Файл: Копелевич, Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
различные училища, а также научную библиотеку, му зей, кабинет машин и инструментов. После Полтавской победы и укрепления Петербурга как столицы государства книги, коллекции и инструменты перевозятся из Москвы в Петербург. Вопрос об организации русской на уки становится предметом обсуждения с учеными и прежде всего — с великим Лейбницем.
Контакты Петра с Лейбницем, начавшиеся по ини циативе Лейбница еще в годы «великого посольства», продолжались почти 20 лет, до самой смерти ученого. Огромное количество писем, записок и проектов Лейб ница, относящихся к России, были сто лет назад изучены в архивах Ганновера русским историком В. И. Герье и заняли два тома [12, 13] .2 Здесь мы коснемся лишь са мого существенного из того, что, с нашей точки зрения,
относится к |
проблеме |
организации научного |
общества |
в России. |
документ |
из этой серии — записка, |
которая |
Первый |
предназначалась для передачи Петру еще в 1697 г., когда «великое посольство» проезжало через Ганноверские вла дения. Дошла ли она до Петра, неизвестно. Примеча тельно, однако, то, что в шести из семи пунктов этой за писки говорится о вещах, которые Петр сам уже начал осуществлять и которые входили в задачи «великого по сольства»: привлечение на службу способных иностран цев, посылка русских подданных за границу, просвеще ние народов России, покупка за границей различных пособий, составление точного описания страны. Только первый пункт этой записки — основать центральное уч реждение для науки и художеств — содержал идею, кото рая, по-видпмому, не имела еще в то время реальной почвы для своего осуществления.
Разочаровавшись в возможностях Научного общества в Берлине, Лейбниц все чаще обращается к России, с ко торой он поддерживает связи через русских диплома тов — бывшего воспитателя царевича Алексея барона Гюйссена и русского посланника в Вене барона Урбиха. В письмах и записках, которые предшествовали личной
встрече Лейбница с Петром |
в Торгау в |
1711 г., прово- |
||
2 По мнению |
А. И. Андреева |
[2, с. 286]. в |
этом плане |
наши |
государственные |
архивы, в частности фонд |
«Кабинета |
Петра |
Великого», еще не изучены до конца.
178
дптся мысль об огромной общечеловеческой значимости развития просвещения в России. Россия представляется Лейбницу «непочатым полем», где можно избежать за блуждений и ошибок, допущенных на Западе. Он уси ленно рекомендует практические приложения наук — в медицине, в горном и монетном деле, пишет об астроно мических наблюдениях, которые могут «пролить новый свет на мореплавание п географию» [13, с. 95—99]. При мечательно, что Лейбниц говорит о задачах, которые на стоятельно выдвигались самой русской действительностью (п начали успешно решаться Петром), по в его устах они звучат абстрактно и не обнаруживают знания их ав тором действительного положения в России. Что касается центральной научной организации, то в записке 1708 г. говорится уже об учреждении «влиятельной коллегии с обширным кругом власти» [13, с. 98], коллегии, кото рая ведала бы образованием, книгоиздательством, цензу рой, художествами и ремеслами. Словом, речь идет не об исследовательском учреждении, а о некоем, наделенном огромными полномочиями, управлении образованием, на укой и ремеслами.
В другой записке Лейбница, составленной к встрече с Петром в Торгау, функции такой коллегии еще шире: в ее ведении не только учебное и книжное дело, искус ства и ремесла, ио медицина и аптеки, соляные и горные промыслы, изобретения и мануфактуры, новые культуры
в |
сельском хозяйстве и новые |
предметы |
торговли [13, |
с. |
180—182]. Лица, стоящие |
во главе |
этой коллегии, |
должны занимать высокое положение в государстве.
В проекте, переданном Петру в 1712 г. в Грейфсвальде [13, с. 217—218], предлагается основать универ ситеты в Москве, Астрахани, Киеве и Петербурге. При чем говорится об университетах и академиях, но остается неясным, что имел в виду Лейбниц под словом «акаде мия». В одном из черновых набросков [13, с. 219—220], развивая мысль о руководящем органе, который будет заботиться «о введении, приращении и процветании всех добрых наук в империи», он говорит, что этому совету будут подчинены академии и ученые общества. Очевидно, под академиями Лейбниц подразумевает университеты.
