Файл: Копелевич, Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в руки Академии всего или почти всего гражданского книгоиздательства, как это фактически произошло через несколько лет.

В части Проекта, относящейся непосредственно -к на­ учной работе, академику вменялось в обязанность, если перевести сказанное на современный язык, следить за ус­ пехами в своей области науки, работать для дальнейшего ее развития, докладывая секретарю Академии о своих от­ крытиях и изобретениях, составлять рефераты лучших иностранных книг и готовить их для печати, проверять вместе с другими ранее проделанные опыты. Особенно подчеркивалась важность сотрудничества в собрании уче­ ных разных специальностей, ибо «в таких экспериментах многократно один другого, яко, например анатомикус ме­ ханика и пр. к совершенной демонстрации требует». Гово­ рилось об обязанности академика выполнять специальные исследования по своей науке, «ежели его императорское величество потребует», давать в случае необходимости отзывы на открытия и изобретения посторонних лиц.

Предусматривалось право академика свободно поль­ зоваться Библиотекой и Кунсткамерой (она названа «на­ туральных вещей камора») и через библиотекаря выпи­ сывать необходимые книги и инструменты. В тексте нет указания на передачу этих учреждений в ведение Ака­ демии, но по существу его можно было истолковать именно таким образом.

В созданной им системе государственных учреждений Петр отвел Академии наук особое место, не подчинив ее даже Сенату. Она должна находиться «под ведением им­ ператора яко протектора». Такое положение, существо­ вавшее, как мы видели, и в других академиях, было осо­ бенно важно для России, где не было традиции универ­ ситетских привилегий и понятие о научной деятельности как государственной службе только начинало формиро­ ваться. При этом Петр не присваивал себе никаких прав во внутреннем управлении Академией. Это «здание», го­ ворится в Проекте, должно «само себя править», избирая из своего состава президента «непременного», т. е. посто­ янного, или каждый год. Как известно, после смерти Петра Академия не смогла отстоять свое право на само­ управление.

Та часть Проекта, которая относится к хозяйственным и финансовым делам, сформулирована менее четко. Здесь

190

говорится и о кураторах, которые будут заботиться о «благосостоятельстве» Академии, и о назначении «директора и двух товарищей и одного комисара над деньгами». Ви­ димо, эти пункты предполагалось уточнить потом, как и порядок приема на службу, статус иностранных и по­ четных членов и многое другое. Зато Проект содержит указание, которого не было в уставах других академий —■ о сумме на содержание Академии. Первоначальная сумма в 20 000 руб. была затем увеличена Петром до 24 000, а в последнем варианте Проекта — до 24 912 руб.

Состав профессоров был четко расписан по специаль­ ностям. В первом, математическом, классе предусматрива­ лось четыре вакансии — одна по высшей математике, одна по астрономии, географии и навигации и две по меха­ нике; во втором, физическом, классе — физика теорети­ ческая и экспериментальная, анатомия, химия п ботаника; в третьем, гуманитарном, — одна по красноречию и древ­ ностям, одна по древней и повои истории и одна по праву, политике п этике. Как весьма желательная названа еще одна специальность — экономия.

Такой состав и его детальная специализация, которой не было ни в одной другой академии, явно диктовалась

потребностями университета. Это, собственно,

и сказано

в той фразе, с которой начинается перечень

специаль­

ностей: «Науки, которые в сей Академии могут учепы быть...». Так функция обучения, которая занимала под­ чиненное место в задачах Академии, оказалась определяю­ щей в ее структуре. В этом можно убедиться, прослежи­

вая

дальнейшие

ее изменения, в частности в Уставе

1747

г., когда

Университет получил самостоятельный

штат.

