Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На с т а н ц и ю МПС

 

Н а з а в о д

Рис. 146. Схема

четы-рехпар ковой заводской сортировочной станции; сортировочный

парк расположен

со стороны парка приема

Рис. 147. Схема заводской сортировочной станции с последовательным расположением парков

Наиболее ’совершенной технологией переработки вагонов является поточная, когда вагон проходит 'без возвратных движений все операции, начиная от прибытия в парк приема и кончая отправлением на раз­ грузку. Такой единый поток маневровой работы удобнее всего органи­ зовать при последовательном расположении парков приема и сортиро­ вочного, особенно на станциях с горочными "Сортировочными устрой­ ствами.

Последовательная схема не только исключает возвратные передви­ жения вагонов, проходящих сортировочную систему, но и дает наимень­ шее количество пересечений станционных маршрутов, сокращает время обработки вагонов. Правда, при этом несколько увеличивается пробег вагонов с продукцией завода, подлежащих переработке в сортировоч­ ном -парке. Недостатком последовательной схемы является также боль­ шая длина станции, достигающая 2,5—3 км.

Последовательная схема в основном применяется для горочных сортировочных станций. Существует большое число -схем, предложенных различными авторами. На рис. 147 приведена четырехпарковая схема ЗСС. Для поездов, не требующих расформирования, предусмотрен тран-

268

зитный путь дз парка приема на завод. Парк отправления на внешнюю

.сеть расположен параллельно парку приема. Оба разделены только вытяжным путем выставочного парка. Это удобно для персонала, про­ изводящего приемо-сдаточные операции и осмотр вагонов. Выставочный парк параллелен пути надвига на горку и соединен с ним через вытяж­ ной путь, что дает возможность избежать пересечения маршрутов на­

двига составов из выставочного парка на горку и прохода локомотивов из парка приема в парк отправления.

Лодтрочиый парк состоит из пучка сортировочных путей с-вытяж­ ным путем, соединенным с парком отправления, и пучка сортировочных путей, имеющих прямой выход на разгрузочные фронты. -Подачи с за­ вода поступают в выставочный парк, а оттуда, после накопления, на сор­ тировочную горку или в парк отправления, если они не проходят фор­ мирования на -горке ((например, порожние вагоны). Малое количество пересечений станционных маршрутов и -возможность устройства двух парков в форме параллелограмма являются достоинством этой схемы.

На рис. 148 приведена схема ЗОС с последовательным расположе­ нием парков, запроектированная для металлургического завода. Поез­ да прибывают на станцию с двух направлений и поступают: транзит­ ные— в транзитный парк, а прибывающие в адрес завода — на пути приемо-отправочного парка (Я — О). Расформирование и формирова­ ние поездов производится через горку. Поезда, не требующие расфор­ мирования, передаются через южный парк на завод. В южном парке накапливаются п-одачи с завода, которые затем могут быть направлены через горку в сортировочный парк или отправлены на пути МПС непо­ средственно из южного парка.

7.СХЕМЫ ЗСС ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНОМ РАСПОЛОЖЕНИИ СТАНЦИИ

ИЗАВОДА

Параллельное расположение станции и завода несколько услож­ няет работу станции, увеличивает число пересечений станционных марш­ рутов за счет примыкания заводских путей к входной горловине станции, но имеет большие преимущества. При современных схемах генеральных

планов, в которых основные склады

сырья вынесены

в единую зону,

это дает возможность максимально

приблизить ЗСС

к фронтам, где

разгружается до 80% поступающего на завод сырья. Пробег грузов сок­ ращается. При послёдовательном расположении станции и завода для этой цели приходится дополнительно устраивать специальную разгру­ зочную (сырьевую) станцию. При параллельном расположении станция находится на одной площадке с заводом, все ее парки можйо легко свя­ зать с внутризаводским безрельсовым транспортом. Если заводское пу­ тевое развитие имеет кольцевую схему, пробеги вагонов сокращаются, так как ЗСС является частью такого кольца.

При параллельном расположении ЗСС и завода взаимное распо­ ложение станционных парков может быть последовательным и парал­ лельным. Примером параллельного расположения парков может быть

269



схема, приведенная на рис. 146, с примыканием путей прокатного цеха

квыставочному парку, как это указано пунктиром.

Вслучаях расположения вагоноопрокидывателей в сортировочном парке может быть использована схема, изображенная на рис. 149. По­ рожние вагоны после разгрузки через горочный вытяжной путь с от­ жимной стрелкой попадают на пути накопления и далее под погрузку в прокатный цех или через сортировочный вытяжной путь в парк отправ­ ления. Пересечение сортировочного вытяжного пути является серьезным недостатком схемы.

Следует отметить, что схемы с параллельным расположением пар­ ков при параллельном расположении ЗСС и завода применяются редко. Длина площадки позволяет удобно расположить парки станции после­ довательно.

