Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С©

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСТ 8581 — 63

 

М-8В, ТУ-за-

ДСЗп-8 (М-8Б ),

ДСЗп-8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

ДС-8 (М-8Б)

М-8В с компо­

ДС-11 (М-ЮБ)

(■М-8Б3>,

 

 

 

1-01-47 — 70

ТУ 38-1- 165 — 68

 

 

 

 

с присадкой

с присадкой

ТУ 38-1-01-

 

 

 

 

ВНИИ НП-360

зицией присадок

ВНИИ НП-36С

 

 

 

69 — 70

Вязкость, сСт, при температуре

 

 

 

 

 

 

 

 

100° С

 

 

 

8+ 0,5

 

8+ 0,5

11 ±0,5

8±0,5

 

8 ,5 i0 ,5

8+0,5

0° С, не более

 

1200

 

1200

2500

1200

 

460

800

Индекс вязкости, не менее

 

83

 

83

83

• 83

 

140

130

Коксуемость масла до добавления присал-

0,15

 

0,15

0,30

_

 

0,1

 

ки, %, не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

 

3,5

 

2,5

4,0

Кислотное число

масла без

присадки, мг

0,02

 

0,02

0,02

 

0,05

 

КОН/г, не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зольность масла,

%:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

без присадки, не более:

 

0,005

 

0,005

0,005

_

 

0,005

 

с присадкой, не менее

 

0,80

 

0,70

0,80

0,9

 

0,65

1,4

Содержание,

%:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бария, не менее

 

0,45

Не

нормирует-

0,45

_

Не нормирует-

■■

 

 

 

 

 

ся,

определять

 

 

ся,

определять

 

кальция.

»

»

 

 

обязательно

 

 

обязательно

 

 

Не нормируется

 

 

_

фосфора,

»

»

 

0,046

Те нормируется

0,046

Не

нормирует-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ся,

определять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательно

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

цинка

»

5

 

0,035

 

То же

0,035

 

 

То же

 

водорастворимых кислот и щелочей

иХелочная реакция

 

—'

механических примесей в масле;

 

 

 

 

 

 

 

 

без

присадки

 

 

 

Отсутст вуют

 

 

 

 

с присадкой, не более

0,015

 

0,020

0,015

0,015

 

0,015

0,015

воды, не более

 

 

 

Следы

 

 

 

 

серы в масле без присадки, не более

1,0

 

1,0

1,1

 

1

фенола в масле без присадки

 

 

Отсутствует

 

-

Температура,

°С

 

 

 

 

 

 

 

 

170

вспышки в открытом тигле, не ниже

190

 

190

200

200

 

i70

застывания, не выше

 

—25

 

—25

— 15

—25

 

—45

—40

Коррозия (на пластинках из свинца Cl или

8

 

5

8

10

 

5

Отсутствует

С2 по ГОСТ 3778 — 56), г/ма

 

 

 

 

 

 

 

 

Термоокислительная стабильность при 250°С

Не нормируется, определять обязательно

50

 

(по методу Папок), мин,

не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

Моющие свойства (по ПЗВ), баллы, не более

0,5

 

0,5

0,5

1,0

 

2,0

Цвет масла без присадки (стекло № 4, раз-

18

 

18

16

 

бавление 85: 15), мм, не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

Плотность при 20° С (небраксвочная), г/см3,

0,895

 

0,895

0,905

--

 

не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оо

 

 

 

Т а б л и ц а 61

о

 

 

 

 

 

 

Характеристика дизельных масел МТ

ГОСТ 6360—58

МТ-16п с присадками,

 

 

Показатели

 

МРТУ 38- 1-242 — 66

МТ-8п,

МТЗ-Юп,

 

 

 

МРТУ

ТУ 38-00184—

 

 

4,5% МНИ

 

МТ-14п

МТ16п

5% ВНИИ 38-1-151 — 64

72

 

 

ИП-22к

НЛ-360

 

 

