Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
транспорта в сложных |
сочетаниях и в тесном |
взаимодействии. |
При |
|||
всем их разнообразии, |
специфике устройств |
и |
сооружений есть |
эле |
||
менты, |
которые могут |
быть использованы различными видами |
тран |
|||
спорта |
совместно. Это |
прежде всего энергетические установки: |
|
элек |
||
троподстанции (или даже электростанции), |
компрессорные, котельные |
|||||
и т. д. |
При проектировании энергетических установок в узлах |
необхо |
димо учитывать потребность в энергии всех видов транспорта. Энерге тические установки должны быть едиными для всех предприятий и транспортных устройств.
Это положение необходимо учитывать и при проектировании ре монтной базы узла. Ремонтное хозяйство должно обеспечивать потреб ности в ремонте локомотивов, вагонов, кранов, путевых механизмов и инструмента. При этом следует учитывать возможности ремонтных, механических, кузнечно-прессовых и других цехов предприятий. Созда ние мелких универсальных мастерских экономически нецелесообразно.
Совместно могут эксплуатироваться также эстакады и галереи, например, для конвейерного, гидро- и пневмотранспорта.
Необходимо предусматривать организацию единых систем связи", проектирование блоков административных зданий, совместных скла дов, единых счетно-вычислительных центров. При решении вопроса пе ревозки пассажиров едиными должны быть пассажирские устройства для автобусного, трамвайного, троллейбусного транспорта, а при воз можности и железнодорожного.
Концентрация работы, комплексное использование различных средств всегда повышают их отдачу, уменьшают суммарные, перевозоч ные расходы.
4. ФОРМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ
Форма организации транспортной работы в узле имеет большое значение и должна соответствовать требованиям производства, уровню технического прогресса, способствовать комплексному использованию технических средств, обеспечивать в конечном счете минимальные транспортные расходы.
В настоящее время в большинстве промышленных узлов предприя тия имеют собственные транспортные цехи1, которые выполняют всю или большую часть транспортной и грузовой работы. При неравномер ном поступлении грузов и широкой их номенклатуре это ведет к пло хому использованию механизмов, низкой производительности труда грузчиков, перепростою вагонов.
Мелкие предприятия не имеют кранов необходимой грузоподъем ности, численность грузчиков недостаточна для организации трехсмен ной работы. В результате вагоны, прибывшие во вторую или третью смены, простаивают. При концентрированной подаче вагонов прихо дится снимать на погрузку-разгрузку рабочих основного производства.
1 Из 12 тыс. промышленных транспортных хозяйств 11,4 тыс. — транспортные цехи предприятий (1973 г.).
152
Мелкие транспортные цехи плохо снабжаются механизмами, материа лами, особенно рельсами, шпалами, так как относятся к неосновному производству. Сравнительно небольшой объем путевых ремонтных ра бот не позволяет содержать хорошо механизированную путевую ко лонну или даже комплексную бригаду. В результате путевое хозяйство таких предприятий в ряде случаев не отвечает требованиям эксплуа тации.
Еще хуже положение на предприятиях, не имеющих подъездных путей. Грузы, прибывшие на грузовой двор в адрес такого предприятия, долго храниться не могут, так как грузовые дворы не рассчитаны на длительное хранение. За несвоевременный вывоз грузов предприятия уплачивают штрафы, достигающие в ряде случаев значительных раз меров.
В некоторых промышленных узлах созданы транспортно-экспеди ционные конторы МОС, занимающиеся централизованной доставкой грузов. Эта форма организации работы решает ряд сложных вопросов, в частности погрузку на грузовом дворе и доставку грузов на завод. Но на заводе выгрузка производится собственными средствами. Оста ется нерешенным вопрос вывоза готовой продукции для погрузки. Предприятие, таким образом, вынуждено содержать собственный тран спортный цех.
Транспортное обслуживание небольшого предприятия, имеющего подъездные пути, может принять на себя станция примыкания МПС, но только в части подачи и уборки вагонов на грузовые фронты.
Если подъездной путь такого предприятия примыкает к подъезд ному (или заводскому) пути крупного предприятия, последнее зачас тую берет на себя подачу и уборку вагонов. Но это также не решает всех вопросов обслуживания. Предприятия — субклиенты — всегда находятся не в равноправных условиях с головным предприятием.
Значительные затруднения возникают и в обслуживании предприя тий автотранспортом. Автохозяйства выделяют автомобили по заявкам. На основании заявки автомобиль на всю смену передается заводу. Изза недостатков в организации работ, мелких партий грузов, требующих перевозки, да еще в один конец, автомобили используются плохо и по пробегу, и по грузоподъемности. Автохозяйство практически не заинте ресовано в повышении эффективности использования автомобиля, так как получает плату независимо от фактической загрузки.
Несогласованность в оперативном руководстве работой железно дорожного и автомобильного транспорта увеличивает простои, число перегрузок, удорожает перевозки.
