Файл: Копелевич, Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
и на вопрос Петра, сколько еще надо людей, предложил прибавить четыре или пять человек.8 Надо полагать, что в их числе подразумевались физик и математик. В этом же разговоре Петр приказал Блюментросту сочинить Проект Академии, по утверждению Шумахера, это тот
самый проект, который был «апробован» Петром в |
1724 г. |
«Сне, — восклицает Шумахер, — есть подлинное |
начало |
Санктпетербургской академии».
Итак, 1723-й год, когда Россия обрела мир после почти тридцатилетних войн на севере и на юге, стал решаю щим в подготовке к открытию Академии: в этом году был написан проект ее регламента, завязалась переписка о приглашении ученых и развернулось строительство но вого здания на берегу Невы для Библиотеки и Кунстка меры.
Как видно из источников, относящихся к этому пери оду, идея открытия объединенных в одном учреждении Академии и Университета вызвала сомнения и возраже ния. Христиан Вольф, который был привлечен к перего ворам с иностранными учеными о поступлении их на русскую службу, писал 23 июня 1723 г. Блюментросту, что переговоры с солидными учеными, обремененными семьей и занимающими приличное положение в Герма нии, идут трудно. «Я не могу также скрыть от Вас, — пишет дальше Вольф, — высказанное некоторыми лицами мнение, что, может быть, для страны было бы лучше вместо Академии наук открыть несколько университе тов. .. Для такого предприятия скорее можно было бы найти людей. Ибо для этого можно принять таких, кото рые еще не занимают таких должностей, по уже доказали достаточно, что достойны их занимать. А со временем они вырастут, и в конце концов можно будет решить и вторую задачу» [218, с. 19]. В противном случае, выра жает опасение Вольф, не получилось бы как с Берлин ской академией — «имя ее в мире известно, а более пикто ничего от нее не видит» [218, с. 19].
Следует заметить, что сомнения высказывались и в среде ближайших соратников Петра, горячих сторонни
ков |
его преобразований. Феофан Прокопович, например, |
8 |
Автобиография Шумахера (ЛО Архива АН СССР, ф. 3, |
on. 1, № 795) полностью не публиковалась. Отрывки ее имеются в статье А. И. Андреева [2].
184
в 1721 г. в записке Петру об открытии в Петербурге се минарии, которую он предлагал назвать «Петер-гартен», рекомендует набирать туда детей не старше десяти лет. «Академии великой и свободной делать еще не советую; когда бог благословит отроческий дом сей, тогда от числа наученных в нем являтся изрядные учители, которые возмогут и великую академию учить и управлять» [60, с. 563]. В одной застольной беседе, записанной со слов Шумахера, некий тайный советник высказал сомнение, чтобы «российский народ мог получить большую пользу от Академии, состоящей из знаменитых и славных уче ных людей, которые не станут заниматься обучением юно шества» [61, с. 174]. Но Петр возразил, что ученые люди напишут учебники и обучат избранных молодых людей, чтобы они могли учить других. «Другими же сочинени ями о своих науках и новых открытиях, которые будут они издавать на латинском языке, принесут они нам честь и уважение в Европе. Иностранцы узнают, что и у нас есть науки, и перестанут почитать нас презрите лями паук и варварами. Сверх того, присутствующие в коллегиях, канцеляриях, конторах и других судебных местах должны будут требовать от Академии советов в таких делах, в которых науки потребны». В этих словах Петра, если они правильно приведены в пересказе, с при влекательной простотой выражена его идея Академии паук.
Василий Никитич Татищев в своем «Разговоре о поль зе наук и училищ» вспоминает, как в 1724 г., когда он отправлялся в Швецию, ему поручили среди других дел искать профессоров в учреждавшуюся Академию. Когда оп высказал сомнение, что профессорам учить-то некого, Петр сказал: «Я имею жать скирды великие, токмо мель ницы нет, да поставить водяную и воды довольно вблизости пет, а есть воды довольно в отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть, для того что долгота жизни на шей ненадежна» [79, с. 110]. Следовательно, Петр созна вал, что не все еще предпосылки созрели для успешного выполнения его замысла. Но он торопился, спешил «по строить мельницу», чтобы, как он сказал !Татищеву, на следников своих «лучше понудить к построенной мель нице воду привести».
