Файл: Джавахишвили, А. И. Строительное дело и архитектура поселений Южного Кавказа V - III тыс. до н. э.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
- 218 -
гих стратифицированных селищах Куро-араксской культуры вместе с развитыми и поздними типами посуды находится особая катего рия керамических изделий — плоскодонные, низкобортные "сково роды" с конусовидными и волнообразными налепами, цилиндричес
кие "подставки", "вазы на ножках" и ряд других характеризую
щихся настолько грубым тестом, с органическими и неорганичес кими включениями, и выделкой, что вне комплекса они непремен но были бы отнесены к самой ранней ступени керамического произ водства. Здесь они могут служить лишь показателем живучести традиционных форм и определенной связи, существовавшей между докуроараксской и Куро-аракской культурами. Таким образом, не посредственная связь культурных слоев вышеуказанных двух куль тур на Баба-дервише ничем не подтверждается и, вероятнее все го, между ними имеется также определенный хронологический раз рыв. Сложнее обстоит дело со слоями нахичевенского Кюль-тепе.
Как известно, Кюль-тепе привлек внимание исследователей первым долгом стерильной прослойкой, разделяющей его многочис ленные строительные горизонты на две серии; из них, нижняя се рия по целому ряду признаков, - в особенности архаичным ха рактером керамики, - была выделена в особую, докуроараксскую культуру ( Кюль-тепе I ) , хотя и подчеркивалось, что каменный инвентарь однороден в обоих слоях. До последнего времени обще
принятым было мнение, что между двумя культурными слоями Кюль-
р
тепе "непосредственная преемственность отсутствует" и, вообще,
1 |
Л.Глонти. А.Джавахишвили. Урбниси I , таб. 1У 309,310. |
2 |
А.Иессен. Кавказ я Древний Восток в 1У-Ш тыс. до н.в. КСИА, |
вып. 93, 1963, стр. 6-8.
- 219 -
"позднеэнеолитические памятники Куро-араксской культуры" резко
выделяются от всех типичных памятников периода ранней бронзы
Куро -араксской культуры; эта древнейшая культура " полно стью отрывается от более поздних материалов, представленных на территории распространения Куро-араксской культуры" 1 , од
нако здесь же высказывалась надежда, что дальнейшие исследова ния позволят увязать означенные периоды.
Ныне положение несколько изменилось. Накопление все новых данных о древнейших оседлоземледельческих культурах Южного Кав каза стимулировало поиски их возможной связи с Куро-араксской культурой, истоки которой все еще остаются не определенными Высказываются сомнения в полном разрыве означенных культур, в частности - в решающем значении стерильной прослойки Кюль
тепе; отмечается, что она могла образоваться в результате вре
менного забрасывания одного из участков поселения, а не полно- 2
го перерыва в его жизни ; выискиваются возможности выявле ния в нижнем слое Кюль-тепе тех форм сосудов , "которые в бо лее законченном и совершенном виде продолжают жить в первый период ранней бронзы" . Не будем вдаваться в подробности послед него вопроса, так как окончательно разобраться в нем можно лишь путем такого же детального анализа Куро-араксской керамики, ко торый проделан рядом исследователей, наиболее же полно - К.Куш-
1Т.Чубинишвили . Древнейшая культура в двуречье Куры и Аракса. Тбилиси, 1965, стр. 50 ( на груз, яз.)
2Т.Чубинишвили. К древней истории Южного Кавказа, стр. 131; К.Кушнарева. Т.Чубинишвили. Указ. соч., стр. 145.
S Там же, стр. 146.
- 220 -
наревой и Т.Чубинишвили, а это выходит за рамки нашей темы. Но все же хочется отметить, что проделанный авторами анализ кера мики и полученные из него выводы,по сути дела,основаны на ус ловных положениях, значительно снижающих их убедительность.
Так, керамика рассматривается по геограгифеским областям, ко торые необязательно должны совпадать с границами локальных групп, а также — по трем хронологическим этапам, что "носит чисто условный характер", и, наконец, один из наиболее важных вопросов, - исходные формы к^роараксской керамики, целиком увязан с тезисом отсутствия хронологического разрыва между Куро-араксской и предшествующей ей культурой Аргументируя этот тезис, авторы указывают на перекрывание слоями Куро-аракс- ской культуры энеолитических слоев на Геой-тепе, Кюль-тепе,Шен- гавите.Ваба-дервише, Хизанаант-гора и на наличие смешанных слоев на Амиранис гора, Абелиа, Тетри-.осаро, Дидубе, Кикети. Трудно признать эти доводы удовлетворительными; во-первых, непосред ственное перекрывание одних слоев другими не всегда может слу жить неоспоримым показателем их непрерывной последовательности. Перерыв необязательно сопровождается образованием стерильной прослойки, что зависит, кроме времени, от многих других причин частного характера; вряд ли нужно приводить конкретные примеры того, что часто между хронологически и культурно отдаленными слоями нет никакой стерильной прослойки.Зо-вторнх,в данном слу чае первым долгом важно установить - имеется-ли здесь разрыв в культуре.
