Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
марок ЗС (зимнее севернее) и ДЗ. Летние дизельные топлива (Л и ДЛ) предназначены для применения при температуре воздуха выше 0° С.
Промышленность вырабатывает дизельное топливо марки ДС, отличающееся от других более высокими значениями цетанового чис ла (50 ед.) и температуры вспышки (90° С).
Все товарные дизельные топлива выпускают с заводов с запасом качества по основным показателям. Содержание серы, фактических смол и кислотность дизельных топлив иногда бывают значительно ниже, чем допускается стандартом.
В товарные дизельные топлива на отечественных заводах, как правило, никаких присадок, улучшающих эксплуатационные свой ства, не добавляют. При необходимости разрешается добавлять изопропилнитрат в количестве до 1% для повышения цетанового числа до норм, указанных в ГОСТе.
Развитие производства товарных дизельных топлив идет главным образом в двух направлениях. Первое направление связано с умень шением содержания серы (широкое развитие процесса гидроочистки позволяет непрерывно снижать содержание серы в товарных дизель ных топливах). Второе направление связано с увеличением долм вы работки зимних сортов дизельных топлив. Применение процесса кар бамидной депарафинизации позволит резко увеличить выпуск зимних сортов топлив с низкой температурой застывания.
В дальнейшем, очевидно, более широко будут использоваться присадки, улучшающие эксплуатационные свойства топлив.
При отсутствии дизельных топлив, отвечающих требованиям ГОСТ 305—73 и 4749—73, можно использовать некоторые замени тели (табл. 40).
Т а б л и ц а 40
Заменители автомобильных дизельных топлив
|
Топлива для |
Топлива для |
воздунн о-реактивных |
||||
|
тепловозных |
|
|
аЕигате*г ей |
|
||
|
и судовых |
|
|
Г-'. |
|
|
|
Показатели |
дизельных |
|
гост |
|
гост |
||
|
|
|
|||||
двигателей |
|
|
|
||||
|
ГОСТ 10489-63 |
10227—62 |
e l |
12308—66 |
|||
|
|
|
|
|
|||
|
тз |
тл |
|
|
т-6 |
|
|
|
Г-1 |
TC-1 |
РТ |
Т-7 |
Осветительные керосины всех марок. ГОСТ 4753—64 и ГОСТ 11128—65
Цетановое число |
45 |
45 |
44 |
43 |
43 |
50 |
43 |
47—43 |
Пределы выкипания, °С |
150—340 170—360 150—280 140-250 135—280 195-315 140—250 |
16!)—300 |
||||||
Вязкость при 20° С, ест |
2,2-5,0 3,5—6,5 |
>1,5 |
>1,25 |
>1,25 |
<4,5 |
>1,25 |
1,5—1,6 |
|
Температура вспышки, °С |
40 |
65 |
30 |
28 |
28 |
— |
28 |
40—4Я |
Содержание серы, % |
0,5 |
0,5 |
ол |
0,25 |
0,1 |
0,05 |
0,и5 |
0,05—01 |
Температура застывания, °С |
—35 |
—10 |
—60 |
—60 |
—60 |
—60 |
-ео |
—12 |
Наиболее удачным заменителем является топливо для быстро ходных транспортных (тепловозных и судовых) дизельных двигате лей, вырабатываемое в соответствии с требованиями ГОСТ 10489—63. Это топливо полностью отвечает требованиям автомобильных дизель ных двигателей и может применяться неограниченное время.
В необходимых случаях в качестве заменителей дизельного топ лива можно использовать керосины.
137
Все керосины, которые производят как топлива для воздушнореактивных двигателей (Т-1, ТС-1, Т-2, Т-5, Т-6, Т-7 и др.), являются хорошими заменителями дизельных топлив. Они имеют очень низкую температуру застывания и могут использоваться как в чистом виде, так и для разбавления летних дизельных топлив в зимнее время.
Использование керосинов в качестве заменителей дизельных топ лив требует регулировки топливоподающей аппаратуры.
