Файл: Копелевич, Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и на вопрос Петра, сколько еще надо людей, предложил прибавить четыре или пять человек.8 Надо полагать, что в их числе подразумевались физик и математик. В этом же разговоре Петр приказал Блюментросту сочинить Проект Академии, по утверждению Шумахера, это тот

самый проект, который был «апробован» Петром в

1724 г.

«Сне, — восклицает Шумахер, — есть подлинное

начало

Санктпетербургской академии».

Итак, 1723-й год, когда Россия обрела мир после почти тридцатилетних войн на севере и на юге, стал решаю­ щим в подготовке к открытию Академии: в этом году был написан проект ее регламента, завязалась переписка о приглашении ученых и развернулось строительство но­ вого здания на берегу Невы для Библиотеки и Кунстка­ меры.

Как видно из источников, относящихся к этому пери­ оду, идея открытия объединенных в одном учреждении Академии и Университета вызвала сомнения и возраже­ ния. Христиан Вольф, который был привлечен к перего­ ворам с иностранными учеными о поступлении их на русскую службу, писал 23 июня 1723 г. Блюментросту, что переговоры с солидными учеными, обремененными семьей и занимающими приличное положение в Герма­ нии, идут трудно. «Я не могу также скрыть от Вас, — пишет дальше Вольф, — высказанное некоторыми лицами мнение, что, может быть, для страны было бы лучше вместо Академии наук открыть несколько университе­ тов. .. Для такого предприятия скорее можно было бы найти людей. Ибо для этого можно принять таких, кото­ рые еще не занимают таких должностей, по уже доказали достаточно, что достойны их занимать. А со временем они вырастут, и в конце концов можно будет решить и вторую задачу» [218, с. 19]. В противном случае, выра­ жает опасение Вольф, не получилось бы как с Берлин­ ской академией — «имя ее в мире известно, а более пикто ничего от нее не видит» [218, с. 19].

Следует заметить, что сомнения высказывались и в среде ближайших соратников Петра, горячих сторонни­

ков

его преобразований. Феофан Прокопович, например,

8

Автобиография Шумахера (ЛО Архива АН СССР, ф. 3,

on. 1, № 795) полностью не публиковалась. Отрывки ее имеются в статье А. И. Андреева [2].

184


в 1721 г. в записке Петру об открытии в Петербурге се­ минарии, которую он предлагал назвать «Петер-гартен», рекомендует набирать туда детей не старше десяти лет. «Академии великой и свободной делать еще не советую; когда бог благословит отроческий дом сей, тогда от числа наученных в нем являтся изрядные учители, которые возмогут и великую академию учить и управлять» [60, с. 563]. В одной застольной беседе, записанной со слов Шумахера, некий тайный советник высказал сомнение, чтобы «российский народ мог получить большую пользу от Академии, состоящей из знаменитых и славных уче­ ных людей, которые не станут заниматься обучением юно­ шества» [61, с. 174]. Но Петр возразил, что ученые люди напишут учебники и обучат избранных молодых людей, чтобы они могли учить других. «Другими же сочинени­ ями о своих науках и новых открытиях, которые будут они издавать на латинском языке, принесут они нам честь и уважение в Европе. Иностранцы узнают, что и у нас есть науки, и перестанут почитать нас презрите­ лями паук и варварами. Сверх того, присутствующие в коллегиях, канцеляриях, конторах и других судебных местах должны будут требовать от Академии советов в таких делах, в которых науки потребны». В этих словах Петра, если они правильно приведены в пересказе, с при­ влекательной простотой выражена его идея Академии паук.

Василий Никитич Татищев в своем «Разговоре о поль­ зе наук и училищ» вспоминает, как в 1724 г., когда он отправлялся в Швецию, ему поручили среди других дел искать профессоров в учреждавшуюся Академию. Когда оп высказал сомнение, что профессорам учить-то некого, Петр сказал: «Я имею жать скирды великие, токмо мель­ ницы нет, да поставить водяную и воды довольно вблизости пет, а есть воды довольно в отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть, для того что долгота жизни на­ шей ненадежна» [79, с. 110]. Следовательно, Петр созна­ вал, что не все еще предпосылки созрели для успешного выполнения его замысла. Но он торопился, спешил «по­ строить мельницу», чтобы, как он сказал !Татищеву, на­ следников своих «лучше понудить к построенной мель­ нице воду привести».