Зная новаторский характер многих предприятий Пет ра, можно с полным основанием предположить, что идея
185
соединения в одном учреждении Академии и Универси тета принадлежит самому Петру и он сам наметил ос новные положения проекта об Академии наук, который был написан Блюментростом и с поправками Петра 22 ян варя 1724 г. обсуждался в заседании Сената.9
Петр счел нужным подробно, на протяжении семи па раграфов Проекта, разъяснить необходимость и смысл
новой организации, учитывая особые условия |
России, |
|
так как |
«надлежит смотреть на состояние здешнего госу |
|
дарства |
как в рассуждении обучающих, так и |
обучаю |
щихся». Россия не может следовать образцу других госу дарств, где существуют раздельно академии, которые «токмо о приведении художеств и наук в лутчее состоя ние» стараются, п университеты, которые «наукам вы соким. .. сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают». В России необходимо «такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего го сударства для розмноження наук нынешнем временем разпространилась, но и чрез обучение и розпложение оных польза в народе впредь была». Говоря об исследо вательском учреждении, Петр видит в нем прежде всего один из источников «славы», престижа государства. Правда, дальше, двумя параграфами ниже, говорится и о практической пользе наук: «Притом же бы вольные художества и мануфактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины по казаны и инструменты их исправлены будут». Что каса ется просвещенческой роли Академии, как сказано в Про екте, науки и художества, хотя от нее и «разпространяются, однакожде оные пе скоро в народе расплодятся». Итак, мысль о небходимости основания Академии и учеб ного заведения высказана ясно. Но почему они должны быть слиты в одно учреждение? Дает ли Проект ответ на этот вопрос?
В параграфе, который стоит по порядку шестым, при водится аргумент финансового характера: «одно здание с малыми убытками» сможет дать стране то, что другие государства получают от академий, университетов и гим назий. Несомненно здесь сказалось нежелание Петра ос
тавлять университетское |
образование в руках церкви, |
9 Полный текст Проекта |
[23, т. I, с. 429—435]. |
186
в руках, которые цепко держали большинство универси тетов Запада, а в России — Киевскую и Московскую сла вяно-греко-латинскую академии. Хотя в этих академиях и произошли известные сдвиги в Петровскую эпоху, од нако зависимость их от церкви, естественно, затрудняла влияние государства на постановку образования. Откры тие же университета на государственный счет было в это время делом чрезвычайно трудным. Выделенные на Ака демию по Проекту 24 912 руб. — торговые сборы с горо дов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга — были ощу тимы для государственного бюджета.
Однако дело было не только в этом. В четвертом па раграфе Проекта сказано, что от простой Академии худо жества и науки «не скоро в народе расплодятся», и да лее: «... а при заведении унпверзптета — и меньше того, ибо когда розсудить, что еще прямых школ, гимназией и семинариев пет, в которые бы младые люди началом обучиться її потом выше градусы наук возприять и угодными себя учинить могли, то невозможно, дабы при таком состоянии упиверзитет некоторую пользу учинить мог». Следовательно, дело не в том, что университет не может существовать без Академии паук, а в том, что для его создания в стране еще нет достаточных предпо сылок. ∏03TOMJr в Проекте речь идет не об университете в общепринятом для того времени смысле, а об особой, не имеющей прецедентов, форме учебной деятельности Ака демии наук, состоящей «из самолутчих ученых людей». На высшей ступени этой деятельности Проект предусмат ривает две различные формы обучения. Первая — публич ные лекции членов Академии, благодаря которым... «по добна оная будет универзитету и такую же прибыль про изведет». Вторая — приданные академикам студенты, которым «довольное жалование на пропитание определено будет», в свою очередь будут обучать «младых людей в первых фундаментах», т. е. будут учителями в «гимназиуме». В параграфе, специально посвященном гимназии, говорится, что у каждого академика таких студентов должно быть один или два, они «со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют», а при надле жащих успехах «надежду имеют произойти и учителям своим наследовать». В свою очередь они должны «... тех, которые учиться начинают, первым фундаментам наук обучать, дабы и те ço временем учениями академическими
187
пользоваться могли». Таким образом, речь идет прежде всего о подготовке кадров для самой Академии по нисхо дящей линии — академики — студенты — гимназисты — и об использовании публичных лекций академиков для обу чения как студентов, так и вольнослушателей разных ка
тегорий.
