Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
Причинами увеличения зольности масла являются: долив свежего масла с присадкой;
накопление в масле продуктов износа двигателя, пыли и других загрязнений.
Таким образом, по характеру изменения одной зольности масла не всегда удается сделать заключение об изменении содержания активной (работоспособной) присадки в масле. Для представления об этом необходимо составить баланс присадки, исследовав характер измене ния содержания активных элементов присадки (обычно бария, кальция, цинка) в масле, в составе механических примесей, в составе отложений на фильтрах и в центрифуге. В практике эксплуатации обычно огра ничиваются только контролем общей зольности.
Успехи в области спектрального анализа позволяют, используя экспресс-методы, быстро определять содержание всех металлов в про бах работавшего масла. По характеру изменения содержания отдель ных металлов удается судить об взносах поршней (по алюминию), колец (по хрому), подшипников (по свинцу, меди) и т. д.
Кислотное число выражается в количестве миллиграммов щелочи (КОН), использованной на нейтрализацию кислых продуктов одного грамма масла. Для свежих масел с присадками этот показатель теряет свою значимость, так как кислотное число масла зависит от природы введенных в масло присадок.
По этим причинам для свежих масел с присадками этот показатель не нормируется. Как показала практика, кислотное число в пробах отработавших масел может достигать 2—3 мг КОН/г масла. Более высокое кислотное число масла может привести к повышению кор розии в двигателе и поэтому недопустимо.
Щелочность характеризует нейтрализующие свойства масла. Этот показатель введен в технические условия на современные масла с сульфонатными присадками. При работе дизельных двигателей на сернистом топливе маслу необходим большой запас щелочных свойств (не менее 5,5 мг КОИ/г). В маслах, полностью отработавших свой срок
вдвигателе, показатель щелочности обычно снижается до 1—0,5. Механические примеси в пробах работавшего масла характеризуют
внем количество загрязнений, задерживаемых фильтром «синяя лен та». Механические примеси разделяются на две части: на органическую (сгораемые) и на неорганическую (несгораемые). Органическая часть состоит из продуктов окисления масла, случайных сгораемых загряз нений (волокна фильтра, ткани и т. д.), а неорганическая — из про дуктов износа, распада зольной присадки, пыли и других загрязнений. Характер изменения количества механических примесей в работав шем масле показан в табл. 54.
Из других показателей качества масла следует отметить температуру вспышки (характеризующую разбавление масла топливом) и содержа- * ние воды в масле (рост этого показателя иногда указывает на неисправ ность в системе охлаждения).
Сроки смены масла. Установление научно-обоснованных, техни чески правильных и экономически целесообразных сроков службы масел в двигателе является одним из важнейших вопросов.
174
|
Характер изменения содержания механических |
Т а б л и ц а |
54 |
||||
|
примесей в маслах |
||||||
|
|
|
|
|
для |
двигателей |
|
|
|
|
Количество загрязнения, % |
|
|
|
|
|
|
в свежем масле |
в работавшем маете |
|
|||
|
суммар |
несгорае |
сгорае- |
суммар |
несгорае |
сгорае |
|
|
ных |
мых |
ных |
ных |
мых |
мых |
|
№1 |
0,006 |
0,003 |
0,003 |
0,544 |
0,222 |
0,322 |
|
№2 |
0,006 |
0,003 |
0,003 |
0,774 |
0,281 |
0,493 |
|
№3 |
0,020 |
0,013 |
0,007 |
1,980 |
0,627 |
1,358 |
|
П р и м е ч а н и е . |
С о д е р ж а н и е |
м е х а н и ч е с к и х п р и м есей |
д л я с в е ж и х |
м асел |
н о р м и р у е т с я не б о л е е 0 , 0 2 % .
Оптимальный срок смены масла зависит от его эксплуатационных свойств и конструкции двигателя, поэтому необходимо комплексное рассмотрение величин, которые взаимосвязаны с техническими, эко номическими и народнохозяйственными факторами. Считается, что при работе на маслах с товарными присадками смена их в карбюратор ных двигателях должна проводиться через 6000—9000 км пробега автомобиля. При жестких условиях эксплуатации и при высокой за пыленности срок смены масла может быть снижен до 1500 км.
