Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
|
|
Т а б л и ц а 68 |
Физико-химические свойства |
отечественных масел для |
гидромеханических |
|
|
передач |
|
Масло А для гидро |
Масло Р для системы |
Показатели |
трансформаторов |
гидроусилителя руле |
и автоматических |
вого управления и |
|
|
коробок передач |
гидрообъе.мных |
|
|
передач |
Вязкость, сСт, при температуре: |
7,0 |
3,8 |
100° С |
||
50° С |
23—30 |
12—14 |
—20° С |
2100 |
1300 |
Температура застывания, °С |
—40 |
—45 |
Стабильность по ВТИ: |
Отсутствует |
|
осадок |
||
кислотное число, мгКОН/г |
0,07 |
0,30 |
Зольность, % |
0,65 |
0,65 |
ханическая передача и вся система автоматического управления (кла паны, жиклеры, плунжерные пары и т. д.).
Вязкость масла должна находиться в пределах 4—7 сСт при темпе ратуре 100° С.
Низкотемпературные свойства масла должны обеспечить работу пе редачи при температурах минус 30° С и ниже. Поэтому в масла вводят ся вязкостные присадки и применяются маловязкие базовые масла.
Температура масла при работе может достигать 150° С, поэтому предъявляются требования к противоокислительным качествам и к мо ющим свойствам этих масел. На деталях системы автоматического управления не должно быть никаких отложений продуктов окисления и лаков.
Таким образом, масла для гидромеханических передач, помимо своих специфических свойств (например, фрикционных), должны обла дать качествами, присущими маслам для двигателей и трансмиссион ным маслам. Поэтому в масла для гидромеханических передач вводятся моющие, противоизносные, противоокислительные, противокоррози онные и другие присадки, в том числе и присадки фрикционные для уве личения трения фрикционных дисков. В табл. 68 приведено качество отечественных масел для гидромеханических передач. Зарубежные образцы масел характеризуются несколько большей зольностью масла, более низкой температурой застывания при относительно высокой вязкости при температуре 100° С.
Г л а в а VII
ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ
В некоторых узлах трения автомобиля в силу конструктивных или некоторых иных причин нецелесообразно применять жидкое смазочное масло. Известно, что масло довольно быстро стекает с трущихся по верхностей, поэтому необходима непрерывная подача жидкого масла к
196
узлам трения. Кроме того, жидкое масло обычно используют в гер метичных узлах, изолированных от попадания влаги, пыли и т. д.
Такие узлы трения в автомобиле, как ступицы колес автомобиля, сочленения рулевых тяг и некоторые другие, трудно оборудовать си стемой смазки жидким маслом. В этих случаях применяют так назы ваемые пластичные, или консистентные смазки.
Основные требования, которые предъявляют к автомобильным плас тичным смазкам, во многом сходны с требованиями к смазочным мас лам. Смазки так же, как и масла, должны уменьшать износ трущихся деталей и снижать трение, защищать металлические поверхности от коррозии, отводить тепло, выделяющееся при трении сопряженных по верхностей, и т. д. К смазкам предъявляют и некоторые специфические требования. Основные из них связаны с тем, что смазки должны защи щать трущиеся пары от попадания влаги, пыли и грязи в негерметичных узлах трения, не должны разрушаться в узлах и не вытекать из них.
§1. СОСТАВ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК
ИИХ ПРОИЗВОДСТВО
Пластичные смазки по свойствам занимают промежуточное поло жение между жидкими маслами и твердыми смазочными материалами. Они представляют собой мягкие мази с достаточно плотной густой кон систенцией и сочетают в себе свойства твердого тела и жидкости.
Если смазку положить на поверхность и не прилагать к ней ника ких усилий, то она подобно твердому телу не изменит своей формы. Однако даже небольшие усилия приводят к тому, что смазка начинает деформироваться без нарушения сплошности (течет) подобно вязкой жидкости.
Такое сочетание свойств твердого тела и жидкости обусловлено стро ением пластичных смазок. Смазка состоит из структурного каркаса, образованного твердыми частицами загустителя и жидкого масла, включенного в ячейки твердого каркаса. Образно можно представить смазку как вату, пропитанную маслом. Волокна ваты соответствуют структурному каркасу загустителя, а масло удерживается в вате при мерно так же, как в ячейках загустителя смазки.
