Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
Наряду с новой единой классификацией масел по ГОСТ 17479—72, в технических условиях на масла применяют старую индексацию ма сел отдельными буквами, характеризующими способ его изготовле ния, наличие присадок и т. д.
В зависимости от назначения масла для двигателей делят на авто мобильные (для карбюраторных и дизельных двигателей) и авиацион ные. По способу производства они могут быть дистиллятными, остаточ ными, компаундированными (смесь дистиллятного и остаточного ком понентов) и загущенными (приготовленными по новому способу про изводства с использованием полимерных присадок).
Почти все масла для двигателей являются маслами селективной очистки (буква С в марке масла). Масла кислотной очистки (буква К в марке масла) выпускаются в ограниченном количестве на старых заводах. Практически все масла для двигателей выпускаются с при садками, на что в маркировке старых образцов масел указывала буква п.
Автомобильные масла в наименовании сорта имеют букву А, ди зельные — Д. Загущенные масла маркируются введением в наимено
вание буквы |
3. |
|
|
|
|
П р и м е р . |
В |
маркировке |
масла АСЗп-10 |
(М-63/10В2) следующие |
|
обозначения: |
А — автомобильное, |
С — селективной |
очистки, 3 — загущенное, |
||
п — наличие |
зольной |
присадки, 10 — уровень вязкости масла при температуре |
100° С. В скобках дана маркировка масла по ГОСТ 17479—72.
На практике маркировку масел иногда приходится расширять, чтобы обозна чить тип введенной в масло присадки по металлу (М-14ГБ, где буква Б означает бариевую присадку).
Масла для двигателей выпускаются зимних и летних сортов. В маркировку масла с этой целью иногда вводят (последними по порядку) буквы з или л. Это сделано, например, в дизельном масле для автобуса Икарус, чтобы отличить зимний сорт (М-8Гфз) от летнего (М-8Гфл). Буквой ф в наименовании масла подчеркивается, что это масло предназначено для форсированных дизельных дви гателей с наддувом.
Масла загущенные могут применяться всесезонно. На это указы вает буква В в названии сорта масла, например масло ДВ АСЗп-10. Буква Д указывает, что это масло долгоработающее и поэтому может работать в двигателе без смены порядка 15 000—20 000 км пробега автомобиля.
Товарные масла
Масла для двигателей выпускаются по техническим условиям (ТУ) или по государственным стандартам, в которых нормированы качества продукта.
Ранее существовало более 20 ТУ и ГОСТов на автомобильные и более 50 на дизельные масла. В настоящее время проводится широкая
унификация |
и предполагается сокращение сортов масел более чем |
|
в 3 раза. |
|
автомобильные масла для карбюраторных двига |
Отечественные |
||
телей. Масла |
для |
высокофорсированных карбюраторных двигателей |
179
(БАЗ-2101 н др.) содержат в оптимальных количествах высокозольные моющие присадки, беззольные диспергирующие присадки (сукцинимнды), противоокислительные, противоизносные, противопенные и др. (табл. 58). Масло М-6Ва (АСЗп-6) предназначено для применения, в первую очередь, в северных районах страны.
Характеристики автомобильных масел для карбюраторных двига телей меньшей теплонапряженности приведены в табл. 59.
Долгоработающие масла. Успехи в области синтеза присадок и требования потребителей о повышении экономичности эксплуатации автомобилей привели к необходимости создания масел, работающих в двигателе без смены 15 000—20 000 км пробега автомобиля.
За рубежом такие масла известны с 1963 г. под названием «long life», «Super motor» и др. Уже к 1965 г. ассортимент долгоработающих масел включил более 25 наименований. В нашей стране выпускается долгоработающее масло ДВ-АСЗп-10 по ТУ 101155—71 (табл. 62). Это масло способно работать и в дизельных и в карбюраторных двигателях.