Срок смены масла записывается в карту смазки автомобиля заво- дами-изготовителями. Этот срок может быть для каждого завода разным.
§ И. АССОРТИМЕНТ МАСЕЛ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
Классификация масел
До введения ГОСТ 17479—72 масла подразделялись обычно по признаку применения: на автолы (масла для карбюраторных двига телей) и на дизельные масла. Однако это разделение оказалось весьма условным, так как современные высоконапряженные карбюраторные двигатели предъявляют к маслу требования, близкие к требованиям дизельных автомобильных двигателей. В настоящее время имеются единые масла, обеспечивающие нормальную работу и карбюраторных и дизельных двигателей.
Масла для двигателей подразделялись также на зимние и летние.
Зимние масла имели |
меньшую вязкость при низких температурах и |
||||
температуру застывания |
на 20—30° С ниже, чем температура засты |
||||
вания |
летних масел. |
На |
практике такое подразделение масел сохра |
||
няется |
и сейчас, хотя и не является официальным. |
||||
Классификация |
масел |
для |
двигателей проводится по |
ГОСТ 17479—72, который распространяется на масла с присадками для автомобилей, тракторов и другой техники. В стандарте учтены рекомендации СЭВ по стандартизации.
175
Масла для двигателей в зависимости от области их применения подразделены на группы (табл. 55). Эти группы в зависимости от вели чины вязкости, эксплуатационных свойств и климатических условий применения, в свою очередь, подразделяются на марки (табл. 56).
Т а б л и ц а |
55 |
Г р у п п ы м а с е л д л я д в и г а т е л е й |
I руппа масел |
|
|
||
по эксплуата |
|
Рекомендуемая область применения |
||
|
ционным |
|
||
свойствам |
|
|
||
А |
|
Ы е ф о р си р о в а н н ы е к а р б ю р а т о р н ы е и д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и |
||
Б |
|
М а л о ф о р с и р о в а н н ы е к а р б ю р а т о р н ы е д в и г а т е л и |
||
в1 |
» |
д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и |
||
В |
в! |
С р е д н е ф о р с и р о в а н н ы е к а р б ю р а т о р н ы е д в и г а т е л и |
||
» |
д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и |
|||
Г |
Г 1 |
В ы со к о ф о р си р о в а н н ы е к а р б ю р а т о р н ы е д в и г а т е л и |
||
» |
д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и |
|||
1 |
г* |
В ы со к о ф о р си р о в а н н ы е д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и , р а б о т а ю щ и е в т я
Дж е л ы х у с л о в и я х
Масла различных марок в пределах одной группы должны быть совместимы друг с другом без ухудшения их эксплуатационных свойств.
Условное обозначение масел расшифровывается следующим обра зом (см. табл. 56).
Марка масла M-8Bj. Буква М обозначает масло для двигателя, цифра 8 — уровень вязкости при температуре 100° С в сантистоксах, буква Б с индексом 1 означает, что масло по эксплуатационным свойст вам относится к группе Б и предназначено для смазывания малофорси рованных карбюраторных двигателей.
Масло марки М-6„/10Ва. Буква М обозначает масло для двигателя, цифра 6 — класс вязкости масла, у которого величина вязкости при температуре минус 18° С нормируется в пределах 2600—10 400 сСт, буква з означает, что масло содержит загущающую (вязкостную) присадку и предназначено для применения как зимнее или всесезон ное масло, цифра 10 после знака дроби обозначает, что масло при тем пературе 100° С имеет вязкость 10 сСт, буква В с индексом 2 означает, что масло по эксплуатационным свойствам относится к группе В и предназначено для смазывания среднефорсированных дизельных дви гателей.
Универсальные масла, предназначенные для применения как в карбюраторных, так и в дизельных двигателях, обозначаются буквой по группам эксплуатационных свойств без цифрового индекса, напри мер М-10Г.
