Файл: Копелевич, Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изыскания — астрономические наблюдения, исследования природы моря и водных бассейнов — он был большим знатоком Босфора и района Дуная, собирал натуралии, приборы, оружие, археологические редкости. Возвратив­ шись в Болонью, куда его вызвал папа Клемент XI, он выполнял различные военные и дипломатические поруче­ ния. В своем доме Марсильи построил астрономическую обсерваторию, в которую привлек Евстахпо Манфреди. Дом его, заполненный коллекциями, превратился в боль­ шой музей. Здесь же было отведено помещение и для «Ака­ демии беспокойных». В другой части дворца Марсильи собирал живописцев, скульпторов и архитекторов города, организовал обучение этим искусствам. Так сложилась академия, которая по имени покровительствовавшего ей папы Клемента XI получила пазванпе «Клементины».2

Но Марсильи не успокоился на этом. Он решил соз­ дать единое учреждение и обеспечить ему падежное бу­ дущее, не зависящее от капризов частной благотворитель­ ности. Для этого он предложил сенату города Болоньи все свои богатейшие коллекции с тем, чтобы сенат предоста­ вил музею большой дом, где могли бы успешно работать її обе академии, объединенные в Институт. К счастью, в составе сената были люди, живо интересовавшиеся на­ укой. И, когда в 1712 г. сенат получил разрешение папы выделить Институту часть своих средств, для Института был куплен один из красивейших дворцов города. В башне Палаццо дель Институте была построена астрономиче­ ская обсерватория, в залах и галереях двух его этажей размещены коллекции, библиотека, комнаты для физиче­ ских опытов и анатомических вскрытий, для собраний, для работы художников и мастеров. Позднее была соз­ дана и химическая лаборатория. Говоря об этом дворце Фонтенель восклицает: «Кажется, что мы видим здесь воплощенную Атлантиду канцлера Бэкона, превративше­ еся в явь сновидение ученого»3 [156, 1730, с. 140]. К коллекциям Марсильи сенат присоединил принадлежав­ шие ему естественнонаучные музеи Улисса Альдровандп

и Фердинанда Коспи. Ученые,

монастыри, священники

2 Романтическая история жизни

Марсильи была рассказана

Б. Фонтенелем в похвальной речи в Парижской академии в год его смерти [156, 1730, с. 132—143].

3 Детальное описание дворца, чертежи его фасадов и планов имеются в книге Дж. Г. Боллетп [101].

171


дарили Институту свои собрания, инструменты и книги. 13 марта 1714 г. состоялось торжественное открытие Ин­ ститута.4

Сенат города назначил шестерых лиц из своего со­ става, которые должны были заботиться об Институте. Основной штат Института включал, кроме президента, секретаря и трех его помощников (по астрономии, физике

ихимии), профессоров по специальностям: астрономия, во­ енная архитектура, физика, натуральная история, химия

ипрофессор по управлению библиотекой. Был также мастер-механик и помощник химика. Позднее состав про­ фессоров расширился. В книге Боллети [101, с. 102] упо­ минаются, кроме перечисленных, навигация, акушерство,

анатомия, хирургия, механика, оптика, древности. У боль­ шинства профессоров имелись помощники, а у некото­ рых — еще и адъюнкты. Из описания деятельности Ин­ ститута [120, с. 13] можно заключить, что функция профессорского состава была не исследовательской, а учеб­ ной и популяризаторской. C ноября до начала августа каждого года профессора регулярно читали лекции для всех желающих. Одновременно в городе существовал и старый университет. Эти два учреждения неплохо ужива­ лись (иногда в них работали одни и те же лица), но пред­ ставляли они два различных способа преподавания: уни­ верситет придерживался традиционного, преимущест­ венно умозрительного,5 Институт же — практического, с публичной демонстрацией опытов. Расписание лекций строилось таким образом, чтобы желающие могли слу­ шать «наставления» в Университете и видеть опыты и демонстрации в Институте.

«Академия беспокойных», присоединившись к Инсти­ туту, пережила второе рождение. Она отказалась от преж­ него названия и стала именоваться «Академией Болонс­ кого института наук». Из числа ее 12 действительных членов избирались не только президент и секретарь Ака­ демии, но и президент и секретарь Института и все 6 его

4 «Instituto delle scienze di Bologna», или «Bononiense scientiarum et artium Institutum».

5 Как говорится об этом в истории Института, в «Архигим­ назии» (т. е. университете) преподают то, «к чему не прилагают руки» — диалектику, метафизику. Читают там и геометрию, фи­ зику, анализ бесконечных. Но там только «диспутируют», а в Институте постоянно что-то строят [120, с. 13].