Всостав долгоработающих масел входит несколько присадок, общая концентрация которых может составить более 10%: металл содержащая моющая (сульфонатного типа), беззольная диспергирую щая (например, сукцинимидная), противоокислительная и вязкостная присадка, обладающая моюще-диспергирующими свойствами, в том числе и при низкотемпературном режиме работы двигателя. При работе V-образных карбюраторных двигателей на долгоработающих маслах образуется в 5 раз меньше осадков, чем на обычных маслах.
Втабл. 63 показан характер изменения физико-химических свойств долгоработающего масла в двигателях ЗИЛ-130 и 3M3-53. Из таблицы следует, что в масле не произошло каких-либо изменений, способных заметно ухудшить его качество.
Так, в пробах работавшего масла к моменту смены (15 000 км пробега автомобиля) уровень вязкости масла при температуре 100°С снизился незначительно (примерно всего на 10%). Низкотемпературные свойства масла остались близкими к исходному. Содержание золы изменилось менее чем на 20%, причем процент механических примесей (показатель загрязнения масла твердыми продуктами окисления и износа) был всего лишь 0,2—0,4%. Масло сохраняло щелочность. Кислотность возросла до 2,5—3,0 мг КОН/г. Для масла, проработав шего в двигателе такой большой срок (15 000 км пробега автомобиля), это вполне допустимо.
Результаты физико-химических анализов показали также, что сис тема фильтрации в этих двигателях работает достаточно надежно.
Применение долгоработающих масел, несмотря на несколько более высокую их стоимость, дает определенный экономический эффект. За счет сокращения времени на техническое обслуживание, уменьше ния расхода масла и других факторов достигается экономия средств не менее чем на 20—30%. Для быстроходных автотракторных дизель ных двигателей в нашей стране выпускаются зимние (ДС-8, М-8В и др.), летние (ДС-11) и северные загущенные (ДСЗп-8) масла (табл. 60).
Для быстроходных дизельных двигателей типа В-2, Д-12 и других применяют масла марки МТ (табл. 61).
180
Таблица 58
Характеристика автомобильных масел для форсированных карбюратдрных двигателей
|
|
|
|
т |
ЗЬ-1-26»—ЬУ |
|
М-6В (АСЗпб) |
|
|
|
Показатели |
|
|
М-121 |
М-81 |
М-10Г3 |
|
Методы испытаний |
|||
|
|
ТУ |
38-1-01-11 — 70 |
|
||||||
|
|
|
|
(.Vs 8) |
UYo 9) |
<jVe 10) |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Вязкость при температуре |
100° С, сСт |
12±0,5 |
8±0,5 |
10±0,5 |
Не менее 6* |
ГОСТ 33—66 |
||||
Индекс вязкости, не менее |
|
|
95 |
100 |
125 |
|
140 |
Таблица значений индекс* |
||
|
|
|
|
|
|
1,65 |
|
|
вязкости смазочных масе/ |
|
Зольность сульфатная, |
%, |
не более |
|
1,3 |
ИЗ |
|
1,2 |
ГОСТ |
12417—66 |
|
Содержание, %, не белее: |
|
|
0,015 |
0,015 |
0,015 |
|
0,02 |
ГОСТ |
6370—59 |
|
механических примесей' |
|
|
||||||||
воды |
|
|
|
|
Следы |
|
|
ГОСТ |
2477—65 |
|
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
8,5 |
8,5 |
11,0 |
|
5,5 |
ГОСТ |
11362—65 |
|||
Температура, иС: |
|
|
|
|
|
|
|
165 |
ГОСТ |
4333—43 |
вспышки в открытом тигле, не ниже |
220 |
210 |
210 |
|
||||||
застывания, не выше |
|
|
—20 |
—30 |
—32 |
|
—42 |
ГОСТ |
1533—42 |