Наличие структурного каркаса придает смазке свойства твердого тела, а присутствие масла — свойства жидкости. Важной особенностью пластичных смазок является не только легкое разрушение структурно го каркаса при малых нагрузках, но и быстрая обратимость этого про цесса. При снятии нагрузки течение смазки прекращается и происхо дит практически мгновенное восстановление структурного каркаса. Смазка вновь приобретает свойства твердого тела.
В автомобильных пластичных смазках от 80 до 90% массы прихо дится на долю жидкого масла итолько 10—20% —на долю загустителя.
Для получения автомобильных пластичных смазок используют главным образом обычные нефтяные маловязкие или средневязкие мас ла типа веретенного, машинного и т. д. В отдельных случаях для по лучения высококачественных смазок с определенными свойствами в ка
7В Зак. 541 |
197 |
ние смазки не приводит к восстановлению каркаса, поэтому солидолы необратимо теряют свою работоспособность при нагревании выше 65° С. В связи с этим нельзя наносить солидолы на трущиеся или за щищаемые от коррозии поверхности в расплавленном виде.
Все более широкое применение получают так называемые комплекс ные кальциевые смазки, которые существенно отличаются от обычных кальциевых смазок и имеют высокие эксплуатационные свойства. За густителем в этих смазках являются комплексные соединения (мыла) высокомолекулярных (обычно стеариновой) и низкомолекулярных (обычно уксусной) жирных кислот. Каркас из комплексного соеди нения различных кальциевых мыл придает совершенно новые свойства смазке. Комплексные кальциевые смазки могут применяться как мно гофункциональные и универсальные, так как они способны обеспечить работу практически всех узлов трения автомобиля.
В СССР вырабатывают и применяют в ограниченных масштабах комплексные кальциевые смазки общего назначения Униол-1 и Уни- ол-ЗМ.
Натриевые смазки являются вторыми по распространенности ав томобильными пластичными смазками. К ним относятся смазки 1-13 и ЯНЗ-2. Эти смазки содержат в небольшом количестве и кальциевые мыла, но свойства их обусловлены натриевыми мылами.
Натриевые мыла готовят как на естественных жирах, так и на син тетических жирных кислотах.
Частицы натриевого мыла, образующие структурный каркас смаз ки, обычно имеют большие размеры, чем частицы других мыл. Поэтому натриевые смазки имеют ярко выраженное, заметное на глаз зернистое или грубоволокнистое строение.
Натриевые смазки находят применение в тех узлах, где температу ра может подниматься выше 60—70° С, т. е. там, где обычные солидолы неработоспособны. Особенностью натриевых смазок является их раст воримость в воде. В условиях, когда возможно вымывание смазки из узла трения, применять натриевые смазки нецелесообразно, а часто и недопустимо.
Литиевые смазки получают все более широкое распространение в узлах автомобилей и во многих случаях вытесняют смазки других ти пов. Литиевые смазки сочетают в себе положительные качества как натриевых (имеют высокую температуру плавления), так и кальцие вых смазок (почти нерастворимы в воде). Кроме того, литиевые мыла об ладают высокой загущающей способностью и позволяют получать смазки с хорошими низкотемпературными свойствами на базе маловяз ких масел с небольшим содержанием мыла.
Литиевые смазки наряду с комплексными кальциевыми являются наиболее перспективными смазками мыльного типа.
Углеводородные смазки. Эти смазки готовят путем загущения жид ких минеральных масел твердыми углеводородами — парафинами или церезинами. Углеводородные смазки имеют низкую температуру плав ления (35—60° С) и не могут конкурировать с мыльными смазками в высокотемпературных узлах трения.
7В* |
199 |
Углеводородные смазки имеют и некоторые преимущества перед мыльными смазками. Основное преимущество состоит в том, что они полностью восстанавливают структуру при охлаждении после нагрева ния выше температуры плавления.
Отмеченные особенности углеводородных смазок определили ос новную область их применения — защита от коррозии. При использо вании углеводородных смазок в качестве защитных или консервационных их расплавляют и наносят на детали в расплавленном виде. После остывания структурный каркас в смазке восстанавливается и образуется тонкий защитный слой, толщину которого можно регули ровать, изменяя температуру расплавленной смазки. Широкое приме нение углеводородных смазок в качестве защитных материалов связа но не только с удобством их нанесения. Эти мазки совершенно нера створимы в воде и малопроницаемы для ее паров.
Углеводородные смазки используют также и в качестве уплотни тельных материалов в сальниковых набивках, различных соедине ниях и т. д.