Г л а в а IV
ГАЗООБРАЗНЫЕ ТОПЛИВА
§1. СОСТАВ И СВОЙСТВА ГАЗООБРАЗНЫХ ТОПЛИВ
Вавтомобильных двигателях наряду с жидкими топливами мож но использовать и газообразные. Горючие газы получают либо не посредственно на автомобиле с помощью газогенераторной установки, либо возят в баллонах, периодически заполняя их на газонаполни тельных станциях.
Газогенераторы устанавливались на некоторые отечественные грузовые автомобили, например на Урал-352. Горючие газы в газо генераторе получают путем газификации твердых топлив (чурки, древесный уголь, древесноугольные брикеты и т. д.). Однако вслед ствие невысоких технико-экономических показателей газогенератор ные автомобили не получили широкого развития и в настоящее время не выпускаются.
Наибольшие перспективы имеют газобаллонные автомобили. В качестве топлив для таких автомобилей наиболее часто используют природные или попутные газы нефтяных или газовых месторождений, а также заводские газы, получаемые на нефтеперерабатывающих и других заводах. Основными компонентами этих газов являются углеводороды с числом углеродных атомов в молекуле от 1 до 4 (табл. 41). Углеводороды с двумя двойными связями (бутадиен) или одной тройной связью (ацетилен и его производные) в составе газо образных автомобильных топлив практически не содержатся. В при родных газах чисто газовых месторождений и в попутных газах неф тяных месторождений содержатся углеводороды только парафинового ряда; олефиновые углеводороды отсутствуют.
Природные газы из газовых месторождений почти целиком со стоят из метана (от 82 до 98%) с небольшой примесью этана (до 6%), пропана (до 1,5%) и бутана (до 1%).
В попутных газах нефтяных месторождений также основным ком понентом является метан, но содержание его колеблется в более ши
роких пределах (от 40 |
до 85%), чем в природных |
газах. |
В попутных |
газах углеводороды с |
двумя, тремя и четырьмя |
атомами углерода |
|
в молекуле могут содержаться в больших количествах |
(например, |
||
этан и пропан до 20% |
каждый). |
|
|
138
Т а б л и ц а 41
Свойства углеводородов, входящих в состав газообразных топлив для автомобильных двигателей
Наименование компонента
Химическая формула |
Молекуляр ная масса |
Относитель ная плот ность по воз духу |
Критическая температура, °С |
Температура кипения, °С |
Октанов ое число
по иссле по мотор дователь ному ме скому
тоду методу
Метан |
с н 4 |
16,04 |
0,554 |
—82,1 |
—161 |
104,0 |
116,3 |
Этан |
С2н е |
30,05 |
1,038 |
32,3 |
—94 |
99,5 |
|
Пропан |
СзН8 |
44,06 |
1,523 |
95,7 |
—44 |
96,3 |
111,9 |
Пропилен |
СзН6 |
42,08 |
1,453 |
91,6 |
—47 |
84,9 |
102,6 |
Н-бутан |
C4H10 58,08 |
2,007 |
152,8 |
- 0 ,5 |
90,1 |
95,8 |
|
Изобутан |
Q n 10 58,08 |
2,007 |
134,0 |
— 10 |
98,0 |
102,1 |
|
Н-бутилен-1 |
с„н8 |
56,10 |
1,937 |
144,0 |
— 5 |
80,0 |
91,4 |
Изобутилен |
с 4н 8 |
56,10 |
1,937 |
143,0 |
—6 |
88,0 |
101,0 |
Состав заводских газов наиболее разнообразен. В них содер жатся как парафиновые, так и олефиновые углеводороды. Количество тех или иных углеводородов и их строение всецело зависят от техно логии получения горючего газа на заводе.
Состав газов, получаемых на нефтеперерабатывающих заводах, зависит от типа установки, с которой он отбирается. Газы установок каталитических процессов содержат обычно намного меньше олефи новых углеводородов, чем газы термических процессов. Особенно много олефиновых углеводородов содержится в газах пиролиза и кок сования. Однако такие газы чаще используются не как топливо,
акак сырье для синтеза пластических масс и других веществ.
