Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
отводится также и молекулярному кислороду, который может, как и гидроперекиси, вызывать коррозию металла подшипников.
При рассмотрении коррозионных процессов (особенно процессов ржавления) необходимо подходить к ним и с позиций электрохимиче ской коррозии, по которым общая реакция взаимодействия коррозионно агрессивных продуктов с металлом может быть разделена на два сопряженных процесса: анодный — переход металла в раствор в виде ионов с оставлением эквивалентного количества электронов в металле
икатодный — ассимиляция появившихся в металле избыточных элект ронов каким-либо деполяризатором (кислородом, продуктами окисле ния масла).
Противокоррозионные присадки тормозят протекание отдельных стадий процесса и этим замедляют процесс коррозии в целом.
Для подавления коррозионных процессов в двигателе, в том числе
икоррозии подшипников, используют следующие три пути:
нейтрализацию кислых продуктов в работавшем масле; замедление процессов окисления масла; создание на металле защитной пленки.
По первому пути применяют в маслах высокощелочные присадки (например, сульфонаты), нейтрализующие кислые продукты. При садки этого типа берут в таких количествах, чтобы в масле, полностью отработавшем срок службы в двигателе, еще оставался некоторый за пас щелочных свойств.
По второму пути применяют в маслах присадки, замедляющие окис ление масла (присадки, разрушающие гидроперекиси и превращающие активные радикалы в неактивное состояние). Эти функции, как пра вило, успешно выполняют противоокислительные, многофункцио нальные и другие присадки.
По третьему пути в масло вводят присадки, образующие прочную защитную пленку на поверхности подшипников. При этом следует иметь в виду, что чрезмерный запас моющих свойств у масла (по ще лочности) при повышенных температурах может привести к разруше нию противокоррозионных пленок на металле и в ряде случаев вызвать повышенную коррозию подшипников.
При консервации машин с помощью масел, содержащих противо коррозионные присадки, создаются пленки, надежно защищающие металл даже в жестких атмосферных условиях.
В заключение отметим, что современные моторные масла характе ризуются высокими противокоррозионными и противоржавейными качествами, способствующими повышению долговечности двигателей.
§ 8. ПРОТИВОПЕННЫЕ СВОЙСТВА
При работе масла в двигателе создаются благоприятные условия для образования пены. Этому способствует бурное перемешивание масла с воздухом вследствие вращающихся деталей шатунно-кривошипного механизма, наличие в масле следов воды и ряда стабилизирующих пену веществ: продуктов окисления масла. В отдельных случаях
170
может наблюдаться сильное пенообразование, приводящее к выбросу масляной пены.
Обильное пенообразование нарушает нормальные условия режима смазки.
Для устранения пенообразования практически во все современные масла для двигателей вводят в количествах 0,002—0,005% противопенные присадки. Эти присадки относятся к классу кремнийорганических полимеров и маркируются ПМС-200А.
Действие противопенных присадок заключается в том, что, являясь по своей природе соединениями относительно плохо растворяющимися в минеральных маслах, они находятся в основном на поверхностях раздела фазы воздух — масло. В результате этого скорость разруше ния пены становится больше, чем скорость ее образования. Наступает пеногашение. Таким образом уже тысячные доли процента противопенной присадки надежно защищают двигатель от пенообразования.
Образование на границе воздух — масло барьера из полимерных молекул кремнийорганических соединений создает определенные труд ности для прохождения кислорода воздуха вглубь масла. Предпола гают, что это свойство противопенных присадок несколько повышает стойкость масла к окислению.
Пенообразование уменьшается с повышением температуры масла, так как при этом вязкость масла снижается и стойкость пены падает.
Попадание воды в масло приводит к увеличению пенообразования: из масла капельки воды начинают испаряться, приводя к зарождению отдельных газовых пузырьков, а затем и пены.
Замечено, что наиболее часто пенообразование наблюдается в дви гателях с «сухим» картером, имеющим откачивающие насосы и от дельный масляный бак, чем в двигателях с «мокрым» картером, как у обычных двигателей средней мощности.
Продуктами сгорания противопенной присадки является абразив ная окись кремния Si02 (кварцевый песок). И хотя противопенные присадки применяются, как указывалось выше, в очень небольших количествах— 0,002—0,005%, имеется определенная тенденция ис пользовать присадку в количествах, отвечающих нижнему пределу допустимых концентраций.
§ 9. СТАБИЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ СМЕШЕНИЯ МАСЕЛ РАЗНЫХ МАРОК
Стабильность масел при хранении. Масла для двигателей должны сохранять свои эксплуатационные свойства при хранении в течение длительного срока.
Современные масла могут храниться пять лет и более практически без изменений показателей качества. Однако если в масло были введены зольные присадки невысокой степени очистки и в него попала вода (даже десятые доли процента), то при хранении могут наблюдаться случаи выпадения из масла осадка. Осадок представляет собой эмуль сию, состоящую из воды, масла, присадок и различных загрязнений. В случаях выпадения присадок эксплуатационные качества масла
171
могут ухудшиться и физико-химические показатели масла не будут отвечать требованиям ГОСТа.
