Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
С© |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГОСТ 8581 — 63 |
|
М-8В, ТУ-за- |
ДСЗп-8 (М-8Б ), |
ДСЗп-8 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Показатели |
|
ДС-8 (М-8Б) |
М-8В с компо |
ДС-11 (М-ЮБ) |
(■М-8Б3>, |
||||
|
|
|
1-01-47 — 70 |
ТУ 38-1- 165 — 68 |
|||||||
|
|
|
|
с присадкой |
с присадкой |
ТУ 38-1-01- |
|||||
|
|
|
|
ВНИИ НП-360 |
зицией присадок |
ВНИИ НП-36С |
|
|
|
69 — 70 |
|
Вязкость, сСт, при температуре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
100° С |
|
|
|
8+ 0,5 |
|
8+ 0,5 |
11 ±0,5 |
8±0,5 |
|
8 ,5 i0 ,5 |
8+0,5 |
0° С, не более |
|
1200 |
|
1200 |
2500 |
1200 |
|
460 |
800 |
||
Индекс вязкости, не менее |
|
83 |
|
83 |
83 |
• 83 |
|
140 |
130 |
||
Коксуемость масла до добавления присал- |
0,15 |
|
0,15 |
0,30 |
_ |
|
0,1 |
|
|||
ки, %, не более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
— |
|
— |
— |
3,5 |
|
2,5 |
4,0 |
|||
Кислотное число |
масла без |
присадки, мг |
0,02 |
|
0,02 |
0,02 |
— |
|
0,05 |
|
|
КОН/г, не более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Зольность масла, |
%: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
без присадки, не более: |
|
0,005 |
|
0,005 |
0,005 |
_ |
|
0,005 |
|
||
с присадкой, не менее |
|
0,80 |
|
0,70 |
0,80 |
0,9 |
|
0,65 |
1,4 |
||
Содержание, |
%: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бария, не менее |
|
0,45 |
Не |
нормирует- |
0,45 |
_ • |
Не нормирует- |
■■ |
|||
|
|
|
|
|
ся, |
определять |
|
|
ся, |
определять |
|
кальция. |
» |
» |
|
|
обязательно |
|
|
обязательно |
|
||
|
Не нормируется |
|
— |
|
— |
_ |
|||||
фосфора, |
» |
» |
|
0,046 |
Те нормируется |
0,046 |
— |
Не |
нормирует- |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ся, |
определять |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обязательно |
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
цинка |
» |
5 |
|
0,035 |
|
То же |
0,035 |
|
|
То же |
|
водорастворимых кислот и щелочей |
иХелочная реакция |
— |
|
— |
—' |
||||||
механических примесей в масле; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
без |
присадки |
|
|
|
Отсутст вуют |
|
|
|
|
||
с присадкой, не более |
0,015 |
|
0,020 |
0,015 |
0,015 |
|
0,015 |
0,015 |
|||
воды, не более |
|
|
|
Следы |
|
|
|
|
|||
серы в масле без присадки, не более |
1,0 |
|
1,0 |
1,1 |
— |
|
1 |
— |
|||
фенола в масле без присадки |
|
|
Отсутствует |
— |
|
— |
- |
||||
Температура, |
°С |
|
|
|
|
|
|
|
|
170 |
|
вспышки в открытом тигле, не ниже |
190 |
|
190 |
200 |
200 |
|
i70 |
||||
застывания, не выше |
|
—25 |
|
—25 |
— 15 |
—25 |
|
—45 |
—40 |
||
Коррозия (на пластинках из свинца Cl или |
8 |
|
5 |
8 |
10 |
|
5 |
Отсутствует |
|||
С2 по ГОСТ 3778 — 56), г/ма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Термоокислительная стабильность при 250°С |
Не нормируется, определять обязательно |
50 |
|
— |
— |
||||||
(по методу Папок), мин, |
не менее |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Моющие свойства (по ПЗВ), баллы, не более |
0,5 |
|
0,5 |
0,5 |
1,0 |
|
— |
2,0 |
|||
Цвет масла без присадки (стекло № 4, раз- |
18 |
|
18 |
16 |
— |
|
— |
— |
|||
бавление 85: 15), мм, не менее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Плотность при 20° С (небраксвочная), г/см3, |
0,895 |
|
0,895 |
