Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причинами увеличения зольности масла являются: долив свежего масла с присадкой;

накопление в масле продуктов износа двигателя, пыли и других загрязнений.

Таким образом, по характеру изменения одной зольности масла не всегда удается сделать заключение об изменении содержания активной (работоспособной) присадки в масле. Для представления об этом необходимо составить баланс присадки, исследовав характер измене­ ния содержания активных элементов присадки (обычно бария, кальция, цинка) в масле, в составе механических примесей, в составе отложений на фильтрах и в центрифуге. В практике эксплуатации обычно огра­ ничиваются только контролем общей зольности.

Успехи в области спектрального анализа позволяют, используя экспресс-методы, быстро определять содержание всех металлов в про­ бах работавшего масла. По характеру изменения содержания отдель­ ных металлов удается судить об взносах поршней (по алюминию), колец (по хрому), подшипников (по свинцу, меди) и т. д.

Кислотное число выражается в количестве миллиграммов щелочи (КОН), использованной на нейтрализацию кислых продуктов одного грамма масла. Для свежих масел с присадками этот показатель теряет свою значимость, так как кислотное число масла зависит от природы введенных в масло присадок.

По этим причинам для свежих масел с присадками этот показатель не нормируется. Как показала практика, кислотное число в пробах отработавших масел может достигать 2—3 мг КОН/г масла. Более высокое кислотное число масла может привести к повышению кор­ розии в двигателе и поэтому недопустимо.

Щелочность характеризует нейтрализующие свойства масла. Этот показатель введен в технические условия на современные масла с сульфонатными присадками. При работе дизельных двигателей на сернистом топливе маслу необходим большой запас щелочных свойств (не менее 5,5 мг КОИ/г). В маслах, полностью отработавших свой срок

вдвигателе, показатель щелочности обычно снижается до 1—0,5. Механические примеси в пробах работавшего масла характеризуют

внем количество загрязнений, задерживаемых фильтром «синяя лен­ та». Механические примеси разделяются на две части: на органическую (сгораемые) и на неорганическую (несгораемые). Органическая часть состоит из продуктов окисления масла, случайных сгораемых загряз­ нений (волокна фильтра, ткани и т. д.), а неорганическая — из про­ дуктов износа, распада зольной присадки, пыли и других загрязнений. Характер изменения количества механических примесей в работав­ шем масле показан в табл. 54.

Из других показателей качества масла следует отметить температуру вспышки (характеризующую разбавление масла топливом) и содержа- * ние воды в масле (рост этого показателя иногда указывает на неисправ­ ность в системе охлаждения).

Сроки смены масла. Установление научно-обоснованных, техни­ чески правильных и экономически целесообразных сроков службы масел в двигателе является одним из важнейших вопросов.

174


 

Характер изменения содержания механических

Т а б л и ц а

54

 

примесей в маслах

 

 

 

 

 

для

двигателей

 

 

 

Количество загрязнения, %

 

 

 

 

 

в свежем масле

в работавшем маете

 

 

суммар­

несгорае­

сгорае-

суммар­

несгорае­

сгорае­

 

ных

мых

ных

ных

мых

мых

№1

0,006

0,003

0,003

0,544

0,222

0,322

№2

0,006

0,003

0,003

0,774

0,281

0,493

№3

0,020

0,013

0,007

1,980

0,627

1,358

П р и м е ч а н и е .

С о д е р ж а н и е

м е х а н и ч е с к и х п р и м есей

д л я с в е ж и х

м асел

н о р м и р у е т с я не б о л е е 0 , 0 2 % .

Оптимальный срок смены масла зависит от его эксплуатационных свойств и конструкции двигателя, поэтому необходимо комплексное рассмотрение величин, которые взаимосвязаны с техническими, эко­ номическими и народнохозяйственными факторами. Считается, что при работе на маслах с товарными присадками смена их в карбюратор­ ных двигателях должна проводиться через 6000—9000 км пробега автомобиля. При жестких условиях эксплуатации и при высокой за­ пыленности срок смены масла может быть снижен до 1500 км.

Срок смены масла записывается в карту смазки автомобиля заво- дами-изготовителями. Этот срок может быть для каждого завода разным.

§ И. АССОРТИМЕНТ МАСЕЛ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

Классификация масел

До введения ГОСТ 17479—72 масла подразделялись обычно по признаку применения: на автолы (масла для карбюраторных двига­ телей) и на дизельные масла. Однако это разделение оказалось весьма условным, так как современные высоконапряженные карбюраторные двигатели предъявляют к маслу требования, близкие к требованиям дизельных автомобильных двигателей. В настоящее время имеются единые масла, обеспечивающие нормальную работу и карбюраторных и дизельных двигателей.

Масла для двигателей подразделялись также на зимние и летние.

Зимние масла имели

меньшую вязкость при низких температурах и

температуру застывания

на 20—30° С ниже, чем температура засты­

вания

летних масел.

На

практике такое подразделение масел сохра­

няется

и сейчас, хотя и не является официальным.

Классификация

масел

для

двигателей проводится по

ГОСТ 17479—72, который распространяется на масла с присадками для автомобилей, тракторов и другой техники. В стандарте учтены рекомендации СЭВ по стандартизации.

175


Масла для двигателей в зависимости от области их применения подразделены на группы (табл. 55). Эти группы в зависимости от вели­ чины вязкости, эксплуатационных свойств и климатических условий применения, в свою очередь, подразделяются на марки (табл. 56).

Т а б л и ц а

55

Г р у п п ы м а с е л д л я д в и г а т е л е й

I руппа масел

 

 

по эксплуата­

 

Рекомендуемая область применения

 

ционным

 

свойствам

 

 

А

 

Ы е ф о р си р о в а н н ы е к а р б ю р а т о р н ы е и д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и

Б

 

М а л о ф о р с и р о в а н н ы е к а р б ю р а т о р н ы е д в и г а т е л и

в1

»

д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и

В

в!

