Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б

а

Промышленный

ЛЗ

б

Рис.

79.

Схемы же­

D

лезнодорожных уз­

 

лов

треугольного

 

типа

 

 

 

 

а — с

расположением

 

станций

в вершинах

 

треугольника;

б — с

 

расположением

стан­

 

ций на сторонах тре­

 

угольника

 

 

 

/ Г

//

Рис. 80. Схема железнодotpожиот*) узла -крестообраз­ ного типа

ПП — подъездные пу­ ти

образующим треугольник. Станции могут располагаться в вершинах треугольника (рис. 79,а) или на его сторонах (рис. 79,6). Сходящихся линий может быть более трех. Треугольные узлы применяются при боль­ шом объеме перевозок по всем сходящимся линиям, а главное при боль­ шой взаимной корреспонденции между ними. Характерным примером такого узла является Новгород, где по схеме треугольника развязаны подходы со стороны Ленинграда, Луги, Чудово. Форму треугольника

135

Рис. 81. Схема железнодорожного узла с последовательным расположением станций

Cl, С2 — сортировочных; Г — грузовой и П — пассажирской

имеет узел Новокузнецка. Здесь треугольник образуют две станции об­ щей сети и одна промышленная, Кузнецкого металлургического завода.

Треугольные железнодорожные узлы располагаются у сравнитель­ но небольших промышленных городов, без глубоких вводов железнодо­ рожных путей на территорию города. Чаще всего узлы треугольного типа образуются при примыкании крупного подъездного пути к двум соседним станциям общего пользования. Треугольная схема может раз­ виваться, превращаясь в радиальную, крестообразную и др.

Железнодорожные узлы крестообразного типа (рис. 80). Крестооб­ разный тип железнодорожных узлов применяется при пересечении двух железнодорожных линий с мощными транзитными грузопотоками и не­ большим переходом грузопотоков с одной линии на другую. В качест­ ве примера можно указать Витебск, Тулу, Ярославль, Пензу. Важным достоинством крестообразных узлов является независимость работы двух пересекающихся линий и возможность пропуска транзитных по­ ездов по кратчайшему расстоянию. В промышленном узле крестообраз­ ный железнодорожный узел может возникнуть при пересечении обще­ государственной дороги промышленной, связывающей, например, карь­ ер с обогатительной фабрикой, угольный разрез с ТЭЦ и т. д.

Железнодорожные узлы с последовательно расположенными стан­ циями (рис. 81). Такого типа узлы возникают в сложных топографиче­ ских условиях, например в горных долинах, при пересечении большого водотока, особенно если один из берегов высокий и подход к реке возможен только по долине притока.

Узлы, вытянутые в длину, характеризуются расположением несколь­ ких станций на одном внутриузловом ходе. Подходы концентрируются на концевых станциях узла. Станции могут специализироваться на пре­ имущественном виде работ (сортировочная, грузовые, пассажирские).

Недостаткамй являются большая загрузка внутриузлового хода и горловин, сложность развязки подходов к концевым станциям.

В промышленных железнодорожных узлах рассматриваемая схе­ ма встречается часто: при последовательном расположении основных цехов металлургического завода, при последовательном соединении не­ скольких крупных шахт, рудничных станций и т. д.

136


Рис. 82. Схема железнодорожного узла с параллельными ходами

Узел с параллельными ходами (рис. 82). Чаще всего эта схема яв­ ляется следствием усиления узла, вытянутого в длину, если условия застройки или топографические условия не позволяют производить ре­ конструкцию по другой схеме. Параллельные ходы обычно специализи­ руются. Старый внутриузловой ход, являющийся основой узла, вытяну­ того в длину, расположенный, как правило, в населенном пункте, спе­ циализируется для пассажирского движения, вновь сооружаемый об­ ход— для грузового движения с выходом обоих ходов к одним и тем же узловым станциям. Возможность специализации обхода для транзитно­ го движения зависит от расположения сортировочной станции (внутри узла или на входе в узел).

