — то

же. внутренними угольниками;

в — заварка

трещины в

полке; г — приварка

ромбовидных

вставок;

/ — заварка

вставки в полке при вырубленных дефектах;

II — то же,

при ремонте поперечных

трещин

 

При исправлении элементов с трещинами, но без вмятин тре­ щины рассверливают по концам, разделывают и заваривают. При

трещинах длиною менее половины высоты стенки приваривают на­ кладку с одной стороны, при более длинных трещинах накладки приваривают с двух сторон.

Сквозную трещину длиной до 200 мм разрешается заваривать только одну на деталь. На трещины большой длины, заваренные в ответственных местах рамы, ставят усиливающие накладки (рис. 7.19, а, б, в). При наличии нескольких близко расположенных трещин дефектное место вырубают (вырезают) и ставят ромбо­ видную вставку, которую проваривают со всех сторон (рис. 7.19, г).

178

При усилении поврежденных мест с помощью ромбовидных на­ кладок необходимо, чтобы суммарная толщина их была на 10% больше толщины основного металла. Накладки привариваются симметрично по отношению к завариваемой трещине. Заварка тре­ щин производится высококачественным электродом (УОНИ-13/55) постоянным током обратной полярности или переменным током при электродах с соответствующей обмазкой.

Изношенные отверстия восстанавливают с помощью втулок. Втулка вставляется в увеличенное газовой резкой отверстие, а за­ тем приваривается.

Раковины, трещины и другие дефекты старых сварных швов вырубают до основного металла и вновь заваривают электросвар­ кой. Подварка сварного шва без вырубки дефектного места не допускается.

Ослабленные заклепки срубают и ставят новые. Разработан­ ные отверстия под крепежные болты рассверливают и ставят бол­ ты большего диаметра.

Ремонт рам, станин, платформ и базовых узлов. Рамы, станины,

платформы и базовые узлы машин должны обеспечивать правиль­ ную работу установленных на них механизмов путем сохранения постоянства соосности, параллельности и перпендикулярности осей и валов. Характерными видами износов и повреждений названных деталей являются: трещины по сечению или по сварным швам, вмя­ тины, погнутости, изменение размеров посадочных мест подшипни­ ков и базовых отверстий.

Разделка трещин и электросварка их с усилением накладками производятся способами, рассмотренными выше.

Основной особенностью конструкции рам, станин и платформ является то, что их элементы изготовлены из металла значитель­ ной толщины. При заварке трещин в таких деталях сварочный шов следует накладывать в несколько слоев, как это показано на рис. 7.20, а. После заварки основного шва вырезают канавку шири­ ной 4—6 мм со стороны скосов (рис. 7.20,6) до чистого металла. После тщательной зачистки канавку заваривают за один проход контрольным швом (подварка корня шва). Наружные края шва при установлении усилительных деталей должны быть на расстоя­ нии 3—4 мм от края основной детали так, как это показано на рис. 7.20, в.

Заделка пробоин и трещин в литых станинах и рамах может производиться с помощью заплат, установленных на винтах и за­ клепках. Заплату ставят на краску (свинцовый сурик) или на про­ кладку. Такие заплаты предупреждают дальнейшее распростра­ нение трещин. На многих экскаваторах наблюдается отрыв ниж­ него опорного стакана центральной цапфы от поворотной рамы (рис. 7.21). При этом образуются кольцевые трещины в сварных швах и радиальные в нижнем листе, вследствие чего происходит выпучивание нижнего листа поворотной платформы.

