Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис .118. Бу ровая рама на семь тяжелых бурильных машин в туннеле диаметром 11 м

метростроем, были применены, в частности, в забоях площадью 90—110 ма при проходке туннелей Асуанского гидроузла и строи­ тельных туннелей Чиркейской ГЭС. Подмости портального типа на 10—14 перфораторов использовали в крупных туннелях Ингурской и Усть-Хантайской ГЭС. Представляют интерес трехъярусные буровые подмости на рельсовом ходу при проходке Бернардинского автодорожного туннеля в Швейцарии высотой 9,2 м. На подмостях размещали 18 перфораторов, установленных на лестничных напра­ вляющих. Подмости были применены и в туннеле Дворшак в США диаметром 13 м, туннеле Маник в Канаде шириной 16,8 м и высотой 9,3 м и др. В туннеле гидроузла Инфернильо (Мексика) пролетом 13,7 м в забое были применены три трехъярусные буровые подмости с перфораторами на лестничных направляющих — центральные подмости на 18 перфораторов и две боковые по 6 перфораторов ка­ ждая. Боковые подмости перемещали на определенном расстоянии от центральных, с помощью которых сооружали опережающий забой; с боковых подмостей обуривали левую и правую части забоев.

При проектировании буровых рам или подмостей следует стре­ миться, чтобы на одну бурильную машину или перфоратор в каждом цикле приходилось 10—12 шпуров глубиной 3,5—4 м.

Нестандартные рамы целесообразны не только при горизонталь­ ном, но и при вертикальном и наклонном бурении скважин в уступах^

263

в частности, станками НКР-ЮОм. Такие рамы выполняются для использования как поперек выработки, так и вдоль стен для бурения скважин предварительного откола.

Погрузочно-транспортное оборудование. Как следует из табл. 44, в качестве погрузочного оборудования рекомендуются главным

образом машина

ПНБ-Зк и экскаватор ЭП-1

с ковшом

емкостью

1

мэ. Погрузочная машина ПНБ-4

еще не

получила достаточной

апробации, а

шведским экскаватором «Ландсверк» KL-250 (L-77)

с

обычной

или

телескопической

стрелой

и

ковшом

емкостью

1

м3 обеспечены не все наши объекты. Заводами-изготовителями про­

ведена работа по совершенствованию машины ПНБ-Зк (Ясногор­ ский машиностроительный завод) и экскаватора ЭП-1 (Костромской экскаваторный завод «Рабочий металлист») с учетом опыта работы в различных условиях. В частности, с 1972 г. Ясногорский машино­ строительный завод начал выпускать взамен машины ПНБ-Зк машину ПНБ-ЗД. Эта модель по сравнению с ПНБ-Зк имеет большие техническую производительность (на 0,5 м3/мин), ширину заборной части (на 0,5 м) и массу (на 3 т).

В комплексе 1, по-видимому, может найти применение также экскаватор ЭО-5114 с ковшом емкостью 1 м3, предназначенный для погрузки скальной породы в выработках сечением от 35 м2. Первая малая промышленная партия этих экскаваторов выпущена в 1972 г. Костромским экскаваторным заводом «Рабочий металлист». Для вы­ работок шириной 18 м и высотой не менее 14 м может быть реко­ мендован экскаватор Э-2005 с ковшом емкостью 2 м3, усовершенство­ ванный Воронежским машиностроительным заводом.

Транспортное оборудование для заданного типа экскаватора подбирается с учетом рекомендаций, приведенных в табл. 44. Ос­ новным освоенным в подземных условиях транспортным средством являются автосамосвалы МАЗ-503 (грузоподъемность 7 т) и БелАЗ540 (грузоподъемность 27 т). Самосвальный автопоезд Могилевского автомобильного завода МоАЗ-6401-9585 (грузоподъемность 20 т), успешно прошедший государственные испытания в 1970 г., рекомен­ дуется для проходческих комплексов 3—5 и 7, однако число этих автосамосвалов пока еще ограничено.

При применении погрузочной машины ПНБ-Зк, наряду с авто­ самосвалами МАЗ-503, рекомендуются венгерские думперы DP-60 грузоподъемностью 6 т с поворотным управлением («Дутра»), по­ скольку на строительствах подземных сооружений у нас имеется достаточное число этих машин. Также рекомендуются самоходные вагоны грузоподъемностью 20 т типа ВС-20 м (1ВС-20АРВ) с элект­ роприводом, выпускаемые Воронежским заводом горно-обогатитель­ ного оборудования. Трест Гидроспецстрой по чертежам Караган­ динского института Гипроуглемаш изготовил опытный образец дизель-электрического варианта этого вагона (ВСДЭ-20). По ре­ зультатам промышленных испытаний в 1968 г. в туннелях большого сечения была проведена корректировка чертежей для серийного производства.

