§ 27. Автоматизированная система проектирования организации
ипроизводства подземных работ (основные положения)
Сразвитием вычислительной техники и прикладных математи ческих методов встает вопрос о механизации проектных работ на всех
стадиях на базе ЭВМ, что, в свою очередь, позволяет выдвинуть задачу оптимального проектирования организации подземных работ.
Предпосылкой для постановки такой задачи является ряд иссле дований, в частности и приведенных выше, в которых рассматрива лись математические модели параметров проходческого цикла, цикла бетонирования и т. д., на основе которых определяли значения аргу ментов, оптимизирующих искомый параметр. Однако определение оптимума для одного из параметров по одному критерию не гаран тирует оптимальной организации работ при строительстве всего подземного объекта.
Только комплексное решение всех проблем позволяет организо вать выполнение работ в директивные сроки при рациональном использовании имеющихся ресурсов. Это возможно при построении системы моделей, являющихся нормативной базой для оптимальной технологии работ. Такая система моделей, правила их комплексной обработки и выявления на основе оптимизации технико-экономи ческих параметров подземных работ, реализация этих правил на ЭВМ представляют собой автоматизированную систему проектиро вания организации и производства работ при строительстве туннелей
(ACHT) [19].
Цель работы ACHT — получение такого варианта проекта орга низации работ, который был бы с достаточными деталями пригоден для его применения в реальных условиях и оптимален по какому-то общему критерию (например, стоимости).
ACHT должна выполнять следующие функции:
на основе нормативных материалов, характеризующих детали, части и проект в целом, получать количественные (расчетные), если возможно оптимальные показатели и указывать стандартные эле менты, которые могут быть использованы в данном проекте;
указывать области, проектирование которых при данном уровне развития системы не может быть автоматическим и должно быть проведено традиционными методами, но исходные данные должны быть получены на ЭВМ (например, выбор дополнительных подходов, некоторые графические работы и т. д.);
накапливать и систематизировать нормативные материалы, вно сить в них коррективы по мере изменения технологии проектиро вания, развития вычислительной техники и появления новых технических решений в области туннелестроения.
В системе можно выделить три основные подсистемы:
подсистема 1 — оптимальная организация проходческих и бетон ных работ с учетом бурового и погрузочного оборудования, транс портной схемы, бетонного оборудования;