Вязкость, сСт, при температуре: 100° С

0° С, не более

—30° С, не

более

Индекс вязкости

базового масла, не менее

Отношение кинематической вязкости при 50° С

к кинематической

вязкости при 100° С не

более

13,5-14,5

16,0—17,5

16±0,5

16+0,5

8+1

10+0,5

1000

Не нормируется

650

280пз

 

15 000сст

80

80

85

___

4,0

7,0

4,0

Кислотное число, мг КОН/г, не более

Коксуемость масла без присадки, %, не более

Зольность, %:

без присадки, не более с присадкой, не менее

Содержание:

селективных растворителей

серы в масле без присадки, %, не более

водорастворимых кислот и щелочей

механических примесей в масле: без присадки

с присадкой, %, не более воды

Температура, °С: вспышки:

в закрытом тигле, не ниже

0,10

0,15

0,15

 

0,15

0,10

0,06*

0,20

0,30

0,40

 

0,40

0,30

 

0,005

0,005

0,005

 

0,005

0,005

0,005

0,13

0,25

0,45

 

0,65

0,4—0,6

0,80—1,15

 

 

 

 

/

 

(сульфатная)

ОтсутстЕ*уют

 

1

 

 

 

 

Отсутствуют Слабощелочная

1,1

1

1,1

 

 

Реакция от слабощелоч­

Щелочная

реакция

 

реакция

ной до

щелочной

 

 

Отсутствуют

0,008

0,01

0,015

0,015

0,015

0,025

 

Отсутст вует

 

 

 

Не норми­

200

198

198

 

руется

 

 

 

 

 

в открытом

тигле

 

 

 

 

165

1S0

165

застывания» не выше

 

 

 

 

—43

—25

—25

—25

—30

-4 3

Разность

температур

вспышки

в открытом и

Не норми­

20

22

22

 

закрытом тиглях, °С, не более

 

 

руется

 

 

 

 

 

Коррозия

(на пластинках из свинца марок С1

10

10

8

8

8

 

или С2

по ГОСТ 3778 — 56), г/см2, не более

 

 

 

 

 

 

Цвет масла без

присадки (стекло № 4,

раз­

10

10

10

 

бавление 85 : 15), мм, не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

Моторные свойства при 250° С:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

термоокислительная стабильность

(по

ме­

25

60

60

60

 

тоду Папок), мин, не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание рабочей фракции за

30 мин,

15

35

35

35

 

%,

не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лакообразование

за 30 мин,

%,

не более

20

1

1

1

 

моторная испаряемость

30 мин,

%,

68

65

65

65

 

не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

критическая температура лакообразования

260

260

260

 

за 30 мин,

JC,

не ниже

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моющие свойства

(по ПЗВ),

баллы,

не более

_

1.0

1,0

1,0

 

Плотность

при 20е С,

г/см3,

не более

 

 

0,895

0,900

0,900

0,900

 

23 * До введения присадок.


 

 

 

Т а б л и ц а

62

Технические условия

на масло долгоработающее

всесезонное ДВ-АСЗп-10

 

 

 

(ТУ 38-101155 —71)

 

 

Показатели

 

Нормы

 

Кинематическая вязкость, сСт, при температуре]

 

10±0,5

 

+ 100° С, в пределах

 

 

 

0° С, не более

 

 

 

900

 

—18° С, не более

 

 

 

6000

 

Зольность (сульфатная), %, не более

 

1,2

 

Содержание механических

примесей, %, не более

 

0,02

 

Содержание воды, %, не более

 

Следы

 

Температура вспышки

в открытом тигле, °С, не ниже

 

190

 

Температура застывания, °С, не выше

 

—30

 

Коррозионность на пластинах из свинца, г/мг, не более

5.0

 

Моющие свойства по ПЗВ,

баллы, не более

 

1.0

 

Щелочность, мг КОН/г, не менее

 

5,5

 

П р и м е ч а н и е .

В числе механических примесей не

допускаются

песок и другие

абразивные вещества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

63

Характер изменений качества долгоработающего масла в процессе бессменной работы в двигателе

Вязкость, сСт, при температуре, °С

Пробег автомобиля, км

100 0 — 18

0 (снежее масло)

9,68

809 5060

 

4

Н

0>

 

Я

0»г

Н

■9-

Ss?

