Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
б
а
Промышленный
ЛЗ
б
Рис. |
79. |
Схемы же |
D |
|
лезнодорожных уз |
|
|||
лов |
треугольного |
|
||
типа |
|
|
|
|
а — с |
расположением |
|
||
станций |
в вершинах |
|
||
треугольника; |
б — с |
|
||
расположением |
стан |
|
||
ций на сторонах тре |
|
|||
угольника |
|
|
|
/ Г
//
Рис. 80. Схема железнодotpожиот*) узла -крестообраз ного типа
ПП — подъездные пу ти
образующим треугольник. Станции могут располагаться в вершинах треугольника (рис. 79,а) или на его сторонах (рис. 79,6). Сходящихся линий может быть более трех. Треугольные узлы применяются при боль шом объеме перевозок по всем сходящимся линиям, а главное при боль шой взаимной корреспонденции между ними. Характерным примером такого узла является Новгород, где по схеме треугольника развязаны подходы со стороны Ленинграда, Луги, Чудово. Форму треугольника
135
Рис. 81. Схема железнодорожного узла с последовательным расположением станций
Cl, С2 — сортировочных; Г — грузовой и П — пассажирской
имеет узел Новокузнецка. Здесь треугольник образуют две станции об щей сети и одна промышленная, Кузнецкого металлургического завода.
Треугольные железнодорожные узлы располагаются у сравнитель но небольших промышленных городов, без глубоких вводов железнодо рожных путей на территорию города. Чаще всего узлы треугольного типа образуются при примыкании крупного подъездного пути к двум соседним станциям общего пользования. Треугольная схема может раз виваться, превращаясь в радиальную, крестообразную и др.
Железнодорожные узлы крестообразного типа (рис. 80). Крестооб разный тип железнодорожных узлов применяется при пересечении двух железнодорожных линий с мощными транзитными грузопотоками и не большим переходом грузопотоков с одной линии на другую. В качест ве примера можно указать Витебск, Тулу, Ярославль, Пензу. Важным достоинством крестообразных узлов является независимость работы двух пересекающихся линий и возможность пропуска транзитных по ездов по кратчайшему расстоянию. В промышленном узле крестообраз ный железнодорожный узел может возникнуть при пересечении обще государственной дороги промышленной, связывающей, например, карь ер с обогатительной фабрикой, угольный разрез с ТЭЦ и т. д.
Железнодорожные узлы с последовательно расположенными стан циями (рис. 81). Такого типа узлы возникают в сложных топографиче ских условиях, например в горных долинах, при пересечении большого водотока, особенно если один из берегов высокий и подход к реке возможен только по долине притока.
Узлы, вытянутые в длину, характеризуются расположением несколь ких станций на одном внутриузловом ходе. Подходы концентрируются на концевых станциях узла. Станции могут специализироваться на пре имущественном виде работ (сортировочная, грузовые, пассажирские).
Недостаткамй являются большая загрузка внутриузлового хода и горловин, сложность развязки подходов к концевым станциям.
В промышленных железнодорожных узлах рассматриваемая схе ма встречается часто: при последовательном расположении основных цехов металлургического завода, при последовательном соединении не скольких крупных шахт, рудничных станций и т. д.
136
Рис. 82. Схема железнодорожного узла с параллельными ходами
Узел с параллельными ходами (рис. 82). Чаще всего эта схема яв ляется следствием усиления узла, вытянутого в длину, если условия застройки или топографические условия не позволяют производить ре конструкцию по другой схеме. Параллельные ходы обычно специализи руются. Старый внутриузловой ход, являющийся основой узла, вытяну того в длину, расположенный, как правило, в населенном пункте, спе циализируется для пассажирского движения, вновь сооружаемый об ход— для грузового движения с выходом обоих ходов к одним и тем же узловым станциям. Возможность специализации обхода для транзитно го движения зависит от расположения сортировочной станции (внутри узла или на входе в узел).
