Файл: Копелевич, Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
журнал.13 Статьи первых томов журнала по философ скому классу большей частью связаны с практической медициной, горным делом, машинами и различными про мыслами. Этим Баварская академия существенно отли чалась от «классических» академий XVIII в. и сближа лась с вольным экономическим обществом. Среди срав нительно немногих теоретических статей по математике и астрономии видное место занимают работы ее ино странного члена, молодого Иоганна Альбрехта Эйлера (сына Леонарда Эйлера), тогда еще профессора в Бер лине, а позднее академика и непременного секретаря Петербургской академии.
Несомненной удачей для Академии было привлечение в 1760 г. в ее состав швейцарского математика и физика Иоганна Генриха Ламберта, жившего тогда в Аугсбурге. Он много сделал для успешной организации календарного дела, которое, как и в Берлине, было основным источни ком средств Академии. В первых томах журнала опубли кованы статьи Ламберта по геодезии, о барометрах и но вом микрометре. Позднее Ламберт переехал в Берлин.
Популярности Баварской академии в ученых кругах Европы способствовали конкурсные задачи, которые Академия объявляла ежегодно уже с 1759 г. Почти все задачи первого десятилетия, как и статьи в академиче ском журнале, носили практический характер: солеваре ние, производство шерсти, отделение серебра от приме сей и т. п. На единственном за этот период конкурсе по теоретической проблеме из области небесной механики премию получил Иоганн Альбрехт Эйлер.
Академия существует и в наши дни, в 1968—1969 гг. она насчитывала 108 действительных членов и 162 членакорреспондента.
Говоря о возникновении важнейших научных акаде мий и обществ до середины XVIII в., нельзя не сказать хотя бы кратко о том, что происходило в Северной Аме рике. Известно, что в эту страну вместе с постоянным притоком населения из Европы очень быстро проникли
новые |
направления |
и течения общественной мысли. |
13 «Abhandlungen der |
Churbayerischen Akademie der Wissen |
|
schaften» |
[87]. Большинство статей печаталось на немецком языке. |
.236
В конце XVII и начале XVIII вв. поселенцы Северной Америки ограничивались отдельными наблюдениями ме стной природы, которые посылались в Лондонское коро левское общество. Для самостоятельной исследователь ской работы не было еще ни соответствующих центров, ни подготовленных людей. Показательно, что первые научные кружки, например Философское общество в Бо стоне, возникшее в 80-е годы XVII в. и просуществовав шее недолго [94, с. 3—4], занимались преимущественно дискуссиями в области морали и общественных отноше ний. Таковой была на первых порах и Джунта — кружок, организованный Б. Франклином и его друзьями.1416*К мо менту создания Джунты Франклину было немногим бо лее 20 лет. Но он успел уже стать признанным в Фила дельфии специалистом печатного дела, попытать счастья на литературном поприще и проработать полтора года в Англии, где он познакомился с некоторыми членами Королевского общества, в том числе со Слоаном. Вер нувшись в Филадельфию, Франклин продолжал работать печатником ив 1727 г. со своими товарищами начал про водить регулярно, по пятницам, собрания, па которых читались доклады и устраивались дискуссии по пробле мам морали и политики.
Занимали их также и явления природы. Молодые люди, члены этого кружка, были не профессиональные ученые и даже не студенты. Это были печатники, земле мер, стекольщик, сапожник, столяр, словом рабочие, «клуб кожаных фартуков», как с презрением называли их мест ные аристократы. Их объединяла жажда знания и, как говорит об этом Франклин в своей автобиографии [140,
14 О началах развития науки в колониальной Новой Англии Д. Дж. Стройк говорит: «Стремление к этой деятельности вызыва лось не научной любознательностью и не какой-то жаждой по знания. Подход к науке этих колониальных американцев был более непосредственным и практическим, более бэконовским» [77, с. 45—46]. Представляется, однако, что история первых науч ных обществ в Америке, и в частности Джунты, не подтверждает этого положения Стройка, не говоря уже о том, что едва ли пра вильно полное отождествление практичности и бэконианства. Известно также, что в первых американских колледжах ведущее место занимала теология, и готовили они почти исключительно священников, юристов и врачей. Изучение математики и астро номии, экспериментальной физики распространяется в учебных заведениях лишь в середине и конце XVIII в.