о Ь

 

4

х *

 

с;

 

Кислот число, КОН/г

 

%

< с

 

Золас ,пая

 

5g

>

* «

 

4)

 

к 5

 

!

£ а

 

 

 

5,15

1,15

0,003

Двигат ель 3 M 3 - 5 3

2 000

8,83

715

4730

0,91

5,13

1,09

10 000

9,03

673

4050

2,81

0,75

0,84

15000

9,62

748

4290

2,93

0,66

0,91

 

Двигат ель З И Л -1 3 0

 

 

 

2 000

8,02

570

3195

1,31

3,83

1,09

10 000

7,92

559

3641

1,63

2,46

0,95

15 000

•8,85

627

5385

2,52

1,06

0,91

Масла МТ-16п изготавливают из высоковязких масляных компо­ нентов. Масла МТЗ-10п и МТ-14п — загущенные, поэтому имеют хоро­ шие низкотемпературные свойства. Все масла марки МТ применяют как всесезонные.

Новым в производстве масел для двигателей является применение в качестве базовых масел синтетических продуктов или их смесей с ми­ неральным маслом. Так, при создании северных и арктических масел за рубежом использованы синтетические углеводородные жидкости (SHC) на основе нефтяных олефинов. Эти продукты имеют температуру застывания минус 50° С и ниже, а вязкость при температуре 100° С

188


от 5 до 40 сСт. Синтетические масла менее горючи, чем минеральные, совместимы с материалами сальников и прокладок, имеют исключи­ тельно хорошую текучесть при низких температурах.

Несмотря на высокую цену (она в 3 раза выше, чем минеральных масел), применение этих продуктов вследствие их уникальных свойств вполне оправдывается. Одним из перспективных направлений в совер­ шенствовании масел является использование в них больших ко­ личеств (минимум 30%) низкомолекулярного полиизобутилена (моле­ кулярного веса, близкого молекулярному весу масла).

Эти масла применяются главным образом в двухтактных дизельных двигателях, где очень жесткие условия работы масла.

Многие новые технические решения в области разработки масел для двигателей еще не вышли из опытного производства, а поэтому не нашли широкого практического применения.

Г л а в а VI

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

К автомобильным трансмиссионным маслам относятся смазочные материалы, применяемые для смазки шестерен задних мостов, коро­ бок передач, раздаточных коробок, бортовых и колесных редукторов,

атакже других агрегатов трансмиссий.

Кэтому типу масел следует отнести и масла для гидромеханических передач, получивших большое распространение в современном авто­ мобилестроении. Условия работы масел в этих агрегатах имеют ряд особенностей, и поэтому они выделяются в отдельную подгруппу.

В общем балансе смазочных материалов трансмиссионные масла составляют около 5%.

§ I. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

Условия работы в зависимости от типа передач. В современных автомобильных трансмиссиях применяются спирально-конические, гипоидные и червячные передачи (рис. 76).

Рис. 76. Типы передач: а — червячная; б — спирально-коническая; в — гипоидная

189

Гипоидная передача характеризуется высокими удельными нагруз­ ками (порядка 40 000 кгс/см2) в зоне контакта зубьев. В этой связи к смазочному материалу предъявляются более высокие требования, поэтому для передач этого типа применяют специальные масла «гипоидные».

Самые напряженные условия работы масла наблюдаются в задних мостах автомобиля. В коробках передач удельные нагрузки на зубья шестерен меньше. Трансмиссии автомобилей разных марок имеют конструктивные особенности, которые следует учитывать при выборе масла.

Трансмиссионное масло должно обеспечить надежную смазку не только самих зубьев шестерен, но и подшипников скольжения и ка­ чения, механизма переключения передач и других деталей транс­ миссии.

Современные трансмиссии изготавливают из легированных сталей, однако используют отдельные детали и из цветных металлов (напри­ мер, бронзовые втулки). Последние весьма подвержены коррозии, поэтому к противокоррозионным свойствам масла предъявляются особые требования.