0,905 |
-- |
|
— |
— |
|||
не более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оо |
|
|
|
Т а б л и ц а 61 |
|
о |
|
|
|
||
|
|
|
Характеристика дизельных масел МТ |
||
ГОСТ 6360—58 |
МТ-16п с присадками, |
|
|
||
Показатели |
|
МРТУ 38- 1-242 — 66 |
МТ-8п, |
МТЗ-Юп, |
|
|
|
|
МРТУ |
ТУ 38-00184— |
|
|
|
4,5% МНИ |
|
||
МТ-14п |
МТ16п |
5% ВНИИ 38-1-151 — 64 |
72 |
||
|
|
ИП-22к |
НЛ-360 |
|
|
Вязкость, сСт, при температуре: 100° С
0° С, не более
—30° С, не |
более |
Индекс вязкости |
базового масла, не менее |
Отношение кинематической вязкости при 50° С
к кинематической |
вязкости при 100° С не |
более |
’ |
13,5-14,5 |
16,0—17,5 |
16±0,5 |
16+0,5 |
8+1 |
10+0,5 |
1000 |
Не нормируется |
— |
— |
— |
650 |
280пз |
|
— |
— |
— |
15 000сст |
— |
— |
80 |
80 |
85 |
___ |
4,0 |
7,0 |
— |
— |
— |
4,0 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более
Коксуемость масла без присадки, %, не более
Зольность, %:
без присадки, не более с присадкой, не менее
Содержание:
селективных растворителей
серы в масле без присадки, %, не более
водорастворимых кислот и щелочей
механических примесей в масле: без присадки
с присадкой, %, не более воды
Температура, °С: вспышки:
в закрытом тигле, не ниже
0,10 |
0,15 |
0,15 |
|
0,15 |
0,10 |
0,06* |
0,20 |
0,30 |
0,40 |
|
0,40 |
0,30 |
|
0,005 |
0,005 |
0,005 |
|
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,13 |
0,25 |
0,45 |
|
0,65 |
0,4—0,6 |
0,80—1,15 |
|
|
|
|
/ |
|
(сульфатная) |
— |
ОтсутстЕ*уют |
|
1 |
|||
|
|
|
|
|||
Отсутствуют Слабощелочная |
1,1 |
1 |
1,1 |
|
|
|
Реакция от слабощелоч |
Щелочная |
реакция |
||||
|
реакция |
ной до |
щелочной |
|
|
Отсутствуют
0,008 |
0,01 |
0,015 |
0,015 |
0,015 |
0,025 |
|
Отсутст вует |
|
|
|
|
Не норми |
200 |
198 |
198 |
— |
|
руется |
|
|
|
|
|
в открытом |
тигле |
|
|
|
|
165 |
— |
— |
— |
1S0 |
165 |
||
застывания» не выше |
|
|
|
|
—43 |
—25 |
—25 |
—25 |
—30 |
-4 3 |
|||
Разность |
температур |
вспышки |
в открытом и |
Не норми |
20 |
22 |
22 |
— |
|
||||
закрытом тиглях, °С, не более |
|
|
руется |
|
|
|
|
|
|||||
Коррозия |
(на пластинках из свинца марок С1 |
10 |
10 |
8 |
8 |
8 |
|
||||||
или С2 |
по ГОСТ 3778 — 56), г/см2, не более |
|
|
|
|
|
|
||||||
Цвет масла без |
присадки (стекло № 4, |
раз |
— |
— |
10 |
10 |
10 |
|
|||||
бавление 85 : 15), мм, не менее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Моторные свойства при 250° С: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
термоокислительная стабильность |
(по |
ме |
— |
25 |
60 |
60 |
60 |
|
|||||
тоду Папок), мин, не менее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
содержание рабочей фракции за |
30 мин, |
— |
15 |
35 |
35 |
35 |
|
||||||
%, |
не менее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лакообразование |
за 30 мин, |
%, |
не более |
— |
20 |
1 |
1 |
1 |
|
||||
моторная испаряемость |
:а |
30 мин, |
%, |
— |
68 |
65 |
65 |
65 |
|
||||
не более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
критическая температура лакообразования |
— |
— |
260 |
260 |
260 |
|
|||||||
за 30 мин, |
JC, |
не ниже |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Моющие свойства |
(по ПЗВ), |
баллы, |
не более |
— |
_ |
1.0 |
1,0 |
1,0 |
|
||||
Плотность |
при 20е С, |
г/см3, |
не более |
|
|
— |
0,895 |
0,900 |
0,900 |
0,900 |
|
—
23 * До введения присадок.