При дальнейшем развитии с увеличением числа подходов к узлу схема с параллельными ходами может быть реконструирована в коль цевую или комбинированную. В промышленных железнодорожных уз лах схема с параллельными ходами применяется часто, особенно для пропуска поездов в обход крупного завода с целью разгрузки внутриза водских станций.
Кольцевая схема железнодорожных узлов (рис. 83). Кольцевые схемы возникают в результате длительного развития железнодорожно го узла, обслуживающего крупный город или промышленный узел. Практически любой железнодорожный узел может быть развит по коль цевой схеме. Подобные узлы могут иметь несколько тупиковых вводов,, в отдельных случаях — железнодорожные линии по диаметру кольца. Кольцевая схема может быть незамкнутой и даже иметь формуполукольца в случае, когда город или промышленный узел ограничен рекой, берегом моря. Кольцевые узлы имеют большую пропускную спо собность, отличаются хорошей маневренностью, гибкостью в работе, возможностью дублирования мостовых переходов. Они удобны для про пуска угловых потоков в любых сочетаниях.
Недостатком кольцевого узла является перепробег поездов, требу ющих сортировки, в случае, когда число сортировочных станций в узле
137
&
Рис. 83. Схема железнодорожного узла кольцевого типа
меньше числа пунктов примыкания внешних подходов. Серьезным не достатком является также ограничение города в его развитии. При вы ходе города за внешнее железнодорожное кольцо оно превращается во внутреннее и затрудняет движение городского транспорта, становится источником шума, нарушения санитарных норм, опасности для пешехо дов. Ликвидация даже части отмеченных недостатков связана с боль шими затратами на устройство путепроводов, на прокладку городских подземных и воздушных коммуникаций и.т. п.
Часто крупные транспортные и железнодорожные узлы развивают ся по сложным, комбинированным схемам, имеющим отдельные эле менты многих из перечисленных типовых схем. Это особенно характер но для промышленных железнодорожных узлов, о чем будет сказано в следующем параграфе.
3. СОСТАВ И ТИПЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЗЛОВ
Промышленные железнодорожные узлы являются частью транс портных узлов и состоят из станций, обслуживающих промышленные предприятия, и соединительных путей различной ведомственной подчи ненности и назначения. Работа, принципы проектирования, система об служивания промышленных железнодорожных узлов значительно отли чаются от принятых на общей сети железных дорог.
В общем случае в состав промышленного железнодорожного узла входят следующие элементы:
подъездной (соединительный) путь, связывающий промышленный железнодорожный узел со станцией примыкания;
а 38
основная станция промышленного железнодорожного узла (мо жет быть углесборочная или районная сортировочная станция); функ ции основной станции может выполнять станция примыкания или одна из заводских станций;
подъездные пути к промышленным предприятиям; посты, разъезды, малые станции на подъездных и соединительных
путях; сеть внутризаводских (внутрикарьерных) путей;
входные станции промышленных предприятий; внутризаводские (внутрикарьерные) станции и посты;
транспортные сооружения и устройства (ремонтное депо, мастер ские, электростанции, путевые линейные здания и т. д.).
Некоторые из перечисленных элементов могут отсутствовать, на это оказывают влияние размеры движения, обслуживаемая отрасль и другие местные особенности.
Промышленные железнодорожные узлы можно подразделить на несколько типов:
по отрасли, к которой относится большинство обслуживаемых предприятий: на узлы, обслуживающие предприятия добывающей, пе рерабатывающей промышленности и смешанные, многоотраслевые про мышленные узлы;
по расположению относительно железной дороги и станции примы кания общего пользования: на расположенные с одной стороны и с обеих сторон от дороги МПС;
по числу примыканий: на узлы с одним примыканием к сети обще го пользования и с несколькими примыканиями к одной станции не скольким станциям одной дороги и нескольким станциям разных желез ных дорог;
по наличию или отсутствию центральной (основной) станции: на совмещенные (,рис. 84,а), когда функции основной станции выполняет станция примыкания, и раздельные, когда есть основная станция про мышленного железнодорожного узла (рис. 84,6);
по конфигурации железнодорожных линий: на усовую, линейную, тупиковую, кольцевую или смешанную.