16 К). X. Копелевич |
237 |
с. 77], «чистый дух поиска истины». Франклин называет свой кружок «клубом взаиморазвития». Именно не обу чение, а обсуждение было главным содержанием собра ний, наблюдение и живая мысль каждого члена кружка были главным его вкладом в общее дело. Интересно от метить, что участники Джунты не искали опоры у уче ных авторитетов, по высоко ценили книгу. Недаром им, и в первую очередь самому Франклину, принадлежит за слуга организации первой в Америке общедоступной библиотеки. Члены кружка выработали свой устав, по которому прием членов был строго ограничен числом 12, а собрания облекались некоторой таинственностью. В Джуйте царил дух равенства и братства. Франклин был первым американцем, избранным иностранным членом Петербургской академии наук. Но это было позднее
(1789 г.).
Как бы ни был непохож этот клуб молодых рабочих на другие научные организации своей эпохи, именно он
послужил тем ядром, |
из которого |
возникло, |
опять |
же |
в Филадельфии и по |
инициативе |
Франклина, |
в 1743 |
г. |
Американское философское общество,15 первыми членами которого были уже люди науки: физик, ботаник, матема тик, механик, географ, философ [94, с. 7]. Но рядом с ним продолжала существовать и Джунта, которая в 60-ѳ годы превратилась в Американское общество для развития и распространения полезного знания. Вскоре это общество "слилось с возникшим в той же Филадельфии Медицин ским обществом и в 1769 г. объединилось с Американ ским философским обществом, образовав единое Амери канское философское общество в Филадельфии для раз вития полезного знания.16165
15 «American Philosophical Society».
16 «American Society Held at Philadelphia for Promoting Useful Knowledge».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наш обзор раннего этапа развития крупных академий и научных обществ, возникших до середины XVIII в., при всей его краткости, дает, однако, возможность вы сказать некоторые общие соображения о рождении и первоначальном развитии этого института, который долго был, а во многих странах до сих пор остается, централь ным звеном в системе организации науки.
Академии наук как сообщества естествоиспытателей родились вместе с рождением новой пауки и стали основ ной формой ее организации. Становление новой науки или нового естествознания связано с утверждением экспе риментального метода и осознанием органической связи эксперимента и теории.
Многие научные кружки XVII в. возникли прежде всего для совместного производства опытов. Эксперимен тирование в невиданных раньше масштабах требовало оборудования, материальных средств и разносторонних знаний — все это очень редко бывало под силу одному лицу. Отсутствие падежных способов проверки опыта делали осо бенно важным проведение его коллективом и совместное обсуждение результатов. Однако ранняя история академий убеждает нас в том, что опытный элемент, в особенности, если иметь в виду коллективные опыты, постепенно сдает свои исключительные позиции. Флорентийская ака демия, образцовый экспериментальный коллектив, просу ществовала недолго. Гордость раннего Лондонского ко ролевского общества, его физический кабинет, к началу XVIII в. пришел в упадок. Экспериментаторы нового по коления, уже не знавшие 'Бойля и Гука, больше работали в одиночку пли со своими учениками. Дифференциация наук потребовала более тонкой специализации. В Берлин ском научном обществе, возникшем позднее, несмотря на
16* 239
усилия Лейбница, судя по опубликованным материалам, не было ни мало-мальски оборудованного физического ка бинета, ни энтузиастов экспериментального дела, если не считать химиков-фармацевтов.
В академических собраниях с течением времени меньше ставится опытов, а больше теоретических докла дов и дискуссий, а там, где они ставятся, —■ это обычно демонстрация того, что было разработано и проделано учеными раньше. Итак, наряду с экспериментальной работой в жизнь академий входит и завоевывает в ней все более ощутимое место работа теоретическая, для ко торой академический коллектив приобретает значение как орган взаимного обсуждения, авторитетной экспер тизы и, наконец, как учреждение, обеспечивающее воз можность публикации результатов.
Научный демократизм, в духе бэконовских идей, был присущ периоду, главный пафос которого составляло низ вержение схоластической науки с ее преклонением перед авторитетами. Но этот демократизм сохранялся недолго и не очень долго академии придерживались провозгла шенного ими принципа не вмешиваться в философские споры. Со временем новое естествознание выдвинуло свои авторитеты, п академии, как бы они не отрекались от этого раньше, в конце концов были втянуты в борьбу учений и философских концепций, предоставив этой борьбе все имевшиеся у них средства — свои собрания, издания, конкурсные задачи. Но это были уже не схола стические дискуссии, а научные споры на совершенно ином уровне. Так, борьба между системами мира Нью тона и Декарта, наложившая отпечаток на всю академи ческую жизнь начала XVIII в., была в конечном итоге завершена не в умозрительных спорах, а в сочетании опытного наблюдения и математического анализа.
