ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
нок разработанного паза с последующей механической обработкой до номинального размера; допускается прострожка нового паза в другом месте смещением на 90 или 120° к деформированному пазу.
Изношенные шпонки выбраковываются и заменяются новыми. Износ и смятие шлицевых выступов и посадочных (центрирую щих) поверхностей устраняют раздачей, наплавкой, сплошной за варкой шлицевых впадин и наружной поверхности с последующей
обработкой их до номинального или увеличенного размера.
Ремонт шлицев вала раздачей заключается в следующем: вал отжигают, после чего по длине выступа делают канавку зубилом или с помощью ролика из твердой стали Уб, У7, установленного на суппорте токарного станка. В результате ширина шлицев увели чивается на 0,5—1,0 мм. После раздачи образовавшиеся канавки завариваются-, а ширина выступа подгоняется под необходимый размер обработкой на фрезерном или плоскошлифовальном стан ке. После фрезерования производят закалку.
Ремонт резьбы на валах производится проточкой нарезанной части на токарном станке, затем наплавкой металла, обточкой и нарезкой новой резьбы. При незначительном повреждении резьбу исправляют на токарном станке или слесарными инструментами.
Сломанные или имеющие поперечные трещины валы и оси, как правило, заменяются новыми.
Ремонт подшипников. В условиях ремонтных мастерских и за водов подшипники скольжения восстанавливаются или изготовля ются вновь. Подшипники качения при их износе выше допусти мых норм выбраковываются и заменяются новыми.
Типичными дефектами подшипников скольжения являются: из нос вкладыша (втулки) по внутреннему диаметру, по длине и по наружному диаметру, выкрашивание и выплавка антифрик ционного сплава, разработка фиксирующих отверстий и фик саторов.
Необходимость ремонта вкладышей или втулок определяется величиной зазоров и состоянием трущихся поверхностей. Допускае мые зазоры в подшипнике для различных условий работы строи тельных машин приведены в табл. 7.6.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7.6 |
|
Допустимые зазоры |
в подшипнике, |
м м |
|
|
|
Допустимый |
Допустимый зазор в ответственных узлах при удельной |
|||
Диаметр |
нагрузке в кгс/см* и угловой скорости вращения вала |
||||
зазор в неот |
|
|
|
|
|
вала, мм |
ветственных |
менее 1000 об1мин |
более 1000 об;мин |
||
|
узлах |
|
|
|
|
|
|
до 30 |
более 30 |
до 30 |
более 30 |
50—80 |
0,5 |
0,20 |
0,10 |
0,30 |
0,15 |
80— 120 |
0,8 |
0,25 |
0,15 |
0,35 |
0,20 |
120— 180 |
1,2 |
0,30 |
0,20 |
0,40 |
0,25 |
169
Предельные зазоры в подшипниках двигателей приводятся в
технических условиях на их ремонт и обычно не превышают 0,20— 0,35 мм.
В конструкции многих подшипников предусмотрена возмож ность их регулирования (подтяжки) в целях восстановления пер воначального зазора между валом и подшипником. Регулирование зазора производится удалением прокладок, подложенных под крышки подшипников. При невозможности регулирования и до стижении предельных зазоров, наличии других дефектов (выкра шивания, выплавки антифрикционных сплавов и др.) подшипники подвергаются ремонту либо заменяются новыми.
Рис. 7.15. Приспособление для электродуговой биметаллизашш:
шпиндель токарного станка; 2, 5 и 9 — фланцы; 3 — установочные стержни; 4 — ремон тируемая втулка; 6 —- державка; 7 — шихта антифрикционного сплава; 8 — электроды; 10 —
регулировочный болт; 11— регулировочная гайка
Вкладыши или втулки, залитые баббитом или свинцовистой бронзой, перезаливают с последующей обработкой под размер вала с соблюдением установленной для данного сочленения по садкой.
Бронзовые неразъемные подшипники могут быть восстановле ны методом пластической деформации с последующей механиче ской обработкой.
При невозможности ремонта вкладышей и втулок их заменяют
новыми номинального |
или ремонтного |
размера. |
В целях экономии |
цветных металлов |
во многих трансмиссиях |
в качестве подшипников скольжения применяются биметалличе ские втулки, представляющие собой стальные или чугунные втул ки, внутренние поверхности которых покрыты тонким слоем (1,5— 0,3 мм) бронзы, цинкоалюминиевого (ЦАМ10-5, ’ ЦАМЭ-1,5) или другого антифрикционного сплава.
Антифрикционный сплав на внутреннюю поверхность втулки на носится на специальном приспособлении (рис. 7.15), установлен ном с помощью фланца 2 в шпинделе токарного станка. В этом приспособлении ремонтируемая втулка 4, предварительно грубо обработанная по внутренней поверхности, зажимается фланцем 5 и заполняется шихтой 7 антифрикционного сплава. Внутрь втулки вводят два электрода 8.