Усовая схема характерна тем, что каждое предприятие имеет соб ственный подъездной путь к станции примыкания (рис. 84,а) или к ос новной станции узла (рис. 84,6). Усовая схема применяется в случае, когда предприятия промышленного узла расположены близко от стан ции примыкания, разбросаны по территории и не связаны между сабой технологией производства. Обычно это небольшие узлы, расположенные на территории города. На разгрузочных фронтах некоторых предприя тий возможна разгрузка грузов нескольких соседних (субклиены), не имеющих собственных подъездных путей, с доставкой грузов автотранс портом.
Усовое путевое развитие обычно имеют узлы, обслуживающие пред приятия, которые относятся к различным отраслям промышленности
(рис. 85).
139 ^
а
Рис. 84. Схемы промышленных железнодорожных узлов
а — совмещенный; б — раздельный
Рис. в?, пример промышленного железнодорожного узла с усовой схемой развития подъездных путей
А, В, Д — станции примыкания; Е, Ж, 3 — промышленные станции
140
Рис. 86. Схамы |
Г Э |
промышленных |
|
железнодорожных |
|
узлов |
|
а — линейная тупико вая; 6 — линейная кольцевая
Р»с. 87. Промыш ленный железно дорожный узел со сложной схемой путевого развития
Линейная тупиковая схема представляет собой путь, на котором последовательно расположено несколько промышленных станций (рис.
8 6 ,а). Применяется она в лесной, |
угольной, карьерной промышленности, |
п е предприятия узла однородны |
по производству, имеют небольшой |
141
грузооборот и разбросаны на значительном расстоянии друг от друга
иот станции примыкания. Линейная тупиковая схема по сравнению с усовой значительно сокращает протяженность железнодорожных путей
ичисло маневровых передвижений. Недостатком схемы является дву стороннее движение по подъездному пути, что уменьшает его пропуск
ную способность.
Кольцевая схема представляет собой кольцевой путь с двумя выхо дами на станцию примыкания, на котором расположено несколько про
мышленных станций (рис. 8 6 ,6 ). |
Она обеспечивает поточность движе |
ния, благодаря чему пропускная |
способность узла значительно увеличи |
вается. Однако при этом возрастают пробег вагонов и протяженность
.путевого развития. Линейные кольцевые схемы применяются в угольной и карьерной промышленности, при проектировании внутризаводских пу тей крупных предприятий.
Крупные промышленные железнодорожные узлы развиваются, как правило, по смешанным схемам, имеющим различные элементы. В ка
честве примера на рис. 87 приведена |
схема крупного |
пррмышленного |
|||||
железнодорожного узла. Этот узел |
обслуживает |
предприятия |
пере |
||||
рабатывающей (металлургический, |
листопрокатный |
и |
другие |
заво |
|||
ды) и добывающей |
(железные рудники, |
карьеры |
извести, доломита) |
||||
промышленности. К |
станции С примыкает |
большое |
число |
подъездных |
путей предприятий легкой, пищевой промышленности, строительной ин дустрии. На схеме не указаны мелкие подъездные пути и сеть внутри заводских путей.
Огромные объемы перевозок, многоотраслевая направленность промышленности узла, большое население города привели к постепен ному усложнению конфигурации путевого развития узла, увеличению протяженности путей, числа станций. Новые промышленные узлы имеют более простую конфигурацию сети железных дорог.
Г л а в а 3
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛАХ
1. ВИДЫ ВНУТРИУЗЛОВОГО ТРАНСПОРТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ МЕЖДУ НИМИ
В состав промышленного транспорта входят железнодорожный, ав томобильный, троллейвозный, водный, конвейерный, гидравлический, канатно-подвесной, монорельсовый, пневматический и другие виды транспорта. Эффективность каждого из них в конкретных условиях опре деляется технико-экономическим расчетом. Основы такого расчета раз работаны Институтом комплексных транспортных проблем и Пром-
142