Поэтому, говоря об академическом университете, по крайней мере в начальный период, т. е. до принятия Устава 1747 г., нельзя оценивать его успехи и неудачи мер кой, применимой к другим университетам этой эпохи. При анализе учебной деятельностп Академии правильнее будет различать два ее аспекта: отбор и подготовку так называемых студентов, которые позднее стали имено ваться адъюнктами — они же были учителями гимназии и рассматривались как основной резерв для пополнения состава академиков, и организацию публичных, т. е. бес платных лекций, слушатели которых могли в будущем также привлекаться на службу в Академию, но могли ис пользовать полученные знания п в других сферах прак тической и государственной деятельности.
Текст Проекта показывает, что именно таким был за мысел Петра при создании своеобразного научно-учебного заведения. В ближайшие месяцы этот замысел получил еще более отчетливое выражение. В Проекте Петр, следуя образцу других университетов, состоявших обычно из теологического, юридического, медицинского и философ ского факультетов, намечал создать при Петербургской академии последние три («факультет феологии здесь оставляется и попечение о том токмо Синоду предается»). Но, как это видно из переписки с иностранными учеными начала 1724 г., такая структура очень скоро отпала как нереальная, и речь идет о преподавании по тем трем классам специальностей — математический, физический и гуманитарный, — которые будут представлены в Акаде мии. В Проекте указано, что Академия может присваи вать своим учащимся «градусы академиков», т. е. те уче ные степени, которые присваивали обычно университеты, если Петр «такую привилегию пожаловать соизволит». Петр написал на полях: «Позволяется». Но, как известно, в дальнейшем Академия не воспользовалась этим разре шением.
Проект не имеет заглавия, в котором содержалось бы официальное название нового учреждения. В самом тек
188
сте оно названо «Академией художеств и наук». Такого названия не имела ни одна из существовавших в то время академий. Ясно, что Петр имел в виду поручить Акаде мии и руководство развитием ремесел и прикладных ис кусств. В самом Проекте эта сторона дела не раскрыта. Упоминается только необходимость иметь «живописца и градыровального мастера» для изданий научных трудов, «ежели оные сохранять и публиковать». Но почти через год Андрей Константинович Нартов, ведавший царскими мастерскими, по поручению Петра составил проект «Ака демии разных художеств» как самостоятельного учреж дения.1011К этому проекту, очевидно, примыкает и сохра нившийся список, собственноручно написанный Петром, где перечислены 19 специальностей, относящихся к худо жествам, инструментальному делу и различным ремес лам.11
Проект Нартова был представлен в декабре 1724 г. Через месяц Петр скончался. Создание Академии худо жеств остановилось, и что будет дальше с «художест вами», оставалось неясным. В именном указе Екате рины I, изданном 7 декабря 1725 г. [23, с. 435], говорится :<о заведении Академии наук» без художеств. Но, как известно, стремление Академии сосредоточить в своих ру ках все нити культурного развития государства и ее раз росшаяся издательская деятельность привели к тому, что «художества» в ней, по крайней мере в первые десяти летия, распространились, или, как тогда говорили, «рас плодились» необычайно, иногда даже в ущерб научной деятельности, так что в Уставе 1747 г. Академия уже с полным правом названа «Академией наук и художеств». «Художествам» в этом документе отведен специальный раздел [23, с. 447—448].
Да и не только «художества» получили развитие, не предусмотренное в Проекте Академии. То же самое про изошло с издательским делом. В проекте лишь вскользь говорится об изданиях, «которые в науках чиниться бу дут». Там ничего не сказано о собственной академической
типографии, а уж тем более не |
предусмотрена передача |
|
10 Частично опубликован [46, т. I, |
с. 76—79]. Полный текст — |
|
ЦГИА СССР, ф. |
1329, on. 1, № 26. |
Нами использована работа |
Ф. Н. Загорского |
[21. с., 29]. |
|
11[46, т. I, с. 17]. О первоначальном понятии «Академия наук
ихудожеств» см. [30, с. 121—124].
189