С р е д н е ф о р с и р о в а н н ы е к а р б ю р а т о р н ы е д в и г а т е л и

»

д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и

Г

Г 1

В ы со к о ф о р си р о в а н н ы е к а р б ю р а т о р н ы е д в и г а т е л и

»

д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и

1

г*

В ы со к о ф о р си р о в а н н ы е д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и , р а б о т а ю щ и е в т я ­

Дж е л ы х у с л о в и я х

Масла различных марок в пределах одной группы должны быть совместимы друг с другом без ухудшения их эксплуатационных свойств.

Условное обозначение масел расшифровывается следующим обра­ зом (см. табл. 56).

Марка масла M-8Bj. Буква М обозначает масло для двигателя, цифра 8 — уровень вязкости при температуре 100° С в сантистоксах, буква Б с индексом 1 означает, что масло по эксплуатационным свойст­ вам относится к группе Б и предназначено для смазывания малофорси­ рованных карбюраторных двигателей.

Масло марки М-6„/10Ва. Буква М обозначает масло для двигателя, цифра 6 — класс вязкости масла, у которого величина вязкости при температуре минус 18° С нормируется в пределах 2600—10 400 сСт, буква з означает, что масло содержит загущающую (вязкостную) присадку и предназначено для применения как зимнее или всесезон­ ное масло, цифра 10 после знака дроби обозначает, что масло при тем­ пературе 100° С имеет вязкость 10 сСт, буква В с индексом 2 означает, что масло по эксплуатационным свойствам относится к группе В и предназначено для смазывания среднефорсированных дизельных дви­ гателей.

Универсальные масла, предназначенные для применения как в карбюраторных, так и в дизельных двигателях, обозначаются буквой по группам эксплуатационных свойств без цифрового индекса, напри­ мер М-10Г.

176


Класс вязкости

6

8

10 '

12

14

16

20

43/6

43/8

43/ 10

63/10

Вязкость при температуре

100° С, сСт

6 ± 0 ,5

8+ 0,5

10+1

12+0,5

14+1

16+1

20+2

6 + 0 ,5

8+ 0 ,5

10+0,5

10±0,5

Индекс

вязкости

А bi

Не менее 90 M-CBj

То же

М-8А М -8 Бх

М-10А M-lOBj

— —

— —

»

»— —

Не менее 125 М-43/6Б1

То же

М ^ /В Б ;

» — —

)>

f рупль

Бг

М -8Б,

М-10Б.,

М-12Б2

М-14Б2

М-16Б2

М-20Б2

М-43/8Б ,

Т а б л и ц а 56

Маркировка масел для двигателей

масел оо

в.

M-6Bi

M-8Bi

M -lOBi

э к с п л у а т а ц и о н н ы м

В,

_

М-8В»

М-10В2

М-12В»

М-14В,

М-16В2

М-20В2

M-43/6Bj

свойстаам

г, г.

М -6ГХ _

M-8TJ М-8Г2

М-10Г2 М-10Г2

М-12Г2

М-14Г2

М-16Г2

М-20Г2

M-43/8B,

М-43/8В 2

М-43/lO B j

М-43/10В2

М-ба/lO B i

М-63/10В2

М -6 а/10Г j

М -63/10Г2

д

--

М-8Д

М-10Д

М-12Д

М-14Д

М-16Д

М-20Д


При классификационных испытаниях новых образцов масел про­ водят моторные испытания.

Всесторонняя моторная проверка качества масла позволяет уста­ новить ему группу по эксплуатационным качествам и упростить выбор масла для двигателя.

За рубежом

применяется классификация масел для двигателей

по API, ASTM,

SAE1.

Сведения о соответствии классов вязкости по ГОСТ 17479—72 и по

SAE приведены в табл.

57.

 

 

Т а б л и ц а 57

 

 

 

 

 

 

Соответствие

классов вязкости по классификации ГОСТа и SAE

Класс

Вязкость при температуре

Вязкость при температуре

Соответствующий

минус 18° С, сСт

100° С,

сСт

вязкости

не менее

не более

не менее

не более

класс по SAB

 

 

43

1 300

2 600

3,8

 

10W

63

2 600

10 400

3,8

20W

6

5

7

20

8

7

9

20

10

9

11

30

12

11

13

30

14

13

15

40

16

15

16

40

10

18

22

50

43/6

1 300

2 600

5,5

6,5

10W/20

43/8

1 300

2 600

7,5

8,5

10W/20

43/Ю

1 300

2 600

9,5

10,5

10W/30

63/10

2 600

10 400

9,5

10,5

20W/30

Из таблицы можно установить, к какому классу вязкости ГОСТа относится то или иное зарубежное масло.

Зарубежные дизельные масла разделены по условиям работы на четыре группы:

СА — легкие условия эксплуатации. Безнаддувные дизельные двигатели при работе на бессернистом топливе;

СВ — условия работы безнаддувного дизельного двигателя при использовании сернистого топлива;

СС — условия работы дизельного двигателя с малым наддувом. Масло не должно давать низкотемпературных отложений в карбю­ раторном двигателе;

СД — условия работы дизельных двигателей с наддувом при работе па сернистом топливе.

Если масло одновременно удовлетворяет требованиям двух групп, то ему присваивается двойная маркировка. Масла группы СС предназ­ начаются в качестве единых для дизельных и карбюраторных двига­ телей.

1 API — Американский нефтяной институт. Группы API характеризуют условия работы масла в двигателе. ASTM — Американское общество испытаний материалов. SAE — Общество автомобильных инженеров (США), классы по SAE характеризуют вязкостные свойства масла.

178