1 72

DE BONONIENSi

Scientiarum

ARTIUM

INSTITUTO ATQUE ACADEMIA

COMMENTAB.il.

bononiλe mdccxxxi

Ex Typographia Lλbu a Vuifi , spud MetropcJiianam.

Stqmerwn ptmiffu.

Титульный лист «Комментариев» Института в Колонье.


профессоров. Таким образом, Академия и Институт были органически связаны. В собраниях Академии присутст­ вовали и «сенаторы-префекты». Раз в год проводились публичные собрания в присутствии легата кардинала. Устав Академии, как это было принято и в других науч­ ных академиях этой эпохи, возлагал на ее членов коллек­ тивную ответственность за научные публикации: «Никто ничего не издает от имени Академии без ведома Акаде­ мии» [120, с. 45]. В 1731 г. Академия издала первый том своих «Комментариев»,6 состоящий из исторической части и сочинений членов Академии, второй том вышел в трех частях в 1745—1747 гг., третий — в 1755 г. В 1724 г.,

в президентство Беккариа, было разрешено в частных со­ браниях Академии читать не только по-латыни, но «на каком кто хочет языке». В 1723 г. секретарем Академии был избран знаменитый своими астрономическими на­ блюдениями и каталогами Франческо Марію Цанотти. Позднее он много лет был президентом Академии.

Среди почетных членов Болонской академии были ученые, которые состояли на службе или были почетными членами Петербургской академии — Даниил Бернулли, Яков Герман, Джованни Полени. В 1762 г. Академия из­ брала своим почетным членом Михаила Васильевича Ло­ моносова.

Болонская академия наук существует и сейчас,7 объе­ диняя 50 членов и 200 членов-корреспондентов.

В середине XVIII в. была основана, также существую­ щая в наши дни, Академия наук в Турине.8 Заслуга ос­ нования научного общества в Турине принадлежит гер­ цогу Салуццо ди Менисильо, который сам увлекался хи­ мическими опытами. В 1757 г. он начал создавать группу ученых, взяв в помощники двух одаренных молодых лю­ дей, преподавателей местного университета, Жозефа Луп Лагранжа и Джованни Франческо Синья. Вскоре к ним присоединились еще шесть ученых, и этот небольшой коллектив издал в 1759 г. первый том «Туринского сбор­

6 «De Bononiensi Scientiarum et artium Instituto atque Aca­ demia Commentarii, Bononiae» [120], «Комментарии» Болонской академии издавались тем же издательством «Laelii a Vulpe», которое предприняло в 30-е годы XVIII в. переиздание «Коммен­ тариев» Петербургской академии.

7 Ее название «Accademia delle scienze dell’ Instituto di Bologna». 8 «Accademia delle scienze», Torino.

174

ника»,9 который сразу привлек к себе внимание глубиной и новизной математических и физических статей, в осо­ бенности работами Лагранжа по вариационному исчис­ лению, теории звука и света. Синья поместил в сборнике серию экспериментальных исследований по электриче­ ству и изучению состава воздуха. Печатались здесь и ра­ боты Леонарда Эйлера о колебании струны, посылав­ шиеся им Лагранжу из Берлина. В 1783 г. Общество было переименовано в Академию наук,1011получило патент от короля (Турин в то время входил в состав Сардинского королевства) и устав, по которому предельное число чле­ нов было ограничено 40 представителями только физикоматематических и естественных наук. В 1774 г. король отдал Академии дворец Палаццо деи Нобили, который с тех пор стал называться Палаццо дель Академия. В конце века во дворце была построена обсерватория. На печати Академии «Истина» и «Польза» объединялись в рукопожатии. Ака­ демия, помимо теоретических исследований, занималась вопросами развития ремесел, здравоохранения и государ­ ственного управления [177, т. 4, с. 390—394].

Среди итальянских академий наших дней, кроме Бо­ лонской, Туринской и упоминавшейся выше деи Линчеи, есть еще несколько таких, которые берут свое начало от старых академий XVI—XVIII вв. Это «Национальная академия наук, литературы и искусств» в Модене,11 «Ко-

ломбария»

во

Флоренции,12

«Виргилиана»

в Мантуе13

(см. о них

[177, т. 2, с.

31—35, 197—200; т. 3,

с. 363—366;

т. 5, с. 475—477;

206, с. 741].

Но в тот период они не играли

значительной

роли в

международном научном обмене.

9 «Miscellanea

philosophico-mathematica societatis privatae

Taurinensiss.