Из многочисленных проектов и предложений Лейб ница, относящихся к последним годам его жизни, когда он числился «тайным юстицратом» на русской службе,
12* 179
Непосредственное отношение к нашей проблеме имеет efö записка о коллегиях [13, с. 364—369]. В ней ученая кол легия уже не занимает столь исключительного положе ния. Она — лишь одна из девяти коллегий и состоит из представителей разных наук — архитектор, медик, химик, механик, историк, в обязанности которых входит надзор за обучением юношества и посылкой молодежи за гра ницу. Кроме того, член коллегии должен «изложить свою науку по лучшему методу и постоянно развивать ее, чтобы приобретать в ней все новые и новые знания». Очень обстоятельно Лейбниц говорит здесь также об ор ганизации идеального, с его точки зрения, университета.
К сожалению, не сохранилось сколько-нибудь подроб ных сведений о беседах Лейбница с Петром, Брюсом и будущим президентом Петербургской академии Блюментростом. Из тех документов, которыми мы располагаем, можно заключить, что у Лейбница не было сколько-ни будь конкретных предложений о создании исследователь ского учреждения применительно к условиям России. Он нигде не ссылается на опыт Берлинской и других извест ных ему европейских академий. Его идеи, вероятно, ока зали влияние на расширение представлений Петра о роли наук в государстве п значении централизованного руко водства ими, и в этом смысле имя великого немецкого мыслителя не может быть обойдено в истории основания Петербургской академии наук. Но в самой организации
Академии |
мы не можем |
проследить прямых связей |
с весьма |
отвлеченными |
предложениями и проектами |
Лейбница. |
|
|
Да и у русских сподвижников Петра рождались по добные идеи. Так Федор Степанович Салтыков, корабле строитель, посланный Петром в 1711 г. в Англию для по купки судов, вдали от родины писал проекты о развитии промышленности России и разработке ее естественных богатств. Среди прочего он предлагал открыть «акаде мии», т. е. учебные заведения, чтобы сравняться «в ко роткое время во всех свободных науках со всеми луч шими европейскими государствами, а без свободных наук и без добрых рукоделий не может государство стяжать себе умного имения» [57, с. 23].
Много нового о различных типах высших научных и учебных учреждений Петр узнал во время своей поездки во Францию летом 1717 г. В Сорбонне богословы зани
180
Мали его разговорами о соединений восточной й Запад ной церквей. В «Коллеже четырех наций» он интересо вался постановкой преподавания. В беседах с Кассини, Вариньоном и особенно с королевским географом Гильомом Делилем Петр выяснял пути использования астро номии, математики и географии для нужд изучения страны. Разговор с Делилем касался и возможностей северо-восточного морского пути из Европы в Азию. Све дения по географии России — итоги последних экспеди ций — представляли огромный интерес для французских географов. На одной из рукописных карт, показанных Петром Делилю, как уже упоминалось выше, впервые были нанесены контуры Каспийского моря, основанные на инструментальных съемках.3
Парижские ученые демонстрировали Петру новые изобретения и эксперименты: Жоффруа — химические опыты, Пижон — свой глобус, показывающий движение светил по системе Коперника. Анатом Дюверней — один из учителей будущего президента Петербургской акаде мии Л. Блюментроста — устроил показ сложной глазной операции. 1 июня 1717 г. на чрезвычайном заседании Па рижской академии наук в честь Петра показывались хи мические опыты и новая водоподъемная машина, Рео мюр демонстрировал рисунки из находившейся в его ве дении коллекции изобретений, представленных Академии. Словом, Академия наук как цитадель опытной науки и технического развития предстала перед Петром в лучшем виде.
Однако мы не находим в источниках данных о том, что после этого Петр решил взять Парижскую академию наук за образец для создания в России учреждения та кого же типа. Дальнейший ход событий свидетельствует скорее о самобытности убеждений Петра. Как мы уже говорили, руководство исследовательской работой по гео графическому изучению страны, по горному делу и изы сканию природных богатств было возложено на новые административные учреждения — Адмиралтейскую колле
3 До того Каспийское море на европейских картах имело фантастические очертания. Как показала Е. А. Княжецкая. карга Каспийского моря, которую Петр повез во Францию, была итогом экспедиции Бековича-Черкасского 1715—1716 гг. Карта сохрани лась, но авторство ее было забыто, и она была ошибочно отне сена к 1723 г. [28].
181
гию, Берг-коллегию и др. Oiiii же ведали и профессиональ ным образованием в соответствующих отраслях. Общее школьное обучение было оставлено в ведении Синода. Он же руководил и книгоиздательством. Таким образом, хотя идея Лейбница о едином органе по руководству наукой и просвещением не была осуществлена, но к началу 20-х го дов вся деятельность в этих областях была уже включена в систему государственного управления. Для нормальной работы в этой системе недоставало важного звена — выс шего учебного заведения, которое обеспечивало бы подго товку квалифицированных кадров.