|
|
|
Т а б л и ц а |
62 |
|
Технические условия |
на масло долгоработающее |
всесезонное ДВ-АСЗп-10 |
|||
|
|
|
(ТУ 38-101155 —71) |
||
|
|
Показатели |
|
Нормы |
|
Кинематическая вязкость, сСт, при температуре] |
|
10±0,5 |
|
||
+ 100° С, в пределах |
|
|
|
||
0° С, не более |
|
|
|
900 |
|
—18° С, не более |
|
|
|
6000 |
|
Зольность (сульфатная), %, не более |
|
1,2 |
|
||
Содержание механических |
примесей, %, не более |
|
0,02 |
|
|
Содержание воды, %, не более |
|
Следы |
|
||
Температура вспышки |
в открытом тигле, °С, не ниже |
|
190 |
|
|
Температура застывания, °С, не выше |
|
—30 |
|
||
Коррозионность на пластинах из свинца, г/мг, не более |
5.0 |
|
|||
Моющие свойства по ПЗВ, |
баллы, не более |
|
1.0 |
|
|
Щелочность, мг КОН/г, не менее |
|
5,5 |
|
||
П р и м е ч а н и е . |
В числе механических примесей не |
допускаются |
песок и другие |
||
абразивные вещества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
63 |
Характер изменений качества долгоработающего масла в процессе бессменной работы в двигателе
Вязкость, сСт, при температуре, °С
Пробег автомобиля, км
100 0 — 18
0 (снежее масло) |
9,68 |
809 5060 |
|
4 |
Н |
0> |
|
Я |
||
0»г |
Н |
■9- |
Ss? |
о Ь |
|
4 |
1» |
х * |
|
с; |
|
Кислот число, КОН/г |
|
% |
< с |
|
Золас ,пая |
||
|
5g |
> |
* « |
|
4) |
|
к 5 |
|
! |
£ а |
|
|
|
|
|
— |
5,15 |
1,15 |
0,003 |
Двигат ель 3 M 3 - 5 3
2 000 |
8,83 |
715 |
4730 |
0,91 |
5,13 |
1,09 |
10 000 |
9,03 |
673 |
4050 |
2,81 |
0,75 |
0,84 |
15000 |
9,62 |
748 |
4290 |
2,93 |
0,66 |
0,91 |
|
Двигат ель З И Л -1 3 0 |
|
|
|
||
2 000 |
8,02 |
570 |
3195 |
1,31 |
3,83 |
1,09 |
10 000 |
7,92 |
559 |
3641 |
1,63 |
2,46 |
0,95 |
15 000 |
•8,85 |
627 |
5385 |
2,52 |
1,06 |
0,91 |
Масла МТ-16п изготавливают из высоковязких масляных компо нентов. Масла МТЗ-10п и МТ-14п — загущенные, поэтому имеют хоро шие низкотемпературные свойства. Все масла марки МТ применяют как всесезонные.
Новым в производстве масел для двигателей является применение в качестве базовых масел синтетических продуктов или их смесей с ми неральным маслом. Так, при создании северных и арктических масел за рубежом использованы синтетические углеводородные жидкости (SHC) на основе нефтяных олефинов. Эти продукты имеют температуру застывания минус 50° С и ниже, а вязкость при температуре 100° С
188
от 5 до 40 сСт. Синтетические масла менее горючи, чем минеральные, совместимы с материалами сальников и прокладок, имеют исключи тельно хорошую текучесть при низких температурах.
Несмотря на высокую цену (она в 3 раза выше, чем минеральных масел), применение этих продуктов вследствие их уникальных свойств вполне оправдывается. Одним из перспективных направлений в совер шенствовании масел является использование в них больших ко личеств (минимум 30%) низкомолекулярного полиизобутилена (моле кулярного веса, близкого молекулярному весу масла).
Эти масла применяются главным образом в двухтактных дизельных двигателях, где очень жесткие условия работы масла.
Многие новые технические решения в области разработки масел для двигателей еще не вышли из опытного производства, а поэтому не нашли широкого практического применения.
Г л а в а VI
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
К автомобильным трансмиссионным маслам относятся смазочные материалы, применяемые для смазки шестерен задних мостов, коро бок передач, раздаточных коробок, бортовых и колесных редукторов,
атакже других агрегатов трансмиссий.
Кэтому типу масел следует отнести и масла для гидромеханических передач, получивших большое распространение в современном авто мобилестроении. Условия работы масел в этих агрегатах имеют ряд особенностей, и поэтому они выделяются в отдельную подгруппу.
В общем балансе смазочных материалов трансмиссионные масла составляют около 5%.
§ I. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Условия работы в зависимости от типа передач. В современных автомобильных трансмиссиях применяются спирально-конические, гипоидные и червячные передачи (рис. 76).
Рис. 76. Типы передач: а — червячная; б — спирально-коническая; в — гипоидная
189
Гипоидная передача характеризуется высокими удельными нагруз ками (порядка 40 000 кгс/см2) в зоне контакта зубьев. В этой связи к смазочному материалу предъявляются более высокие требования, поэтому для передач этого типа применяют специальные масла «гипоидные».