При дальнейшем развитии с увеличением числа подходов к узлу схема с параллельными ходами может быть реконструирована в коль­ цевую или комбинированную. В промышленных железнодорожных уз­ лах схема с параллельными ходами применяется часто, особенно для пропуска поездов в обход крупного завода с целью разгрузки внутриза­ водских станций.

Кольцевая схема железнодорожных узлов (рис. 83). Кольцевые схемы возникают в результате длительного развития железнодорожно­ го узла, обслуживающего крупный город или промышленный узел. Практически любой железнодорожный узел может быть развит по коль­ цевой схеме. Подобные узлы могут иметь несколько тупиковых вводов,, в отдельных случаях — железнодорожные линии по диаметру кольца. Кольцевая схема может быть незамкнутой и даже иметь формуполукольца в случае, когда город или промышленный узел ограничен рекой, берегом моря. Кольцевые узлы имеют большую пропускную спо­ собность, отличаются хорошей маневренностью, гибкостью в работе, возможностью дублирования мостовых переходов. Они удобны для про­ пуска угловых потоков в любых сочетаниях.

Недостатком кольцевого узла является перепробег поездов, требу­ ющих сортировки, в случае, когда число сортировочных станций в узле

137

&

Рис. 83. Схема железнодорожного узла кольцевого типа

меньше числа пунктов примыкания внешних подходов. Серьезным не­ достатком является также ограничение города в его развитии. При вы­ ходе города за внешнее железнодорожное кольцо оно превращается во внутреннее и затрудняет движение городского транспорта, становится источником шума, нарушения санитарных норм, опасности для пешехо­ дов. Ликвидация даже части отмеченных недостатков связана с боль­ шими затратами на устройство путепроводов, на прокладку городских подземных и воздушных коммуникаций и.т. п.

Часто крупные транспортные и железнодорожные узлы развивают­ ся по сложным, комбинированным схемам, имеющим отдельные эле­ менты многих из перечисленных типовых схем. Это особенно характер­ но для промышленных железнодорожных узлов, о чем будет сказано в следующем параграфе.

3. СОСТАВ И ТИПЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЗЛОВ

Промышленные железнодорожные узлы являются частью транс­ портных узлов и состоят из станций, обслуживающих промышленные предприятия, и соединительных путей различной ведомственной подчи­ ненности и назначения. Работа, принципы проектирования, система об­ служивания промышленных железнодорожных узлов значительно отли­ чаются от принятых на общей сети железных дорог.

В общем случае в состав промышленного железнодорожного узла входят следующие элементы:

подъездной (соединительный) путь, связывающий промышленный железнодорожный узел со станцией примыкания;

а 38


основная станция промышленного железнодорожного узла (мо­ жет быть углесборочная или районная сортировочная станция); функ­ ции основной станции может выполнять станция примыкания или одна из заводских станций;

подъездные пути к промышленным предприятиям; посты, разъезды, малые станции на подъездных и соединительных

путях; сеть внутризаводских (внутрикарьерных) путей;

входные станции промышленных предприятий; внутризаводские (внутрикарьерные) станции и посты;

транспортные сооружения и устройства (ремонтное депо, мастер­ ские, электростанции, путевые линейные здания и т. д.).

Некоторые из перечисленных элементов могут отсутствовать, на это оказывают влияние размеры движения, обслуживаемая отрасль и другие местные особенности.

Промышленные железнодорожные узлы можно подразделить на несколько типов:

по отрасли, к которой относится большинство обслуживаемых предприятий: на узлы, обслуживающие предприятия добывающей, пе­ рерабатывающей промышленности и смешанные, многоотраслевые про­ мышленные узлы;

по расположению относительно железной дороги и станции примы­ кания общего пользования: на расположенные с одной стороны и с обеих сторон от дороги МПС;

по числу примыканий: на узлы с одним примыканием к сети обще­ го пользования и с несколькими примыканиями к одной станции не­ скольким станциям одной дороги и нескольким станциям разных желез­ ных дорог;

по наличию или отсутствию центральной (основной) станции: на совмещенные (,рис. 84,а), когда функции основной станции выполняет станция примыкания, и раздельные, когда есть основная станция про­ мышленного железнодорожного узла (рис. 84,6);

по конфигурации железнодорожных линий: на усовую, линейную, тупиковую, кольцевую или смешанную.

