Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому согласно табл. 11 СНиП П-А. 12-69, расчетная сейсмич­ ность моста равна 7 баллам.

Динамическая расчетная схема моста. Расчет ведется по рас­ четной схеме дискретного типа. Динамическую расчетную схему при сейсмическом воздействии поперек оси моста принимаем на основе следующих соображений. Фундаменты промежуточных опор как массивы, входящие в состав конструкции подпорных стен набереж­ ных, практически не испытывают деформаций в направлении попе­ рек оси моста Поэтому можно считать, что столбы промежуточ­ ных опор защемлены в уровне обреза фундамента (верха подпор­ ных стен). Поперечные деформации береговых опор, имеющих большую ширину поперек моста и значительную жесткость, прене­ брежимо малы по сравнению с поперечными деформациями проме­ жуточных опор; масса пустотелых коробчатых конструкций бере­ говых опор относительно небольшая. Исходя из этого крайние опо­ ры пролетных строений в динамической схеме можно считать неподвижными в поперечном направлении (см. § VII.3). Ввиду боль­ шой ширины и относительно малой высоты пролетного строения эксцентриситет (по вертикали) между центром тяжести пролетного строения и верхом опоры не учитываем. Сопряжения пролетного строения с опорами при поперечных деформациях принимаем шар­ нирными (см. § II.3).

Для получения сосредоточенных масс пролетного строения группируем его массы в центрах тяжести участков длиной по три сборных блока (см. рис. VIII.3). Таким образом получается 21 сосредоточенная масса по длине пролетного строения. Массу про­ межуточной опоры группируем в три сосредоточенные массы по высоте.

Расчетная схема, полученная на основе вышеуказанных сообра­ жений, приведена на рис. VIII.2. Она представляет собой плоскую симметричную решетку, состоящую из шарнирно сочлененных гори­ зонтального (пролетное строение) и двух вертикальных (промежу­ точные опоры) стержней переменного сечения и несущую 27 сосре­ доточенных масс. Решетка испытывает колебания из своей плос­ кости.

Дальнейшие упрощения динамической расчетной схемы, связан­ ные с ее симметрией, приведены ниже.

Вычисление сосредоточенных грузов и масс расчетной схемы. В первую очередь, расчет ведется при отсутствии временной нагруз­ ки на мосту. В таком случае сосредоточенные грузы состоят из собственного веса соответствующих частей моста.

Согласно п. 4.14 СНиП П-А.12-69, собственные веса приняты нормативной величины. Ввиду симметричности расчетной схемы достаточно вычислить грузы для одной ее половины.

Таким образом необходимо вычислить сосредоточенные грузы и массы в точках k = 1, 2, ..., 14.

1 Подсчеты показали, что деформации фундаментов пренебрежимо малы по сравнению с поперечными деформациями столбов тела опор.

217


 

Рис. VIII.2. Динамическая расчетная схема моста

 

о м

 

 

 

0 0 ,15

 

 

 

 

 

 

 

 

81,6/2 =00,80

 

а)

11 м 1 1 1 1 1 1 г п т г т

11

1 И 1 11 1 I T T T T T

 

I

I

I I

16 *2,70 =43,20

I I

I

I 1 1

 

1 4 *2 ,7 0 =37,80

 

I

I ! I

 

! I

I I

I

I

I

|

I

I

|

I I

I I I Ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧзЧз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к-э N■3

 

 

 

 

 

 

 

 

8 ?

 

 

 

 

 

 

 

 

Ча

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С ;

 

 

 

ч :

Чэ

 

Чз

я

о

 

 

 

С\3 см см

 

 

 

 

СЭ ч э

< с

 

ч а

<1*

 

 

N

 

см >»

 

5

■5J- «ч*

 

 

 

 

 

N

с ч S

 

СМ см

 

V -

§

1

1

1

1

1

1

i

j

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

и з ч з ча Чэ ч э 4 j ч а Ча Ча ч а Чэ Чэ 41 чэ ЧЭ

 

4 3 Ча чэ Чэ Чэ Чэ Ч з Чэ Чэ На Ч з «3 Ч з Ч з Ча

 

 

$ 1

 

Qz

 

 

 

Qif

 

 

Q s

 

Qy

 

 

 

 

S s

 

Чю

0„

^ 6

J j

8,10

|

8,10 |

8 ,1 0

| 8,10_ | 8 J 0

^ 8 , W

 

| й,й?

|

8,10^ |

8,10^ | 8 , 0 0

 

Рис. VII 1.3. Определение сосредоточенных

 

грузов

от

собственного веса

 

 

 

 

 

 

 

пролетного

строения:

 

 

 

 

 

 

 

а — членение

пролетного

строения

на

блоки; 6 — распределение

сосредоточенных

 

 

 

 

 

 

 

грузов по длине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J 700

8 ,50

 

3,0С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Aq sA sA

77777777777777777Ш

g

тю СМ

7Г/7Г,р7

2£П /777777

Рис. V I11.4. Определение сосредоточенных грузов от собственного веса промежуточной опоры


Схема разбивки пролетного строения на участки для вычисления сосредоточенных грузов дана на рис. VIII.3, а аналогичная схема для промежуточных опор — на рис. VIII.4.