Общими требованиями являются:

обеспечение нормальной работы трансмиссии с минимальными взносами трущихся поверхностей в течение всего срока службы;

снижение до минимума потерь энергии при передаче мощности, за счет выбора оптимального уровня вязкости;

защита деталей трансмиссии от всех видов коррозии; сохранение работоспособности масла в течение работы в узле не

менее 20 000—30 000 км пробега автомобиля.

В зависимости от районов использования автомобилей (север, средняя полоса, юг страны) требования к маслу и, в первую очередь, к его низкотемпературной характеристике изменяются, поэтому в ас­ сортименте масел необходимо иметь северные и другие зональные и сезонные трансмиссионные масла.

Температурный режим работы масла в трансмиссии. При оценке температурного режима работы масла различают три наиболее ха­ рактерные рабочие температуры:

минимальную — в момент начала работы после длительной стоян­ ки автомобиля. Обычно это температура окружающего воздуха;

максимальную — наиболее часто встречающуюся во время работы агрегата;

среднюю эксплуатационную — наиболее вероятную во время ра­ боты агрегата за весь период эксплуатации (летний или зимний).

Температура масла (в объеме) в современных автомобильных транс­ миссиях, как правило, не поднимается выше 100° С. В специаль­ ных автомобилях со сложной трансмиссией температура масла в агре­ гатах может быть и больше.

Температуры, наблюдаемые в точках контакта трущихся поверх­ ностей, гораздо выше (порядка 300—1000° С).

190


Вязкость трансмиссионного масла, как и вязкость масла для дви­ гателя, является важным эксплуатационным свойством. Она опреде­ ляет противоизносные характеристики масла, сопротивление провора­ чиванию (что особо важно в зимнее время), потери энергии при пере­ даче мощности. Вязкость масла имеет большое значение для обеспече­ ния нормальной работы сальниковых уплотнений (исключение течи сальников).

В автомобильных трансмиссиях наблюдаются такие же режимы трения, какие были рассмотрены в разделе масел для двигателей: гидродинамический (жидкостное трение), граничный и трение в от­ сутствие смазки.

Для трансмиссионных масел наиболее характерны два последних режима, причем трение в отсутствие смазки, если оно протекает в больших размерах, приводит к натирам и задирам трущихся поверх­ ностей.

Поверхности трения в трансмиссиях могут быть повреждены вследствие: заедания, изнашивания, процесса контактной усталости, коррозионно-химического воздействия, нарушений, допущенных при технологической обработке деталей (дефекты), неправильной сборки агрегата (перекосы деталей).

Износ наблюдается только при гидродинамическом и гранич­ ном режимах смазки. Заедание является катастрофическим видом разрушения. Заедание и схватывание могут проявляться в виде переноса («намазывания») металла с поверхности одного тела на сопря­ женную с ним поверхность другого. Схватывание происходит в первую очередь при контакте чистых поверхностей, где нет граничного слоя адсорбированных молекул противозадирных присадок. Мгновенный скачок температуры в зонах зацепления трения может достигать 300° С и выше, но уже при температурах порядка 200 °С на площадках фактического касания тепловая энергия трения превышает энергию связи полярных молекул присадки с поверхностью металла, что при­ водит к разрушению граничных пленок. В этих микрозонах может на­ ступить сваривание металла. Но при этом необходимо иметь в виду, что момент наступления заедания зависит и от величины нагрузки и от количества очагов сцепления (сваривания) трущихся поверхностей.

Качество смазочного масла играет важную роль в предотвращении задиров поверхностей. Энергия связи молекул противозадирной при­ садки с металлом, с одной стороны, должна быть достаточно велика, чтобы обеспечить прочность граничной пленки, и, с другой стороны, прочность граничной пленки на сдвиг должна быть меньше прочности на сдвиг нижележащих слоев металла. Только при этом условии будут

защищены трущиеся поверхности от разрушения.

Если

это условие

не будет соблюдаться, то возможна

пластическая

деформация — на­

волакивание металла и изменение

размера детали без

уменьшения

ее массы.

 

 

 

Противозадирные присадки образуют на поверхности металла пленки пониженного сопротивления сдвигу и тем самым препятствуют пластической деформации металла.

191