Возможность смешения масел для двигателей разных марок друг с другом. При эксплуатации автомобилей и хранении на складах могут быть случаи смешения разных сортов масел друг с другом
(ГОСТ 17479—72, п. 1.3).
При смешении масел такие показатели, как зольность, вязкость при положительных температурах, содержание механических приме сей, воды, изменяются по закону адптивности, т. е. характер их изме нения находится в прямой зависимости от соотношения сортов масел в смеси. Температура вспышки смеси будет почти такой, как у более легкого масла. Низкотемпературные свойства и температура застыва ния изменяются по более сложной закономерности, если смешиваемые сорта имеют большие расхождения по этим показателям.
При смешении масел могут быть случаи «несовместимости» при садок в маслах, в результате чего отдельные эксплуатационные каче ства смеси могут быть хуже, чем у любого из смешиваемых масел. Поэтому в эксплуатации и при хранении на складах смешение масел допускается в исключительных случаях.
§ 10. СТАРЕНИЕ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЯХ
Старением масла называют совокупность всех изменений физико химических свойств масла при работе его в двигателе.
Все многочисленные факторы, оказывающие влияние на старение масла в двигателе, можно разбить на три основные группы:
условия работы масла в двигателе — режим работы двигателя, температура деталей, смазываемых маслом, расход масла на угар, полнота сгорания топлива, степень очистки воздуха и т. п.;
качество масла — антиокислительные, моющие, противокоррозион ные и другие эксплуатационные свойства;
характеристика системы смазки — количество масла в двигателе, эффективность работы системы очистки масла (масляные фильтры, центрифуги, принцип подключения их в системе смазки — последова тельное или параллельное).
Интенсивность старения масла определяется сочетанием всех фак торов указанных групп.
В результате старения масла изменяются его эксплуатационные качества. Знание характера этих изменений необходимо для установ ления сроков смены масла.
Характер изменений физико-химических свойств масла в процессе работы его в двигателе следующий.
Вязкость масла. В пробах работавшего масла наблюдается некото рый рост (на 10—15%) его вязкости за счет накопления в нем продуктов окисления. Если же вязкость падает, то причиной этого является, как правило, разбавление масла топливом.
При использовании некоторых загущенных масел снижение вяз кости (на 10—15%) может быть связано с некоторой деструкцией по лимерных присадок в работающем двигателе. Отечественные загущен
1 7 2
ные масла в процессе работы в двигателе практически не изменяют свою вязкость при положительных температурах (табл. 53). При отри цательных же температурах может наблюдаться некоторое ухудше ние низкотемпературных свойств за счет накопления смол и других продуктов окисления масел.
|
|
|
Т а б л и ц а 53 |
|
Характер изменения |
вязкости |
загущенных масел при длительной их работе |
||
|
|
|
|
в двигателях |
Карбюраторный двиг тель |
|
Дизельный двигатель |
||
Пробег автомобиля, |
Вязкость масла |
Продолжител ьность |
Вязкость масла |
|
|
при температуре |
работы двигателя. |
при температуре |
|
|
100° С, |
сСт |
мото-часы |
100° С, сСт |
0 |
10,0 |
|
0 |
10,06 |
2 000 |
9,8 |
|
50 |
9,70 |
5 000 |
9,9 |
|
100 |
9,90 |
10000 |
10,1 |
|
150 |
10,10 |
16 000 |
10,2 |
|
300 |
11,00 |
В процессе работы загущенного масла в двигателе полимерная |
||||
присадка, содержащаяся в масле, |
несколько снижает |
свой молеку |
лярный вес из-за деструктивных процессов, но при этом количество полимера в масле несколько возрастает за счет испарения масляной основы. Таким образом, вязкость работавшего масла остается примерно на исходном уровне. В высоконапряженных двигателях иногда отме чается заметное увеличение (на 100—150% и даже выше) вязкости масла при использовании высокощелочных масел. Объясняется это тем, что некоторые высокощелочные присадки реагируют с кислыми продуктами окисления масел с образованием веществ (типа мыл).
За рубежом разработан метод для контроля вязкости масла и для высокофорсированных двигателей выработаны масла типа SE, кото рые не повышают резко вязкость.
Зольность масла. В свежем масле этот показатель оценивает коли чество введенных зольных присадок и поэтому является важным показателем качества масла.Для высокощелочных масел и присадок определяется зольность сульфатная (сульфозола) по ГОСТ 12417—66, для остальных масел — зола по ГОСТ 1461—59.
В процессе работы масла в двигателе происходит «срабатывание присадок», в результате чего зольность масла изменяется.
Причинами уменьшения зольности масла являются:
расход присадки на нейтрализацию кислых продуктов окисления
• масла с образованием веществ, задерживаемых на фильтрах; термический распад присадки (угар) при попадании масла в высо
котемпературные зоны двигателя; адсорбция присадки на фильтрах, на поверхностях деталей, на
углеродистых частичках окисленного масла и на механических приме сях, удаляемых системой фильтрации двигателя.
173