В последние годы внедрение высокопроизводительных, в том числе автоматических, производственных линий, станков, агрегатов привело к глубокой специализации предприятий в узле, что в свою очередь потре бовало резкого увеличения внутриузловых перевозок между специали зированными предприятиями, работающими по кооперации. В таких условиях ведомственная разобщенность внутриузлового транспорта вступила в противоречие с едиными целями и, по существу, с единой технологией его работы.
153
Устранение изложенных выше недостатков возможно при концент рации транспортной и грузовой работы, т. е. при создании объединен
ных транспортных хозяйств, представляющих собой |
хозрасчетные ор |
|||
ганизации, объединяющие подъездные пути |
предприятий, погрузочно- |
|||
разгрузочные и транспортные средства, штаты сотрудников. |
прогрес |
|||
В настоящее время |
объединенные хозяйства — наиболее |
|||
сивная и совершенная |
форма организации |
грузовой и транспортной |
||
работы, обеспечивающая рациональное увеличение |
основных |
фондов |
промышленного транспорта, улучшение материально-технического снаб жения, применение счетно-решающих устройств для оптимальной орга
низации транспортной работы.
Новая форма организации работы промышленного транспорта не является случайной, она полностью соответствует общему направлению специализации и концентрации производства.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза отмечалось: «Курс на создание объединений и комбинатов надо вести решительный — в перспективе они должны стать основными хозрасчетными звеньями общественного производства. При создании объединений особенно важно, чтобы административные границы и ведомственная подчиненность предприятий не служили пре пятствием к введению более эффективных форм управления».
Концентрация работы и транспорта принимает различные формы: объединяются все или отдельные звенья транспортного процесса. Отра жая специфику местных условий различных экономических районов, объединенные хозяйства по структуре несколько отличаются друг от друга.
Первым опытом организации транспортных объединений явилось создание в 1957 г. для группы предприятий погрузочно-транспортного управления (ПТУ) в бывшем Ленинградском совнархозе на базе газо сланцевого завода. Кроме шахт и газосланцевого завода оно обслужи вало строительный трест и около 10 других предприятий. Управление было создано как хозрасчетное и объединило 54,5 км промышленных путей. Грузооборот составлял на момент объединения 430 вагонов в сутки. Оперативное руководство было объединено в руках начальника смены ПТУ. Ему были подчинены дежурные по станции, мастера по грузочно-разгрузочных работ, составительские и локомотивные бригады, стрелочники, механизаторы, грузчики. Подобные ПТУ были созданы в ряде других мест, в частности в угольных трестах комбината Ростовуголь.
Эта форма объединения явилась, по существу, начальной стадией более совершенной формы: объединенных транспортных хозяйств.
К 1973 г. в стране было создано 115 межотраслевых объединенных транспортных хозяйств и 145 объединенных транспортных хозяйств промышленных и строительных министерств, обслуживающие в узле только предприятия своего ведомства.
Развитие автотранспорта и увеличение его роли в общих и осо бенно внутриузловых перевозках потребовало более четкой координа ции его работы с железнодорожным транспортом. Появились объединен
Ч 54
ные автомобильно-железнодорожные |
хозяйства, |
которых |
только по |
||||||||
РСФСР насчитывалось в 1973 г. 26. |
|
|
|
|
три |
основ |
|||||
В настоящее время можно считать установившимися |
|||||||||||
ные формы объединенных транспортных хозяйств: |
|
|
|
(ОЖДА); |
|||||||
объединенные автомобильно-железнодорожные хозяйства |
|||||||||||
объединенные железнодорожные хозяйства (ОЖДХ); |
|
|
|||||||||
объединенные железнодорожные цехи при головных |
предприятиях |
||||||||||
(ОЖ ДЦ )1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эти формы не учитывают новых условий, возникших в результате |
|||||||||||
передачи подъездных путей Министерству путей сообщения. |
|
|
|||||||||
Этим условиям отвечает новая, четвертая форма |
объединения — |
||||||||||
центральные погрузочно-разгрузочные конторы (ЦПРК), |
которые |
||||||||||
должны принять на себя всю погрузочно-разгрузочную |
работу |
с гру |
|||||||||
зами внешних перевозок и значительную часть внутризаводских |
пере |
||||||||||
возок. При организации ЦПРК объединяются и промышленные желез |
|||||||||||
нодорожные пути, оставшиеся в ведении предприятий. Подача и уборка |
|||||||||||
вагонов по подъездным |
путям |
должны |
производиться |
локомоти |
|||||||
вами МПС. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основы |
организации ЦПРК |
разработаны |
Научно-исследователь |
||||||||
ской лабораторией промышленного транспорта РИСИ на базе объеди |
|||||||||||
нения транспортных цехов |
14 |
предприятий. |
Подсчитано, |
что |
только |
||||||