 

Мы уже отмечали, что из числа специальностей была изъята теология, чем подчеркивался чисто светский ха­ рактер образования в Академии и исключалось вмеша­ тельство Синода в ее дела. Но в Петербургской академии, в отличие от Берлинского научного общества, по перво­ начальному Проекту пе предусматривалось и изучение русского языка, а вся работа в этой области ограничива­ лась переводом на русский язык «систем» наук, т. е. учеб­ ников. Видимо, только отсутствием специалистов можно объяснить такое ограничение. Недаром тех двух студен­ тов «из словенского народа», о которых Петр собственно­ ручно написал в Проекте, что они нужны, «дабы могли

191


удобнее русских учить», искали не в России, а в Вене, среди обучавшихся там славян, да так и не нашли.

Таков был Проект Академии, который обсуждался в Сенате 22 января 1724 г. в присутствии высших санов­ ников государства и на основании которого через шесть дней был издан сенатский Указ об учреждении Академии и о расходах на ее содержание.12

По примерной смете, датированной 10 февраля 1724 г. [46, т. I, с. 26—27], помимо жалования, оставалось еще около пяти с половиной тысяч рублей на книги, экспери­ менты, дрова, свечи и прочие расходы. Эта сумма пред­ ставлялась достаточной, если принять во внимание, что в Парижской академии подобная статья расходов состав­ ляла 12 000 ливров, т. е. около 3 000 руб., а в Берлинском научном обществе — 1000 талеров, или 750 руб.

Так завершилась законодательная и финансовая под­ готовка к учреждению Академии. Начался второй, не ме­ нее важный этап — подбор и приглашение ученых. То об­ стоятельство, что все они должны были преподавать в университете, наложило отпечаток не только на их спе­ циальности, но и на требования, которые предъявлялись к кандидатам. В России в различных учреждениях рабо­ тало к этому времени уже немало специалистов-практи­ ков. Но поскольку Петр задумал поставить обучение в Академии на уровень европейских университетов, то и требовались для этого ученые «университетского типа», могущие читать своп курсы на латинском языке. Поэтому Петр и его помощник Блюментрост обратились к «найму» по контракту — обычному для университетов того вре­ мени. По указу Петра Иоганн Даниил Шумахер, управ­ лявший Библиотекой и Кунсткамерой, назначался с 1 ян­ варя 1724 г. в будущей Академии «секретарское дело пра­ вить». Он и стал одним из главных исполнителей этой сложной организационной работы.

Первый контракт был заключен

1 сентября 1724 г.

с ботаником И. X. Буксбаумом, который служил уже не-

12 Полный текст приведен в книге Г. А. Князева и А. В. Коль­

цова [29, с. 11—12]. Можно заметить, что

в тексте Указа, чрез­

вычайно лаконичном, об Академии сказано только как об учебном заведении: «... учинить Академию, в которой бы учились языкам, также протчим наукам и знатным художествам и переводили б книги». Цель Указа — узаконить выделение на Академию пред­ писанной Петром суммы, формулировка же задач здесь, видимо, менее важна.

192


Л. Эйлер.

Гравюра В. Соколова с портрета И. Брукнера.

К. Линней.

C портрета Гофмана.

сколько лет в России при Медицинской канцелярии. Буксбаум был зачислен в Академию в то время, когда он готовился к ботаническому путешествию р Константино­ поль с русским посольством. Его поездка была, таким об­ разом, первой экспедицией Академии наук. В контракте он обязался по возвращении надзирать над Аптекарским огородом и обучать юношество основам ботаники.

Для подбора ученых за границей нужно было прежде всего широко оповестить Европу о создании новой Ака­ демии. Для этого были использованы существовавшие ка­ налы связей, налаженных заграничными поездками Пе­ тра, Нартова и Шумахера, старые контакты лейб-медиков Арескина и Блюментроста, переписка с Вольфом, словом, пути информации были достаточно подготовлены. О Про­ екте новой Академии, обсуждавшемся в Сенате 22 января,