264


Предусматривается, что двигатели внутреннего сгорания дол­ жны быть оборудованы газоочистителями. Например, самосвальный автопоезд МоАЗ-6401-9585 оснащен уже на заводе комбинированной системой очистки выхлопных газов, состоящей из каталитического нейтрализатора КНД-240 и блока жидкостной очистки. Резуль­ таты испытаний показали, что эта система по эффективности не уступает известным французским газоочистителям.

§22. Схемы комплексной механизации бетонных работ

Внастоящее время при бетонировании отечественных туннелей большого сечения применяют несколько комплексов, отличающихся

друг от друга в основном типом загрузочного устройства и опалуб­ кой. В табл. 47 приведена характеристика рекомендуемых комплек­ сов для бетонирования и определена их расчетная производитель­

ность. На рис. 119 показаны схемы

механизации бетонных работ

с применением комплекса I, а на рис.

120 — загрузочное устройство

комплексов II и III. Эти комплексы разработаны проектными и строи­ тельными организациями Министерства энергетики и электрифи­ кации СССР и апробированы (кроме комплекса III) при бетониро­ вании ряда крупных туннелей Ингурской, Нурекской ГЭС и других в 1968—1969 гг. Комплексы II и III могут быть рекомендованы и при бетонировании коротких камерных выработок большого про­ лета при соответствующей корректировке конструкции опалубки.

Доставка бетонной смеси по выработке к месту укладки осуще­ ствляется автосамосвалами МАЗ-503, ЗИЛ-ММЗ-555, ДР-60 и дру­ гими грузоподъемностью 4,5—7 т. При дальности возки более 3 км могут быть рекомендованы автобетоносмесители Славянского завода строительных машин С-1036 с объемом готового замеса 2,5 м3 на шасси автосамосвала МАЗ-503 или смесители С-942 с объемом го­ тового замеса 3,2 м3 на шасси автомашины КрАЗ-258. При большой дальности возки и отсутствии автобетоносмесителей в бетонную смесь надлежит вводить воздухововлекающую добавку (мылонафт и др.) для замедления процесса схватывания и улучшения удобоукладываемости. При неглубоком залегании выработки бетонную смесь к месту укладки можно доставлять по скважинам.

Загрузочное устройство представляет собой бункер емкостью примерно 3 м3, который наклоняется с помощью гидравлических домкратов или лебедки и перегружает бетонную смесь порциями по 0,5 м3 в скип или непосредственно в бетоноукладчик. В послед­ нем случае автосамосвал въезжает по наклонному пандусу для раз­ грузки смеси в бункер.

Имеются примеры, когда автосамосвалы с бетонной смесыо из подходных туннелей въезжают в камерные выработки не с ниж­ них горизонтов на пандус, а на металлическую эстакаду высотой до 20 м и пролетом до 8 м, заанкеренную к стене выработки. Вдоль эстакады установлены бадьи емкостью 3 м3 для бетона, в которые

265



2 J3^І 5 4) 3? g Üag 3a§

© § § § g»"a

Произво­ дитель­ ность комплек­ са, тыс. м*/мес (м/мес)

g к

I 18

5 g

53 g

|3 |

§,4S

ffl* И S3

к a о

нл Sй VЕ-

о * »о

со ..

1=5 S

ю Ч О «

г-і

cd

И*

ч

ѴО cd

Н

ч

X

gs

о |

|1

«? >.

ss°

се о

^roo

Ф

и

в

 

5

н

S

Я

 

 

Hw

£ g g *

О

н

 

ff« о

А

О

ф <о

к

 

 

О I

53

В

д

I

о

 

.

о

н

cd

В ѵо

-

^

5

 

Ш

о

д

 

са

34

 

 

о

 

 

S

д

 

 

00

В

 

 

о

ffl

в

 

д

 

В

о

в

 

Д ѵо

 

В

cd

>>

 

„ .