прямая экономия (за счет улучшения организации труда, сокращения |
|||||||||||
штата ИТР и грузчиков, увеличения процента механизации погрузоч |
|||||||||||
но-разгрузочных процессов |
и др.) |
при |
организации |
ЦПРК |
составит |
||||||
около 100 тыс. руб. в год. В расчетах не учтена экономия за счет сок |
|||||||||||
ращения времени нахождения грузов на колесах, за счет дополнитель |
|||||||||||
ной перевозки грузов в вагонах, освободившихся в результате |
сокра |
||||||||||
щения их оборота на промышленных путях узла.. |
|
|
|
|
|
||||||
Если в промышленном узле мало внутриузловых железнодорожных |
|||||||||||
путей и перевозки в основном |
осуществляются |
автомобильным |
тран |
||||||||
спортом, автохозяйство может быть базой для организации объединен |
|||||||||||
ного транспортного хозяйства (ОТХ). |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Итак, можно рассматривать пять форм объединения, |
каждая из |
||||||||||
которых имеет достоинства и недостатки и применима в определенных |
|||||||||||
условиях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
ОЖДА — самая |
совершенная форма |
объединения, включающая |
железнодорожный и автомобильный транспорт, подъездные пути, все ремонтное хозяйство, погрузочно-разгрузочные механизмы, штаты механизаторов, грузчиков, ремонтных и путевых рабочих. Основным достоинством является возможность четкой координации работы железнодорожного и автомобильного транспорта в узле. Организация хозрасчетная с подчинением территориальному транспортному управ лению. Создание ОЖДА возможно в промышленных узлах, имеющих развитый железнодорожный транспорт и автотранспортное хозяйство
1 Все формы объединенных транспортных хозяйств в настоящее время принято называть ППЖТ, т. е. промышленные предприятия железнодорожного транспорта.
155
системы Минавтотранса. Включение в ОЖДА ведомственных автохо зяйств по формальным причинам крайне затруднительно.
2. ОЖДХ — форма объединения транспортной работы на базе железнодорожных цехов предприятий. Выполняет маневровую и погру зочно-разгрузочную работу. Организация хозрасчетная с подчинением транспортному управлению. Отношения с автохозяйством, как правило,
договорные. В ряде случаев заявки на автотранспорт дают |
сами |
про |
|||||||
мышленные предприятия, что крайне затрудняет оперативное маневри |
|||||||||
рование автомашинами в |
соответствии |
с |
непрерывно |
|
меняющейся |
||||
производственной обстановкой. |
|
|
|
|
|
|
|
||
3. |
ОЖДЦ — объединенное транспортное |
хозяйство |
на |
базе |
наи |
||||
более крупного транспортного цеха в промышленном узле. Форма объ |
|||||||||
единения применяется в узлах, группирующихся вокруг крупного пред |
|||||||||
приятия. Подчинение одному предприятию ухудшает |
качество обслу |
||||||||
живания других предприятий узла. Увеличение объема |
обслуживания |
||||||||
предприятий узла головному предприятию невыгодно, так |
|
как |
ухуд |
||||||
шает его производственные показатели, в частности, количество рабо |
|||||||||
чих неосновного производства и связанные с этим затраты. |
|
|
|
||||||
4. |
' ЦПРК — форма |
частичного |
объединения, |
при |
котором выпол |
||||
няются только погрузочно-разгрузочные работы. Создание ЦПРК ра |
|||||||||
ционально в небольших узлах с малой |
протяженностью |
подъездных |
|||||||
путей, |
особенно в случае их передачи МПС и при наличии |
большого |
|||||||
числа предприятий, обслуживаемых грузовыми дворами станций МПС. |
|||||||||
5. ОТХ — объединенные |
транспортные |
хозяйства |
|
на |
|
базе |
авто |
||
транспортных хозяйств. Организация ОТХ возможна, |
если |
в узле |
есть |
автохозяйство системы Минавтотранса. Такое объединенное хозяйство может взять на себя не только централизованные автоперевозки, но и погрузочно-разгрузочную работу на предприятиях.
Кроме указанных форм полного объединения транспортных средств и ЦПРК могут быть применены различные формы частичного объеди нения. Наиболее распространенными являются следующие:
1. Объединенная механизированная -путевая колонна или укруп ненная комплексая бригада для производства ремонтов промышленных
железных дорог (автомобильных) узла. Такое объединение |
позволяет |
иметь полноценные ремонтные подразделения, оснащенные |
механиз |
мами и укомплектованные квалифицированными кадрами. |
Себестои |
мость ремонта пути зависит от протяженности обслуживаемых промыш
ленных железных дорог. Эта зависимость показана на |
графике |
(рис. 88). |
собствен |
2. Объединенное ремонтное хозяйство для локомотивов, |
|
ных вагонов, погрузочно-выгрузочных механизмов и машин. |
|
Эффективность создания такого объединения определяется воз можностью организации крупных мастерских, оснащенных современ ным станочным парком, возможностью организации технологических ремонтных линий, внедрением агрегатного ремонта. В крупных ремонт ных хозяйствах легче решаются вопросы обеспечения квалифицирован ными кадрами, производственного обучения. Повышается качество ре-
156