Зная новаторский характер многих предприятий Пет­ ра, можно с полным основанием предположить, что идея

185


соединения в одном учреждении Академии и Универси­ тета принадлежит самому Петру и он сам наметил ос­ новные положения проекта об Академии наук, который был написан Блюментростом и с поправками Петра 22 ян­ варя 1724 г. обсуждался в заседании Сената.9

Петр счел нужным подробно, на протяжении семи па­ раграфов Проекта, разъяснить необходимость и смысл

новой организации, учитывая особые условия

России,

так как

«надлежит смотреть на состояние здешнего госу­

дарства

как в рассуждении обучающих, так и

обучаю­

щихся». Россия не может следовать образцу других госу­ дарств, где существуют раздельно академии, которые «токмо о приведении художеств и наук в лутчее состоя­ ние» стараются, п университеты, которые «наукам вы­ соким. .. сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают». В России необходимо «такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего го­ сударства для розмноження наук нынешнем временем разпространилась, но и чрез обучение и розпложение оных польза в народе впредь была». Говоря об исследо­ вательском учреждении, Петр видит в нем прежде всего один из источников «славы», престижа государства. Правда, дальше, двумя параграфами ниже, говорится и о практической пользе наук: «Притом же бы вольные художества и мануфактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины по­ казаны и инструменты их исправлены будут». Что каса­ ется просвещенческой роли Академии, как сказано в Про­ екте, науки и художества, хотя от нее и «разпространяются, однакожде оные пе скоро в народе расплодятся». Итак, мысль о небходимости основания Академии и учеб­ ного заведения высказана ясно. Но почему они должны быть слиты в одно учреждение? Дает ли Проект ответ на этот вопрос?

В параграфе, который стоит по порядку шестым, при­ водится аргумент финансового характера: «одно здание с малыми убытками» сможет дать стране то, что другие государства получают от академий, университетов и гим­ назий. Несомненно здесь сказалось нежелание Петра ос­

тавлять университетское

образование в руках церкви,

9 Полный текст Проекта

[23, т. I, с. 429—435].

186


в руках, которые цепко держали большинство универси­ тетов Запада, а в России — Киевскую и Московскую сла­ вяно-греко-латинскую академии. Хотя в этих академиях и произошли известные сдвиги в Петровскую эпоху, од­ нако зависимость их от церкви, естественно, затрудняла влияние государства на постановку образования. Откры­ тие же университета на государственный счет было в это время делом чрезвычайно трудным. Выделенные на Ака­ демию по Проекту 24 912 руб. — торговые сборы с горо­ дов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга — были ощу­ тимы для государственного бюджета.

Однако дело было не только в этом. В четвертом па­ раграфе Проекта сказано, что от простой Академии худо­ жества и науки «не скоро в народе расплодятся», и да­ лее: «... а при заведении унпверзптета — и меньше того, ибо когда розсудить, что еще прямых школ, гимназией и семинариев пет, в которые бы младые люди началом обучиться її потом выше градусы наук возприять и угодными себя учинить могли, то невозможно, дабы при таком состоянии упиверзитет некоторую пользу учинить мог». Следовательно, дело не в том, что университет не может существовать без Академии паук, а в том, что для его создания в стране еще нет достаточных предпо­ сылок. ∏03TOMJr в Проекте речь идет не об университете в общепринятом для того времени смысле, а об особой, не имеющей прецедентов, форме учебной деятельности Ака­ демии наук, состоящей «из самолутчих ученых людей». На высшей ступени этой деятельности Проект предусмат­ ривает две различные формы обучения. Первая — публич­ ные лекции членов Академии, благодаря которым... «по­ добна оная будет универзитету и такую же прибыль про­ изведет». Вторая — приданные академикам студенты, которым «довольное жалование на пропитание определено будет», в свою очередь будут обучать «младых людей в первых фундаментах», т. е. будут учителями в «гимназиуме». В параграфе, специально посвященном гимназии, говорится, что у каждого академика таких студентов должно быть один или два, они «со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют», а при надле­ жащих успехах «надежду имеют произойти и учителям своим наследовать». В свою очередь они должны «... тех, которые учиться начинают, первым фундаментам наук обучать, дабы и те ço временем учениями академическими

187

пользоваться могли». Таким образом, речь идет прежде всего о подготовке кадров для самой Академии по нисхо­ дящей линии — академики — студенты — гимназисты — и об использовании публичных лекций академиков для обу­ чения как студентов, так и вольнослушателей разных ка­

тегорий.