|
Коррозия (на пластинках С1 и С2 по |
|
Отсутствует |
|
|
ГОСТ |
13517—68 |
||||
ГОСТ 3778—65), г/м2 |
|
|
70 |
£0 |
40 |
Пе |
нормируется, |
ГОСТ |
9352—60 |
|
Термоокислительная |
стабильность |
при |
||||||||
температуре 2501* С (по методу Папок), |
|
|
|
определять обя |
|
|
||||
мин, не менее |
|
|
|
|
|
3,0 |
зательно |
ГОСТ |
11063— 64 |
|
Стабильность после окисления в при Отсутствует |
3,0 |
|
— |
|||||||
боре ДК-2 (осадок), |
%, |
не более |
|
18,0 |
|
13,0 |
|
|
ГОСТ |
33—66 |
Вязкость при температуре |
100v С, |
сСт, |
13,0 |
|
|
|||||
не более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОО |
Ь числе механических приуесей не допускаются пе-сск и другие |
абразивные вещества. |
|
При U®С he более ЗбО ест, при — |
С не более 17 50и сст |
(ыот показатель факультативен). |
Т а б л и ц а 59
Автомобильные масла для среднефорсированных карбюраторных двигателей
|
ЮСТ 10541 — 63 |
|
|
|
|
АС-6 (М-6Б) |
АС-8 |
(М-8Б) |
АС-10 |
АСЗп-10 |
АС-9,5 для двух |
(М-10Б) |
тактных карбю- |
||||
Показатели |
|
|
|
ТУ 38-1-01-267—72 |
раторных двига |
|
|
|
|
|
телей, МРТУ |
С присадкой |
С присадкой |
С присадкой |
С присадкой |
|
38- 1-237 —66 |
ВНИИ НП-360 ВНИИ НП-360 СБ-З и ДФ-11 |
ВНИИ НП-360 |
|
|
Вязкость, сСт, при температуре: 100° С ОО и Индекс вязкости, не менее
Коксуемость (до добавления присадки), %, не менее
Кислотное число масла без присадки, мг КОН/г, не более
Зольность масла, %:
без присадки, не более с присадкой, не менее
Содержание:
бария, %, не менее фосфора, %, не менее цинка, %, не менее
i
Не менее 6 |
8+0,5 |
8±0,5 |
10±0,5 |
10,0±0,5 |
9+1 |
НеболееЮОО |
1200 |
1200 |
1200 |
1000 |
— |
85 |
85 |
85 |
85 |
120 |
— |
0,10 |
0,15 |
0,15 |
0,25 |
— |
0,23 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,05 |
|
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
Отсутствует |
— |
0,45 |
0,45 |
0,50 |
0,45 |
0,48 |
0,13 |
0,27 |
0,27 |
0,13 |
0,27 |
_ |
— |
0,026 |
0,026 |
0,09 |
0,026 |
— |
- |
0,02 |
0,02 |
0,09 |
0,02 |
|
|
.
I
водорастворимых кислот и щелочей
механических примесей в масле» без присадки
с присадкой, %, не более воды, не Солее
серы (в масле без присадки), %, не Солее
фенола (в масле без присадки) Температура, °Ci
вспышки (в открытом тигле), не ниже застывания, не выше
Коррозия (на пластинке из свинца марки С1 или С2, ГОСТ 3778-56), г/м2, не Солее
Термоокислительная стабильность (по методу Папок) при температуре 250° С
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более
Цвет без присадки (стекло № 4, разбавление 85 : 15), мм, не менее
Щелочная |
реакция |
Отсутствуют |
Щелочная |
|
_ |
|
Щелочная реак |
|
|
|
реакция |
|
|
|
ция |
Отсутствуют |
|
|
|
|
|
|
|
0,012 | |
0,012 | |
0,012 | |
0,012 |
| |
' 0,025 |
| |
0,02 |
|
Следы |
|
|
|
|
|
|
1,0 |
! ,0 |
1,0 |
1»1 |
| |
1,1 |
|
— |
|
|
|
|
|
|
||
|
Отсутствует |
|
|
|
|
|
|
190 |
200 |
200 |
200 |
|
170 |
|
200 |
—3G |
—25 |
—25 |
— 15 |
|
—36 |
|
—15 |
8 |
8 |
5 |
5 |
|
5.0 |
|
|
|
Не нормиру ется, определять обязательно |
|
|
|
|||
1,0 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
|
--- |
|
— |
20 |
18 |
18 |
16 |
|
— |
|
— |
S