170
Приспособлению сообщают вращательное движение, соответст
вующее |
линейной |
скорости внутренней поверхности втулки 4— |
8 м/сек, |
а правому |
электроду, укрепленному на суппорте станка |
с помощью державки 6 — поступательное перемещение до момента возникновения дуги. Под действием дуги шихта антифрикционного металла плавится и заполняет ровным слоем внутреннюю поверх ность. Нагрев втулки и расплавление шихты в ней можно произво дить также с помощью токов высокой частоты. -
Аналогичным способом производится центробежная заливка вкладышей подшипников баббитом с помощью специальной уста
новки (рис. 7.16). Вкладыш 9 подшипника |
с удаленным старым |
8 |
в |
Рис. 7.16. Установка для центробежной заливки подшипников:
/ — шпйндель; 2 — неподвижная |
планшайба; 3 |
и 5 — подвижные |
диски; |
4 — |
||
рычаг для отвода |
диска; 6 — болт; 7 — пружина; |
8 — защитный |
кожух; |
9 — |
||
вкладыш; |
10 — обойма; |
// — отверстие |
для |
заливки баббита |
|
баббитом, вылуженный и нагретый до 150—200° С, зажимают ме жду дисками 3 и 5f после чего включают станок и в отверстие 11
через |
воронку заливают расплавленный до температуры 410— |
480° С |
баббит. |
Для получения качественного слоя необходимо подобрать опти мальную скорость вращения вкладыша. Это необходимо потому,
что |
при малом числе |
оборотов слой получается с различной |
|||||
плотностью, а при большом |
числе |
оборотов |
возникает |
ликва |
|||
ция |
(неравномерное |
распределение |
легких и |
тяжелых |
частиц |
||
сплава). |
|
|
|
|
|
|
|
Расчет числа оборотов вкладыша подшипника при центробеж |
|||||||
ной |
заливке производится по |
формуле |
* |
|
|||
|
|
п = |
k |
об/мин, |
|
(7.2) |
|
|
|
|
|
V r
где R — внутренний радиус вкладыша, см\
k — постоянный коэффициент, зависящий от характеристи ки сплава и равный для оловянистых баббитов 1400— 1800, для свинцовистых— 1700—1800.
Центробежная заливка (или наплавка) антифрикционного ме талла дает возможность получить плотный слой, прочно соединен ный с поверхностью детали. Для прлучения мелкозернистой струк туры наплавленного слоя втулку (вкладыш) сразу после заливки охлаждают сжатым воздухом или водяной пылью. После охлажде ния проверяют качество заливки или наплавки и производят рас точку до требуемого размера.
Заливку подшипников баббитом часто производят с помощью ручного специального приспособления.
Ремонт зубчатых колес. Выбор способа ремонта зубчатых колес зависит от материала, из которого они изготовлены. Зубчатые колеса изготавливаются из углеродистых и легированных сталей или чугуна чаще всего с термической обработкой. При эксплуата ции в зависимости от конструкции передачи и условий работы в зубчатых колесах возникают следующие дефекты: изменение про филя зуба и его длины вследствие износа, поломка одного или нескольких зубьев, выкрашивание их по рабочей поверхности, тре щины и поломки спиц, ступиц и обода, износ отверстия ступицы.
Предельный износ зубьев стальных колес по толщине, изме ренный по дуге начальной окружности, по техническим условиям в обычных трансмиссиях строительных машин не должен превы
шать значений, |
указанных в табл. 7.7. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7.7 |
||
Предельное уменьшение толщины зубьев зубчатого |
колеса |
||||||
|
|
|
|
Пределы) ое уменьшение толщины |
|||
|
|
Линейная |
|
зуб< |
в % при ремо нте |
||
Режим работы |
скорость, |
|
*4 |
промежуточ |
|
||
|
|
л ; сек |
|
капитальном |
|||
|
|
текущем |
|||||
|
|
|
ном (среднем) |
||||
Длительная |
передача |
До 2 |
|
30 |
15 |
|
8 |
мощности в одном направ- |
2—5 |
|
15 |
10 |
|
6 |
|
лении |
|
Более 5 |
|
8 |
6 |
|
4 |
С частым реверсирова- |
До 2 |
|
15 |
10 |
|
5 |
|
нием и ударной нагрузкой |
2—5 |
|
10 |
5 |
|
5 |
|
П р и м е ч а н и е . Для зубьев чугунных |
колес допустимый |
износ умень |
|||||
шается на 40%. |
|
|
|
|
|
|
|
Восстановление размеров по толщине зубьев стальных шесте рен производится наплавкой или раздачей.
Наплавка поверхностей зубьев стальных зубчатых колес про изводится при износе зубьев по толщине до 30% при модуле 8— 10 мм и до 40% при модуле более 10 мм.
172