Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2

Рис. 133. Подземный узел развилок трубопроводов Нурекекой ГЭС:

1 — подходный туннель;

2 — монтажная камера;

3 — левый подводящий туннель;

4 — смотровая галерея;

5 — транспортный туннель;

6 — промежуточный водоподводящий туннель;

7 — шахтные трубопроводы;

8 — комплекс горизонтальной развилки

Структурная

схема элемента

I со всеми службами

приведена

на рис. 135.

строительством

туннеля (элемент II).

Функция

Руководство

этого элемента — осуществление управления строительством тун­ неля и разработка мероприятия по выполнению работ. При приведе­ нии сетевого графика в соответствие с заданными сроками предыду­ щего задания, основное внимание обращается на пересмотр техно­ логии работ, расположенных на критическом пути сетевого графика, изменение топологии сети, расчленение работ, совмещение их во времени и т. п.

После принятия решения оно доводится до сведения всех испол­ нителей, которые организуют производство (элемент I).

Контролъ за выполнением работы, координация (элемент III) и сбор оперативной информации о ходе выполнения работ (эле­ мент IV). Функции элементов III и IV — непрерывный контроль за выполнением подземных работ с принятием оперативных решений по координации отдельных звеньев и по ликвидации причин откло­ нения от плановых заданий. Осуществление этих функций может взять на себя диспетчерская служба (в составе главного диспетчера и сменных диспетчеров) строительных управлений, выполняющих подземные работы.

Представляется целесообразным организовать во всех крупных туннельных строительных управлениях эффективную службу диспет­ черского контроля по схеме, показанной на рис. 136. Такая служба должна явиться частью общей системы диспетчеризации на стро­ ительстве объекта с подземными работами (ГЭС, дорога и др.).

297


Рис. 134. Схема системы управления производством подземных работ:

1 — непрерывный поток информации, 2 — периодическая информация

Рис. 135. Структурная схема элемента I со всеми службами

298

Диспетчерская служба должна обеспечивать непрерывный учет и текущую информацию о фактическом ходе выполнения работ, выявлять причины отклонений от плановых заданий с принятием оперативных мер, осуществлять координацию отдельных звеньев, контролировать обеспечение транспортом и материалами в соответ­ ствии с потребностями и сроками их поступления. В этой связи заслуживает внимания и изучения успешная работа диспетчерской службы в системе Главмосстроя.

Рис. 136, Схема диспетчерской службы строительного управления по подземным работам

Диспетчерский контроль должен осуществляться при помощи современных технических средств связи, автоматики и телемеханики (телефон, селектор, громкоговорители, двусторонняя громкоговоря­ щая связь через коммутаторы, радиосвязь на ультракоротких волнах, дистанционный и автоматизированный учет и контроль за работой в туннеле и на поверхности машин и установок с помощью средств телемеханики и др.), установленных в диспетчерской и в каждом подразделении и участке места производства работ. Вся информация, передаваемая от датчиков о работе машин и механизмов в туннелях, должна отображаться на диспетчерских панелях и световых табло.

Оперативная информация фиксируется в специальных формахкарточках и передается в пункт сбора информации (элемент VI).

Сбор периодической плановой информации о выполнении работ

{элемент V). Функции элемента V — сбор периодической плановой информации о выполнении работ, состоящей из суточных, декадных, месячных, квартальных и годовых отчетных данных по объемам работ, стоимости затрат труда и материалов и другим установленным показателям. Информацій! обеспечивается маркшейдерской службой и функциональными отделами управления СУ. Она также фикси­ руется в специальных формах-карточках и передается в пункт сбора информации (элемент VI).

Подготовка информации для расчета сетевого графика (эле­ мент VI), расчет сетевого графика и подготовка сводных отчетных

299


данных (элемент VII). Функции элементов YI и YII — обеспечение элемента IX (см. ниже) периодической информацией о ходе стро­ ительства с выделением критических участков. В Советском Союзе сетевые графики были внедрены во многих областях, в том числе при сооружении некоторых объектов подземного транспортного строительства, а также при подземных работах в угольной и горно­ рудной промышленности. Имеются примеры успешного опыта стро­ ительства по сетевому графику подземного перехода в Киеве, нефте­ проводного туннеля в Новороссийске, участков радиуса Днепр — Дарница метрополитена в Киеве, отдельных участков трассы московского и других метрополитенов. В угольной и горнорудной промышленностях система СПУ применена уже на строительстве ряда шахт, отдельных рудников и карьеров. Первый опыт строитель­ ства туннелей и шахт с применением сетевых графиков показал возможность сокращения сроков выполнения работ и улучшения использования материальных ресурсов, позволив в то же время обнаружить имеющиеся недостатки планирования и управления строительством, которые могут и должны быть устранены с помощью сетевых графиков.

Сетевой график строительства туннеля, являющийся частью общего сетевого графика строительства объекта, представляет собой технологический макет, позволяющий детализировать каждый вид работы, точно определить начало и конец ее и установить объектив­ ную продолжительность строительства туннеля или подземного комплекса в целом. Сроки строительства, определяемые сетевым графиком после его оптимизации, научно обоснованы. Именно эти сроки должны учитываться при установлении времени ввода туннеля в эксплуатацию. После утверждения сетевой график должен быть основным документом по выполнению сроков для строителей и орга- низаций-поставщиков.

По сравнению с обычными методами планирования и управления система СПУ наиболее полно учитывает связи между различными работами, содействует правильному и оперативному перераспределе­ нию людских и материальных ресурсов для сокращения продолжи­ тельности или стоимости работ, позволяет в каждый момент времени сосредоточить внимание на критических работах, составляющих всего 10—15% всех работ, дает возможность проверить различные варианты решения и выбрать оптимальный вариант еще до его

реализации.