176
Класс вязкости
6
8
10 '
12
14
16
20
43/6
43/8
43/ 10
63/10
Вязкость при температуре
100° С, сСт
6 ± 0 ,5
8+ 0,5
10+1
12+0,5
14+1
16+1
20+2
6 + 0 ,5
8+ 0 ,5
10+0,5
10±0,5
Индекс
вязкости
А bi
Не менее 90 — M-CBj
То же |
М-8А М -8 Бх |
М-10А M-lOBj
— —
— —
» — —
»— —
Не менее 125 — М-43/6Б1
То же |
— М ^ /В Б ; |
» — —
)> —
f рупль
Бг
—
М -8Б,
М-10Б.,
М-12Б2
М-14Б2
М-16Б2
М-20Б2
—
М-43/8Б ,
—
—
Т а б л и ц а 56
Маркировка масел для двигателей
масел оо
в.
M-6Bi
M-8Bi
M -lOBi
—
—
—
—
э к с п л у а т а ц и о н н ы м
В,
_
М-8В»
М-10В2
М-12В»
М-14В,
М-16В2
М-20В2
M-43/6Bj —
свойстаам
г, г.
М -6ГХ _
M-8TJ М-8Г2
М-10Г2 М-10Г2
—М-12Г2
—М-14Г2
—М-16Г2
—М-20Г2
——
M-43/8B, |
М-43/8В 2 |
— |
— |
М-43/lO B j |
М-43/10В2 |
— |
— |
М-ба/lO B i |
М-63/10В2 |
М -6 а/10Г j |
М -63/10Г2 |
д
--
М-8Д
М-10Д
М-12Д
М-14Д
М-16Д
М-20Д
—
—
—
—
При классификационных испытаниях новых образцов масел про водят моторные испытания.
Всесторонняя моторная проверка качества масла позволяет уста новить ему группу по эксплуатационным качествам и упростить выбор масла для двигателя.
За рубежом |
применяется классификация масел для двигателей |
по API, ASTM, |
SAE1. |
Сведения о соответствии классов вязкости по ГОСТ 17479—72 и по
SAE приведены в табл. |
57. |
|
|
Т а б л и ц а 57 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствие |
классов вязкости по классификации ГОСТа и SAE |
|||
Класс |
Вязкость при температуре |
Вязкость при температуре |
Соответствующий |
||
минус 18° С, сСт |
100° С, |
сСт |
|||
вязкости |
не менее |
не более |
не менее |
не более |
класс по SAB |
|
|
||||
43 |
1 300 |
2 600 |
3,8 |
|
10W |
63 |
2 600 |
10 400 |
3,8 |
— |
20W |
6 |
— |
— |
5 |
7 |
20 |
8 |
— |
— |
7 |
9 |
20 |
10 |
— |
— |
9 |
11 |
30 |
12 |
— |
— |
11 |
13 |
30 |
14 |
— |
— |
13 |
15 |
40 |
16 |
— |
— |
15 |
16 |
40 |
10 |
— |
— |
18 |
22 |
50 |
43/6 |
1 300 |
2 600 |
5,5 |
6,5 |
10W/20 |
43/8 |
1 300 |
2 600 |
7,5 |
8,5 |
10W/20 |
43/Ю |
1 300 |
2 600 |
9,5 |
10,5 |
10W/30 |
63/10 |
2 600 |
10 400 |
9,5 |
10,5 |
20W/30 |
Из таблицы можно установить, к какому классу вязкости ГОСТа относится то или иное зарубежное масло.
Зарубежные дизельные масла разделены по условиям работы на четыре группы:
СА — легкие условия эксплуатации. Безнаддувные дизельные двигатели при работе на бессернистом топливе;
СВ — условия работы безнаддувного дизельного двигателя при использовании сернистого топлива;
СС — условия работы дизельного двигателя с малым наддувом. Масло не должно давать низкотемпературных отложений в карбю раторном двигателе;
СД — условия работы дизельных двигателей с наддувом при работе па сернистом топливе.
Если масло одновременно удовлетворяет требованиям двух групп, то ему присваивается двойная маркировка. Масла группы СС предназ начаются в качестве единых для дизельных и карбюраторных двига телей.
1 API — Американский нефтяной институт. Группы API характеризуют условия работы масла в двигателе. ASTM — Американское общество испытаний материалов. SAE — Общество автомобильных инженеров (США), классы по SAE характеризуют вязкостные свойства масла.
178