Усовая схема характерна тем, что каждое предприятие имеет соб­ ственный подъездной путь к станции примыкания (рис. 84,а) или к ос­ новной станции узла (рис. 84,6). Усовая схема применяется в случае, когда предприятия промышленного узла расположены близко от стан­ ции примыкания, разбросаны по территории и не связаны между сабой технологией производства. Обычно это небольшие узлы, расположенные на территории города. На разгрузочных фронтах некоторых предприя­ тий возможна разгрузка грузов нескольких соседних (субклиены), не имеющих собственных подъездных путей, с доставкой грузов автотранс­ портом.

Усовое путевое развитие обычно имеют узлы, обслуживающие пред­ приятия, которые относятся к различным отраслям промышленности

(рис. 85).

139 ^



а

Рис. 84. Схемы промышленных железнодорожных узлов

а — совмещенный; б — раздельный

Рис. в?, пример промышленного железнодорожного узла с усовой схемой развития подъездных путей

А, В, Д — станции примыкания; Е, Ж, 3 — промышленные станции

140

Рис. 86. Схамы

Г Э

промышленных

 

железнодорожных

 

узлов

 

а — линейная тупико­ вая; 6 — линейная кольцевая

Р»с. 87. Промыш­ ленный железно­ дорожный узел со сложной схемой путевого развития

Линейная тупиковая схема представляет собой путь, на котором последовательно расположено несколько промышленных станций (рис.

8 6 ,а). Применяется она в лесной,

угольной, карьерной промышленности,

п е предприятия узла однородны

по производству, имеют небольшой

141

грузооборот и разбросаны на значительном расстоянии друг от друга

иот станции примыкания. Линейная тупиковая схема по сравнению с усовой значительно сокращает протяженность железнодорожных путей

ичисло маневровых передвижений. Недостатком схемы является дву­ стороннее движение по подъездному пути, что уменьшает его пропуск­

ную способность.

Кольцевая схема представляет собой кольцевой путь с двумя выхо­ дами на станцию примыкания, на котором расположено несколько про­

мышленных станций (рис. 8 6 ,6 ).

Она обеспечивает поточность движе­

ния, благодаря чему пропускная

способность узла значительно увеличи­

вается. Однако при этом возрастают пробег вагонов и протяженность

.путевого развития. Линейные кольцевые схемы применяются в угольной и карьерной промышленности, при проектировании внутризаводских пу­ тей крупных предприятий.

Крупные промышленные железнодорожные узлы развиваются, как правило, по смешанным схемам, имеющим различные элементы. В ка­

честве примера на рис. 87 приведена

схема крупного

пррмышленного

железнодорожного узла. Этот узел

обслуживает

предприятия

пере­

рабатывающей (металлургический,

листопрокатный

и

другие

заво­

ды) и добывающей

(железные рудники,

карьеры

извести, доломита)

промышленности. К

станции С примыкает

большое

число

подъездных

путей предприятий легкой, пищевой промышленности, строительной ин­ дустрии. На схеме не указаны мелкие подъездные пути и сеть внутри­ заводских путей.

Огромные объемы перевозок, многоотраслевая направленность промышленности узла, большое население города привели к постепен­ ному усложнению конфигурации путевого развития узла, увеличению протяженности путей, числа станций. Новые промышленные узлы имеют более простую конфигурацию сети железных дорог.

Г л а в а 3

ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛАХ

1. ВИДЫ ВНУТРИУЗЛОВОГО ТРАНСПОРТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ МЕЖДУ НИМИ

В состав промышленного транспорта входят железнодорожный, ав­ томобильный, троллейвозный, водный, конвейерный, гидравлический, канатно-подвесной, монорельсовый, пневматический и другие виды транспорта. Эффективность каждого из них в конкретных условиях опре­ деляется технико-экономическим расчетом. Основы такого расчета раз­ работаны Институтом комплексных транспортных проблем и Пром-

142