Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и стоимости вспомогательных работ, то варианты можно считать равноценными. При равноценных вариантах вводят дополнительные показатели. В частности, для отдаленных от городов районов, где строительство сложно обеспечить рабочей силой и жильем, пред­ почтение следует отдавать варианту, при котором затраты труда, а следовательно, и число рабочих меньше (также в пределах разницы, превышающей 10%). В том случае, если строительство данного туннеля лимитирует пуск всего объекта в эксплуатацию, то, есте-

Рис. 115. Зависимость производительности

(а) и скорости проходки (б) за

месяц при рекомендуемых комплексах (для

полного сечения туннеля)

ственно, предпочтение должно быть отдано варианту с наименьшим сроком, т. е. с наивысшими скоростями проходки (в пределах тех же 10%). Исходя из этой позиции в оценке комплексов и анализируя графики, приходим к следующим выводам.

При проходке туннеля сплошным забоем (или верхней части вы­ работки) рекомендуются:

для площади 45—60 м2 — комплексы 1 и 2 (для коротких забоев); для площади 60—80 м2 — комплексы 3 и 2 (для коротких забоев); для площади 80—110 м2 — комплекс 4, поскольку он по скоро­

сти и затратам труда на 10—15% выгоднее комплекса 5; для площади 110 м2 и выше — комплекс 5, поскольку при почти

одинаковых с комплексом 4 скорости проходки и затратах труда он дает экономию стоимости порядка 20%.

Комплекс 5 для площади 60—80 м2 по сравнению с комплек­ сами 3 и 2 более экономичен (разница составляет 15%), однако по затратам труда он уступает выбранным вариантам примерно на 30% и по скорости проходки — на 5—10%.

При разработке нижнего уступа туннеля рекомендуются:

высотой до 7 м — комплексы 6 и 7 как практически равноценные; высотой более 7 м — комплекс 7 как по условиям безопасности работ, так и по условиям повышения скорости проходки по сравне­

нию с комплексом 6 примерно на 15%.

Проведя статическую обработку по способу наименьших квадра­

тов

значений производительностей

комплексов Пк, приведенных

в табл. 44 при различных площадях

поперечного сечения туннеля

(или

его верхней части), находим, что зависимость производитель-

258


б

 

 

 

 

Рве. 116.

Зависимость

технико-эконо­

 

 

 

 

мических

показателей

строительства

 

 

 

 

туннеля площадью 135 м‘ от площади

 

 

 

 

поперечного

сечения

верхней части

 

 

 

 

ту ннеля:

 

 

 

 

 

 

 

а — стоимость

1 м3;

 

 

 

 

 

б — затраты труда на 1 м3;

 

 

 

 

в — скорость

проходки туннеля (точ­

 

 

 

 

ками отмечены номера комплексов, при­

40

60 80

100

120 S B. ч м2

веденные в таб л .44)

 

 

 

 

 

ности от площади может быть представлена в

виде (рис. 115, б)

 

Як = з ( і + ^ - ) , тыс. м3/мес.

 

(177)

Средняя относительная погрешность табличных значений произ­

водительности Пкі

(см. точки на графике на рис.

115, 6)

от рассчи­

танной по

предыдущей

формуле Пкt р

 

 

 

 

s

I Я к і — Л к ір

100 = 8%.

 

(178)

 

 

п 2

п Ті

 

 

 

 

Переходя от производительности к скорости проходки туннеля,

из формулы (177)

находим приближенную зависимость (рис. 115, а)

 

 

н =

60(Ч + -р -),

м/мес.

 

 

(179)

В формулах (177) и (179) площадь поперечного сечения туннеля

(или его верхней

части)

находится в

пределах

45 ^ S ^ 130, м2.

Эти формулы целесообразно использовать при предварительной стадии проектирования туннеля, разрабатываемого с применением рекомендуемых проходческих комплексов.

На графике (рис. 116) показаны результаты расчетов проходки туннеля площадью 135 м2 способом нижнего уступа. Площади верх­ ней части сечения и нижнего уступа приняты в соответствии с дан­ ными, приведенными в табл. 45. Учитывая выбранные проходческие

17*

259


комплексы и анализируя приведенные графики, приходим к следу­ ющему выводу.