При наличии трещин в нижнем листе и в усиливающих наклад­ ках внутри масляной ванны поворотной платформы поврежденные

7

179



Рис. 7.21. Характерный вид трещин нижнего ли­ ста поворотной платфор­ мы экскаватора и от­ рыва стакана втулки
центральной цапфы

места вырезают газосваркой и приваривают новые листы соответ­ ствующего размера. Наложение швов при этом производится с двух сторон (сверху и снизу), для чего платформу поворачивают

д~Ьмм

Рис. 7.20. Сварка деталей рамы значительной толщины:

а — последовательность наложения

швов

при сварке

деталей

рамы; б — подварка

сварного шва при различных соединениях деталей;

в — расположение наружных

краев сварных швов при постановке усилительных

деталей;

1—7последователь­

ность наложения слоев

шва;

I — основной

шов; II — подварка

краном нижней частью вверх. Опорные стаканы центральных цапф и вертикального вала поворотного механизма, имеющие трещины, выбраковывают и заменяют новыми. Из­ нос и расточка опорных стаканов допу­ скаются до установленной техническими

условиями толщины стенки стакана. Основными дефектами верхней ходо­

вой рамы гусеничных экскаваторов яв­ ляются: износ зубчатого поворотного вен­ ца, износ опорного круга катания, тре­ щины в верхней части ходовой рамы, из­ нос средней шейки центральной цапфы.

Зубчатый венец выбраковывается, если толщина зуба, измеренная на опре­ деленной высоте, определяемой техниче­ скими условиями, оказалась меньше до­ пустимой, а также в случае излома од­ ного или нескольких зубьев.

Износ круга катания допускается не более 6—9 мм по толщине. При большем износе или при глубоких задирах поверх-

ность круга восстанавливается наплавкой электродами марки ОМЗ-ЗОО до номинальной толщины, причем наплавка ведется участками обратноступенчатым способом. При неравномерной

180


выработке и неглубоких задирах круг катания протачивают на то­ карно-лобовом станке.

Средняя шейка центральной цапфы, на которой вращается по­ воротная платформа, изнашиваясь, принимает овальную и конус­ ную форму. Эти дефекты могут быть устранены проточкой и шли­ фовкой с помощью специального приспособления к вертикально­ фрезерному станку или вручную слесарным инструментом спе­ циалистами высокой квалификации. К такому способу прибегают потому, что выпрессовка цапфы является очень сложной опера­ цией и требует мощного пресса.

Рис. 7.22. Ремонт боковой рамы гусеничного хода экскаватора Э-652:

1 — усиливающая вставка; 2 — места

сварки; 3 — изгиб вилки; 4 — наплавка изно­

шенной части рамы в месте касания

гусеничных звеньев; 5 — приварка направляю­

щих полос; Г — трещина

Нижняя рама гусеничного хода экскаватора чаще всего имеет трещины, изгиб, отлом вилки продольной балки, износ направляю­ щих хомутов наружного и внутреннего подшипника, истирание металла в местах скольжения ходовых цепей, трещины в попе­ речных балках и узлах сопряжения их с продольными балками. В качестве примера на рис. 7,22 показаны дефекты боковой рамы гусеничного хода экскаватора Э-652 и способы их устранения.

Изгиб вилок 3 направляющего и ведущего колес устраняют правкой с предварительным нагревом вилки газовой горелкой. От­ ломанные вилки привариваются. Перед сваркой края отломанной и корневой частей вилки разделывают газосваркой под фаску. В корневую часть устанавливают и заваривают подогнанные отко­ ванные или вырезанные из листового металла толщиной 20 мм

181

вставки 1. На них надевают отломанную часть вилки, которую при­ варивают к корневой части путем наложения многорядного сва­ рочного шва с глубоким проваром основного металла.

Приварку отломанной части вилки, а также заварку трещины Т следует производить после тщательной проверки параллельности боковых плоскостей по двум осям.

Трещины в раме завариваются. При наличии сквозных трещин

впередней и задней поперечных балках они заменяются новыми.