I Там же, стр. 136-139.
- 221 -
Перечисленные авторами памятники, как нам представляется, свидетельствуют об определенной смене культур в интересующий
нас период: между слоями „к" и „М" Геой-тепе имеется существенная разница как в характере керамики, так и в архитектурной тради
ции |
не позволяющая их генетическую увязку; о I и П |
слоях |
Баба-дервиша мы уже говорили ( стр.218 ); в Шенгавите |
у нас, |
фактически нет никакой стратиграфии, так как утверждения рас-
р
копщика абсолютно ничем не обоснованы ; на Хизанаант гора же
я
докуроараксского слоя вообще нет . По существу ничего не го ворит также "наличие смешанных слоев", кроме как о случайном сосредоточении находившихся на одном и том же месте или побли
зости друг от друга культурных остатков; тем более, перечис
ленные в связи с этим памятники, быть может за исключением Амиранис гора, совершенно неубедительны. Амиранис гора, сог ласно раскопщику, содержит материалы докуроараксского периода, смытые со склона и перемешанные с ранними материалами Куро-
араксской культуры S к ним же он относит содержимое хозяйст венных ям № 7-9. Знаменательно, что к I строительному горизон-
1 Т ..Burton-Brown,. Excavations at Azerbaijan^9^8.London, I955j А.Иессен. Кавказ и Древний Восток в 1У-Ш тыс. до н.э.стр.10,II.
2 С.Сардарян. Первобытное общество в Армении.Ереван,1967,стр. I 7 I - I 8 2 (на арм. яз.), стр.293-297 (резюме на русск. яз.)
3Л.Глонти.... Некоторые итоги полевых работ 1964 г.Урбнийсской и .... Вестник ГМГ ХХУВ, 1968, стр. 3-14; Я.Киквидзе.Ранние памятники Урбниси. Друзья памятников культуры.Сборник 6, Тбилиси, 1966, стр. 21-25 ( на груз.яз.).
4Т.Чубинишвили. Указ.соч., стр. 56,57.
- 222 -
ту отнесенн остатки литейной мастерской, хотя сам горизонт не
был обнаружен после снятия позднего - П горизонта Приводи- 2
мые автором рисунки означенных материалов совершенно недоста
точны для столь далекс идущих заключений; как мы уже отметили, нахождение керамики грубой лепки с примесью песка, шамота,со ломы, архаичной формы и общего облика. - явление нередкое даже в сравнительно поздних горизонтах Куро-араксских поселений
( напр. Хизанаант гора и Квацхела С), m s i t u , вместе с типич
ной для данной культуры керамикой, и единичные и перемещенные их образцы требуют осторожного обращения. Точно также обстоит дело с материалами Абелиа и Кикети, где,в частности, несмот ря на утверждение исследователей, нет никаких существенных от личий между керамикой верхнего и нижнего слоев погребения № 14
4 |
тг |
и других комплексов, выделяемых ими в раннюю группу |
. Что же |
касается Тетрипхаро и Дидубе, то о невозможности использова ния первого до опубликования хотя бы предварительного отчета раскопок мы уже говорили, второй же, как известно, представ ляет нестратифицированный и по характеру своему единый мате риал ®, в котором вряд ли возможно выделить какую-либо другую I Там же.
2. К.Кушнарева. Т.Чубинишвили. Указ. соч., рис. 9g 3 , рис.21.
3К.Кушнарева. Т.Чубинишвили. Указ. соч., стр.33,рис.9? 8 .
4К.Кушнарева. Т.Чубинишвили. Указ.соч., стр. 33. Г.Пхакадзе. Энеолит Квемо Картли. Тбилиси, 1963, стр. 50-56, рис. 8,9,10,12 ( на груз.яз.).
5Д.Коридзе. Археологические памятники Тбилиси, I , стр. 6-7Ч-.