Вычисление сосредоточенных грузов Q k{k= 1, 2, ..., 14), как весов соответствующих участков конструкций моста, произведено по проектным раз-мерам конструктивных элементов с учетом покрытия проезжей части и тротуаров, перил и коммуникаций. Окончательные значения -сосредоточенных грузов, принятые с некоторым округлением, приведены в табл. V III.1 и на рис. VIII.3, VIII.4. Каждый сосредоточенный груз считаем приложенным в центре тяжести соответствующего участка. Координаты, характери­ зующие местоположение грузов на расчетной схеме, даны на рис. VIII.3, VI11.4. Сосредоточенные массы, соответствующие вышеука­ занным грузам, определяемым по выражению

mk= — (k = \ , 2, . . . , 14), g

где g = 9,81 м/сек2 — ускорение силы тяжести.

Значения сосредоточенных масс приведены в табл. V III.1. Для характеристики относительных величин масс там же даны, значе­ ния сосредоточенных масс, выраженные в долях -массы пц.

Поперечные жесткости пролетного строения и опор. Предвари­ тельные подсчеты показали, что сдвиговые деформации опор и пролетного строения (на полной его длине) не играют существен­ ной роли. Поэтому расчеты ведутся по изгибным жесткостям этих элементов.

Жесткость пролетного -строения в горизонтальной плоскости определяем по проектным размерам его сечений -(с учетом перемен­ ности сечения по длине). Схема пролетного строения с указанием

 

 

 

 

Т а б ли ц a VIII.I

 

 

Сосредоточенный

Сосредоточенная масса m ^

Местоположение точки

 

 

точек

груз Qk , Т

Тм—1 сек"1

в долях массы т\

 

1

Пролетное строение

386,0

39,40

т х

2

То же

386,0

39,40

т 1

3

»

386,0

39,40

т х

4

 

386,0

39,40

ТП\

5

 

459,3

36,89

1 ,1 9 ^ !

6

 

787,4

80,38

2,04m i

7

»

459,3

46,89

1,19тпх

8

»

386,0

39,40

т х

9

»

386,0

39,40

Щ

10

»

386,0

39,40

т \

11

»

420,8

42,96

1 ,09jtzi

12

Промежуточная опора

102,8

10,64

0,27/tzi

13

То же

126,0

13,00

0,33/^!

14

»

150,0

15,37

0,39m i

219


участков с постоянными размерами сечения и поперечные сечения по этим участкам приведены на рис. VII 1.5.

Предварительные подсчеты показали, что учет арматуры при вычислении жесткости практического значения не имеет. Поэтому жесткость сечений определяли с учетом полной площади бетона несущих конструкций пролетного строения, но 'без учета арматуры. Покрытие проезжей части вводили в расчет как слой бетона марки 100. Значение модулей упругости бетона принимали по данным Указаний по проектированию железобетонных мостов [153]. Учиты­ вая, что отношение модулей упругости бетонов несущих конструк­ ций и покрытия равно примерно 2, момент инерции покрытия в под­ счетах принимали с коэффициентом 0,5. Схема сечения покрытия, принятая в расчете, приведена на рис. VIII.5.

Ж)

 

. _ J570___^_____ то_

 

"V

I

 

1

 

 

 

Рис. VIII.5. Сечения пролетного строения:

а — участки постоянного сечения; 6, в,

г, д, е — схемы сечений участков I, 2, 3, 4, 5; ж — схе-

ма

сечения покрытия

2 2 0


а)

I г I J MJ M 3 \г \

'

___m

.2,7

 

2,7

 

44,15

81 SO/2 = 40 ,8 0

6)

В )

/ .

3 o,os

 

L->-------L _

 

 

 

*к ..I___

 

 

 

Ч

? -

 

\S'75\ | V f | .

32,70

j

1,35

1,35

 

1

Рис. VIII.6. Изменение поперечной жесткости по длине пролет­ ного строения:

а — участки постоянного сечення; б — фактическая эпюра моментов инерции; в — расчетная эпюра

Моменты инерции поперечных сечений отдельных участков пролетного строения относительно центральной вертикальной оси, подсчитанные вышеуказанным способом, имеют следующие вели­ чины:

№ участков . . . . .

1

2

3

4

5

Моменты инерции, м4

964

1058

1328

1428

4750

Изменение моментов инерции по длине пролетного строения изо­ бражено на рис. VIII.6, б. Как видим, моменты инерции участков 1 и 2, а также участков 3 и 4 незначительно отличаются друг от дру­ га. Поэтому указанные участки объединены попарно и для них при­ няты средние значения моментов инерции, что дает погрешность в пределах 5%. Кроме этого, для упрощения дальнейших расчетов граница между участками 2 и 3 переносится на 1,35 м в сторону средней опоры с тем, чтобы она совпала с точкой приложения со­ средоточенного груза. Таким образом, в расчете пролетное строе­ ние рассмотрено состоящим из трех участков постоянного сечения (на половине длины) с моментами инерции Iо, Ii, /ц. Принятая в расчете эпюра изменения моментов инерции по длине пролетного строения приведена на рис. VIII.6, в.

221