'

ц

 

1І§

 

2а

в® °

 

А

 

 

 

 

Н Д

 

 

S

 

 

S

а

В в

я ѵо

? а

А1В

S

 

| g

«3

ѵо

ff

 

„ о«

О cd О

ГѴ о

SRO аГн

я д *9 м

 

>»кі

а

 

 

 

к *

О

 

 

 

Р2 £

ifi

Л ^

 

К И «

 

,H

>> ЕЙ

S '0

*

 

И

-

p,

 

2 g fe

 

в а Ф

 

5 а ш

и

s

к

 

ffl CO

O£ l°O

a со

£ <

£ffl §

<

-tg

очі д;

Ф

в

 

 

а > Я

и'1

*

g

'S.

я и Е -

О £

£ О

fto g o

В ы От1

о

 

к-

1

н

_, д о

ф

t t g

“5

и

g в

 

ИИ

пе р е -

о п а -

к

ff

в

V,

д

а

 

ФS- ѵо

Й^

в ^ §д ч cd

о

Н

Ш A er

Й « J Ф A e to ® Ф

" ? a

&§*к

« «

a P cö ^

е ю

О

A

^iS

СО -н

Ф д

s Ф

5

|- >>

Й ч

^н

SФ фgvoѴО

-1н ff

А О

ф S

Д

о

К '

нвв я

Фff. ф о

и о д со

о

S

ю В

S'

в

В о ф В. . Щ Ф

В- cd ^

Д Н g Ф о о

Ü ® *£

А *

В в

о ѴО О05 1

>2

§ВДI ft'

о

g u 1H cd

rо_3 -Йj, A

H00VO

Ф i a

mW w

■a

о

s

CO

Ф

fcO n

Ü

fcC B cd

e

вв о

§4 O '*'

Ф В S 2 0

о to

Ü ^

о

c

JL

В со

н£2

о г

2 ^

F-t -U

«

Ф ^

 

' A

VO

Q нОM 4

P3 Ф 0 5 ffl

2,8 1400)

ф

СС

в

«

cd

и

о

А fe

в ©

Рк 5и

ф

ffl

A

о

H ed A

VO

s

и

=a

«

к ,

о

t-

SS«!

®§3:

И ffl ft * о &>е<<

« § • £ *

сS Bg5

а

03со

§s

в со

83

Йffl «

<

266


разгружаются автосамосвалы. Далее бадьи краном транспортиру­ ются к загрузочному устройству бетоноукладчика. Подобное решение было применено, в частности, при бетонировании подземного ма­ шинного зала ГЭС Оровилл в США в 1966—1967 гг.

Укладку бетонной смеси в отечественных крупных выработках производят в основном пневмобетоноукладчиками ПБУ-500 емко­ стью 0,5 м3 конструкции Главтоннельметростроя или модернизиро­ ванными пневмобетоноукладчиками конструкции ДонУГИ емкостью

Продольный разрез

План

Я

I

И

Гр ч —

д щ ;

п

 

1

I I ,

 

 

 

L ^ J L C E Q M D

 

 

 

 

 

 

т а

г = г

1

f

 

 

Ж Ж -Ж У /Л Ж л .4\/а ж / У .■:/ , ; / W

i k'.-v“/ .Z I іуу Ж

Рие. 119. Схема механизации бетонных

работ с применением комплекса

I:

1 — автосамосвалы; 2 — бункер-перегружатель; 3 — скиповой подъемник; 4 — пневмобето­ ноукладчик; 5— ресивер; в — перестановщик опалубки; 7 — секции опалубки

до 0,8 м3. Вместе с тем, как показал опыт, насосная подача бе­ тона в выработках большого сечения является более целесообраз­ ной из-за отсутствия расслаивания смеси. Из серийно выпускаемых бетононасосов в подземных условиях проверен лишь насос С-296 производительностью до 10 м3/ч. В 1971 г. Нязепетровским заво­ дом изготовлены опытные образцы бетононасосов СБ-85 и СБ-95 с регулируемой производительностью соответственно до 20 и 30 м3/ч. Эти насосы после их доводки и серийного выпуска рекомендуются для комплекса III.

При бетонировании туннелей пролетом 8 м и более и длиной более 300 м целесообразно применять механизированную крупно­ секционную опалубку. При строительстве гидротехнических тун­ нелей большого сечения с 1968 г. положительно зарекомендовала себя передвижная опалубка для бетонирования свода туннеля площадью 52—55 м2, запроектированная институтом Оргэнергострой и изготовленная трестом Грузгидроэнергострой, а также ряд передвижных опалубок конструкции ПКБ Главэнергостроймеханизации, изготовленных на Челябинском механическом заводе [7, 15, 69].

267