Известную эволюцию можно также заметитьив поста новке ранними академиями вопроса о связи с практикой. Мы видели, что программы академий, возникших в XVII в., провозглашали необходимость работы для нужд прак тики, имея в виду при этом її практику сегодняшнего дня — укрепление экономики своего государства, улучше ние мореплавания, ремесел п земледелия, использование природных богатств. На этих программах лежит отпечаток огромного, можно сказать неумеренного научного опти мизма, порожденного первыми большими успехами новой
240
науки. K началу XVIII в. в этом отношении наблюдается некоторый спад. Преодоление разрыва между достиже ниями науки и практическими нуждами оказалось не про стым делом. Академии подвергаются нападкам и вы нуждены отстаивать свое право заниматься исследова ниями вне прямой зависимости от практических выходов. И хотя в составе академий по-прежнему много людей, за нимающихся практической деятельностью, — инженеров, врачей, кораблестроителей и академии по-прежнему рас сматривают проекты изобретений и машин, в документах академий мы уже не встречаем тех широковещательных заявлений о возможности быстрого преобразования мира с помощью науки, которые звучали при их возникновении и вдохновляли их создателей. Развитие идеи о связи науки с практикой входит в новую стадию, так сказать, более трезвую, когда осознается положение, высказанное еще Бэконом, но потом отошедшее на задний план, об особой функции науки, связанной не только с непосред ственный приложениями сегодняшнего дня, но и с за дачами близкого и далекого будущего. Академии начи нают рассматривать свои узкопрактические работы как своего рода «плату» государству и своим современникам за расходуемые ими средства. Постепенно в них крепнет понимание другой важной, а может быть, и главной за дачи академий — создания теоретического фундамента наук, теоретической базы для развития производительных сил. К середине XVIII в. наблюдается тенденция к диф ференциации этих двух задач — в разных странах воз никают экономические общества. Из ранней истории ака демий мы видели также, что среди всех наук, которыми они занимались, пожалуй, наиболее важной для положе ния самих академий была астрономия. Именно эта наука уже на рубеже XVII—XVIII вв. дала наиболее ощутимые практические результаты для географии, мореплавания и календарного дела. Престиж каждой академии, ее место в системе государственных учреждений в значительной степени определялись деятельностью обсерватории. Не даром самой высокооплачиваемой, а иногда и единственно оплачиваемой должностью в академии была должность астронома.
Хотя сам момент основания академии наук в каждой стране определялся в известной мере стечением внутрен них конкретно исторических условий, а не всегда после
241
довательность пх возникновения соответствует уровню развития науки в целом, однако мы видим, что создание академий и научных обществ было связано с начавшимся капиталистическим развитием государств. Ранние италь янские и немецкие научные общества не смогли стать крупными центрами из-за раздробленности этих стран и просуществовали недолго. В Англии, где к середине XVII в. среди аристократов и среднего сословия было много лиц, создавших себе большое состояние на разви тии мануфактур, на внешней и колониальной торговле и видевших в укреплении флота и промышленном разви тии источник дальнейшего обогащения, и где к тому же была уже заложена некоторая основа естественнонауч ного образования в университетах, нашлось достаточно добровольцев, которые не только безвозмездно работали в Научном обществе, но и оплачивали его расходы своими взносами и пожертвованиями. Однако такая зависимость материальной базы Общества от взносов его членов со здавала свои трудности, превратила Общество в огромную, плохо управляемую организацию и часто ставила под сомнение его научный авторитет, навлекая на Общество различные обвинения и нападки.
Во Франции не было такого единодушного стремления «снизу» к созданию соответствующей организации, хотя в начале и середине века и возникали кружки, по своим идеям и формам близкие к английским. Но в обстановке абсолютистской монархии положение центральной науч ной корпорации могла занять лишь академия, созданная «сверху» и построенная по типу государственного учреж дения, с присущими такого рода учреждениям поряд ками, иерархией и контролем. Хотя Парижская академия финансировалась из королевской казны, нельзя забывать и того, что меньше половины ее членов получали акаде мическое жалованье. Остальные по много лет работали безвозмездно, правда, в надежде когда-нибудь это жало ванье получить. Такая система могла существовать лишь при том условии, что в стране, вернее в ее столице, было достаточно много чиновников, инженеров, врачей и пре
подавателей, стремившихся |
к исследовательской работе |
и осознавших связь своей |
практической деятельности |
с развитием нового естествознания.
Из такого же примерно контингента лиц было сфор мировано позднее и Берлинское научное общество. В фи-
242