Вполевых условиях поперечные балки и вилки продольных балок

К 185

Рис. 7.23. Приспособление

для

растачивания

изношенных

отверстий

 

 

в крупных рамах и станинах:

 

 

1 — маховичок;

2 — корпус;

3 — зубчатое

колесо;

4 — червячное колесо;

5 — направ­

ляющая

труба;

6 — полый

шпиндель; 7

— винт с

ленточной

резьбой; 8 — резцедер­

жатель;

9 — гайка резцедержателя; 10 — отверстия

в корпусе

редуктора;

И — двух-

 

 

заходный

червяк;

12— блок шестерен

 

 

со сквозными

трещинами

восстанавливают

приваркой

накладок

толщиной 15 мм по всему периметру поперечной балки, а в про­ дольных балках — к боковым поверхностям вилки.

Изношенные направляющие хомутов подвижных подшипников восстанавливаются приваркой стальных полос 5 сечением 10Х15Х Х200 с последующей слесарной обработкой.

Места 4 истирания металла от касания гусеничных звеньев восстанавливаются наплавкой.

Правка рам на ремонтных предприятиях производится чаще всего в холодном состоянии на специальных стендах.

При ремонте рам, станин и базовых узлов изношенные отвер­ стия для осей и места посадки подшипников валов трансмиссии и лебедок восстанавливают наплавкой с последующей расточкой. Выполнение этой операции из-за больших габаритных размеров рам и станин представляет значительные трудности. Обычно в этих

182


случаях применяют переносное расточное приспособление (рис. 7.23), которое устанавливается непосредственно на ремонти­ руемую раму (станину) или через промежуточный каркас и за­ крепляется с помощью винтов, входящих в резьбовые отверстия 10 корпуса 2. Механизм приспособления приводится во вращение че­ рез ременную передачу от электродвигателя мощностью 1,5—2 кет, установленного на временную раму (обычно закрепленную шпа­ лу). Само приспособление состоит из корпуса и направляющей трубы. В корпусе имеются резьбовые отверстия для крепления приспособления к растачиваемой раме.

Двухзаходный червяк редуктора на выходном конце имеет при­ водной шкив. Червячное колесо 4 сидит на полом шпинделе 6, со­ единенном с направляющей трубой. На шпиндель посажено цилин­

дрическое зубчатое колесо, сцеп­

 

 

ляющееся с одной

из

шестерен

 

 

блока 12. Вторая шестерня бло­

 

 

ка сцепляется с зубчатым коле­

 

 

сом 3, насаженным на винт, ко­

 

 

торый

соединен с

гайкой

резце­

 

 

держателя. Резцедержатель вхо­

 

 

дит в прорезь трубы так, что при

 

 

вращении трубы вращается и рез­

 

 

цедержатель. За каждый оборот

 

 

трубы

винт передвигает

резце­

Рис. 7.24. Восстановление зубьев ве­

держатель на 0,1

мм.

Приспособ­

дущих колес

гусеничного хода при

ление

снабжено

также и ручной

большом

износе их по высоте

 

 

подачей.

Ремонт гусеничного хода. Наиболее изнашивающимися дета­ лями гусеничного хода являются: ведущие звездочки и колеса, на­ правляющие колеса, звенья и башмаки гусеничной ленты, пальцы и втулки, опорные и поддерживающие катки.

Ведущие звездочки и колеса чаще всего имеют износ зубьев (ведущих выступов) и ступицы, трещины и поломки обода, спиц

и ступицы.

При одностороннем износе зубьев ведущих колес тракторов по толщине до 4 мм их переставляют с одной стороны на другую.

Изношенные зубья и ведущие выступы колес восстанавливают наплавкой твердыми сплавами или приваркой клиньев, как это по­ казано на рис. 7.24.

При наплавке зубьев, изношенных с обеих сторон, для прида­ ния правильной формы и обеспечения быстроты наплавки приме­ няют шаблоны. В ремонтной практике имеет место приварка не­ изношенного зубчатого венца к ступице взамен изношенного.

Износ беговых дорожек натяжных и направляющих колес устраняется наплавкой твердыми сплавами или электродами Т-590 с последующей обработкой карборундовым кругом или напрессовкой на обод стального бандажа в горячем состоянии с приваркой к ободу с обоих торцов. Толщина бандажа должна быть не менее

7 мм.

183