Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с новой единой классификацией масел по ГОСТ 17479—72, в технических условиях на масла применяют старую индексацию ма­ сел отдельными буквами, характеризующими способ его изготовле­ ния, наличие присадок и т. д.

В зависимости от назначения масла для двигателей делят на авто­ мобильные (для карбюраторных и дизельных двигателей) и авиацион­ ные. По способу производства они могут быть дистиллятными, остаточ­ ными, компаундированными (смесь дистиллятного и остаточного ком­ понентов) и загущенными (приготовленными по новому способу про­ изводства с использованием полимерных присадок).

Почти все масла для двигателей являются маслами селективной очистки (буква С в марке масла). Масла кислотной очистки (буква К в марке масла) выпускаются в ограниченном количестве на старых заводах. Практически все масла для двигателей выпускаются с при­ садками, на что в маркировке старых образцов масел указывала буква п.

Автомобильные масла в наименовании сорта имеют букву А, ди­ зельные — Д. Загущенные масла маркируются введением в наимено­

вание буквы

3.

 

 

 

П р и м е р .

В

маркировке

масла АСЗп-10

(М-63/10В2) следующие

обозначения:

А — автомобильное,

С — селективной

очистки, 3 — загущенное,

п — наличие

зольной

присадки, 10 — уровень вязкости масла при температуре

100° С. В скобках дана маркировка масла по ГОСТ 17479—72.

На практике маркировку масел иногда приходится расширять, чтобы обозна­ чить тип введенной в масло присадки по металлу (М-14ГБ, где буква Б означает бариевую присадку).

Масла для двигателей выпускаются зимних и летних сортов. В маркировку масла с этой целью иногда вводят (последними по порядку) буквы з или л. Это сделано, например, в дизельном масле для автобуса Икарус, чтобы отличить зимний сорт (М-8Гфз) от летнего (М-8Гфл). Буквой ф в наименовании масла подчеркивается, что это масло предназначено для форсированных дизельных дви­ гателей с наддувом.

Масла загущенные могут применяться всесезонно. На это указы­ вает буква В в названии сорта масла, например масло ДВ АСЗп-10. Буква Д указывает, что это масло долгоработающее и поэтому может работать в двигателе без смены порядка 15 000—20 000 км пробега автомобиля.

Товарные масла

Масла для двигателей выпускаются по техническим условиям (ТУ) или по государственным стандартам, в которых нормированы качества продукта.

Ранее существовало более 20 ТУ и ГОСТов на автомобильные и более 50 на дизельные масла. В настоящее время проводится широкая

унификация

и предполагается сокращение сортов масел более чем

в 3 раза.

 

автомобильные масла для карбюраторных двига­

Отечественные

телей. Масла

для

высокофорсированных карбюраторных двигателей

179



(БАЗ-2101 н др.) содержат в оптимальных количествах высокозольные моющие присадки, беззольные диспергирующие присадки (сукцинимнды), противоокислительные, противоизносные, противопенные и др. (табл. 58). Масло М-6Ва (АСЗп-6) предназначено для применения, в первую очередь, в северных районах страны.

Характеристики автомобильных масел для карбюраторных двига­ телей меньшей теплонапряженности приведены в табл. 59.

Долгоработающие масла. Успехи в области синтеза присадок и требования потребителей о повышении экономичности эксплуатации автомобилей привели к необходимости создания масел, работающих в двигателе без смены 15 000—20 000 км пробега автомобиля.

За рубежом такие масла известны с 1963 г. под названием «long­ life», «Super motor» и др. Уже к 1965 г. ассортимент долгоработающих масел включил более 25 наименований. В нашей стране выпускается долгоработающее масло ДВ-АСЗп-10 по ТУ 101155—71 (табл. 62). Это масло способно работать и в дизельных и в карбюраторных двигателях.

Всостав долгоработающих масел входит несколько присадок, общая концентрация которых может составить более 10%: металл­ содержащая моющая (сульфонатного типа), беззольная диспергирую­ щая (например, сукцинимидная), противоокислительная и вязкостная присадка, обладающая моюще-диспергирующими свойствами, в том числе и при низкотемпературном режиме работы двигателя. При работе V-образных карбюраторных двигателей на долгоработающих маслах образуется в 5 раз меньше осадков, чем на обычных маслах.

Втабл. 63 показан характер изменения физико-химических свойств долгоработающего масла в двигателях ЗИЛ-130 и 3M3-53. Из таблицы следует, что в масле не произошло каких-либо изменений, способных заметно ухудшить его качество.

Так, в пробах работавшего масла к моменту смены (15 000 км пробега автомобиля) уровень вязкости масла при температуре 100°С снизился незначительно (примерно всего на 10%). Низкотемпературные свойства масла остались близкими к исходному. Содержание золы изменилось менее чем на 20%, причем процент механических примесей (показатель загрязнения масла твердыми продуктами окисления и износа) был всего лишь 0,2—0,4%. Масло сохраняло щелочность. Кислотность возросла до 2,5—3,0 мг КОН/г. Для масла, проработав­ шего в двигателе такой большой срок (15 000 км пробега автомобиля), это вполне допустимо.

Результаты физико-химических анализов показали также, что сис­ тема фильтрации в этих двигателях работает достаточно надежно.

Применение долгоработающих масел, несмотря на несколько более высокую их стоимость, дает определенный экономический эффект. За счет сокращения времени на техническое обслуживание, уменьше­ ния расхода масла и других факторов достигается экономия средств не менее чем на 20—30%. Для быстроходных автотракторных дизель­ ных двигателей в нашей стране выпускаются зимние (ДС-8, М-8В и др.), летние (ДС-11) и северные загущенные (ДСЗп-8) масла (табл. 60).

