подсистема 2 — запись, хранение и извлечение архивных данных, а также организация вычислительных работ типа «диспетчер»;
подсистема 3 — расчет данных в соответствии с номенклатурой проекта на основе результатов оптимизации определяющих пара метров, полученных в подсистеме 1 графического отображения и печати результатов.
Подсистемы не полностью автоматические. В подсистемах 1 и 3 возможна работа инженера-проектировщика, а в подсистеме 2 — инженера-математика в режиме диалога с ЭВМ. То есть существуют специальные блокировки, означающие, что на данном этапе при нимать решение должен человек.
При разработке системы особое внимание уделяется ее иерархи ческой структуре, что дает возможность постепенно углублять и расширять ее. На первом этапе система должна выдавать резуль таты приблизительно на уровне проектного задания, а по мере ее расширения — на уровне рабочего проекта.
Общий порядок функционирования системы приведен на укруп ненной блок-схеме (рис. 137). В блоке 1 происходит обработка исход ных данных, к которым относятся гидрогеологические условия на трассе туннеля (подземного сооружения), топография трассы, кон струкция сооружения (характеристики сечения, типы обделок и др.), директивные сроки строительства объекта, ограничения по людским и энергетическим ресурсам, имеющееся и перспективное оборудова ние, возможное число и расположение вспомогательных забоев.
В блоке, 2 определяются места расположения подходных выра боток. Как правило, на этом этапе в работе системы участвует проек тировщик. В принципе все данные по подходным выработкам можно получить, рассматривая их как самостоятельный туннель, к проекти рованию которого применима вся система. Поэтому для подробного анализа каждого подхода можно представить работу всей системы как рекурсивную процедуру (т. е. процедуру, одним из аргументов которой является такая же процедура других аргументов). На пер вом этапе развития системы такая ее работа не организуется.
Вблоке 3 туннель разбивается на участки со встречными забоями.
Вдальнейшем подробный анализ и оптимизация будут производиться для каждого такого участка.
Характеристики каждого участка туннеля готовятся в блоке 4. В блоке 5 выбирается допустимое множество способов проходки.
Анализ проходческого цикла начинается с выявления факторов, определяющих способ, а следовательно, и скорость проходки. Пред полагается, что все прочие зависимые переменные, такие как сто имость, время проходки, количество потребляемых ресурсов, являются функциями скорости. Факторы, определяющие способ проходки, приведены в табл. 49
Для каждого способа проходки можно перечислить все возможные условия применения (т. е. привести все геологические пачки, кото рые возможно пройти данным способом, все виды оборудования и т. д.). Очевидно, что такой простой перечень не будет достаточен,