Условно к пластичным смазкам относят масляные пасты графита и дисульфида молибдена.Применение графита и дисульфида молибдена резко снижает коэффициент трения,однако они не способны создавать структурный каркас и поэтому непригодны в качестве самостоятель ных загустителей. В пастах содержится от 40 до 90%графита или ди сульфида молибдена. Широко пользуются графитом и дисульфидом мо либдена в качестве твердых добавок в обычные смазки. В этом случае содержание в смазке, например, графита не превышает 20%.
Для улучшения качества смазок в них вводят некоторые присадки. Практическое применение получили антиокислительные, антикорро зионные и противозадирные присадки, которые добавляют в смазки в количестве до нескольких процентов.
Современные пластичные смазки получают на высокомеханизиро ванных предприятиях. Процесс производства смазок, как правило, пе риодический. Одной из основных операций при производстве плас тичных смазок является приготовление загустителя. Для этой цели ис пользуют варочные котлы емкостью от 3 до 20 тыс. л с обогревом и хорошим перемешиванием. Приготавливают загуститель и смешива ют его с маслом часто одновременно в процессе варки смазок. Важное значение в формировании свойств смазки имеет охлаждение готовой смазки. Изменяя скорость охлаждения, можно резко изменить струк туру и соответственно свойства смазки. После охлаждения смазка под вергается гомогенизации. Процесс гомогенизации способствует вырав ниванию состава смазки по всему объему, улучшает внешний вид смаз ки, повышает загущающую способность загустителя, увеличивает ста бильность. Гомогенизацию проводят на перетирочных машинах, колло идных мельницах и других аппаратах. После гомогенизации из смазок удаляют случайно попавший воздух (деаэрация смазок) путем их ваку умирования и готовые смазки направляют на расфасовку.
Пластичные смазки являются широко распространенным, эконо мически выгодным, а иногда и единственно возможным смазочным ма териалом.
20Q
§2. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА
ИМЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ
Косновным эксплуатационным характеристикам пла
стичных смазок относят предел прочности, вязкость, во достойкость, температуру каплепадения, коллоидную и механическую стабильность и др.
Температурой каплепадения смазок называют такую температуру, при которой из смазки, нагреваемой в оп ределенных условиях, выделяется и падает первая кап ля. Температура каплепадения показывает, при какой температуре смазка расплавляется, начинает течь и тем самым теряет работоспособность. Для предупреждения вытекания смазки из узла трения ее температура капле падения должна быть выше возможной температуры тру щихся деталей не менее чем на 15° С.
Для определения температуры каплепадения исполь зуют прибор (рис. 78), на шарик которого надет с помо щью муфты стеклянный капсюль. В капсюль вмазывают испытуемую смазку, термометр помещают в пробирку и нагревают в бане. При падении первой капли из капсюля замечают температуру, которую и принимают за темпера туру каплепадения смазки.
Автомобильные смазки существенно различаются по температуре каплепадения. Для солидолов эта темпера тура лежит в пределах 70—90, а для консталинов —
120—150° С.
Пределом прочности смазок называют то минимальное усилие, которое надо приложить, чтобы разрушить структурный каркас, сдвинуть один слой смазки относи тельно другого. Предел прочности смазок уменьшается с повышением температуры и при температуре плавления становится равным нулю. Абсолютная величина преде ла прочности большинства смазок невелика и при тем
пературах |
от 20 до 120° С находится в пределах 0,5— |
20 гс/см2. |
Смазки должны иметь минимальный предел |
прочности при наибольшей температуре применения не ниже 1—2 гс/см2. Такая величина обеспечивает удержи вание смазки в негерметизированных узлах трения, по зволяет избежать сбрасывания смазки с движущихся деталей, предотвращает стекание и сползание с верти кальных поверхностей. Очень высокий предел прочности также нежелателен, так как плотные смазки плохо по ступают к трущимся поверхностям.
Предел прочности смазок определяют на пластометре К-2 (рис. 79) и прочномере СК (ГОСТ 7143—73). В пла стометре К-2 смазку помещают в нарезной капилляр и определяют минимальную величину давления, при ко тором наступает сдвиг. В прочномере СК смазку поме
Я
It
Рис, 78. При бор для оп ределения температу ры каплепа дения сма зок:
1 — т е р м о метр; 2 — м у ф та ; 3 — к а п сю ль ; 4 — с м а з к а
201