На рис. 150 приведена четырехпарковая схема станции с последова­

тельным расположением парков и вагоноопрокидывателями в -сорти­ ровочном парке. Прибывающие поезда поступают по обходному пути (южнее сортировочного парка) на завод целиком или по частям с пере­ работкой через сортировочную горку. Вагоны с массовыми грузами нап­ равляются на пучки путей перед вагоноопрокидывателями. Для останов­ ки вагонов устраиваются тормозные устройства, для подачи вагонов на вагоноопрокидыватели используются электролебедки. Такая схема сок­ ращает пробег вагонов перед выгрузкой. Она применяется в случаях, когда большинство поездов с массовыми грузами требует расформиро­ вания для подборки вагонов по классам грузов перед выгрузкой.

Если большинство поездов с массовыми грузами расформирования не требует, вагоноопрокидыватели могут располагаться в парке приема, как это изображено на рис. 151.

Интересная схема ЗСС с расположением вагоноопрокидывателей в парках станции приведена на рис. 152. Схема отличается большим коли­ чеством парков, что связано с особенностями грузопотоков. Поезда, при­ бывающие с востока, применяются в приемоотправочный парк (П-О, 1) и далее на вагоноопрокидыватели. Зимой смерзшиеся грузы перед выг­

рузкой отогреваются.

Западная

часть

станции совмещена с парком

МПС. Транзитные поезда принимаются

в транзитный парк Т, осталь­

ные— в приемо-отправочный парк МПС

(П-О, 2). Вагоны, поступаю­

щие в адрес завода,

передаются

в сортировочно-отправочный парк

и затем — на завод, а оттуда — в выставочно-отправочный парк. Схема станции сложная, с двумя примыканиями, в том числе на перегоне с устройством разъезда.

Рассмотренные схемы имеют определенные недостатки, так как не отражают новейших тенденций их развития. Ниже сделана попытка разработки схем сортировочных станций металлургических заводов, предусматривающих возможность автоматизации некоторых процессов.

8. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СХЕМ ЗСС

Анализ схем генеральных планов металлургических заводов и -схем ЗСС дает возможность установить общие тенденции в проектировании станций на ближайшее будущее.

27 0


На станцию МПС

Рис. 149. Схема заводской сортировочной станции с параллельным расположением пар­ ков и вагоноопрокидывателями в сортировочном парке

Рис. 150. Схема заводской сортировочной станции с последовательным расположением парков и вагоноопрокидывателями в сортировочном парке

Рис. 151. Схема заводской сортировочной станции с последовательным расположением парков и вагоноопрокидывателями в парке приема

271

Естественным продолжением развития конструирования новых схем генеральных планов является создание заводов без железнодорожных путей с полностью автоматизированным внутризаводским безрельсовым транспортом.

Все разгрузочные и погрузочные устройства, склады сырья и готовой продукции на таких заводах расположены у ЗСС. Технологические пере­ возки грузов производятся комплексом автоматизированного внутриза­ водского транспорта, основой которого являются различные виды кон­ вейеров и трубопроводов. Подобные схемы генеральных планов заводов предъявляют особые требования к работе ЗСС, которая должна обеспе­ чить производство всех операций с вагонами в едином технологическом потоке при минимальном числе угловых заездов и пересечений станци­ онных маршрутов. Ее работа должна быть максимально автоматизиро­ вана. Поскольку автоматизация работы маневровых локомотивов слож­ на, передвижение вагонов по станции необходимо производить преиму­ щественно механическими тяговыми устройствами или по наклонным путям с использованием веса вагонов.

На основании анализа схем ЗСС во взаимосвязи с развитием неп­ рерывных видов транспорта и средств механизации погрузочно-разгру­ зочных работ с учетом их объемов и существующих систем автоматиза­ ции может быть предложено несколько новых схем ЗСС. Схемы предус­ матривают возможность обслуживания не только металлургического завода, но и предприятий промышленного района. На станциях может быть сконцентрирована вся погрузочно-разгрузочная и сортировочная работа. В значительной мере она может быть автоматизирована. Все схемы имеют горочные сортировочные устройства. Парки приема и сор­ тировки расположены последовательно, что наиболее соответствует тре­ бованиям единого технологического потока в движении вагонов по станции.

Основной принципиальной особенностью предлагаемых схем явля­ ется включение вагоноопрокидывателей в систему станционных парков (приемного или сортировочного). Включение путей вагоноопрокидыва­ телей в приемо-отправочный парк делает возможным прием маршрутов непосредственно на пути надвига. Это позволяет значительно сократить пробеги, если вагоны с сырьем не требуют расформирования.

Пути вагоноопрокидывателей включаются в сортировочный парк при необходимости сортировки вагонов с сырьем перед разгрузкой или в целях использования сортировочной горки в качестве устройства, позволяющего передвигать вагоны под действием силы тяжести.

