Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/Су — капиталовложения в постоянные устройства к началу этапа (очереди);

/Сп — капиталовложения в подвижной состав /Спс и в оборотные фонды М к началу этапа;

Кп = К„с + М;

 

 

Xt — коэффициент приведения

для tn года

(для первого

этапа

4 = D;

 

 

 

tn — продолжительность этапа;

 

 

tB— период времени в годах

от окончания строительства сооруже­

ний первого этапа (от исходного года,

к которому приводятся

затраты) до окончания строительства

рассматриваемой

оче­

 

реди; для первого этапа /н= 0 ;

 

 

 

в подвижной

kn — ежегодные в течение

этапа капиталовложения

 

состав kuc и вложения в оборотные фонды Mr, связанные с из­

 

менением

грузооборота.

В последнем

году

каждого этапа

9i

Ы =

0;

 

 

 

 

 

 

 

 

— годовые эксплуатационные расходы t-го года;

 

 

 

эг— прирост годовых эксплуатационных расходов.

 

 

коэффи­

Формулу можно упростить, обозначив суммы условными

циентами

n 3 = Xt (Ку + Кп + ®К + Р

+ у эг)-

 

 

(53)

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

Значения

коэффициентов а, |3,

у приведены в табл.

18.

 

 

Т А Б Л И Ц А

>16. ЗНАЧЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ а ,

Р, у П Р И £ нп = 0,08

 

Продолжи­

а

Р

V

Продолжи -

а

 

Р

V

тельность

тельность

 

этапа

tл

 

 

 

этапа

tп

 

 

 

 

1

 

0

0,93

0

14

 

7,9

 

8,24

43,5

2

 

0,93

1,78

0,9

15

 

8,24

 

8,56

47,9

3

 

1,78

2,58

2,5

16

 

8,56

 

8,85

52,3

4

 

2,58

3,31

4,7

17

 

8,85

 

9,12

56,6

5

 

3,31

3,99

7,4

18

 

9,12

 

9,37

60,8

6

 

3,99

4,62

10,5

19

 

9,37

 

9,6

65

7

 

4,62

5,41

14

20

 

9,6

 

9,82

69,1

8

 

5,21

5,75

17,8

21

 

9,82

 

10,02

73,1

9

 

5,75

6,25

21,8

22

 

10,02

 

10,2

76,9

10

 

6,25

6,71

26

23

 

10,2

 

10,37

80,7

11

 

6,71

7,14

30,3

24

 

10,37

 

10,53

84,3

12

 

7,14

7,54

34,6

25

 

10,53

 

10,67

87,8

13

 

7,54

7,9

39

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

приведения %t

определяется

по

формуле

или по

таб л .19:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(54)

(1 +Е*пУ

148


где £ Нп — нормативный

коэффициент

приведения

 

разновременных

затрат (по действующей методике £,гш= 0 ,0 8 );

 

t — период времени приведения в годах.

 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А

19. ЗНАЧЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ

X,

 

ПРИ £

=0,08

 

 

 

 

 

*я

нп

 

Время, t лет

К[ Н

Время, t лет

К

Время,

t

лет

[ Н

0

1

9

0,5

 

18

 

 

0,25

1

0,926

10

0,463

 

19

 

 

0,232

2

0,857

11

0,429

 

20

 

 

0,215

3

0,794

12

0,397

 

21

 

 

0,199

4

0,735

13

0,368

 

22

 

 

0,184

5

0,681

14

0,34

 

23

 

 

0,17

6

0,63

15

0,315

 

24

 

 

0,158

7

0,583

16

0,292

 

25

 

 

0,146

8

0,54

17

0,27

 

 

 

 

 

Расчет капитальных вложений. При определении капитальных вло­

жений в общем случае учитываются три вида затрат:

оборотные фонды и

собственно

капитальные вложения

в основные,

эксплуатационные расходы по рассматриваемым вариантам;

 

сопутствующие затраты на подвижной

состав

и

постоянные уст­

ройства, на которые ввод в действие рассматриваемого объекта влияет непосредственно (удлинение путей на станциях, например);

сопряженные капитальные вложения в объекты, обеспечивающие данный объект энергией, водой и др.

Сопутствующие и сопряженные капитальные вложения учитыва­ ются, если они имеют значительный удельный вес в общих расходах и резко отличаются по вариантам. Сопряженные затраты не учитыва­ ются, если расходы на электроэнергию, воду и др. определяются по их отпускной цене.

Капитальные вложения в

постоянные

устройства Ку в формуле

(52) с учетом длительности строительства и омертвления

на

этот пе­

риод средств, вложенных с начала строительства до сдачи

объекта в

эксплуатацию, определяются по формуле

 

 

 

 

Ку = Куф ,

 

 

(55)

где Ку— общие капитальные

вложения без

учета срока строительства;

Ф — поправочный коэффициент, учитывающий сроки

строитель­

ства, значение которого дано в табл. 20.

 

повлечет

Если ввод в эксплуатацию

рассматриваемого варианта

за собой прекращение эксплуатации уже существующих транспортных устройств, их стоимость, за вычетом оборудования, подвижного соста­ ва, переданных другим объектом, добавляется к капитальным вложе­ ниям. необходимым для рассматриваемого варианта.