Вкачестве топлива для газобаллонных автомобилей, помимо ука занных выше, можно использовать коксовый и городской газы, по лучаемые при коксовании углей, канализационные газы, являю щиеся продуктом переработки сточных вод городских канализацион ных систем, и т. д.
Во всех горючих газах, используемых в качестве топлив для га зобаллонных автомобилей, кроме углеводородов, содержатся другие составляющие: водород, окись углерода, двуокись углерода, азот, кислород, водяные пары, сероводород и т. д. Неуглеводородные со ставляющие горючих газов (водород и окись углерода) имеют невысо кую теплоту сгорания, поэтому их присутствие снижает калорий
ность топлива. Такие компоненты, как двуокись углерода и азот, не участвуют в сгорании и тем самым также снижают калорийность горючих газов. В необходимых случаях горючие газы специально очищают от неуглеводородных составляющих.
Таким образом, эффективность и особенности применения горю чих газов обусловливаются составом и свойствами их углеводородной части. В зависимости от физических свойств углеводородной части все газообразные топлива условно делят на две группы — сжатые
13Э
газы и сжиженные. Известно, что углеводороды при температуре выше критической под любым давлением не могут быть переведены в жид кое состояние. Так, углеводород метан при всех положительных тем пературах и при охлаждении до минус 82° С не может быть переведен
вжидкое состояние при сжатии до любого высокого давления. При охлаждении до температуры ниже минус 82° С метан можно перевести
вжидкое состояние под действием определенного избыточного давле ния. А при охлаждении до минус 161° С метан сжижается при атмо сферном давлении.
Углеводороды, которые имеют критическую температуру ниже
обычных температур эксплуатации автомобилей, применяют, как правило, в сжатом виде, и горючие газы на их основе называют сжа тыми газами.
Углеводороды, которые имеют критическую температуру выше обычных температур эксплуатации автомобилей, применяют в сжижен
ном виде под определенным давлением. Горючие |
газы, состоящие |
из таких углеводородов, называют сжиженными |
газами. |
Деление газов на сжатые и сжиженные условно, так как и сжатые газы при глубоком охлаждении можно перевести в жидкое состояние. Однако это деление прочно укоренилось, и вряд ли его целесообразно изменять.
§ 2. СЖАТЫЕ ГАЗЫ
К сжатым газам относят горючие газы, основным составляющим углеводородом которых является метан. Метан наиболее легкий из углеводородов (см. табл. 41) и представляет собой газ без цвета и за паха. Метан намного легче воздуха, поэтому при утечках этого газа
в помещении он скапливается вверху, под потолком. |
Метан |
имеет |
высокую детонационную стойкость — его октановое |
число |
более |
100ед.
Взависимости от количества неуглеводородных составляющих сжатые газы для газобаллонных автомобилей делят на две группы: высококалорийные с преобладающим содержанием метана и низшей теплотой сгорания 5500—9000 ккал/м3 и среднекалорийные с высоким содержанием водорода и окиси углерода и низшей теплотой сгорания
3500—5500 ккал/м3.
Вгруппу высококалорийных газов входят природные, нефтяные попутные и канализационные газы, а также метановая фракция кок сового газа, выделяемая на азотно-туковых заводах (табл. 42).
Ксреднекалорийным газам относят коксовый, городской и неко торые другие виды промышленных газов. Эти газы значительно усту пают по качеству высококалорийным газам, поэтому их использо вание для автомобилей целесообразно лишь в отдельных промышлен ных районах при отсутствии природных и нефтяных газов.
Сжатый газ используют в качестве топлива на автомобилях с кар бюраторными двигателями, приспособленными для работы как на бензине, так и на газе. Для этого двигатель, кроме обычной системы питания бензином, оборудуется системой подачи газа и приготовле ния газо-воздушной смеси.
140