сообщили лейпцигские

«Новые ученые ведомости» уже

в выпуске от 17 апреля

[189, с. 311]. Это было краткое

изложение разделов Проекта, касавшихся главным обра­ зом обязанностей академиков. Вскоре было сделано не­ большое дополнение [189, с. 314], в котором пояснялось, каким будет новый университет и какие дисциплины в нем будут изучаться. В течение этого и следующего года газета поместила еще несколько заметок, в которых сообщалось о ходе приглашения ученых в Петербург и о кандидатуре президента: сначала говорилось о Хри­ стиане Вольфе, потом упоминался и Дмитрий Кантемир,*13 которому «Петр поручил управление Петербургской ака­ демией» [189, 1725, т. IV, с. 529].

Немаловажную роль в подборе академического штата сыграли русские дипломаты, жившие за границей, — Бо­ рис Иванович Куракин в Париже и Александр Гаврило­ вич Головкин в Берлине. Десятки писем Головкина и Ку­ ракина, сохранившиеся в академическом Архиве, свиде­ тельствуют о том, что они были не просто посредниками, а активно, пользуясь своей осведомленностью в научной жизни Европы, проводили политику Петра и защищали интересы своего государства. Они наводили справки об ученых, проверяли рекомендации. Головкин в письмах к Блюментросту советует сдержанность и осмотритель­

ность в

отношении

некоторых господ,

которые

«хотят

13 Дмитрий Кантемир, отец сатирика Антиоха Кантемира,

историк,

просветитель,

молдавский «господар»,

соратник

Петра I.

13 Ю. X. Копелевич

193



иметь выгоду от нашей спешки» или переговорами с Пе­ тербургом набивают себе цену в Европе. В контрактах он рекомендует ясно оговаривать не только гарантии, но

иобязанности.14

ВПариже, через Куракина, успешно завершились

продолжавшиеся несколько лет переговоры с астрономом Жозефом Никола Делилем, членом Парижской академии наук, преподавателем «Коллежа четырех наций». Делилю поручалась новая обсерватория, строившаяся в здании Кунсткамеры на берегу Невы. Контракт с ним [46, т. I, с. 125—129] был подписан 8 июля 1725 г. И хотя в тек­ сте контракта речь идет только об астрономических наб­ людениях, при этом оговаривается право Делили посы­ лать свои наблюдения в Парижскую академию, из инеем Делиля в Петербург видно, что он готовил себя к работе по приложению астрономических исследований к геогра­ фии России.

Переговоры с Вольфом, который предъявил непомерно высокие требования, ни к чему не привели. Но он, благо­ даря своему авторитету способствовал подбору других кандидатов. Кроме Вольфа, в этом охотно участвовали как своего рода «эксперты» известный нюрнбергский фи­ зик И. Г. Доппельмейер и издатель лейпцигских «Трудов ученых» И. Б. Менке.

В разгар этих переговоров 28 января 1725 г. скон­ чался Петр. Иностранцы стали высказывать опасения за дальнейшую судьбу Академии. Однако сведения, посту­ павшие из России, свидетельствовали о том, что прави­ тельство Екатерины, провозгласившее верность политике Петра, намерено привести в исполнение и это его на­ чинание. 23 февраля Екатерина подписала Указ, который тотчас же был послан Головкину и Куракину,15 где после извещения о кончине Петра и ссылки на его заботы об Академии сказано: «И понеже Мы всемерно желаем все дела, зачатыя трудами е. в., а особливо оное, яко зело надобное дело, в пользу государственную, на том же ос­ новании, действительно исполнить; того для надлежит

14 Письма Блюментросту от 12 ноября, 5 и 19 декабря 1724 г. — ЛО Архива АН СССР, ф. 1, оп. 3, № 8, л. 267-268, 271-277. Подробнее см. [30, с. 124—128].

15

Латинский текст Указа — ЛО Архива АН

СССР, ф. 3,

on.

1,

№ 1,

л. 190—190 об. Русский текст — там же,

л. 196—197

об.

и

[46, т. I, с. 90—91].

194