В текущих издержках необходимо учитывать потери грузов при перевозке, снижение их сортности. В некоторых случаях учет этих

149



Т А Б Л И Ц А 20. ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОЧНОГО КОЭФФИЦИЕНТА Ф ПРИ НОРМАТИВЕ ПРИВЕДЕНИЯ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ £ „ п = 0,08 В ЗАВИСИМОСТИ ОТ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА <с

t

ф

t

ф

t

ф

с

С

 

С

1

, 1

4

1,13

 

7

1,28

2

1,04

5

1,17

 

8

1,33

3

1,08

6

1,22

 

9

1,39

10

1,45

 

 

 

 

 

 

затрат резко

меняет

результаты

расчетов. Например, потери,

связан­

ные с дроблением при перевозке

антрацитовых углей, оказываются

зачастую решающими при выборе транспорта

для

доставки

угля с

шахт на обогатительные фабрики или потребителям.

определяются как

Вложения в оборотные фонды М в формуле

(52)

стоимость дополнительной товарной массы на колесах, вызванная уве­ личившимся временем доставки груза по отдельным вариантам. Эта величина не учитывается для торфа, дров, кирпича, инертных строи­ тельных материалов и некоторых других, а учитывается для руды, угля, кокса, нефтяных грузов, промышленных товаров.

Можно принять стоимость 1 т всех грузов, в том числе и сезонных,

равной 120 руб.;

массовых, перевозимых в обычных

поездах, — 50—

60 руб.; особо ценных — 1000 руб.

стоимость гру­

Для первого

года первого этапа развития объекта

зовой массы, находящейся в процессе транспортирования, можно опре­ делить:

Mi = A ti ц,

(56)

где Г1 — суточный объем перевозок данного или всех грузов, задержка

которых увеличивает оборотные фонды;

 

этапе;

ti — продолжительность доставки груза в сутках на первом

ц — средняя отпускная цена 1 т данного груза или грузов вообще.

В последующие годы учитываются

затраты

на перевозку

только

дополнительных объемов

 

ti_ l) 4 ,

 

 

(57)

Mi = ( r i ti - r i_ l

 

 

где А — суточный объем перевозок в первом году данного этапа;

 

А - 1 — то же, в последнем году предыдущего этапа;

 

 

t i — продолжительность

доставки

груза на

i - м этапе развития

объекта.

 

 

 

 

сте­

Расчет капиталовложений может производиться с различной

пенью точности в зависимости

от целей и стадии

проектирования.

На

предварительных стадиях при разработке технико-экономических обо­ снований целесообразности нового строительства или развития сущест­ вующих объемов, а также при предварительном отборе конкурентоспо­ собных вариантов можно использовать укрупненные показатели.

Для окончательных расчетов на стадии технического или техно­

150


рабочего проекта (при одностадийном проектировании) необходимо составлять сметы расходов по действующим единичным расценкамценникам.

Натуральные и качественные показатели. В качестве натуральных показателей учитываются производительность труда, расход топлива, дефицитных материалов. Показатель производительности труда можно

заменить более простым — суммарным фондом заработной

платы, так

как все сравниваемые варианты в равной степени должны

удовлетво­

рять требованиям народного хозяйства.

разбиты на шесть

групп:

Качественные показатели могут быть

экономические, удобство обслуживания,

градостроительные,

строи­

тельные, эксплуатационные, специальные.

Наряду с денежной оценкой эффективности капитальных вложений сравнительной (которой мы пользуемся при сравнении вариантов) и общей (учитываемой для крупных объектов) важным показателем яв­ ляется степень использования существующих фондов. Этот показатель характеризуется отношением стоимости используемых существующих основных фондов к их общей стоимости.

К экономическим можно отнести все натуральные показатели. Большое значение при решении вопросов, связанных с видами транспорта и сооружений при развитии узлов, имеют показатели удоб­ ства эксплуатации. Виды транспорта, создающие шум, загрязнение воздуха, выносятся за пределы города независимо от экономических показателей такого варианта. При сравнении вариантов учитывается

время пребывания пассажиров в пути и др.

К числу градостроительных показателей можно отнести размер потребного сноса жилья, нарушение движения на городских улицах, сохранение набережных, зеленых насаждений и др. К строительным показателям относятся сроки строительства, возможности использова­ ния существующей строительной базы и др.

Важнейшим эксплуатационным показателем является наличие резерва пропускной и перерабатывающей способности устройств.

К специальным относятся показатели, связанные с требованиями гражданской обороны. Взаимозаменяемость элементов транспортного узла, степень устойчивости на ударные воздействия, автономность энергоснабжения и управления должны учитываться при решении воп­ росов развития транспортных узлов.

При практической работе по сравнению вариантов развития тран­ спортных узлов или выбору вида транспорта можно рекомендовать методику и расценки, приведенные в Методике технико-экономических расчетов при развитии транспортных узлов.

3. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТРОЙСТВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Перевозки в промышленном узле характеризуются разнообразием транспортных свойств грузов, расстоянием транспортирования и дру­ гими параметрами. Поэтому в узле применяются различные виды

151