Некоторое представление о том, как видоизменялась идея университета у Петра и его приближенных, дает пе
реписка с |
известным философом Христианом |
Вольфом, |
в то время |
профессором в Галле. Начиная |
примерно |
с 1715 г. Петр сообщал Вольфу, что хотел бы иметь его советчиком по делам, связанным с физикой и математи кой.4 Ни об университете, ни об академии пока речи нет.
Когда Петр 11 июня 1718 г.5 на записке Генриха Фика, советами которого он пользовался при создании коллегий, написал: «Зделать академию. А ныне приискать из русских, хто учен и к тому склонность имеет» [62, № 3208], то здесь, очевидно, под академией имелся в виду как раз университет.
К началу 1721 г. была уже не только отчетливо сфор мулирована идея будущей академии, но и предприняты некоторые практические шаги к ее созданию. Об этом убедительно говорят поручения, данные Петром библиоте карю И. Д. Шумахеру, отправленному за границу в фев рале 1721 г. Шумахер посетил Францию, Англию, Герма нию, Голландию и, возвратившись через полтора года, представил Петру обстоятельный отчет о своей поездке.6
4 Г. Мюльпфорт в исследовании об участии Вольфа в осно вании Петербургской академии [188, с. 174] подчеркивает, что Вольф привлекал Петра не как «царь философии», а прежде всего как математик-практик.
5 В данной главе все даты событий, происходивших в Рос сии, и документов, написанных в России, приводятся по юлиан
скому календарю; |
даты зарубежных документов — по |
грегориан- |
|||
скому календарю |
(напомним, |
что разница |
в XVIII в. |
составляла |
|
11 дней). |
|
|
|
|
|
6 Полный русский текст отчета напечатан в книге П. П. Пе |
|||||
карского [60, |
с. |
533—558]. |
Подробное |
изложение — в статье |
|
А. И. Андреева |
[2, |
с. 298—303]. |
|
|
1S2
Из отчета видно, что, помимо ознакомления ученой Ев ропы с последними достижениями русской науки, — для этой цели Шумахер вез с собой новую карту Каспийского моря,7 описания и рисунки сибирских птиц, присланные Мессершмидтом из Тобольска, — и пополнения петербург ской Библиотеки и Кунсткамеры, Шумахер получил от Петра также поручения, связанные с будущей Акаде мией наук: в обсерватории Парижской академии взять рисунки инструментов, в Голландии заказать различное оборудование для физических опытов, условиться о найме на русскую службу в Париже астронома Ж. Н. Делили и анатома Дювернея-младшего, в Галле—Христиана Вольфа, в Лондоне — мастера инструментальщика. Боль шую часть поручений Шумахеру удалось выполнить. Он договорился с Делилем и, как ему казалось, склонил Вольфа к переезду в Россию, получил в Париже чертежи машин и инструментов, в том числе у Реомюра — «эс тампы всяких художеств», у Фаренгейта в Амстердаме и у Мушенбрека в Лейдене он не только купил набор термометров, «камеру обскуру», «луцерну магику», но и поручил изготовить целый комплект приборов, описан ных Гравезандом в его новом издании «Начал» Ньютона. Шумахер имел возможность близко познакомиться с пов
седневной |
жизнью |
Парижской |
академии, в Лондоне он |
||
«прилежно |
ходил» |
в собрания |
Королевского |
общества, |
|
в десятках городов он обстоятельно изучил |
библиотеки |
||||
и музеи, завязал знакомство с |
учеными |
и договорился |
|||
с ними о будущей корреспонденции. |
|
|
|||
Когда Шумахер |
вернулся |
из своего |
путешествия, |
Петр был еще в Персидском походе. Возвратившись в Пе тербург в начале 1723 г., он выслушал доклад Шумахера о его поездке, осмотрел все, что тот привез, и тут повелел своему лейб-медику Блюментросту представить сообра жения о том, сколько людей її каких специальностей нужно для будущей Академии. Как пишет об этом Шу махер в своем «Житии», Блюментрост «представил его ве личеству пять человек, а именно: одного для астрономии, одного для географии, одного для анатомии, одного для
ботаники |
и истории натуральной и одного |
для химии»; |
||
7 Ота |
карта |
учитывала результаты |
съемок, |
произведенных |
в 1719—1720 гг. |
капитан-лейтенантом К. |
Верденом и гидрографом |
Ф. И. Соймоиовым.
183