Чтобы обеспечить возможность подачи на территорию завода ваго­ нов с оборудованием и некоторыми видами специальных грузов устраи­ ваются железнодорожные вводы на завод. В некоторых схемах пре­ дусмотрено применение траверсных тележек. В одной из схем траверс­ ные тележки использованы в качестве сортировочного устройства. Предусматривается также возможность отправления вагоштв на перегон с сортировочного вытяжного пути без захода в парк отправления и из сортировочного парка в парк отправления, минуя сортировочный вытяж­ ной путь.

272


На с т а н ц и ю

МПС

Рис. 153. Схема заводской сортировоч-ной станции. Парки:

/ / —приема

на вагоноопрокидыватели;

Я —О — приемо-отправочный;

О — отправочный; Ф — фор­

мирования;

Ci — сортировочный

для промрайона; С2 — сортировочный

для перегрузочного парка;

II, — перегрузочный; Я2 — погрузочный

для

проката; П3— погрузочный для другой продукции;

В , — выставочный для порожних

вагонов от

вагоноопрокидыватели; I — вагоноопрокидыватели; 2

безрельсовые виды транспорта

 

 

 

 

На станцию

Рис. 154. Схема заводской сортировочной станции

На станц ию

Станция, схема которой представлена на рис. 153, состоит из пяти парков: приемо-отправочного, сортировочного, двух погрузочных и пере­ грузочного. Приемо-отправочный парк имеет несколько специализиро­ ванных пучков путей. Северные пути парка в основном отправочные. Че­ рез них могут быть пропущены на районную выгрузочную базу поезда с грузами, не требующими сортировки. Южные пути парка в основном приемочные, отсюда же могут быть отправлены поезда порожних ваго­ нов.

10 В. Н. Дегтяренко

273

Сортировочный парк состоит из трех самостоятельных пучков пу­ тей: один для формирования и отправления поездов с готовой продук­ цией завода и предприятий промышленного района и два для сортиров­ ки вагонов. Пути имеют выход с вытяжного пути на перегон и в приемо­ отправочный парк через горловину подгорочного парка.

Пучок сортировочных путей Сi служит для накопления вагонов и формирования подач на районную выгрузочную базу для предприятий промышленного района. Сортировочные пути С2 обслуживают перегру­ зочный парк завода. Сортировка вагонов ведется в зависимости от вида грузов в соответствии с требованиями разгрузочных устройств перегру­ зочного парка, от которого грузы на завод подаются различными вида­ ми механического и безрельсового транспорта.

Погрузочный парк Я2 служит для погрузки проката. От прокатного цеха до прирельсового склада продукция подается безрельсовым транс­ портом. Шлак, цемент, химические продукты грузятся в погрузочном парке Я3.

Технология работы станции достаточно ясна из схемы и особых пояс­ нений не требует. В парке приема на путях вагоноопрокидывателей и в погрузочном парке Я2 используются траверзные тележки, которые не только сокращают число стрелочных переводов и путевое развитие, но и создают возможность автоматизации процесса подачи вагонов на вагоноопрокидыватели, а после выгрузки —• на погрузку в парк Я2.

В схеме, представленной на рис. 154, погрузочный парк Я2 перене­ сен в восточную часть станционной площадки. Такое положение погру­ зочного парка может определяться расположением прокатного цеха.

Пробеги вагонов на станции по этой схеме увеличиваются за счет того, что расстояние между пунктами выгрузки и погрузки составляет почти 2 км. Применение траверзных тележек не предусмотрено. Как и в предыдущей схеме, угольные и рудные вагоноопрокидыватели распо­ ложены в парке приема.

По схеме, приведенной на рис. 155, рудные и угольные вагоноопро­ кидыватели расположены в подгорочном парке. Это вызвано не столько необходимостью сортировки вагонов с сырьем перед разгрузкой, сколь­

ко возможностью использования горки

для подачи вагонов

на

вагоно­

опрокидыватели. Все рассмотренные выше схемы

требуют устройства

специальных механических

автоматизированных

схем надвига

вагонов

на вагоноопрокидыватели.

Использование

для этих

целей существую­

щей горки

снижает

стоимость

станционных

устройств

почти

на

200 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пропуск угольных и рудных маршрутов через горку не вызовет до­

полнительных простоев

в парке приема.

Производительность

горок

с

горочной автоматической централизацией

значительно превышает пот­

ребности металлургического завода. Кроме того,

возможна подача

маршрутов

сырья непосредственно

к

вагоноюпрокидывателям,

минуя

горку, по обходному пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение траверзных тележек в сочетании с наклонными путями и различного рода толкателями, особенно подвагонного типа, открыва­ ет широкие возможности автоматизации работы станции.

274