Поэтому, говоря об академическом университете, по крайней мере в начальный период, т. е. до принятия Устава 1747 г., нельзя оценивать его успехи и неудачи мер­ кой, применимой к другим университетам этой эпохи. При анализе учебной деятельностп Академии правильнее будет различать два ее аспекта: отбор и подготовку так называемых студентов, которые позднее стали имено­ ваться адъюнктами — они же были учителями гимназии и рассматривались как основной резерв для пополнения состава академиков, и организацию публичных, т. е. бес­ платных лекций, слушатели которых могли в будущем также привлекаться на службу в Академию, но могли ис­ пользовать полученные знания п в других сферах прак­ тической и государственной деятельности.

Текст Проекта показывает, что именно таким был за­ мысел Петра при создании своеобразного научно-учебного заведения. В ближайшие месяцы этот замысел получил еще более отчетливое выражение. В Проекте Петр, следуя образцу других университетов, состоявших обычно из теологического, юридического, медицинского и философ­ ского факультетов, намечал создать при Петербургской академии последние три («факультет феологии здесь оставляется и попечение о том токмо Синоду предается»). Но, как это видно из переписки с иностранными учеными начала 1724 г., такая структура очень скоро отпала как нереальная, и речь идет о преподавании по тем трем классам специальностей — математический, физический и гуманитарный, — которые будут представлены в Акаде­ мии. В Проекте указано, что Академия может присваи­ вать своим учащимся «градусы академиков», т. е. те уче­ ные степени, которые присваивали обычно университеты, если Петр «такую привилегию пожаловать соизволит». Петр написал на полях: «Позволяется». Но, как известно, в дальнейшем Академия не воспользовалась этим разре­ шением.

Проект не имеет заглавия, в котором содержалось бы официальное название нового учреждения. В самом тек­

188


сте оно названо «Академией художеств и наук». Такого названия не имела ни одна из существовавших в то время академий. Ясно, что Петр имел в виду поручить Акаде­ мии и руководство развитием ремесел и прикладных ис­ кусств. В самом Проекте эта сторона дела не раскрыта. Упоминается только необходимость иметь «живописца и градыровального мастера» для изданий научных трудов, «ежели оные сохранять и публиковать». Но почти через год Андрей Константинович Нартов, ведавший царскими мастерскими, по поручению Петра составил проект «Ака­ демии разных художеств» как самостоятельного учреж­ дения.1011К этому проекту, очевидно, примыкает и сохра­ нившийся список, собственноручно написанный Петром, где перечислены 19 специальностей, относящихся к худо­ жествам, инструментальному делу и различным ремес­ лам.11

Проект Нартова был представлен в декабре 1724 г. Через месяц Петр скончался. Создание Академии худо­ жеств остановилось, и что будет дальше с «художест­ вами», оставалось неясным. В именном указе Екате­ рины I, изданном 7 декабря 1725 г. [23, с. 435], говорится :<о заведении Академии наук» без художеств. Но, как известно, стремление Академии сосредоточить в своих ру­ ках все нити культурного развития государства и ее раз­ росшаяся издательская деятельность привели к тому, что «художества» в ней, по крайней мере в первые десяти­ летия, распространились, или, как тогда говорили, «рас­ плодились» необычайно, иногда даже в ущерб научной деятельности, так что в Уставе 1747 г. Академия уже с полным правом названа «Академией наук и художеств». «Художествам» в этом документе отведен специальный раздел [23, с. 447—448].

Да и не только «художества» получили развитие, не предусмотренное в Проекте Академии. То же самое про­ изошло с издательским делом. В проекте лишь вскользь говорится об изданиях, «которые в науках чиниться бу­ дут». Там ничего не сказано о собственной академической

типографии, а уж тем более не

предусмотрена передача

10 Частично опубликован [46, т. I,

с. 76—79]. Полный текст —

ЦГИА СССР, ф.

1329, on. 1, № 26.

Нами использована работа

Ф. Н. Загорского

[21. с., 29].

 

11[46, т. I, с. 17]. О первоначальном понятии «Академия наук

ихудожеств» см. [30, с. 121—124].

189