Самые напряженные условия работы масла наблюдаются в задних мостах автомобиля. В коробках передач удельные нагрузки на зубья шестерен меньше. Трансмиссии автомобилей разных марок имеют конструктивные особенности, которые следует учитывать при выборе масла.
Трансмиссионное масло должно обеспечить надежную смазку не только самих зубьев шестерен, но и подшипников скольжения и ка чения, механизма переключения передач и других деталей транс миссии.
Современные трансмиссии изготавливают из легированных сталей, однако используют отдельные детали и из цветных металлов (напри мер, бронзовые втулки). Последние весьма подвержены коррозии, поэтому к противокоррозионным свойствам масла предъявляются особые требования.
Общими требованиями являются:
обеспечение нормальной работы трансмиссии с минимальными взносами трущихся поверхностей в течение всего срока службы;
снижение до минимума потерь энергии при передаче мощности, за счет выбора оптимального уровня вязкости;
защита деталей трансмиссии от всех видов коррозии; сохранение работоспособности масла в течение работы в узле не
менее 20 000—30 000 км пробега автомобиля.
В зависимости от районов использования автомобилей (север, средняя полоса, юг страны) требования к маслу и, в первую очередь, к его низкотемпературной характеристике изменяются, поэтому в ас сортименте масел необходимо иметь северные и другие зональные и сезонные трансмиссионные масла.
Температурный режим работы масла в трансмиссии. При оценке температурного режима работы масла различают три наиболее ха рактерные рабочие температуры:
минимальную — в момент начала работы после длительной стоян ки автомобиля. Обычно это температура окружающего воздуха;
максимальную — наиболее часто встречающуюся во время работы агрегата;
среднюю эксплуатационную — наиболее вероятную во время ра боты агрегата за весь период эксплуатации (летний или зимний).
Температура масла (в объеме) в современных автомобильных транс миссиях, как правило, не поднимается выше 100° С. В специаль ных автомобилях со сложной трансмиссией температура масла в агре гатах может быть и больше.
Температуры, наблюдаемые в точках контакта трущихся поверх ностей, гораздо выше (порядка 300—1000° С).
190
Вязкость трансмиссионного масла, как и вязкость масла для дви гателя, является важным эксплуатационным свойством. Она опреде ляет противоизносные характеристики масла, сопротивление провора чиванию (что особо важно в зимнее время), потери энергии при пере даче мощности. Вязкость масла имеет большое значение для обеспече ния нормальной работы сальниковых уплотнений (исключение течи сальников).
В автомобильных трансмиссиях наблюдаются такие же режимы трения, какие были рассмотрены в разделе масел для двигателей: гидродинамический (жидкостное трение), граничный и трение в от сутствие смазки.
Для трансмиссионных масел наиболее характерны два последних режима, причем трение в отсутствие смазки, если оно протекает в больших размерах, приводит к натирам и задирам трущихся поверх ностей.
Поверхности трения в трансмиссиях могут быть повреждены вследствие: заедания, изнашивания, процесса контактной усталости, коррозионно-химического воздействия, нарушений, допущенных при технологической обработке деталей (дефекты), неправильной сборки агрегата (перекосы деталей).
Износ наблюдается только при гидродинамическом и гранич ном режимах смазки. Заедание является катастрофическим видом разрушения. Заедание и схватывание могут проявляться в виде переноса («намазывания») металла с поверхности одного тела на сопря женную с ним поверхность другого. Схватывание происходит в первую очередь при контакте чистых поверхностей, где нет граничного слоя адсорбированных молекул противозадирных присадок. Мгновенный скачок температуры в зонах зацепления трения может достигать 300° С и выше, но уже при температурах порядка 200 °С на площадках фактического касания тепловая энергия трения превышает энергию связи полярных молекул присадки с поверхностью металла, что при водит к разрушению граничных пленок. В этих микрозонах может на ступить сваривание металла. Но при этом необходимо иметь в виду, что момент наступления заедания зависит и от величины нагрузки и от количества очагов сцепления (сваривания) трущихся поверхностей.
Качество смазочного масла играет важную роль в предотвращении задиров поверхностей. Энергия связи молекул противозадирной при садки с металлом, с одной стороны, должна быть достаточно велика, чтобы обеспечить прочность граничной пленки, и, с другой стороны, прочность граничной пленки на сдвиг должна быть меньше прочности на сдвиг нижележащих слоев металла. Только при этом условии будут
защищены трущиеся поверхности от разрушения. |
Если |
это условие |
|
не будет соблюдаться, то возможна |
пластическая |
деформация — на |
|
волакивание металла и изменение |
размера детали без |
уменьшения |
|
ее массы. |
|
|
|
Противозадирные присадки образуют на поверхности металла пленки пониженного сопротивления сдвигу и тем самым препятствуют пластической деформации металла.
191