Проходка туннелей больших размеров сплошным забоем оказы­ вается выгоднее способа проходки нияшим уступом, однако она целесообразна лишь в сравнительно благоприятных инженерно­ геологических условиях. При площади туннеля 100 м2 и более, проходящего целиком в породах VIII и ниже категории по СНиП, рекомендуется переходить на способ проходки нижним уступом (см. также § 16). В этом случае (см. рис. 116), оптимальная пло­ щадь сечения верхнего расширения (верхнего уступа) равна 45— 60 м2. Сочетание комплексов при этом должно быть следующим: для верхней части — комплекс 1 или 2 (для коротких забоев), для нижнего уступа — комплекс 7.

Сравнение показателей, приведенных в табл. 46 для туннеля площадью 105 и 135 м2, показывает, что переход на способ проходки нижним уступом при площади верхней части 45—60 м2' по сравнению с проходкой на полное сечение уменьшает скорость проходки и уве­ личивает стоимость примерно на 10—15%, в то время как при дру­ гих сочетаниях площадей эта разница увеличивается. Следует от­ метить, что при учете бетонных работ, а также необходимости уст­ ройства съездов на нижний горизонт после окончания бетонирования свода разница в приведенной скорости проходки повышается и до­ ходит примерно до 20%. Это подтверждает ранее сделанные выводы

онецелесообразности перехода на способ проходки нижним уступом

впородах, позволяющих осуществить проходку полным сечением.

Таблица 46

Показатели

С корость

п р о х о д ки , м /м ес .......................

З атр аты

тр у д а , я е л -ч /м 3 ............................

С тоимость 1 м 3 в п р ям ы х за тр а т ах , р уб .

Способ проходки

Способ проходки

туннеля площадью

туннеля площадью

105 м*

135 м2

 

сплош­

 

сплош­

нижним

ным сече­

Н И Ж Н И М

ным сече­

нием

нием

уступом

уступом

(ком­

(ком­

 

плекс 4)

 

плекс 5)

80

92

70

80

0,44

0,42

0,38

0,43

4,03

3,65

3,44

3,07

П р и м е ч а н и я : Д л я способа проходки нижним уступом при площади поперечного сечения туннеля 105 м2 для верхней части сечения (площадью 45 м 2) принимается комп­

лекс 1, для нижнего уступа — комплекс 6 или 7.

П ри площади поперечного сечения

тунне­

л я 135 м2 для верхней части сечения (площадью

4 5 —60

м*) принимается комплекс

1, для

нижнего уступа — комплекс 7.

забоях

более целесообразен комплекс 2,

2. Д л я верхней части сечения при коротких

который обеспечивает повышение скорости проходок туннеля в целом до 7% по сравнению с комплексом 1.

При проходке туннелей с применением комплексов 1—5 провет­ ривание осуществляется по одной из схем, приведенных на рис. 117.

Схема а — проветривание происходит по нагнетательному спо­ собу свободной струей с ограниченным потоком. Схема рекомен­ дуется в выработках длиной до 500 м.

260


Схема б — проветривание

40м

происходит с использованием

 

м ж ш ш ш м

скважин, пробуренных с по­

 

верхности через

определен­

 

 

ное расстояние друготдруга.

 

т ш т

Схема рекомендуется в выра­

 

ботках

мелкого

заложения.

^

 

Схема

в — проветрива-

 

ние происходит по комби­

 

 

нированной

схеме. Между

 

 

концами трубопроводов уст­

 

 

раивают с помощью тумано-

 

 

образователей воздушно-во­

 

 

дяные

завесы. На период по­

 

 

грузки

породы оба трубопро­

 

 

вода работают на нагнета­

й «

ш

ш

»

=СР

 

 

ѵ т т ш ш

ние. Схема рекомендуется в

30-40 м

 

 

15 м

 

 

туннелях длиной более 500 м.

 

 

 

 

 

 

Схема г является модифи­

 

 

 

 

 

 

р ^ ^ т я

кацией схемы а. В трубопро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J .

воде устраивают перекрывае­

 

f

7

7

7

7~

7

 

7

мые шиберами вентиляцион­

 

 

 

 

 

 

ѵ^' 773

ные окна,

через которые све­

3 0 -4 0 м

 

 

 

 

жий

воздух

распределяется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по длине туннеля. Схема ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

комендуется

в длинных тун­

А

ш т /лШ ж т ят

 

 

нелях

при

использовании

 

 

 

большого

числа двигателей

 

 

 

 

 

 

 

 

внутреннего

сгорания.