Для быстроходных дизельных двигателей типа В-2, Д-12 и других применяют масла марки МТ (табл. 61).

180


Таблица 58

Характеристика автомобильных масел для форсированных карбюратдрных двигателей

 

 

 

 

т

ЗЬ-1-26»—ЬУ

 

М-6В (АСЗпб)

 

 

Показатели

 

 

М-121

М-81

М-10Г3

 

Методы испытаний

 

 

ТУ

38-1-01-11 — 70

 

 

 

 

 

(.Vs 8)

UYo 9)

<jVe 10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вязкость при температуре

100° С, сСт

12±0,5

8±0,5

10±0,5

Не менее 6*

ГОСТ 33—66

Индекс вязкости, не менее

 

 

95

100

125

 

140

Таблица значений индекс*

 

 

 

 

 

 

1,65

 

 

вязкости смазочных масе/

Зольность сульфатная,

%,

не более

 

1,3

ИЗ

 

1,2

ГОСТ

12417—66

Содержание, %, не белее:

 

 

0,015

0,015

0,015

 

0,02

ГОСТ

6370—59

механических примесей'

 

 

воды

 

 

 

 

Следы

 

 

ГОСТ

2477—65

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

8,5

8,5

11,0

 

5,5

ГОСТ

11362—65

Температура, иС:

 

 

 

 

 

 

 

165

ГОСТ

4333—43

вспышки в открытом тигле, не ниже

220

210

210

 

застывания, не выше

 

 

—20

—30

—32

 

—42

ГОСТ

1533—42

Коррозия (на пластинках С1 и С2 по

 

Отсутствует

 

 

ГОСТ

13517—68

ГОСТ 3778—65), г/м2

 

 

70

£0

40

Пе

нормируется,

ГОСТ

9352—60

Термоокислительная

стабильность

при

температуре 2501* С (по методу Папок),

 

 

 

определять обя­

 

 

мин, не менее

 

 

 

 

 

3,0

зательно

ГОСТ

11063— 64

Стабильность после окисления в при­ Отсутствует

3,0

 

боре ДК-2 (осадок),

%,

не более

 

18,0

 

13,0

 

 

ГОСТ

33—66

Вязкость при температуре

100v С,

сСт,

13,0

 

 

не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОО

Ь числе механических приуесей не допускаются пе-сск и другие

абразивные вещества.

При U®С he более ЗбО ест, при —

С не более 17 50и сст

(ыот показатель факультативен).


Т а б л и ц а 59

Автомобильные масла для среднефорсированных карбюраторных двигателей

 

ЮСТ 10541 — 63

 

 

 

АС-6 (М-6Б)

АС-8

(М-8Б)

АС-10

АСЗп-10

АС-9,5 для двух

(М-10Б)

тактных карбю-

Показатели

 

 

 

ТУ 38-1-01-267—72

раторных двига­

 

 

 

 

 

телей, МРТУ

С присадкой

С присадкой

С присадкой

С присадкой

 

38- 1-237 66

ВНИИ НП-360 ВНИИ НП-360 СБ-З и ДФ-11

ВНИИ НП-360

 

 

Вязкость, сСт, при температуре: 100° С ОО и Индекс вязкости, не менее

Коксуемость (до добавления присадки), %, не менее

Кислотное число масла без присадки, мг КОН/г, не более

Зольность масла, %:

без присадки, не более с присадкой, не менее

Содержание:

бария, %, не менее фосфора, %, не менее цинка, %, не менее

i

Не менее 6

8+0,5

8±0,5

10±0,5

10,0±0,5

9+1

НеболееЮОО

1200

1200

1200

1000

85

85

85

85

120

0,10

0,15

0,15

0,25

0,23

0,02

0,02

0,02

0,02

0,05

 

0,005

0,005

0,005

0,005

Отсутствует

0,45

0,45

0,50

0,45

0,48

0,13

0,27

0,27

0,13

0,27

_

0,026

0,026

0,09

0,026

-

0,02

0,02

0,09

0,02

 

 

.

I

водорастворимых кислот и щелочей

механических примесей в масле» без присадки

с присадкой, %, не более воды, не Солее

серы (в масле без присадки), %, не Солее

фенола (в масле без присадки) Температура, °Ci

вспышки (в открытом тигле), не ниже застывания, не выше

Коррозия (на пластинке из свинца марки С1 или С2, ГОСТ 3778-56), г/м2, не Солее

Термоокислительная стабильность (по методу Папок) при температуре 250° С

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

Цвет без присадки (стекло № 4, разбавление 85 : 15), мм, не менее

Щелочная

реакция

Отсутствуют

Щелочная

 

_

 

Щелочная реак­

 

 

 

реакция

 

 

 

ция

Отсутствуют

 

 

 

 

 

 

0,012 |

0,012 |

0,012 |

0,012

|

' 0,025

|

0,02

 

Следы

 

 

 

 

 

 

1,0

! ,0

1,0

1»1

|

1,1

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствует

 

 

 

 

 

190

200

200

200

 

170

 

200

—3G

—25

—25

— 15

 

—36

 

—15

8

8

5

5

 

5.0

 

 

 

Не нормиру ется, определять обязательно

 

 

 

1,0

1,0

0,5

1,0

 

---

 

20

18

18

16

 

 

S