- 223 -
культуру, хотя бы по такому признаку, как органическая примесь в тесте. Безусловно, технические и технологические особенности имеют большое значение для интерпретации керамики, но не сле
дует игнорировать и другие признаки, в частности своебразия
формы и стиля, которые имеют свои закономерности развития и иг рают существенную роль в формировании определенного лица гон чарного производства. Вспомним, что именно тонкое чувство своебразий архитектоники, пропорций формы и стилистических черт де кора позволило Б.А.Куфтину, в условиях почти полного отсутст
вия данных стратиграфии, дать непревзойденную доселе по точно сти и выразительности характеристику Куро-араксской керамики,
а так же |
выделить три основных комплекса, три этапа ее раз |
вития |
фактически, этой схеме подчинены почти все дальнейшие |
попытки классификации Куро-араксской керамики, основанные на на много более обширном и достоверном материале. В тех же случаях, когда закономерности эволюции формы и декора оставляются без должного внимания, получается картина, противоречащая данным стратиграфии и внутренней логике развития ^.
§ 2. Строительная традиция периода ранней бронзы
Таким образом,мы вынуждены признать, что все еще не распо лагаем по настоящему убедительными данными, которые позволили
1Б.Куфтин.Археологические раскопки в Триалети, I , Тбилиси, 1941, стр. I 0 8 - I I 7
2См..например, схему Э.Ханзадян, согласно которой эволюция формы и декора керамики происходит от сложной, стилизованной,
кпростой и ясной; Э.Ханзаддн.Культура Армянского нагорья в Ш
тыс. до н.э. Ереван, 1967, стр. 109-Ш,табл.ХХУ (на арм.яз. с резюме на русск.яз.),
- 224 -
бы говорить о генетической преемственности между поселениями докуроараксского и Куро-араксского периодов. Какими бы убеди тельными ни были, приводимые в пользу культурно-исторической неразрывности "южш :авказской энеолитической" и Куро-араксской- периода ранней бронзы культур, все же мы не вправе оставлять без внимания вышеотмеченный факт.
Итак, что же мы знаем о наиболее ранних поселениях куро-
араксской культуры периода ранней бронзы ? Хизанаант-гора — пока единственный памятник, на котором в стратифицированном положении засвидетельствованы материалы, единодушно относимые к первому, древнейшему периоду данной культуры. Мы уже дали подробное описание слояиЕ Хизанаант гора, содержащего этот архаичный материал ( стр. 146 - 149). отметив, вместе с тем, с
какими трудностями связано выяснения характера стоявших здесь, а также и в Дигоми домов. С полной уверенностью можно .гово рить лишь о том, что на указанных поселениях не было капиталь ных глинобитных или сырцовых построек, подобных постройкам Шо му-тепе - Шулаверских селищ; отсутствие мощных наслоений, нали чие фрагментов каркасных стен и, наконец, характер построек верхних горизонтов на Хизанаант гора, указывают на резкое изме нение архитектурной традиции. По-видимому, здесь впервые появ ляется иная строительная техника, использующая в качестве мате риала, помимо глины, дерево — каркас из кольев и плетня. Ниче го подобного в Шому-тепе - Шулаверской культуре мы не знаем.
Слой.Е*Хизанаант-гора отличается исключительной слабостью; здесь фактически нет никаких строительных остатков , - сохранил ся слабый кольцевой след, возможно принадлежащий круглому зда-
- 225 -
ншо, плоские очаги, да "закладные" ямы. На первый взгляд ос тается впечатление какой-то временной стоянки с легкими по стройками типа шалаша. Однако думаем, что это впечатление об манчиво, так как и верхние слои этого селища, также как и дру гих ему подобных, не характеризуются особенной мощностью, хотя содержали развалины достаточно крупных и капитальных домов.
Слабость строительных отложений же обменяется характером ис пользованного материала — обмазанного глиной дерева, плетен ки, которые истлевая или сгорая оставляют незначительные по мощности наслоения. Таким образом, было бы неправильно думать, что древнейший слой Хизанаант гора или Дигоми представляют со бой остатки примитивных селищ, на которых строительное дело только начинает зарождаться. Это означало бы признание полно го регресса не только в строительстве, но и в культуре в целом, чему противоречит весь комплекс данных, имеющихся в нашем рас поряжении. Достаточно сказать, что вещественный материал, ха рактеризующий эти слои, в частности керамика, отражает новую, более высокую ступень в развитии гончарного производства. По мимо этого, рассмотрение строительных остатков последующих слоев Хизанаант гора убеждает нас в том, что новшества, проя вившиеся в первом слое, стимулировали переработку исчерпавшей себя традиционной архитектурной формы, в соответствии с требо ваниями нового этапа социально-экономического и культурного развития.
Ыы имеем возможность наблюдать здесь смену одной строи тельной традиции и архитектурной формы другой, причем смену не резкую, а протекающую постепенно, путем поисков возможно-