 

Гидроспецпроект

совме­

С 1967 г. институты Оргэнергоетрой и

стно

с трестом

Гидроспецстрой и Нурекгэсстроем

ведут

работы

по

внедрению

сетевого планирования

в практику

строи­

тельства подземных гидротехнических

сооружений

Нурекской

ГЭС [12].

Опыт показывает, что выполнение работ по сбору оперативной информации от диспетчеров (элемент IV), плановой информации (элемент V), подготовка этой информации для расчета сетевого гра­ фика (элемент VI), расчет графика и подготовка сводных отчетных

300


данных (элемент VII) должны быть поручены группе сетевого пла­ нирования и управления (СПУ) при строительстве объекта.

Разработка и внедрение планов научной организации труда

(элемент VIII). Функцией элемента VIII является обеспечение непрерывного роста производительности труда и экономической эффективности строительства, воспитание коммунистического отно­ шения к труду. Под научной организацией труда здесь следует по­ нимать усовершенствование технологии всех элементов и процессов,, встречающихся в системе, путем улучшения организации и культуры производства и техники.

Группа НОТ в составе трех-четырех инженеров-технологов пери­ одически подготавливает материал о результатах своей работы для сводного доклада о ходе строительства и о плане мероприятий (эле­ мент IX), получая задания от руководства строительного упра­ вления.

Подготовка доклада о ходе строительства и о плане меропри­ ятий по выполнению работ согласно графику (элемент IX). Функция элемента IX — комплексная систематизация поступающей информа­ ции и подготовка решения по ведению работ. На основании расчета сетевого графика группа СПУ подготавливает сводные отчетные данные (элемент VII), которые представляет заместителю главного инженерастроительного управления и под его руководством раз­ рабатывает доклад о ходе строительства и о плане мероприятий по выполнению работ согласно сетевому графику, главным образом работ, лежащих на критическом пути.

Доклад представляется на рассмотрение начальника (главного инженера) управления, и цикл системы повторяется. Наиболее рациональная периодичность такого цикла составляет 10 дней.

По мере внедрения подобной системы управления производством подземных работ она может быть развита и усовершенствована.

Для перехода к полностью автоматизированной системе управле­ ния необходимо, наряду с предлагаемым применением современных средств связи для контроля и информации о ходе работ, осуществля­ емой диспетчерской службой, разработать мероприятия по исполь­ зованию вспомогательного оборудования, позволяющего автомати­ зировать процесс обработки информации. На строительствах круп­ ных подземных объектов (типа Нурекской ГЭС) целесообразно иметь ЭВМ для оптимизации общего планирования работ, обсчета сетевых графиков (отдельно по объектам и общего — сводного), разработки рациональных схем размещения и перевозки материалов и других работ с созданием местного вычислительного центра.

В текущем пятилетии на ряде угольных бассейнов страны будут построены и введены в действие автоматизированные системы плани­ рования, учета, управления и обработки информации, осуществля­ ющие механизацию и автоматизацию инженерно-технических и упра­ вленческих работ. Изучение и использование опыта работы этих и уже действующих систем поможет внедрить новейшие методы управления и в подземном строительстве.

301


§ 27. Автоматизированная система проектирования организации

ипроизводства подземных работ (основные положения)

Сразвитием вычислительной техники и прикладных математи­ ческих методов встает вопрос о механизации проектных работ на всех

стадиях на базе ЭВМ, что, в свою очередь, позволяет выдвинуть задачу оптимального проектирования организации подземных работ.

Предпосылкой для постановки такой задачи является ряд иссле­ дований, в частности и приведенных выше, в которых рассматрива­ лись математические модели параметров проходческого цикла, цикла бетонирования и т. д., на основе которых определяли значения аргу­ ментов, оптимизирующих искомый параметр. Однако определение оптимума для одного из параметров по одному критерию не гаран­ тирует оптимальной организации работ при строительстве всего подземного объекта.

Только комплексное решение всех проблем позволяет организо­ вать выполнение работ в директивные сроки при рациональном использовании имеющихся ресурсов. Это возможно при построении системы моделей, являющихся нормативной базой для оптимальной технологии работ. Такая система моделей, правила их комплексной обработки и выявления на основе оптимизации технико-экономи­ ческих параметров подземных работ, реализация этих правил на ЭВМ представляют собой автоматизированную систему проектиро­ вания организации и производства работ при строительстве туннелей

(ACHT) [19].

Цель работы ACHT — получение такого варианта проекта орга­ низации работ, который был бы с достаточными деталями пригоден для его применения в реальных условиях и оптимален по какому-то общему критерию (например, стоимости).

ACHT должна выполнять следующие функции:

на основе нормативных материалов, характеризующих детали, части и проект в целом, получать количественные (расчетные), если возможно оптимальные показатели и указывать стандартные эле­ менты, которые могут быть использованы в данном проекте;

указывать области, проектирование которых при данном уровне развития системы не может быть автоматическим и должно быть проведено традиционными методами, но исходные данные должны быть получены на ЭВМ (например, выбор дополнительных подходов, некоторые графические работы и т. д.);

накапливать и систематизировать нормативные материалы, вно­ сить в них коррективы по мере изменения технологии проектиро­ вания, развития вычислительной техники и появления новых технических решений в области туннелестроения.

В системе можно выделить три основные подсистемы:

подсистема 1 — оптимальная организация проходческих и бетон­ ных работ с учетом бурового и погрузочного оборудования, транс­ портной схемы, бетонного оборудования;

302