Со

 

второго

тома

(1761—1762) — на

французском

языке под заглавием «Mélanges de philosophie et de mathématique de la Société Royale de Turin». Общество, считавшееся сначала частным, получило название «королевского» в 1761 г.

10 «Accademia Reale delle scienze».

11 «Accademia Nazionale di scienze, Iettere ed arti», Modena, восходит к «Академии несогласных» («Accademia dei dissonanti»),

основанной в 1680 г. Новое название получила в 1817 г. (тол'ько не «национальной», а «королевской»),

12 «Accademia Toscana di scienze e Iettere la Colombaria», Firenze. Основана в 1735 г.

13 «Accademia Virgiliana di scienze, Iettere ed arti di Montova». Носходит к «Академии увлеченных» (Accademia degli Innaghiti),

основанной в 1562 г.



ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

За время, отделявшее основание Академии наук в Пе­ тербурге от возникновения первых крупных академий на Западе, Россия прошла в своем научно-техническом раз­ витии большой путь. Мы можем здесь лишь в самых об­ щих чертах охарактеризовать его, назвав главные факты

и события.

Во второй половине XVII в. успехи русского метал­ лургического производства позволили начать перевоору­ жение армии. Разведка руд стала делом государственных учреждений, а производство пороха и нужды медицины стимулировали рост практических знаний в области хи­ мии. Русские землепроходцы и мореходы, продвигаясь в глубь Сибири, вышли к Тихому океану, прошли вдоль берегов Ледовитого океана, обогнули Камчатку и открыли огромные новые территории, внеся тем самым заметный вклад в мировую географическую науку. В стране накап­ ливаются книжные богатства — в царской библиотеке, мо­ настырских и частных книжных собраниях. В конце века потребность в практических знаниях резко возрастает под влиянием кипучей деятельности Петра, его Азовских по­ ходов, начавшегося строительства флота и появления но­ вых мануфактур. Проблемы размещения развивающейся промышленности, строительство новых дорог и каналов, перестройка административного управления страной, во­ енные задачи — все это требовало точных карт, основан­ ных на инструментальных съемках и астрономических наблюдениях. Первые такие съемки были предприняты во, время Азовских походов.

Петр I может быть поставлен в один ряд с титанами научной революции XVII в. уже в силу того, что он осоз­ нал и претворил в жизнь идею неразрывной связи эконо­ мического и военного могущества страны с развитием на-

176

уки и просвещения. За короткий период Россия одержала военную победу над Швецией и получила выход к Бал­ тийскому морю, в стране было создано около 200 пред­ приятий мануфактурного типа, производство чугуна уве­ личилось более чем в пять раз и по абсолютной величине достигло уровня Англии, был построен балтийский флот. Столь же стремительно шло усвоение результатов разви­ тия науки и техники передовых стран. Своеобразной «глу­ бокой разведкой» в мир европейской науки и кораблестро­

ения было

путешествие Петра и его

сподвижников

в 1697—1698 гг. в Голландию и Англию.1

 

Созданные Петром Математико-навигационная школа

в Москве

(1701 г.), Морская академия

в Петербурге

(1715 г.), артиллерийские, инженерные и другие профес­ сиональные училища, издание учебной и переводной технической литературы дали первые сотни отечествен­ ных специалистов для армии, флота, промышленности и строительства. Появление обученных геодезистов и нави­ гаторов позволило составить научно обоснованные карты Сибири и Камчатки, начать гидрографические работы на Балтике, впервые установить правильные очертания Кас­ пийского моря. Последними крупными предприятиями Петра были посылка в 1725 г. Первой камчатской экспе­ диции под командованием Витуса Беринга и начатая в 20-е годы съемка для составления Генеральной карты России. Этим работам, однако, недоставало точности из-за отсутствия обсерваторий и должной астрономической под­ готовки геодезистов. Были посланы первые экспедиции врачей и ботаников для изучения природных богатств страны: Д. Г. Мессершмидта — в Сибирь, Г. Шобера— на Кавказ, И. X. Буксбаума — в окрестности Петербурга и в южные районы, но и для развития экспедиционного дела не хватало специалистов. Страна испытывала ост­ рую нужду в образованных людях. Эту задачу мог бы частично выполнить университет. Но университеты — это Петр знал из личного знакомства с ними — не могли создать научную основу для развития производства.

Поэтому, еще не решив, какого типа научное или учебное учреждение необходимо России, Петр создавал

1 Обширный материал о контактах Петра и Я. Брюса с уче­ ными в Англии и о дальнейших связях русской и английской

науки в

XVIII в. приведен в

недавно вышедшей монографии

,

В. Босса [102].

.

12

Ю. X. Копелевич

177