Рис. 1І7. Схемы

проветривания

туннелей боль­

При проходке нижних ус­

шого

сечения

 

 

 

 

 

тупов с применением комп­

осуществляется по схеме д. По этой

лексов 6 и

7 проветривание

схеме для создания надежного проветривания

в сквозных

выработ­

ках устанавливают вентилятор-эжектор,

работающий

в

направ­

лении

действия естественной

тяги

воздуха

вдоль

туннеля.

Расчет этих схем и подбор вентиляционного оборудования для них разработан в институтах Оргэнергострой совместно с институтом Гидроспецпроект [2], а также в ЦНИИС Министерства транспорт­ ного строительства.

Возвращаясь к вопросу основного оборудования, применяемого в рекомендуемых комплексах 1—7, следует заметить, что горное обо­ рудование непрерывно совершенствуется, ежегодно появляются новые машины и установки. В проходческих комплексах (см. табл. 44) приме­ нено лучшее отечественное оборудование, освоенное в производстве.

Буровое оборудование. В качестве основного серийно изгота­ вливаемого бурового оборудования при горизонтальном бурении приняты самоходные установки СБУ-2к (на две машины) и СБУ-4 (на четыре машины).

261


Опыт показывает, что в выработках большого сечения одна мощная бурильная машина БГА на манипуляторе доляша обслужи­

вать

забой площадью 10—15 м2, поэтому в выработках сечением

80 м2

и более экономически выгоднее взамен двух установок СБУ-4

применить нестандартную портальную буровую раму, оснащенную 8—10 тяжелыми бурильными машинами.

Подобная рама на восемь машин вращательно-ударного действия

была

применена

на забое

№ 10 туннеля Ингури

ГЭС площадью

82 м2,

где были

получены

скорости проходки до

125 м/мес (см.

табл. 5). Имеются примеры применения аналогичных рам при про­ ходке автодорожных туннелей в Альпах. В Тауэрнском туннеле площадью поперечного сечения 92—105 м2 и шириной 11,6 м при­ менена трехъярусная самоходная буровая рама на рельсовом ходу массой 70 т и длиной 12 м рассчитана на 11 тяжелых бурильных машин, смонтированных на манипуляторах. Стоимость этой рамы финской фирмы Тамрок составила 240 тыс. долл. В одном из забоев Сен-Готардского туннеля высотой 7,5 м и шириной 10,6 м устано­ влена самоходная буровая рама, изготовленная американской фирмой Ингерсолл-Ранд [88]. Рама состоит из двух частей каждая длиной 15 м и массой по 52 т, соединяемых между собой платфор­ мами. На каждой части рамы смонтировано по пять тяжелых бу­ рильных машин на манипуляторах, снабженных автоматическим устройством. Это устройство обеспечивает соблюдение заданного направления бурения. Кроме того, на раме установлен станок для бурения центральной врубовой скважины диаметром 100 мм. На верхней платформе рамы смонтированы перфораторы для бурения шпуров под анкера. Вся рама перекрывается сверху конструкцией, обеспечивающей безопасность бурильщиков. На рис. 118 показана буровая рама на семь тяжелых перфораторов в туннеле диаметром

11м.

В швейцарском автодорожном туннеле Зелисберг высотой 20 м

ишириной 12,5 м применена самоходная буровая рама с семью бу­ рильными машинами ударного действия массой по 4,5 т с гидра­ влическим приводом. Общая мощность электродвигателей, устано­ вленных на буровой раме, составляет 270 кВт. Высота рамы 7 м,

длина

17 м, масса 95

т (для проходки верхней части туннеля).

Как

видно из этих

примеров, для больших размеров туннелей

буровые рамы с мощными бурильными машинами оказываются весьма тяжелыми и дорогостоящими. В условиях, когда площадь поперечного сечения выработки равна 100 м2 и более, можно реко­

мендовать к применению сравнительно дешевые

буровые подмости

с ручными перфораторами, смонтированными на лестничных на­

правляющих, хотя по затратам труда это и не

оправдывается.

Такие подмости на пневматическом ходу, перемещаемые буль­ дозером, имеют массу примерно 20 т. В забое устанавливают две подмости (более мобильных и удобных, чем одна установка порталь­ ного типа), на каждой из которых размещают 8—12 перфораторов ПР-25Л. Подобные подмости (БР-6), изготовленные Главтоннель-

262